Дело № 2-10267/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Челябинск 28 сентября 2016 года
Центральный районный суд г. Челябинска в составе
председательствующего М.И. Галюковой,
при секретаре О.В. Орловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брыковой Е.В. к Федеральной службе исполнения наказаний России, ГУФСИН России по Челябинской области и признании незаконным отказа и бездействия, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Истец Брыкова Е.В. обратилась в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний России, ГУФСИН России по Челябинской области и признании незаконным отказа и бездействия, возложении обязанности. В обоснование иска указано, что ответчиками при рассмотрении ее заявления о предоставлении единой социальной выплаты нарушены ее права. Истец просит признать незаконным отказ ФСИН России, выраженный в протоколе №20 заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а так же сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам из семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, в постановке на учет Брыковой Е.В. и членов ее семьи для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, незаконным. Возложить обязанность на ФСИН России поставить на учет Брыковой Е.В. и ее семью в составе 4 человек для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента обращения, то есть с 03 декабря 2013 года. Признать незаконным бездействий комиссии ФСИН России, выразившееся в непринятии решения, предусмотренного п. 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года №369 в установленный трех месячный срок, а также в пропуске месячного срока уведомления сотрудника о принятом комиссией решении. Признать незаконным действия (бездействия) ГУФСИН России по Челябинской области, которое выразилось в том, что подкомиссия ГУФСИН России не указала на недостатки представленных документов, выявленных комиссией ФСИН России.
Истец и представитель истца в ходе судебного заседания на удовлетворении исковых требований настаивали.
Представитель ответчиков возражала против удовлетворения исковых требований.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении требований истца.
Судом установлено, что Брыкова Е.В. проходит службу в уголовно-исполнительной системе с 2000 года по настоящее время.
Истец предоставила пакет документов для получения единой социальной выплаты в ГУФСИН России по Челябинской области.
Подкомиссия приняла следующее решение:
Все документы предоставлены в полном объеме в соответствии с перечнем указанным в Правилах.
Направить документы в ФСИН России для рассмотрения вопроса постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Согласна письма ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника ГУФСИН России по Челябинской области были направлены выписки из протоколов заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения для уведомления сотрудников. Копию выписки из протокола №20 от ДД.ММ.ГГГГ истец получила ДД.ММ.ГГГГ.
В выписке протокола № от ДД.ММ.ГГГГ комиссией ФСИН России указано: Отказать Брыковой Е.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Причиной отказа являются:
1 отсутствие выписки из домовой книги по адресу: <адрес>, отсутствие выписки из домовой книги по адресу: <адрес> не указана девичья фамилия истца – Шарова в предоставленной выписке из ЕГРП на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимости.
Как следует из учетного дела истца, в жилом помещении общей площадью 64,6 кв.м. по адресу: <адрес> постоянно зарегистрированы 6 человек: с ДД.ММ.ГГГГ – истец Брякова Е.В., отец фио1, мать фио2, дочь фио3, с ДД.ММ.ГГГГ сын Брыкова И.И., с ДД.ММ.ГГГГ дочь Брыковой В.И., временно зарегистрирован один человек – супруг истца фио4 со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Жилое помещение по адресу: <адрес> принадлежит в равных долях на праве собственности фио1 (21,5 кв.м.), фио2 (21,5 кв.м.), Брыковой (Кульдировой) Е.В. (21,5 кв.м.).
Брыкова И.А. (супруг истца) с ДД.ММ.ГГГГ постоянно зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 43,7 кв.м., по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности матери супруга истца фио5
Иных помещений в собственности или занимаемых по договорам социального найма на территории Российской Федерации истец Брыкова Е.В. и члены ее семьи не имеет.
Согласно справке из ОГУП «ОблЦТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у истца Брыковой Е.В. (Шарова, Кульдирова) и супруга истца Брыкова И.А. жилых помещений в г. Челябинске и Челябинской области не зарегистрировано.
Выписка из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ предоставлена на фамилию Брыкова (Кульдирова) Е.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Девичья фамилия истца Шарова Е.В. не указана в справке, так как в 1996 году была смена фамилии с Шаровой Е.В. на Кульдирову Е.В. в связи с регистрацией брака.
В соответствии с ФЗ №289-ФЗ от 30.12.2012 года «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменения в отдельные законодательные акты». А именно, ст. 4:
Сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе и в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размера занимаемого жилого помещения;
является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи является больной, страдающей тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
проживает в общежитии;
проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации, а именно, Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года №369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации».
На основании п.5 вышеуказанного постановления Правительства: В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. 31, 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место пребывание сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует адресу постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника);
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении брака) при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных учреждениях по очной форме обучения детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
и) документы, подтверждающие право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документы, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения.
ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавшим на момент обращения истца с заявлением, изданному во исполнение п. 2 Постановления Правительства РФ от 24 апреля 2013 года №369, утвержден Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Пунктом 7 названного Порядка предусмотрено, что комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам и гражданам единовременной выплаты в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы создаются в территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний России (территориальные подкомиссии).
Территориальные подкомиссии и Подкомиссии в отношении сотрудников УИС, перечисленных в абзаце третьем и четвертом пункта 7 Порядка и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членов их семей и граждан Российской Федерации, уволенных со службы в соответствующих учреждениях и органах УИС в соответствии с п. 10 Порядка осуществляют следующие функции:
принятие документов для получения единовременной выплаты;
проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты;
подготовку для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты.
В целях выполнения возложенных на них функций осуществляют следующие основные полномочия:
Регистрируют рапорта и заявления в Книгах учета заявлений;
проводят проверку представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах возвращают их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата;
рассматривают в 20-дневный срок со дня регистрации рапорта, заявления на заседаниях Территориальных подкомиссий и Подкомиссий документы для получения единовременной социальной выплаты в целях принятия решения об их направлении в Комиссию ФСИН России с указанием в протоколах заседаний указанных подкомиссий оснований принятых решений. Ведение Книги учета заявлений возлагается на секретарей комиссий.
Согласно п. 11 Порядка территориальные подкомиссии и подкомиссии в течение 3 рабочих дней со дня принятия ими решений о направлении документов для получения единовременной выплаты в Комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет осуществляет подготовку для направления в ФСИН России пакета документов, который должен содержать: сопроводительное письмо от имени начальника соответствующего территориального органа ФСИН России, образовательного учреждения ФСИН России, оригиналы документов для получения единовременной выплаты, расчеты размеров единовременной выплаты, произведенные в соответствии с главой III правил; выписки из протоколов заседаний Территориальный подкомиссий и Подкомиссий, заверенных гербовыми печатями соответствующего территориального органа ФСИН России, образовательного учреждения ФСИН России.
Копии документов для получения единовременной социальной выплаты, расчетов размеров единовременной выплаты, произведенные в соответствии с главой III Правил, хранятся в соответствующем территориальном органе ФСИН России, образовательном учреждении ФСИН России в установленном порядке.
Истец подала рапорт ДД.ММ.ГГГГ, протокол заседания издан территориальной комиссией (подкомиссией) ДД.ММ.ГГГГ, материалы отправлены во ФСИН России ДД.ММ.ГГГГ, территориальная комиссия не выявила недостатков в представленных сотрудником документах и направила их вышестоящую организацию.
Таким образом, ответчиком ФСИН России был выбран формальный подход при рассмотрении заявления Брыковой Е.В., направленный на отказ в предоставлении единой социальной выплаты.
Кроме того, ответчиком ФСИН России нарушены сроки принятия решения, предусмотренного п. 7 Правил от 24 апреля 2013 года, и уведомления истца о принятом комиссией решении.
Таким образом, требования истца в части признания незаконным отказа ФСИН России, выраженного в протоколе №20 заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а так же сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам из семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения от 23 апреля 2015 года, в постановке на учет Брыковой Е.В. и членов ее семьи для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, незаконным, возложении обязанности на ФСИН России поставить на учет Брыковой Е.В. и ее семью в составе 4 человек для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента обращения, то есть с 03 декабря 2013 года, признании незаконным бездействий комиссии ФСИН России, выразившееся в непринятии решения, предусмотренного п. 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года №369 в установленный трех месячный срок, а также в пропуске месячного срока уведомления сотрудника о принятом комиссией решении подлежат удовлетворению.
Суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца в части признания незаконным действия (бездействия) ГУФСИН России по Челябинской области, которое по мнению истца, выразилось в том, что подкомиссия ГУФСИН России не указала на недостатки представленных документов, поскольку подкомиссия ГУФСИН России не усмотрела данных недостатков, и приняла решение направить документы истца в ФСИН России.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.98,100,194-199, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Брыковой Е.В. к Федеральной службе исполнения наказаний России, ГУФСИН России по Челябинской области и признании незаконным отказа и бездействия, возложении обязанности удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ ФСИН России, выраженный в протоколе №20 заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а так же сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам из семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения от 23 апреля 2015 года, в постановке на учет Бруковой Елены Валерьевны и членов ее семьи для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, незаконным.
Возложить обязанность на ФСИН России поставить на учет Брыковой Е.В. и ее семью в составе 4 человек для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Признать незаконным бездействий комиссии ФСИН России, выразившееся в непринятии решения, предусмотренного п. 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года №369 в установленный трех месячный срок, а также в пропуске месячного срока уведомления сотрудника о принятом комиссией решении.
Отказать в удовлетворении требований Брыковой Е.В. к Федеральной службе исполнения наказаний России, ГУФСИН России по Челябинской области в части признания незаконным действия (бездействия) ГУФСИН России по Челябинской области, которое выразилось в том, что подкомиссия ГУФСИН России не указала на недостатки представленных документов, выявленных комиссией ФСИН России.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца через Центральный районный суд г. Челябинска.
Председательствующий: М.И. Галюкова