Дело № 2-920/21
УИД 63RS0044-01-2021-000241-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2021 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Александровой Т.В.,
с участием помощника прокурора Железнодорожного района г.Самары Сергеевой Е.С.,
при секретаре Татарницевой А.В.
с участием представителя истца Копыловой Ю.В.,
ответчиков Андикян М.Ю., Андикян Н.А., Андикян К.А., Манасян Л.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-920/2021 по иску Департамента управления имуществом городского округа Самара к Андикян Марине Юрьевне, Андикяну Нареку Артуровичу, Андикян Карине Артуровне, Манасян Лоле Барегамовне, Гуренко Елене Сергеевне, Гуренко Сергею Ивановичу, третьему лицу: У МВД России по г. Самаре об изъятии недвижимого имущества путем выкупа, прекращении и признании права собственности, снятии с регистрационного учета,
установил:
Департамент управления имуществом г.о. Самара обратился в Железнодорожный районный суд г.Самары с иском к Андикян М.Ю., Андикян Н.А., Андикян К.А., Манасян Л.Б., Гуренко Е.С., Гуренко С.И. об изъятии недвижимого имущества путем выкупа, прекращении и признании права собственности, снятии с регистрационного учета, в обоснование своих требований указав, что распоряжением первого заместителя Главы г.о.Самары от 11.12.2012 № 4139 многоквартирный жилой дом по адресу: г.Самара, ул.Уфимская, д. 2 литеры К, К1,к признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением Администрации г.о.Самара от 23.04.2020 № 298 принято решение изъять для муниципальных нужд земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 737 кв.м, и расположенные в многоквартирном доме жилые помещения у собственников. В <адрес> зарегистрированы ответчики. Собственником 20/141 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> является Андикян К.А., которой направлено уведомление от 24.07.2020, Постановление Администрации г.о.Самара от 23.04.2020 № 298, а также проект соглашения об изъятии недвижимости. Согласно отчету рыночная стоимость жилого помещения, включая стоимость доли в праве общей долевой собственности на земельный участок под домом, составляет 1.755.987 рублей. До настоящего времени ответчики не выразили согласие на заключение соглашения о получении возмещения за изымаемое жилое помещение в указанном размере. Просит изъять жилое помещение по адресу: <адрес> общей площадью 44,1 кв.м, путем выкупа у Андикян М.А., в том числе стоимость доли в праве общей долевой собственности за земельный участок, за 1.755.987 рублей. Прекратить право собственности Андикян М.А. на 20/141 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, 12, 16, 35, 38. После выплаты денежной компенсации Андикян М.А. признать право собственности на 20/141 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> за муниципальным образованием г.о.Самара. Снять с регистрационного учета ответчиков по адресу: <адрес>.
Впоследствии истец заявление требования уточнил. Просит изъять жилое помещение по адресу: <адрес>35, общей площадью 44,1 кв.м, путем выкупа у Андикян К.А., в том числе стоимость доли в праве общей долевой собственности за земельный участок, за 1.755.987 рублей. Прекратить право собственности Андикян К.А. на 20/141 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>. После выплаты денежной компенсации Андикян К.А. признать право собственности на 20/141 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> за муниципальным образованием г.о.Самара. Снять с регистрационного учета ответчиков по адресу: г.Самара, ул.Уфимская, д. 2, кв. 35.
В судебном заседании представитель истца Копылова Ю.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала. Дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Дополнила, что жилое помещение ответчикам не предлагалось, т.к. свободные жилые помещения отсутствуют в муниципальной собственности. Поскольку ответчик Андикян К.А. стала собственником квартиры после признания дома аварийным, она вправе получить только выкупную стоимость.
В судебном заседании ответчик Андикян М.Ю. в удовлетворении заявленных требований просили отказать, пояснив суду, что с 2008 года все члены их семьи зарегистрированы и фактически проживают по адресу: <адрес>. Изначально собственником квартиры являлась ее тетя Хохлова Тамара, с 18.08.2012 собственником квартиры стала она, Андикян М.Ю., а 14.08.2014 она подарила квартиру дочери Андикян К.А., поскольку на длительное время уезжала в Армению. Несмотря на смену собственника, в квартире продолжают проживать все члены семьи. В 2015 году их известили, что дом признан аварийным. В 2019 году приходили из Департамента и сообщили, что дом будут сносить. Постановление об изъятии жилого помещения им не направляли. 25.11.2020 дочь Андикян К.А. пошла узнать на какой стадии находится вопрос отселения, поскольку в доме отключили отопление, и ей сказали, что предлагаю деньги, а жилое помещение взамен не предлагают. Однако на предложенную сумму квартиру купить невозможно, иного жилого помещения для проживания члены семьи не имеют.
Ответчик Андикян Н.А. в удовлетворении заявленных требований просила отказать, пояснив суду, что их семья проживает в квартире 12 лет. Иных жилых помещений никто из них не имеет, в связи с чем им необходимо жилое помещение.
Ответчик Андикян К.А. (являющаяся также законным представителем ответчика Гуренко Е.С.) в удовлетворении заявленных требований просила отказать, пояснив суду, что является собственником квартиры на основании договора дарения. Всем соседям предоставили жилые помещения, а ей предложили только денежную выплату. Соглашение о получении жилого помещения либо выкупной цены за него ей не предлагали, ей дали для ознакомления отчет о стоимости жилого помещения. На получение компенсации она не согласна, поскольку их семье негде жить.
Ответчик Манасян Л.Б. в удовлетворении заявленных требований просила отказать, пояснив суду, что она 12 лет проживает в квартире, ей 68 лет, иного жилого помещения ни она, ни члены семьи не имеют, в связи с чем они хотят получить жилое помещение.
Ответчик Гуренко С.И., уведомленный о слушании дела надлежащим образом по месту регистрации, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил. В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица У МВД России по г.Самаре, извещенный о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования необоснованными, суд полагает в удовлетворении заиленных требований следует отказать по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В силу части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4 ст. 32 ЖК РФ).
В соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.
Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и статей 2, 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
В силу части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Как разъяснено Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 20 Постановления от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации), необходимо иметь в виду, что несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения (подпункт "г").
Требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон (подпункт "и").
Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения (подпункт "и" пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 20) ответчику Андикян К.А. с 14.08.2014 на праве общей долевой собственности (30/140) принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>
Право собственности зарегистрировано на основании договора дарения от 09.08.2014, заключенного между ответчиками Андикян М.Ю. (мать даритель) и Андикян К.А. (дочь одаряемая). Согласно договору Андикян М.Ю. являлась собственником квартиры также на основании договора дарения от 07.08.2012 (л.д. 226).
Распоряжением Первого заместителя Главы г.о. Самара от 11.12.2012 № 4139 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, ул. <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 13-14).
Постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2019 № 179 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017 года» до 2025 года, <адрес> включен в указанную программу (л.д. 15).
Постановлением Администрации г.о.Самара от 23.04.2020 № 298 принято решение изъять для муниципальных нужд земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 737 кв.м, и расположенные в многоквартирном доме жилые помещения у собственников, в том числе <адрес>, <адрес>, общей площадью 207,4 кв.м (л.д. 16-17).
30.04.2020 Андикян М.Ю. направлено уведомление о принятии Постановления Администрации г.о.Самара от 23.04.2020 № 298 (л.д. 214-217), т.е. уведомление направлено ненадлежащему лицу.
24.07.2020 Андикян К.А. направлено уведомление об издании Постановления Администрации г.о.Самара от 23.04.2020 № 298 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участи и жилых помещений, расположенного на нем многоквартирного дома» и проект соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение для муниципальных нужд за 1.755.987 рублей (л.д. 218-223).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 явилась на прием в ДУИ, где ей был представлен отчет об оценке, ознакомившись с которым, Андикян К.А. написала заявление, в котором просила предоставить ей жилое помещение (л.д. 27).
В направленном собственнику проекте соглашения предложен лишь один способ обеспечения жилищных прав: денежное возмещение за изымаемое жилое помещение, т.е. Андикян К.А. не предоставлено право выбора способа обеспечения ее жилищных прав.
Таким образом, Департаментом управления имуществом г.о.Самара нарушена процедура, предшествующая изъятию жилого помещения у собственника, не обеспечено право выбора способа обеспечения жилищных прав собственника.
Доводы истца о том, что ответчик Андикян К.А. приобрела в собственность спорное жилое помещение после признания дома аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем в силу ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ единственным способом расселения ее жилого помещения является выплата выкупной стоимости за изымаемый объект, отклоняется судом.
Действительно, в соответствии с ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.
Вместе с тем, судом установлено, что несмотря на возникновение у Андикян К.А. права собственности на квартиру на основании безвозмездной сделки (договора дарения) 14.08.2014, однако данная сделка имела место между членами одной семьи, у которых право пользования спорной квартирой возникло 07.08.2012 году, когда квартира была подарена Андикян М.Ю. ее тетей (л.д. 224). Ответчики всей семьей зарегистрированы и фактически проживают в квартире до признания дома аварийным (л.д. 18). Согласно пояснениям ответчиков (ч. 1 ст. 55 ГПК РФ) фактически в данной квартире их семья проживает с 2008 года, когда квартира была им предоставлена в пользование их родственницей.
Таким образом, ответчики фактически проживают в квартире на протяжении 12 лет, право собственности ответчика Андикян М.Ю. зарегистрировано 18.08.2012, т.е. до признания дома аварийным. Последующее дарение квартиры дочери 09.08.2014 было вызвано семейными обстоятельствами, необходимостью выезда Андикян М.Ю. в Армению, однако изменение собственника квартиры с Андикян М.Ю. на Андикян К.А. не изменило фактического пользования квартирой для членов их семьи, которые с 2008 года фактически проживают в спорной квартире и иных жилых помещений в собственности либо пользовании не имеют (л.д. 190-194).
Исходя из установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что в данном случае положения ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ применению не подлежат, в связи с чем, и принимая во внимание, что Департаментом не обеспечено право выбора способа обеспечения жилищных прав собственника, в удовлетворении заявленных требований об изъятии недвижимого имущества путем выкупа, прекращении права собственности Андикян К.А. и признании права собственности на жилое помещение за муниципальным образование г.о.Самара следует отказать.
В связи с отказом в удовлетворении требований об изъятии жилого помещения, производные требования о снятии ответчиков с регистрационного учета также подлежат отклонению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Департамента управления имуществом городского округа Самара к Андикян Марине Юрьевне, Андикяну Нареку Артуровичу, Андикян Карине Артуровне, Манасян Лоле Барегамовне, Гуренко Елене Сергеевне, Гуренко Сергею Ивановичу, третьему лицу: У МВД России по г. Самаре об изъятии недвижимого имущества путем выкупа, прекращении и признании права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: г.Самара, ул. Уфимская,2-35, снятии с регистрационного учета - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 11 июня 2021 года.
Председательствующий (подпись) Т.В. Александрова
Копия верна.
Судья Секретарь