Дело № 2- 123/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 февраля 2012 года
г. Кандалакша
Кандалакшский городской суд Мурманской области
в составе:
судьи Пахаревой Н.Ф.,
при секретаре Рахимовой Р.Р.,
с участием:
помощника прокурора г. Кандалакши Шевердовой Н.А.,
истцов:
Дюндиной Е.М., Немкова В.А., его представителя Лежниной Л.В.,
ответчика:
представителя администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района Роговой Е.О.,
третьего лица:
представителя Общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» Вихаревой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
прокурора г. Кандалакши в интересах Дюндиной Елены Михайловны, Немкова Виктора Алексеевича
к Администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района
о возложении обязанности обратиться в межведомственную комиссию для решения вопроса о признании жилого дома непригодным для проживания, предоставления в межведомственную комиссию заключения специализированной организации по обследованию жилого дома, обеспечения участия представителей органов, предусмотренных п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 № 47, при рассмотрении межведомственной комиссией при администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша вопроса о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу,
установил:
Прокурор города Кандалакши в интересах Дюндиной Е.М., Немкова В.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшский район о возложении обязанности обратиться в межведомственную комиссию для решения вопроса о признании жилого дома непригодным для проживания, предоставления в межведомственную комиссию заключения специализированной организации по обследованию жилого дома, обеспечения участия представителей органов, предусмотренных п. 7 Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 № 47, при рассмотрении межведомственной комиссией при администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша вопроса о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу. В обоснование исковых требований прокурор указал, что Дюндина Е.М. проживает по договору социального найма в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, Немков В.А. проживает в квартире <адрес> по договору социального найма жилого помещения № 2971 от 24 августа 2005 г., собственником квартир является муниципальное образование городское поселение Кандалакша Кандалакшского района. Многоквартирный дом № по <адрес> был включён в муниципальную целевую программу «Переселение граждан г. Кандалакши с подведомственной территорией из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2004-2010 годы, в последствие дом был исключён из целевой программы, так как в установленном законом порядке не был признан аварийным и подлежащим сносу. 13 октября 2011 года было проведено обследование жилого помещения - квартиры № в доме № по <адрес>, о чем составлен акт межведомственной комиссии с заключением о пригодности для постоянного проживания указанного жилого помещения. Указанное заключение межведомственной комиссии, по мнению прокурора, не соответствует действующему жилищному законодательству.
Прокурор просит суд возложить обязанность на ответчика обратиться в межведомственную комиссию для решения вопроса о признании жилого дома непригодным для проживания, предоставления в межведомственную комиссию заключения специализированной организации по обследованию жилого дома, обеспечения участия представителей органов, предусмотренных п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, при рассмотрении межведомственной комиссией при администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша вопроса о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
В судебном заседании помощник прокурора города Кандалакши Шевердова Н.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Дюндина Е.М. в судебном заседании заявленные в её интересах прокурором требования поддержала, пояснила, что в течение многих лет неоднократно обращалась в различные органы и к должностным лицам по вопросу разрушения стены в квартире.
Немков В.А. и его представитель Лежнина Л.В. в судебном заседании поддержали требования прокурора, пояснили, что стена многоквартирного дома практически сгнила, в доме постоянный холод, на их многочисленные обращения в различные организации, необходимых мер не принято.
Представитель администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района Рогова Е.О. в судебном заседании заявила, что с исковыми требованиями не согласны, так как оснований для обращения в межведомственную комиссию не имеется, обращение собственника в межведомственную комиссию по вопросу признания жилого помещения не пригодным для постоянного проживания является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления, просила отказать в удовлетворении заявленных требований, полагала заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения № <адрес> пригодным для постоянного проживания законным и обоснованным.
Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля ФИО1, исследовав материалы дела, суд признаёт исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, и лицами, участвовавшими в деле, не оспаривалось, что Дюндина Е.М., проживает в квартире № дома № по <адрес>, по договору о найме жилого помещения № от 23 декабря 2004 г., согласно справке формы-9 в указанной квартире также проживает и зарегистрирована её дочь ФИО3., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Немков В.А. проживает в квартире № <адрес> по договору социального найма жилого помещения № от 24.08.2005г., согласно справке формы № 9 в указанной квартире также зарегистрирована его бывшая жена ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно справке Кандалакшского филиала ГУП ТИ от 15 марта 2010 г. № 31 по состоянию на 23 октября 1998 г. износ жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, 1938 года постройки, составляет 61%, в том числе, по фундаменту – 60%, стенам бревенчатым оштукатуренным – 75%, перекрытиям – 70 %.
13 сентября 2011 г. Кандалакшским городским судом вынесено решение о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района в части непринятия мер по обеспечению контроля за соответствием жилого помещения, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, возложении обязанности обратиться в межведомственную комиссию для решения вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания.
Как установлено в судебном заседании, во исполнение данного решения суда администрация муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района обратилась в межведомственную комиссию для решения вопроса о признании жилого помещения - квартиры № дома № по <адрес>, непригодным для проживания.
Как следует из заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания от 20 октября 2011 г., жилое помещение – квартира №2 дома № по улице <адрес> признано пригодным для проживания.
Из акта обследования межведомственной комиссии от 13 октября 2011 г. следует, что необходимо произвести косметический ремонт в ванной комнате квартиры №, с восстановлением штукатурного слоя под ванной и утеплением наружной стены, установить ванну; утеплить и восстановить штукатурный слой цоколя в районе кв. №; произвести ремонт кровли над кв. №, произвести восстановление штукатурного слоя наружной стены и утепление в районе кв. № и кв. №.
Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В соответствии со статьёй 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со статьёй 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда (пункт 6 в ред. ФЗ - от 18.07.2011 N 242-ФЗ), обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (п. 6 в редакции, действовавшей до 01 августа 2011 г.).
В силу положений статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания (пункт 8).
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2001 г. № 47 (далее по тексту Положение).
Согласно положениям пункта 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в названном Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Постановлением главы администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района от 24 марта 2008 г. № 40 утверждены: Положение о межведомственной комиссии при администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша с подведомственной территорией о признании помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания граждан и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, решения вопросов по переустройству и перепланировке жилых помещений в муниципальном жилищном фонде на территории муниципального образования городское поселение Кандалакша и состав межведомственной комиссии. Постановлением главы администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района от 13 октября 2011 г. № 335 внесены изменения в данное постановление. Согласно пунктам 1.1 и 3.1. указанного положения межведомственная комиссия создаётся, в том числе, для рассмотрения вопросов о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, в соответствии с возложенными задачами осуществляет оценку соответствия жилого помещения требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2001 г. № 47.
Согласно пунктам 15 и 16 Положения наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома. Жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств.
Согласно пунктам 33 и 34 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей. Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу требований пунктов 43 и 43 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Довод прокурора о том, что администрация муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района должна была, как собственник жилых помещений истцов, обратиться с заявлением в межведомственную комиссию о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, суд полагает необоснованным, так как, по мнению суда, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции и полномочий обязаны обеспечить сохранность жилого помещения, контролировать и обеспечивать его пригодность для проживания путём создания органа, осуществляющего функции, которыми наделена межведомственная комиссия.
Вместе с тем, суд полагает, что администрация муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района, как собственник двух жилых помещений в данном многоквартирном доме, вправе обратиться с заявлением о признании дома аварийным и подлежащим сносу в межведомственную комиссию, при условии обращения к ним граждан и при наличии поводов полагать, что имеются основания опасаться за безопасность жизни и здоровья граждан, однако, прокурор в судебном заседании, не доказал наличие таких обстоятельств и обращений.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Дюндина Е.М. обращалась с заявлениями в администрацию муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района о ненадлежащем состоянии жилого помещения, в котором она проживает, администрация муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района во исполнение решения Кандалакшского городского суда от 13 октября 2011 г. обратилась в межведомственную комиссии для решения вопроса о признании жилого помещения, в котором проживает Дюндина Е.М., непригодным для проживания, межведомственной комиссией вынесено решение о признании жилого помещения, расположенного по адресу кв. № дом № ул. <адрес> пригодным для проживания, а также, учитывая, что Дюндина Е.М. и Немков В.А. не обращались с заявлением ни в администрацию муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района, ни в межведомственную комиссию о признании жилого дома непригодным для проживания, суд полагает, что исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению. Вместе с тем суд полагает, что это не лишает права истцов и других собственников многоквартирного дома обратиться с данным заявлением в межведомственную комиссию.
Как следует из Обзора законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за второй квартал 2009 г., решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Довод прокурора о том, что решение межведомственной комиссии о признании квартиры, в которой проживает истица, пригодной для проживания незаконно, поскольку принято межведомственной комиссией не в полном составе, суд полагает необоснованным, так как, как следует из заключения межведомственной комиссии от 20 октября 2011 г., решение принято всем составом комиссии, обследование жилого помещения, в котором проживает Дюндина Е.М., производилось в присутствии более половины членов комиссии, что соответствует пункту 5.3 Положения о межведомственной комиссии № 40 от 24 марта 2008 г., в присутствии Дюндиной Е.М.
Довод прокурора о том, что в состав комиссии включены работники администрации, которые могут быть заинтересованы в том, чтобы не признавать квартиру, в которой проживает истица, аварийной и подлежащей сносу, надуманны, объективно ничем не подтверждены.
Суд учитывает то обстоятельство, что Положение о межведомственной комиссии при администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша № 40 от 24 марта 2008 г. действует с 2008 г., никем, в том числе и прокурором г. Кандалакша, не оспорено, в состав комиссии включены специалисты, сомневаться в компетенции которых у суда нет оснований.
Суд полагает необоснованным довод прокурора о том, что при обследовании жилого помещения Дюндиной Е.М. межведомственная комиссия должна была привлечь к участию в деле специализированную организацию, так как в соответствии с пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2001 г. № 47 квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса привлекаются лишь в исключительных случаях.
Доказательств того, что данный случай был исключительный, что имеются основания полагать, что выявлены вредные факторы среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надёжности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований - суду не представлено.
Как следует из пояснений представителя обслуживающей организации ООО «УК ГУК» Вихаревой Т.В., представителя истца Лежниной Л.В., собственниками жилых помещений многоквартирного дома не принято решение о капитальном ремонте стены дома и, как пояснила представитель истца Лежнина Л.В., из-за дороговизны данного вида работ некоторые собственники жилого дома отказались согласовать и оплачивать проведение данного вида работ по капитальному ремонту дома.
Анализируя установленные по делу обстоятельства по отдельности и в совокупности, применяя указанные нормы права, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора города Кандалакши не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Прокурору г. Кандалакши в интересах Дюндиной Елены Михайловны, Немкова Виктора Алексеевича в удовлетворении исковых требований к Администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района о возложении обязанности обратиться в межведомственную комиссию для решения вопроса о признании жилого дома непригодным для проживания, предоставления в межведомственную комиссию заключения специализированной организации по обследованию жилого дома, обеспечения участия представителей органов, предусмотренных п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 № 47, при рассмотрении межведомственной комиссией при администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша вопроса о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу – отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца.
Судья Н.Ф.Пахарева