Решение
Именем Российской Федерации
12 февраля 2016 года
Судья Промышленного районного суда г. Самары Нуждина Н.Г.,
при секретаре Швабе П.Ю.,
рассмотрев административное дело № 2а - 1577/2016 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Самарской области к Горшкову <данные изъяты> о взыскании задолженности,
установил:
Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Самарской области обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, в обоснование своих требований указал, что Горшков А.Д. является плательщиком земельного налога. Горшкову А.Д. принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №. В связи с неуплатой налога, налогоплательщику было выставлено требование от 26.11.2014г. № на сумму налогов <данные изъяты> рублей, пеней -<данные изъяты> рублей. На настоящее время неуплаченная сумма задолженности по земельному налогу за 2013 год составляет <данные изъяты> рублей, пени – 12.40 рублей, всего <данные изъяты> рублей.
Межрайонной Инспекцией ФНС № по <адрес> в адрес мирового судьи судебного участка №<адрес> было направлено заявление о вынесении судебного приказа.
05.08.2015г. мировым судебного участка № было вынесено определение о возвращении заявления.
В связи с этим, истец просил суд восстановить пропущенный срок для подачи административного искового заявления, взыскать с Горшкова А.Д. задолженность в сумме 3769,40 рублей.
Представитель административного истца Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя.
Административный ответчик Горшков А.Д. в суд не явился, извещался судом о месте и времени рассмотрения дела по своему месту жительства (месту регистрации), в суд возвращен конверт с отметкой «истец срок хранения».
В соответствии с ч.4 ст.2 КАС РФ, в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующее отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
Согласно разъяснениям, изложенным в п.67 и п.68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015г. № «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации» судебное извещение будет считаться доставленным адресату, если он не получил его по своей вине в связи с уклонением адресата от получения корреспонденции, в частности если оно было возвращено по истечении срока хранения в отделении связи.
Применительно к п.35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от ДД.ММ.ГГГГ №, и ч.2 ст.100 КАС РФ, отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует их возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
В соответствии с ч.2 ст.289 КАС РФ, суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Плательщиками налогов на имущество физических лиц в силу ст.1 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В соответствии с ч.1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с ч.1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с ч.1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ч.1 ст. 389 ГК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В соответствии со ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст. 85 НК РФ, органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В соответствии с ч.11 указанной статьи, органы, указанные в пунктах 3, 4 и 8 ст. 85 НК РФ, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме. Порядок представления сведений в налоговые органы в электронной форме определяется соглашением взаимодействующих сторон.
Судом установлено, что Горшков <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Наличие у Горшкова А.Д. указанного земельного участка подтверждается сведениями, предоставленными кадастровым органом по программе АИС, в электронной форме, что соответствует положениям действующего законодательства.
Таким образом, в период (2013 г.), за который административный истец просит взыскать земельный налог с Горшкова А.Д., последний являлся собственником земельного участка, и обязан уплатить законно установленный налог за данный период.
Данная обязанность в силу п. 1 ст. 45 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (ст.ст. 46, 47, 69 НК РФ).
Судом установлено, что ответчиком не надлежаще исполнялись обязательства по уплате налога, в связи с чем, образовалась задолженность по земельному налогу за 2013г.
В адрес ответчика налоговым органом направлено налоговое уведомление № с установлением обязанности уплатить земельный налог до ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ ответчику направлено требование об уплате налогов и пени № на сумму налогов <данные изъяты> рублей, пеней -<данные изъяты> рублей, со сроком исполнения требования до ДД.ММ.ГГГГ Требование в добровольном порядке не исполнено.
В соответствии со ст. 52 ч.2 НК РФ, налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно ч.4 ст. 397 НК РФ, налогоплательщики – физические лица, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В силу ст. 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
На основании ч.6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства РФ (действующего на период обращения ИФНС в суд), при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Как установлено в судебном заседании, срок исполнения требования об уплате налогов и пени №, направленного ответчику ДД.ММ.ГГГГ, установлен указанным требованием до ДД.ММ.ГГГГ, шестимесячный срок на подачу иска истекал ДД.ММ.ГГГГ Настоящее административное исковое заявление к Горшкову А.Д. направлено в суд почтой ДД.ММ.ГГГГ, т.е. т.е. по истечении установленного ст. 286 КАС РФ шестимесячного срока.
Вместе с тем, налоговый орган обратился первоначально с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с Горшкова А.Д. земельного налога к мировому судье до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на тот момент, установленный законодательством о налогах и сборах срок обращения в суд, административным истцом был соблюден.
Однако определением мирового судьи судебного участка № Кировского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заявление инспекции возвращено в связи с неподсудностью спора.
Определением Промышленного районного суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление МИФНС России № <адрес> к Горшкову А.Д. о взыскании земельного налога возвращено истцу в связи с неустранением недостатков административного иска, указанных в определении без движения от ДД.ММ.ГГГГ.
По изложенным основаниям, административный истец просил восстановить срок на подачу искового заявления к Горшкову А.Д.
Указанную административным истцом причину пропуска срока на подачу рассматриваемого административного иска суд признает уважительной и считает необходимым восстановить Межрайонной ИФНС России № по <адрес> срок обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
На настоящее время неуплаченная сумма задолженности по земельному налогу за 2013 год составляет <данные изъяты>, пени – <данные изъяты>, всего <данные изъяты> рублей, что подтверждается представленным истцом расчетом.
Согласно ч.1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Административный истец представил суду допустимые законом доказательства в обоснование своих требований, тогда как административным ответчиком доказательств, опровергающих доводы иска, не представлено, расчет размера задолженности по налогу, расчета пени не опровергнут. Обязательства по уплате налога на имущество и земельного налога ответчиком не исполнены до настоящего времени, в связи с чем, задолженность по уплате земельного налога за 2013г. подлежит взысканию с ответчика в судебном порядке по представленному истцом расчету.
Таким образом, требование МИФНС России № по <адрес> о взыскания с ответчика задолженности по земельному налогу и пени подлежит удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч.1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета
Учитывая, что административный истец в соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ с ответчика Горшкова А.Д. подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере <данные изъяты>четыреста) руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Взыскать с Горшкова <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ур. <адрес> в пользу Межрайонной ИФНС России № по <адрес> задолженность по земельному налогу за 2013г. в сумме <данные изъяты> руб., пени в сумме <данные изъяты> руб., а всего взыскать 3 <данные изъяты>.
Взыскать с Горшкова <данные изъяты> государственную пошлину в доход государства в размере 400 (четыреста) руб.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено 17.02.2016г.
Председательствующий: (подпись) Нуждина Н.Г.
Копия верна.
Судья:
Секретарь: