к делу <...>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<...> <...> г.
<...> городской суд <...> в составе:
председательствующего судьи ФИО28
при секретаре судебного заседания ФИО18,
с участием: представителя истца - администрации <...> городского поселения по доверенности ФИО21,
представителя истца МУП <...> «ФИО29» по доверенности - ФИО22,
ответчиков:ФИО7, ФИО9, ФИО14, ФИО2, ФИО15, ФИО1, ФИО11, ФИО12, ФИО5,
представителя ответчика ФИО13 – по доверенности ФИО9,
представителя ответчика ФИО3 по доверенности – ФИО19,
представителя третьего лица АО «<...>газ» по доверенности - ФИО20,
представителя третьего лица <...> городского отделения <...>вого отделения ООО «ФИО30» по доверенности - ФИО24,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искуадминистрации <...> городского поселения <...>, МУП <...> «ФИО31» к ФИО1, ФИО9, ФИО13, ФИО2, ФИО3, ФИО11, ФИО14, ФИО15, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО12 о приведении в прежнее состояние системы газоснабжения,
установил:
Администрация <...> городского поселения <...>, МУП <...> «Тепловые ФИО32» обратились в суд с иском к ФИО1, ФИО9, ФИО13, ФИО2,ФИО3, ФИО11, ФИО14, ФИО15, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО12 о приведении в прежнее состояние системы газоснабжения в квартирах, расположенных в многоквартирном жилом доме по <...> в <...> края.
В обоснование своих требований, истцы указывают, что по запросу администрации <...> городского поселения, руководство МУП <...> «ФИО33» предоставило списки лиц, самовольно демонтировавших приборы отопления и установивших незаконное автономное газовое отопление. Администрацией <...> городского поселения были разосланы уведомления о приведении жилого помещения в прежнее состояние следующим собственникам жилых помещений многоквартирного жилого дома по адресу: <...>, которые незаконно эксплуатируют установленные газовые приборы: ФИО1 - собственнику <...>;ФИО9, ФИО13 - собственникам <...>;ФИО2 - собственнику <...>;ФИО11 - собственнику <...>;ФИО14 – собственнику <...>; ФИО15 – собственнику <...>; ФИО6, ФИО7 - собственникам <...>; ФИО12 – собственнику <...>.
Срок исполнения законного требования администрации был установлен до <...>, однако указанные собственники жилых помещений его не исполнили, сообщений о принятие каких-либо действий не представили.
Ответчиками было самостоятельно произведено отключение от централизованной системы отопления и самовольно установлено дополнительное газоиспользующее оборудование. Данное переустройство ответчики совершили без проектного решения, без согласования с газоснабжающей и теплоснабжающей организациями, без согласования с органами местного самоуправления (межведомственная комиссия по использованию жилищного фонда при администрации Лабинского городского поселения <...>, согласно постановления главы Лабинского городского поселения <...> от <...> <...>).
Произведенные ответчиками работы затрагивают общедомовую систему отопления, поскольку предусматривают демонтаж существующих отопительных приборов, обрезку подводящих трубопроводов на стояках и врезку перемычек на транзитных стояках, которые служат не только для обогрева одного помещения, но и для транзита теплоносителя по системе отопления дома в другие его помещения, в связи, с чем предназначены для обслуживания более одной квартиры, что позволяет отнести их к составу общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с п. 3 ст. 29 ЖК РФ собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. В соответствии с п.5 ст. 29 ЖК РФ, если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный в части 3 настоящей статьи срок в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа при условии непринятия решения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, принимает решение в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние.
На основании изложенного, истцы просят суд: обязать собственников вышеуказанных квартир многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...> подключить, принадлежащие им на праве собственности квартирык централизованной системе отопления, действующей в многоквартирном доме, признав их действия по отключению квартиры от централизованной системы отопления – незаконными и обязать не чинить препятствий для проведения работ по подключению незаконно отключенных отопительных приборов. Признать дополнительно установленное внутридомовое газоиспользующее оборудование, незаконно установленным и обязать не чинить препятствий для проведения работ по отключению самовольно установленного дополнительного газового оборудования.Привести в прежнее до переустройства состояние системы газоснабжения, в соответствии с проектным решением по внутридомовому газоиспользующему оборудованию по адресу: <...>, путем демонтажа самовольно установленного дополнительного газового оборудования.Взыскать расходы по уплате госпошлины в размере 6000 рублей солидарно с ответчиков в пользу МУП <...> «ФИО34».
В судебном заседании представители истцов - администрации Лабинского городского поселения <...> - ФИО21, МУП <...> «ФИО35» - ФИО22 полностью поддержали исковые требования и просили их удовлетворить, дали суду пояснения, аналогичные изложенных в исковом заявлении.
Ответчик ФИО4 в судебное заседание не явился, направив в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
Ответчики ФИО9, ФИО14, ФИО25, ФИО15, ФИО1, ФИО11, ФИО12,ФИО26, представитель ответчика ФИО3 по доверенности – ФИО19, с исковыми требованиями не согласились, пояснив, что не всеми ответчиками были получены уведомления от администрации Лабинского городского поселения <...> с требованием в срок до <...> привести жилое помещение в прежнее, до переустройства состояние системы газоснабжения в квартире.
Ответчики полагают, что они как собственники помещений в многоквартирном доме, также являются собственниками помещений и сособственниками доли в праве на общее имущество, включая фасад дома. Действий, которые ведут к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, а также к ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, они не предпринимали, доказательств иного истцами не представлено. Они не создают препятствий для осуществления права пользования и владения фасадом дома другим собственникам помещений, не нарушают их прав на благоприятные и безопасные условия проживания. Соответственно, отсутствует нарушенное право, подлежащее защите в судебном порядке.
Также, за ними, как гражданами РФ, закрепляется право использовать энергию для бытового потребления в необходимом им количестве, а также право снижать тепловую нагрузку до определенных значений. Они воспользовались данным правом, а также правом потребителя на односторонний отказ от исполнения договора оказания услуг, и отказались от потребления услуг, предоставляемых МУП <...> «Тепловые сети».
Просили суд отказать в удовлетворении иска.
Ответчик ФИО7 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, представила письменные возражения, в которых указано, что ей и её сыну ФИО6 принадлежит на праве общей долевой собственности <...>. Квартира расположена на 5 (последнем) этаже дома, площадь составляет 62,30 кв.м.С момента приобретения в <...> году до <...> года квартира была подключена к централизованным системам отопления и газоснабжения. В течение трех отопительных сезонов температура в квартире постоянно находилась ниже установленных санитарно-гигиенических норм, что было зафиксировано представителями МУП «ФИО36 поэтому, после консультации со специалистами МУП ФИО38» в августе <...> года ФИО7 решила подключить автономную систему отопления и горячего водоснабжения. Все свои дальнейшие действия она согласовывала с компетентными органами.
По заказу ответчика ЗАО «ФИО39 «ФИО37 изготовил рабочий проект автономного отопления <...> в <...>, который был согласован и утвержден главным инженером МУП «ФИО43» ФИО42.Е.
По заявлению ФИО7 ОАО «<...>газ» был изготовлен рабочий проект на газификацию <...>, выданы технические условия на дополнительную установку счетчика и автономного отопительного котла.
Далее был заключен договор с ИП ФИО23, который выполнил работы по монтажу автономного отопления в строгом соответствии с изготовленными проектами.
После завершения монтажа ФИО7уведомила все необходимые контролирующие организации (ОАО «<...>газ», МУП <...> «ФИО41», МУП «ФИО40»), в результате был составлен акт приемки выполненных работ.В связи с этим по заявлению ФИО7договорные отношения между ею и МУП «ФИО45» были прекращены.
Примерно с сентября <...> года ФИО7 не является абонентом и пользователем центрального отопления и горячего водоснабжения, она не является должником МУП «ФИО44».
На основании изложенного, просила суд отказать в удовлетворении исковых требований. Также, ответчик ФИО7 просила применить последствия пропуска срока исковой давности администрации Лабинского городского поселения при обращении в суд, отказать истцу в его восстановлении.
Представители третьих лиц - <...> городского отделения ККО ООО «ФИО46» ФИО24, а также АО «<...>газ» ФИО20 в судебном заседании поддержали исковые требования МУП «ФИО47», администрации <...> городского поселения. Полагали необходимым удовлетворить исковое заявление.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требованияадминистрации <...> городского поселения, МУП <...> «ФИО48» подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, ответчики являются собственниками квартир в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <...>:ФИО1 - собственник <...>; ФИО9, ФИО13 - собственники <...>; ФИО25 - собственник <...>; ФИО11 - собственник <...>; ФИО14 – собственник <...>; ФИО15 – собственник <...>; ФИО6, ФИО7 - собственники <...>; ФИО12 – собственнику <...>;ФИО3 – собственник <...>; ФИО4 -собственник <...>; ФИО26 - собственник <...>.
Ответчиками было самостоятельно произведено отключение от централизованной системы отопления и самовольно установлено дополнительное газоиспользующее оборудование. Данное переустройство ответчики совершили без проектного решения, без согласования с газоснабжающей и теплоснабжающей организациями, без согласования с органами местного самоуправления (межведомственная комиссия по использованию жилищного фонда при администрации <...> городского поселения <...>, согласно постановления главы <...> городского поселения <...> от <...> <...>).
Часть 1 ст. 25 ЖК РФ устанавливает, что переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно положениям ч.ч.1, 2 ст. 26 ЖК РФ переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
В силу ст. 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 4 ст. 17ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 1 ст. 290 ГК предусмотрено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Истцы считают выполненное переоборудование в квартирах ответчиков незаконным и просят вернуть квартиры в прежнее, до перепланировки, состояние. Ответчики же утверждают, что выполненное ими переустройство законное, не создает угрозы для жизни и здоровья людей и не нарушает прав истцов и проживающих в многоквартирном доме граждан.
Как следует из справки АО «<...>газ» от <...> <...>, выданной на имя судьи ФИО49 согласно типового проекта, разработанного «ФИО50», газификация многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, произведена <...> хозрасчетным участком <...> ССМУ в <...> году. Установка какого-либо дополнительного газового оборудования типовым проектом не предусмотрена. Согласно актам приемки внутридомового газопровода в эксплуатацию от <...>в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <...>, установлены газовые плиты двухконфорные – 14, четырехконфорные - 45.
Данные обстоятельства также подтверждаются строительным паспортом многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>; актом приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения, представленными в материалы дела.
Согласно п. 1.7.1. «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденными Постановлением ФИО8 от <...>, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма) (ч. 2 ст. 26 ЖК РФ).
Согласно п. 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (МДК 2-03.2003), утвержденных постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от <...> <...>, переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушение прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
В соответствии с п. 7.1 «<...> Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП <...>», утвержденных Приказом Минрегиона РФ от <...>.<...>, и введенных в действие с <...>., возможность размещения газоиспользующего оборудования в помещениях зданий различного назначения и требования к этим помещениям устанавливаются соответствующими строительными нормами и правилами по проектированию и строительству зданий с учетом требований стандартов и других документов на поставку указанного выше оборудования, а также заводских паспортов и инструкций, определяющих область и условия его применения.
Федеральный закон от <...> № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусматривает, что система инженерно-технического обеспечения - это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (подп. 21 п. 2 ст. 2); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.
Учитывая вышеизложенное, проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и другим нормам, регламентирующим вопросы переоборудования жилого помещения.
У ответчиков по делу нет разрешения на переустройство принадлежащих им квартир.
Порядок расторжения договора теплоснабжения регламентируется ст. 546 ГК РФ. Так, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии.
Выполненное переустройство газового и отопительного оборудования ответчики совершили без проектного решения, без согласования с газоснабжающей и теплоснабжающей организациями, без согласования с органами местного самоуправления (межведомственная комиссия по использованию жилищного фонда при администрации Лабинского городского поселения <...>, согласно постановления главы <...> городского поселения <...> от <...> <...>).
Самовольное переустройство внутридомового газового оборудования, создает угрозу возникновения аварийных ситуаций на газовых сетях и приводит к разбалансировке внутридомовых инженерных сетей, что влечет за собой негативные последствия, связанные с разрушениями и гибелью людей.
Газ - источник повышенной опасности, а несчастные случаи случаются из-за самовольной установки газоиспользующего оборудования, неисправности газового оборудования, нарушения правил безопасного пользования газом.
Право на отключение подачи газа, в данном случае, предусмотрено п. 20 Приказа Министерства регионального развития РФ от <...> <...> «Об утверждении порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в РФ», бытовое газоиспользующее оборудование должно быть отключено от сети газопотребления с составлением акта и установкой заглушки на газопроводе при выявлении:
- самовольной газификации или переустройства внутридомового газового оборудования;
- перепланировки помещений, ведущей к нарушению работы внутридомового газового оборудования;
-необходимости замены не подлежащего ремонту бытового газоиспользующего оборудования;
-неустранимых в процессе технического обслуживания утечек газа из бытового газоиспользующего оборудования;
В соответствии с п. 77 главы VIII Постановления Правительства Российской Федерации от <...> <...> «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», в случае поступления информации о наличии угрозы возникновения аварии, утечек газа, или несчастного случая, Исполнитель обязан незамедлительно осуществить приостановление подачи газа без предварительного уведомления. О наличии указанной угрозы, свидетельствуют следующие факторы:
а) отсутствие тяги в дымоходах и вентиляционных каналах;
б) отсутствие притока воздуха в количестве, необходимом для полного сжигания газа при использовании газоиспользующего оборудования;
в) проведенное с нарушением законодательства Российской Федерации переустройство внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, ведущее к нарушению безопасной работы этого оборудования, дымовых и вентиляционных каналов многоквартирного дома или домовладения.
На основании подпункта «в» пункта 35 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от <...> <...> «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», потребитель не вправе самовольно демонтировать, или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный, или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
В силу положений ст. 210 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ, п. 19 Правил пользования жилыми помещениями (утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от <...> <...>), собственник жилого помещения обязан за свой счет поддерживать данное помещение (включая внутриквартирное санитарно-техническое и иное оборудование) в надлежащем состоянии.
Самовольное отключение потребителем от тепловой энергии от централизованного теплоснабжения без согласования, влечет за собой нарушение режимов теплоснабжения и, как следствие, приводит к увеличению себестоимости отпускаемой тепловой энергии ввиду снижения рентабельности.
Ситуация усугубляется еще и тем, что в данном многоквартирном доме отключились не все потребители, а лишь частично, в связи с чем, на оставшиеся квартиры, реализация тепловой энергии производится ниже потерь тепловой энергии в проложенных тепловых сетях и внутридомовых системах отопления и горячего водоснабжения. Это ведет к значительным перерасходам топлива, воды и электрической энергии, нарушению гидравлического и температурных режимов тепловых сетей и снижению эффективности работы оборудования котельных.
Как было указано судом выше, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, переоборудование, или перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущих к нарушению в работе инженерных систем и (или) установленных на них оборудования не допускается.эксплуатация системы центрального отопления жилых домов, должна обеспечивать равномерный прогрев всех нагревательных приборов (п.п. 5.2.1).
П. 1 ст. 290 ГК РФ и ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами, или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В силу пунктов 5,6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от <...> <...>, в состав общего имущества, включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первыхзапорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также, другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Внутридомовая система отопления представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. Будучи предназначенными для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме, элементы внутридомовой системы отопления подлежат отнесению к составу общего имущества в многоквартирном жилом доме (ст. 36 ЖК РФ).
В случае отключения обогревающих элементов от системы отопления многоквартирного дома, происходит ее (системы) уменьшение, а, следовательно, уменьшение состава общего имущества, которое допустимо только при реконструкции многоквартирного дома и на основании общего собрания собственников квартир в многоквартирном доме (ч.3 ст.36 ЖК РФ).
Пунктом 15 ст. 14 Федерального закона от <...> № 190-ФЗ «О теплоснабжении», запрещен переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
В соответствии с ч. 2 ст. 30 названного закона, указанная норма вступила в силу с <...>.
Постановлением Правительства Российской Федерации <...> от <...>, утверждены Правила подключения к системам теплоснабжения. Пунктом 44 Правил, предусмотрено, что в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также, при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 МПа.
Поскольку система отопления здания является единым целым, в данном случае, должен быть выполнен проект реконструкции системы отопления всего здания в целом, который должен быть согласован в установленном порядке с органом местного самоуправления. Замена системы отопления в данном случае, нарушает проект жилого дома, т.к. проектной документацией не предусмотрено устройство отопительной системы указанного типа, что ведет к нарушению в работе инженерных систем и установленного на нем оборудования.
Таким образом, с технической точки зрения, отказ от централизованной системы отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт многоквартирного жилого дома.
В соответствии со ст. 25 ЖК РФ, такие действия являются переустройством жилого помещения, порядок проведения которого регулируется главой 4 ЖК РФ, и положениями Градостроительного кодекса РФ о реконструкции внутридомовой системы отопления, т.е. требуют получения проекта реконструкции, разрешения на реконструкцию, акта ввода в эксплуатацию и т.д.).
Демонтаж системы отопления не может быть произведен собственником помещения в многоквартирном доме произвольно. Выполнение таких работ относится к переустройству такого помещения и должно быть согласовано в установленном Жилищным кодексом РФ порядке.
В Определении Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от <...> № АПЛ13-82 указано: «Ссылки, на основании которых, потребитель вправе самостоятельно демонтировать, или отключать обогревающие элементы, самостоятельно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления и вносить изменения во внутридомовые инженерные системы, основаны на неправильном толковании норм материального права и не влияют на правильность вывода суда о законности оспариваемых положений пункта 35 Правил, так как названные нормы Кодекса не устанавливают требования безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации и к микроклимату помещения».
В соответствии с ч. 1 ст. 29 ЖК РФ, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, являются самовольными.
В соответствии с п. 1.7.2 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», не допускается переоборудование жилых квартир, ведущее к нарушению в работе инженерных систем и установленного на нем оборудования.
Ранее действовавшее законодательство, в том числе и Постановление Правительства РФ от <...> <...> «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», также запрещало потребителю самовольно вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный дом, или жилой дом, либо, в технический паспорт жилого помещения.
То есть, собственник, или наниматель жилого помещения в многоквартирном доме, не вправе самостоятельно осуществлять отключение квартиры от инженерных систем, обслуживающих жилой дом, без разрешительных документов.
Доводы ответчиков о том, что демонтаж отопительных приборов (радиаторов) в квартирах ответчиков и отключение их квартир от системы централизованного отопления, не повлияло на работоспособность центрального отопления и обеспечения теплоснабжением жилого дома в целом, не повлияло на газоснабжение и, что демонтаж радиаторов не требует внесения изменений в технический паспорт жилого помещения, являются несостоятельными, поскольку из строительного паспорта многоквартирного жилого дома, усматривается, что вид отопления и газоснабжения в указанном жилом доме и, в частности, в квартирах ответчиков - централизованный, а не индивидуальный квартирный, основанный на индивидуальных источниках энергии, в связи с чем, отказ от централизованного отопления в многоквартирном доме, представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт.
При установке в жилом помещении отопительного оборудования, его качественные характеристики должны подтверждаться санитарно-эпидемиологическим заключением, пожарным сертификатом, разрешением Ростехнадзора и сертификатом соответствия.
Переустройство помещения, осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления, на территории которого расположено жилое помещение. Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, подтверждается актом приемочной комиссии (статья 28 ЖК РФ).
В свою очередь, любые действия по замене и переносу инженерных отопительных сетей, сетей газоснабжения и оборудования, которые произведены при отсутствии соответствующего согласования, или с нарушением проекта переустройства, представленного для согласования, именуются самовольным переустройством и в соответствии со ст. 7.21 КоАП РФ влечет административную ответственность.
Установленные ответчиками в своих квартирах теплогенераторы, работают с использованием газа, что увеличивает технологическую нагрузку на общедомовую газораспределительную сеть, которая осталась неизменной с момента ввода дома в эксплуатацию и требуют реконструкции.
Кроме того, п. 53 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от <...> <...>), потребителю запрещается использовать бытовые машины (приборы, оборудование) с паспортной мощностью, превышающей максимально допустимые нагрузки, определяемые в технических характеристиках внутридомовых инженерных систем, указанных в техническом паспорте жилого помещения, ведение которого, осуществляется в соответствии с порядком государственного учета жилищных фондов.
В результате незаконных действий ответчиков, происходит разрегулировка тепловых сетей и внутридомовых инженерных систем, нарушение гидравлики, неправильное распределение тепла, перегрев или недогрев соседних квартир.
Доводы истцов суд находит полностью доказанными и ничем не опровергнутыми в судебном заседании. Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств, видно, что действия ответчиков по отключению своих квартир от центрального отопления, является незаконным, нарушающим права и интересы истцов и проживающих в данном доме лиц.
Обобщая все указанные нормы закона, суд приходит к выводу, что перевод на автономное отопление отдельно взятой квартиры в многоквартирном доме, приводит к изменению теплового баланса дома и нарушению работы инженерной системы дома, к значительному увеличению расхода газа, на что существующие газовые трубы (их сечение) не рассчитаны. Кроме этого, при отключении основной доли потребителей в многоквартирных домах, увеличивается резерв мощности котельной, что негативно сказывается на работе теплоснабжающей организации и на предоставлении услуг теплоснабжения остальным потребителям (например, следует рост тарифа для остальных потребителей, что ущемляет их права).
Согласно действующим строительным нормам и правилам (СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», п.7.3.7), применение систем поквартирного теплоснабжения может быть предусмотрено только во вновь возводимых зданиях, которые изначально проектируются под установку индивидуальных теплогенераторов в каждой квартире.
Допускается перевод существующих многоквартирных жилых домов на поквартирное теплоснабжение от индивидуальных теплогенераторов с закрытыми камерами сгорания на природном газе при полной проектной реконструкции инженерных систем дома, а именно: общей системы теплоснабжения дома; общей системы газоснабжения дома, в том числе, внутридомового газового оборудования, газового ввода; системы дымоудаления и подвода воздуха для горения газа.
Собственниками помещений многоквартирного дома, перешедшими с централизованного отопления на индивидуальное, оплачивается только собственное потребление. Однако, жилищное законодательство (статьи 30 и 39 Жилищного Кодекса Российской Федерации), не освобождает граждан, отключившихся от центрального отопления, от оплаты за тепловые потери системы отопления многоквартирного дома и расход тепловой энергии на общедомовые нужды.
Учитывая вышеизложенные факты, отказ от централизованного теплоснабжения и переход на автономное теплоснабжение, возможен и целесообразен только для многоквартирного дома в целом, в таком случае, соответствующее решение должны принять собственники помещений МКД, разработать проект реконструкции внутренних инженерных систем, согласовать его с соответствующими службами. Для этого, необходимо провести собрание собственников жилых помещений, на котором принять решение о переводе всех квартир дома на индивидуальное теплоснабжение с отключением от централизованного теплоснабжения, определить источник финансирования данных работ, в том числе, проектных.
В соответствии с СП 41-108-2004, забор воздуха для горения должен производиться непосредственно снаружи здания воздуховодами. Устройство дымоотводов от каждого теплогенератора индивидуально через фасадную стену многоэтажного жилого здания, запрещается.
Учитывая данные факты, установка газовых теплогенераторов для теплоснабжения возможна только во всех помещениях многоквартирного дома, с обеспечением принудительной подачи (циркуляцией воды) в контуры отопления и горячего водоснабжения.
Поскольку в материалах дела доказательств, с достоверностью подтверждающих реальную возможность устранения нарушения прав истцов и третьих лиц иным способом, помимо демонтажа индивидуального квартирного источника тепловой энергии и приведении квартир в прежнее состояние, нет, то требования истцов подлежат полному удовлетворению.
Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств, видно, что действия ответчиков по отключению квартир от центрального отопления является незаконными, нарушающими права и интересы истцов и проживающих в данном доме лиц.
Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п.3 ст. 29 ЖК РФ, собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
В соответствии с п.5 ст. 29 ЖК РФ, если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный в части 3 настоящей статьи срок в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа, при условии непринятия решения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, принимает решение в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещенияс выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние.
Таким образом, помимо привлечения виновного лица к административной ответственности, гражданин, самовольно переустроивший жилое помещение, обязан привести данное жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок, поскольку на основании ст. 210 ГК РФ, собственник жилого помещения должен нести бремя содержания принадлежащего ему имущества.
При таких обстоятельствах, суд удовлетворяет требования истцов в полном объеме.
Истец МУП <...> «ФИО51», также просит суд взыскать солидарно с ответчиков оплаченную им государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Указанные расходы истцов подтверждаются платежным поручением, находящимися в материалах дела. Государственная пошлина оплачена в соответствии с требованиями ст. 333.19 НК РФ.
Указанные требования МУП <...> «ФИО52», также подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Суд полагает необходимым распределить судебные расходы пропорционально между ответчиками, и взыскать в пользу МУП <...> «ФИО53» по 461 рублю 54 копейки с каждого из ответчиков.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования администрации <...> городского поселения <...>, МУП <...> «ФИО54» к ФИО1, ФИО9, ФИО13, ФИО2, ФИО3, ФИО11, ФИО14, ФИО15, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО12 о приведении в прежнее состояние системы газоснабжения- удовлетворить.
Обязать ФИО1 - собственника <...>; ФИО9, ФИО13 -собственников <...>; ФИО2- собственника <...>; ФИО10- собственника <...>; ФИО11- собственника <...>; ФИО14 – собственника <...>; ФИО15 - собственника <...>; ФИО4 - собственника <...>;ФИО5 - собственника <...>; ФИО6, ФИО7- собственников <...>; ФИО12 - собственника <...>,привести в прежнее до переустройства состояние системы газоснабжения, в соответствии с проектным решением по внутридомовому газоиспользующему оборудованию по адресу: <...>, путем демонтажа самовольно установленного дополнительного газового оборудования и восстановления стены фасадной части многоквартирного жилого дома.
Обязать ФИО1 - собственника <...>; ФИО9, ФИО13 - собственников <...>; ФИО2 - собственника <...>; ФИО10 - собственника <...>; ФИО11 - собственника <...>; ФИО14 – собственника <...>; ФИО15 - собственника <...>; ФИО4 - собственника <...>; ФИО5 - собственника <...>; ФИО6, ФИО7 - собственников <...>; ФИО12 - собственника <...>,подключить, принадлежащие им на праве собственности квартиры к централизованной системе отопления, действующей в многоквартирном домепо адресу: <...>, признав их действия по отключению квартиры от централизованной системы отопления – незаконными и обязать не чинить препятствий для проведения работ по подключению незаконно отключенных отопительных приборов.
Признать дополнительно установленное внутридомовое газоиспользующее оборудование, незаконно установленным и обязать не чинить препятствий для проведения работ по отключению самовольно установленного дополнительного газового оборудования в квартирах, и обязать демонтировать самовольно установленное дополнительное газовое оборудование.
Взыскать в пользу МУП <...> городского поселения <...> «ФИО55» (ИНН <...>, КПП <...>, ОГРН <...> от <...>), с ФИО1, ФИО9, ФИО13, ФИО2, ФИО10, ФИО11, ФИО14, ФИО15, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО12 расходы по уплате госпошлины в размере по 461 (четыреста шестьдесят оному) рублю 54 копейки с каждого.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную инстанцию <...>вого суда, через <...> городской суд.
Судья: ФИО56