Дело № 1-237/2014
ПРИГОВОР
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ухта Республики Коми 14 мая 2014 года
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего Терентюка Р.В.,
при секретаре Красницкой И.Н.,
с участием государственных обвинителей Матненко С.С., Бончковского А.А.,
защитника Миронова В.И., предъявившего удостоверение № 148, ордер № 685,
подсудимого Гриднева М.А.,
потерпевшей ФИО1.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте Республики Коми уголовное дело по обвинению:
Гриднева М. А., ...,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч. 4 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Гриднев М.А. причинил тяжкий вред здоровью, повлёкший по неосторожности смерть потерпевшего.
Преступление совершено при следующих обстоятельствах.
23 февраля 2014 года в период с 14 до 18 часов Гриднев М.А., находясь в состоянии алкогольного опьянения в квартире по адресу: Республика ..., в результате ссоры, на почве личных неприязненных отношений умышленно, предвидя реальную возможность причинения тяжкого вреда здоровью, нанёс ФИО2 не менее четырёх ударов руками по голове, чем причинил ему телесные повреждения: тяжёлую закрытую черепно-мозговую травму, включающую в себя ссадину на лице с кровоизлиянием в подлежащие ткани, кровоподтёки на веках правого глаза, субдуральную гематому слева, субарахноидальные кровоизлияния в левой лобно-теменно-височной области и в левой височной доле, в области червя мозжечка, внутримозговые кровоизлияния в левой височной доле, внутримозговые кровоизлияния в области правого зрительного бугра, в варолиев мост, в совокупности причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Черепно-мозговая травма привела к отёку головного мозга с вклиниванием стволового отдела в большое затылочное отверстие, который послужил причиной смерти ФИО2 наступившей 16 марта 2014 года.
Между телесными повреждениями, причинёнными Гридневым М.А., и смертью ФИО2 имеется прямая причинно-следственная связь. Умыслом Гриднева М.А. не охватывалось причинение смерти потерпевшему, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности он должен был и мог предвидеть эти последствия.
Подсудимый Гриднев М.А. вину признал полностью, от дачи показаний отказался, полностью подтвердил показания, данные в ходе предварительного следствия.
В судебном заседании были оглашены показания подсудимого, данные в ходе предварительного следствия (т. 1 л.д. 34-3, 44-47, 74-78, 157-159), где Гриднев М.А. пояснил, что 23 февраля 2014 года со своим знакомым ФИО3 пришёл в гости к ФИО1 и ФИО2. В ходе распития спиртного ФИО1 сказала, что ФИО2 её избивает. Когда ФИО1 и ФИО3 ушли курить, подсудимый спросил у ФИО2, за что тот избивает ФИО1. ФИО2 отреагировал агрессивно, попытался ударить Гриднева. Тот в ответ нанёс около пяти ударов кулаками по голове ФИО2. ФИО2 упал, и подсудимый оттащил его в комнату. Перед уходом Гриднев проверил пульс у ФИО2. ФИО2 или спал, или был без сознания.
25 февраля 2014 года Гриднев М.А. обратился с явкой с повинной. В протоколе указал, что 23 февраля 2014 года находился в гостях у ФИО2. Супруга ФИО2 пожаловалась, что ФИО2 её бьёт. Подсудимый спросил потерпевшего, почему тот избивает супругу, на что тот ответил: «ей так и надо». Данные слова возмутили Гриднева, поэтому он нанёс ФИО2 несколько ударов руками по лицу. Потерпевший потерял сознание (т. 1 л.д. 6-7).
При проверке показаний на месте подсудимый Гриднев М.А. показал, как наносил удары погибшему (т. 1 л.д. 118-137).
Потерпевшая ФИО1 пояснила, что состояла в браке с ФИО2 23 февраля 2014 года к ним в гости пришли Гриднев и ФИО3. Все распивали спиртное. В ходе распития ФИО1 сказала, что когда ФИО2 сильно пьян, он может её ударить. Спустя некоторое время потерпевшая и ФИО3 пошли курить. Вернулись через 5-10 минут. ФИО2 лежал на полу в зале, на его лице появился кровоподтёк. Об обстоятельствах появления телесных повреждений ФИО1 никто ничего не рассказывал. 25 февраля состояние супруга ухудшилось, его положили в больницу, где 16 марта 2014 года он скончался.
Были оглашены показания ФИО1., данные в ходе предварительного следствия (т. 1 л.д. 94-97), где она пояснила, что в состоянии алкогольного опьянения супруг становился агрессивным, несдержанным.
По оглашённым показаниям ФИО1 пояснила, что муж в состоянии алкогольного опьянения становился агрессивным «на слова», мог её ударить. Сам он инициатором драк не становился, хотя неоднократно приходил домой побитым.
Свидетель ФИО3 показал (т. 1 л.д. 25-27, 86-88), 23 февраля 2014 года находился в гостях у ФИО1. Там же находились Гриднев и ФИО2. Распивали спиртные напитки. Примерно в 17 часов свидетель с ФИО1 вышел покурить, а когда вернулся, увидел, что ФИО2 лежит на полу в комнате. Он был в сознании. Гриднев пояснил, что избил ФИО2, т.к. тот избивал свою супругу.
При осмотре места происшествия, квартиры по адресу: ..., следов борьбы не обнаружено (т. 1 л.д. 19-24).
По заключениям эксперта № 25/64-14/90-14 и № 25/64-14/90-14-Д (т. 1 л.д. 169-172, 190-194) непосредственной причиной смерти ФИО2 явился отёк головного мозга с вклиниванием стволового отдела в большое затылочное отверстие и явлениями острой лёгочно-сердечной недостаточности, развившийся как закономерное осложнение полученной тяжёлой закрытой черепно-мозговой травмы, сопровождавшейся тяжёлым ушибом мозговой ткани с кровоизлияниями под оболочки головного мозга. На труп ФИО2 были обнаружены телесные повреждения: закрытая черепно-мозговая травма, включающая в себя ссадину на лице, кровоподтёки на веках правого глаза, субдуральную гематому, субарахноидальные кровоизлияния, внутримозговые кровоизлияния. Телесные повреждения могли образоваться одномоментно не менее чем от однократного воздействия тупого твёрдого предмета. Телесные повреждения квалифицируются как причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, стоят в прямой причинно-следственной связи со смертью ФИО2 Признаков, свидетельствующих о возможности образования черепно-мозговой травмы в результате падения и соударения задней частью головы, не выявлено.
Допрошенный в судебном заседании эксперт Михайлов С.Л. показал, что при исследовании трупа каких-либо признаков некачественной медицинской помощи не обнаружил, считает, что врачи Ухтинской городской больницы сделали всё, что было в их силах. Наступление смерти от нескольких ударов кулаками по голове является нередким. Для наступления смерти бывает достаточным одного удара.
Исследовав доказательства по делу, оценив каждое из них с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все их в совокупности с точки зрения достаточности для разрешения дела, суд приходит к выводу о доказанности вины Гриднева М.А.
В основу приговора суд кладёт показания потерпевшей ФИО1., свидетеля ФИО3 заключение судебно-медицинских экспертиз, показания эксперта.
Указанные доказательства согласуются между собой, не содержат существенных противоречий. Оснований для оговора подсудимого со стороны потерпевшей и свидетеля судом не установлено.
Исследованные заключения эксперта даны квалифицированным экспертом, оформлены в соответствии с требованиями закона, поэтому суд признаёт их допустимыми доказательствами.
Судом установлено, что 23 февраля 2014 года в квартире по адресу: ..., после совместного распития спиртного, в результате ссоры Гриднев М.А. нанёс ФИО2 не менее четырёх ударов руками по голове, чем причинил ему тяжёлую черепно-мозговую травму, от которой потерпевший скончался 16 марта 2014 года.
Данный факт подтверждается показаниями потерпевшей ФИО1 и свидетеля ФИО3, из которых следует, что они 23 февраля 2014 года совместно с Гридневым и ФИО2 распивали спиртные напитки. ФИО1 и ФИО3 выходили покурить. Гриднев оставался с ФИО2. Когда ФИО1 и ФИО3 вернулись, ФИО2 лежал на полу, у него появились телесные повреждения на лице. Гриднев пояснил, что избил ФИО2, т.к. тот избивал ФИО1.
Гриднев М.А. подтвердил показания потерпевшей и свидетеля.
Показания подсудимого, потерпевшей и свидетеля согласуются с заключениями судебно-медицинского эксперта.
Нанося ФИО2 неоднократные удары руками по голове с приложением значительной силы, Гриднев М. А. понимал, что может причинить, в том числе, и тяжкие телесные повреждения, т.е. действовал умышленно. В то же время подсудимый не предвидел возможности наступления смерти потерпевшего, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть её наступление.
По заключению судебно-психиатрической экспертизы № 106 от 10 апреля 2014 года Гриднев М.А. . Гриднев М.А. не обнаруживал и не обнаруживает признаки какого-либо временного или хронического психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики, лишающих его способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. Он находился в состоянии простого алкогольного опьянения. В применении принудительных мер медицинского характера не нуждается (т. 1 л.д. 178-179).
В судебном заседании подсудимый Гриднев М.А вёл себя адекватно. Сомнений в его психическом состоянии у суда не возникло. На основании изложенного суд признаёт Гриднев М.А. вменяемым.
Суд квалифицирует действия Гриднева М.А. по ст. 111 ч. 4 УК РФ, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлёкшее по неосторожности смерть потерпевшего.
При назначении наказания суд учитывает личность подсудимого, характеризующегося положительно (т. 1 л.д. 58, 79, т. 2 л.д. 4), состояние его здоровья, общественную опасность преступления, влияние наказная на исправление подсудимого и на условия жизни его семьи.
Совершённое преступление относится к категории особо тяжких преступлений.
Смягчающими наказание обстоятельствами на основании ст. 61 ч.1 пп. «з, и» УК РФ суд признаёт явку с повинной, полное и последовательное признание вины, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, противоправное поведение потерпевшего.
Отягчающим наказание обстоятельством на основании ст. 63 ч. 1.1 УК РФ является совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения.
Суд не усматривает по делу исключительных обстоятельств, связанных с целями, мотивами преступления, поведением подсудимого во время и после совершения преступления, и других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности совершённого преступления, которые позволили бы в соответствии со ст.64 УК РФ назначить подсудимому наказание ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьёй УК РФ или более мягкий вид наказания, чем предусмотрен Законом.
Оснований для изменения категории преступления на менее тяжкую или назначения наказания по правилам ст. 73 УК РФ не имеется.
Учитывая характер преступления, личность подсудимого, суд считает, что назначение дополнительного наказания в виде ограничения свободы является нецелесообразным.
Вещественные доказательства: СКП со следами рук необходимо хранить при деле.
Руководствуясь ст.ст.307-309 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Признать Гриднева М. А. виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч. 4 УК РФ, и назначить за него наказание в виде 6 (шести) лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима без ограничения свободы.
Срок наказания исчислять с 14 мая 2014 года. Зачесть в срок отбытого наказания период содержания Гриднева М.А. под стражей с 26 февраля по 14 мая 2014 года.
Меру пресечения на период апелляционного обжалования Гридневу М.А. оставить в виде содержания под стражей.
Вещественные доказательства: СКП со следами рук - хранить при деле.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение 10 дней со дня провозглашения приговора.
В случае подачи апелляционной жалобы осуждённый вправе в вышеуказанный срок ходатайствовать о своём участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.
Председательствующий Р.В. Терентюк