РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кочубеевское 13 декабря 2012 года
Кочубеевский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Макаренко Е. В.,
с участием: представителя истца Корниенко С.П. – Криницына А.И.,
представителя ответчика Управления труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района СК – Долиной И.В.,
при секретаре Ахба Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Корниенко С.П. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района СК о единовременном взыскании недополученных ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и перерасчете ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью с последующей её индексацией,
УСТАНОВИЛ:
Корниенко С.П. обратился в суд с иском к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района СК о единовременном взыскании недополученных ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и перерасчете ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью с последующей её индексацией, указав, что истец, Корниенко С.П., принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭСс ДД.ММ.ГГГГгода по ДД.ММ.ГГГГ, является <данные изъяты> группы, и получает ежемесячно сумму возмещения вреда здоровью в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № “О социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” (далее по тексту “базовый чернобыльский” Закон).
Судебным решением от ДД.ММ.ГГГГ сумма ежемесячной денежной компенсации в ВВЗ установлена в размере 1 527,30 рублей ответчикомисполнялось до ДД.ММ.ГГГГгода.
Нормами Закона Российской Федерации от 15 мая 1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее по тексту - базовый Закон) предусмотрен механизм антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предполагающий регулярность и стабильность индексации этих выплат.
Ст. 11 Правил в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 180-ФЗ определен механизм повышения сумм возмещения вреда в связи с ростом стоимости жизни на основе роста минимального размера оплаты труда.
В соответствии с частью 3 статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда здоровью в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда (МРОТ).
Таким образом, суммы возмещения вреда до ДД.ММ.ГГГГ подлежали индексации пропорционально повышению минимального размера оплаты труда.
В период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ размер суммы возмещения вреда здоровью не мог быть проиндексирован исходя из роста МРОТ, поскольку в период с февраля 1997г. до ДД.ММ.ГГГГ этот показатель не изменялся.
Федеральным законом от 19 июня 2000 года №82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" установлены новые размеры МРОТ.
В соответствии с п.5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2005 года №7 "... поскольку денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от каких-либо обязательных социальных выплат, суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью, начиная с 1 июля 2000 года исходя из базовой суммы, установленной статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 года №82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда..."
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
С ДД.ММ.ГГГГ ответчик прекратил выплату установленной судом суммы ВВЗ и стал выплачивать ее в фиксированном размере, мотивируя свои действия вступлением в действие Федерального закона от 12.02.2001 N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Однако, статьей 2 Федерального закона от 12.02.2001г. №5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О социальной граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлено:
"Гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 15 части первой статьи 14 или пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС". В случае, если размер указанной компенсационной выплаты не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленной федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год".
Исходя из изложенного, перевод его на фиксированный размер компенсационной выплаты является незаконным.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П признан противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющими право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статьями 5 базового Закона (в редакции от 12 февраля 2001 года) и части 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации. До внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 года ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует - на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти. Согласно определению судебной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 27 августа 2009 года № 5-В09-92 в соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 апреля 2005 года №7, индекс роста величины прожиточного минимума, подлежащий применению с 1 января 2002 года, должен быть определен как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров в субъекте РФ за 2001 год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров в субъекте РФ за 2000 год.
В соответствии со справкой территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю коэффициент индексации в связи с ростом величины прожиточного минимума для пенсионеров в Ставропольском крае в среднем за 2002 год составляет 1,682; за 2003 год - 1,2222; за 2004 год -1,1953.
Таким образом, размер сумм возмещения вреда должен составлять:
с <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Согласно части 3 статьи 5 Федерального Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года (в редакции Федерального Закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ) размеры выплат гражданам, установленные настоящим законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Таким образом, сумма возмещения вреда здоровью ежегодно индексируется:
С 01.01.2005 г. - 1,11- в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2004г. № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год», в редакции Федерального закона от 4 ноября 2005г. № 141-ФЗ и Постановлением Правительство РФ от 03.03.2007 года № 143.
Следовательно, размер сумм возмещения вреда должен составлять с 01.01.2005 года – 9 977,85 рублей (8 989,05* 1.11)
С 01 декабря 2005 года ему после переосвидетельствования в ФГУ ГБ МСЭ по Ставропольскому краю, была подтверждена 2-я группа инвалидности, степень утраты профессиональной трудоспособности 90%, что подлежало корректировке коэффициента: 90% : 80% = 1,125.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
С 01.01.2012 года – 1,06 Постановление Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2011 г. N 1019 г. «Об индексации в 2012 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам. подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»».
Размер ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью с 01.01.2012 должен составлять – 20 489,39рублей (19 329,61 рублей * 1,06)
В статье 208 ГК РФ указано, что исковая давность не распространяется на:требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом; требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов; требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска;требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304);другие требования в случаях, установленных законом.
В статье 58 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (с изменениями от 10 февраля 1997 г., 10 июля, 30 декабря 2001 г., 28 марта 2002 г., 11 ноября 2003 г.) указано: «на требования о возмещении убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием жизни и здоровью граждан, исковая давность не распространяется ». В данной статье нет ограничений, которые указаны в п. 3 статьи 208 ГК РФ, по удовлетворению таких требований за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска. То обстоятельство, что нормы Федерального закона от 21.11.1995 г. № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" полностью распространяются на лиц, пострадавших от радиационного воздействия вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, доказывается тем, что Федеральный закон от 21.11.1995 г. № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" применялся Конституционным Судом РФ при проверке конституционности ряда положений «чернобыльского» законодательства.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 03.11.2006 г. № 445-О определил:
1. Положения ст. 208 ГК Российской Федерации во взаимосвязи с положениями Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не препятствуют взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью при исполнении ими обязанностей по трудовому договору, а также причиненного вследствие чернобыльской катастрофы по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты.
2. В силу ст. 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» конституционно-правовой смысл положений ст. 208 ГК Российской Федерации, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении на основе правовых позиций, изложенных им в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике».
Следовательно, в соответствии с п. 5 статьи 208 ГК РФ и статьей 58 Федерального закона от 21.11.1995 г. № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", взысканию подлежат недополученные суммы возмещения вреда за период сДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Размер недополученных ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, согласно приведенного расчета, за период с ДД.ММ.ГГГГгода по ДД.ММ.ГГГГ составляет :
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Кроме того, заявляется им суду требование об увеличении выплаты ежемесячной суммы — компенсации в возмещение вреда здоровью в сумме в <данные изъяты>)
Согласно п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 14.12.2000 года №35 (в ред. от 11.05.2007 года №23) и ст. 5 «Базового чернобыльского Закона» (в ред. ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация, представителем которой, в соответствии с абз. 3 п. 15 ч.1 ст. 14 вышеуказанного Закона выступают органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, уполномоченные согласно ч.3 ст. 125 ГК РФ выступать от имени казны РФ по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС – в данном случае – Управление труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края.
На основании вышеизложенного просит суд: взыскать с Управления труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, единовременно, в пользу истца —Кориненко С.П. за счет средств федерального бюджета <данные изъяты> ) в возмещение недополученных ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать Управление труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края назначить истцу — Корниенко С.П., ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью сДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> с последующей её индексацией в установленном законом порядке.
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, однако надлежащим образом был уведомлен, о причинах не явки суд не уведомил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель истца Корниенко С.П. – Криницын А.И. исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Управления труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района СК – Долина И.В. не согласилась с исковыми требованиями Корниенко С.П. указав, что Управление труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края с требованиями истца об исчислении сумм возмещения вреда здоровью исходя из решения Кочубеевского районного суда от 08.12.2000 года и индексации суммы по росту минимального размера оплаты труда, величине прожиточного минимума, уровню инфляции, не согласно по следующим основаниям.
Корниенко С. П. впервые врачебно-трудовой экспертной комиссией был признан инвали<адрес> группы с 80% степенью утраты профессиональной трудоспособности ДД.ММ.ГГГГ. Причина инвалидности «увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы связанной с аварией на ЧАЭС». При очередном переосвидетельствовании ДД.ММ.ГГГГ он был признан инвали<адрес> группы с 80% степенью утраты профессиональной трудоспособности. С ДД.ММ.ГГГГ - 2 группа инвалидности с 90% степенью утраты профессиональной трудоспособности, бессрочно.
Корниенко С. П. суммы в возмещение вреда первоначально исчислялись управлением труда и социальной защиты населения из семикратного размера минимальной оплаты труда, с января 1998 года из заработка за работу на ЧАЭС, с ДД.ММ.ГГГГ из заработка за 12 месяцев работы перед установлением ему группы инвалидности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 25 статьи 14 Закона порядок исчисления сумм в возмещение вреда, исходя из условного месячного заработка без его ограничения, применялся только для тех инвалидов вследствие Чернобыльской катастрофы, период работ которых по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составлял менее одного полного календарного месяца. Корниенко С. П. принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 30 км зоне отчуждения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. более одного календарного месяца. В связи с этим, с ДД.ММ.ГГГГ управление перешло на исчисление суммы ВВЗ из заработка перед установлением инвалидности.
При вступлении в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ Корниенко С. П. было предоставлено право выбора на получение суммы в возмещение вреда, исчисленной из заработка, или ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в фиксированном размере. На момент вступления в силу данного закона (ДД.ММ.ГГГГ) Корниенко С. П. получал сумму в возмещение вреда, исчисленную из заработка, в размере <данные изъяты> коп., установленном решением Кочубеевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Корниенко С. П. стал получать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в фиксированном размере 2500 рублей (личное заявление от ДД.ММ.ГГГГ), как наиболее выгодный для него вариант. Соответственно выплата сумм, установленных судом была прекращена.
При вызове в управление все получатели были уведомлены о необходимости принятия решения о выборе права на назначение суммы возмещения вреда исходя из заработка за 12 месяцев перед установлением инвалидности либо из фиксированной суммы. Управление подробно разъяснило положение Закона №5-ФЗ и права получателей, после чего получатели делали выбор и писали заявление, в котором усматривается свобода выбора, а также разъяснения 5 Федерального Закона.
Корниенко С. П. был согласен с твердой фиксированной суммой <данные изъяты> рублей, так как именно эту сумму он проиндексировал в соответствии с судебной практикой Верховного Суда РФ на коэффициенты прожиточного минимума, инфляции и роста потребительских цен, что подтверждает решение Кочубеевского районного суда от 29.05.2007 года. Таким образом, в настоящий момент размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, на основании судебного решения составляет <данные изъяты> копеек.
Что касается вопроса о применении коэффициентов роста МРОТ равного 1,581, 1,515, то поясняют, что применение этих коэффициентов в механизме индексации стало возможным только в 2005 году, после разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 20 декабря 2005 г. № 26 «О вопросе, возникшем после принятия Пленумом Верховного Суда Российской Федерации 5 апреля 2005 г. постановления № 7 «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Более того, вопрос о порядке исчисления Корниенко С. П. ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда рассматривался Кочубеевским районным судом неоднократно.
Решения Кочубеевского районного суда от 08 декабря 2000 года, от 29 октября 2003 года и от 17 мая 2004 года исполнены управлением труда и социальной защиты населения в полном объеме. В 2003, в 2004 году и в 2007 году по его исковым заявлениям суд индексировал выплачиваемые ему фиксированные суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещения вреда, а не ранее установленную в 2000 году судом сумму, исчисленную из заработка. Решение суда, принятое 29 мая 2007 года, исполняется по настоящее время.
Кроме того, Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», (в ред. Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ) не содержит нормы, предоставляющей право инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы на неоднократный выбор вида выплаты в возмещение вреда (сумм в возмещение вреда или же компенсации в возмещение вреда). После вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ суммы в возмещение вреда инвалидам вследствие катастрофы на ЧАЭС из заработка не исчисляются. Данная норма Конституционным Судом РФ признана не противоречащей Конституции РФ (определение № 11-П от 19 июня 2002 г).
Считают, что на сегодняшний день механизм индексации компенсации возмещения вреда здоровью в соответствии с практикой Верховного Суда РФ исходя из фиксированной суммы, который установлен судебным решением от 29.05.2007 года является для него наиболее благоприятным.
Более того, судебная практика 2011 года отражает мнение управления по данному вопросу. Судебная коллегия Ставропольского края своими определениями отменила пять судебных решений Кочубеевского районного суда по искам граждан, о восстановлении их права на выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью исходя из судебных решений 2000 года.
На основании изложенного просят суд: отказать Корниенко С.П. в удовлетворении его исковых требований в полном объеме.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.
Согласно статьи 18Конституции Российской Федерацииправа и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием.
На основании статьи ст. 55Конституции Российской Федерацииперечисление вКонституции Российской Федерацииосновных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается справкой отдела военного комиссариата по Кочубеевскому району № 56 от 15.02.2011 года Корниенко С.П. действительно принимал участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в период прохождения сборов при войсковой части <данные изъяты> в период с 20 декабря 1987 г. по 21 апреля 1988 г., был призван военным комиссариатом Кочубеевского района СК.
Законом Российской Федерацииот 15 мая 1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрен механизм антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предполагающий регулярность и стабильность индексации этих выплат.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона РФ от 15 мая 1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда здоровью в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда (МРОТ).
Согласно пункту 5 Постановления ПленумаВерховного Суда РоссийскойФедерации от 14 декабря 2000 года N 35 (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 N 7, от 11.05.2007 N 23) «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда.
При рассмотрении дел об индексации названных сумм, начиная с февраля 1997 года, необходимо иметь в виду следующее.
Суммы возмещения вреда не могут быть проиндексированы исходя из роста минимального размера оплаты труда с февраля 1997 года до 1 июля 2000 года, поскольку в указанный период этот показатель не изменялся (Федеральные законы от 9 января 1997 года N 6-ФЗ и от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ).
Поскольку денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от каких-либо обязательных социальных выплат, суд не вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью, начиная с 1 июля 2000 года исходя из базовой суммы, установленной статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации». Однако если такая индексация была произведена фактически, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 1 июля 2000 года до 1 января 2001 года.
Федеральным законом от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» установлены новые размеры МРОТ.
В соответствии с п. 5 Постановления ПленумаВерховного Суда РоссийскойФедерации от 05 апреля 2005 года № 7 "... поскольку денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от каких-либо обязательных социальных выплат, суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью, начиная с 1 июля 2000 года исходя из базовой суммы, установленной статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда...».
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Пункт 6 Постановления ПленумаВерховного Суда РоссийскойФедерации от 14.12. 2000 г. № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 г. № 7) разъясняет, что в соответствии с частью 3 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 № 5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Несмотря на то, что указанная нома вступила в силу с 15 февраля 2001 года, первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года.
ПостановлениемКонституционного Суда РоссийскойФедерации от 19.06.2002 № 11-П признан противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющими право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статьями 5 и части 3 статьи 2 "базового чернобыльского" Закона (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ) порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации. До внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 года ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует - на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти.
Согласно справке территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краюкоэффициент индексации в связи с ростом величины прожиточного минимума для пенсионеров в Ставропольском крае в среднем за 2002 год составляет 1,682; за 2003 год - 1,2222; за 2004 год -1,1953.
Учитывая изложенное, суд считает обоснованным довод Корниенко С.П. о том, что размер сумм возмещения вреда должен составлять:
С <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Руководствуясь ст.208 ГК РФ и в соответствии со ст.58 ФЗ от 21 ноября 1995 г. №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (с изменениями от 10 февраля 1997 г., 10 июля, 30 декабря 2001 г., 28 марта 2002 г., 11 ноября 2003 г.), а также принимая во внимание практику Конституционного суда РФ, суд приходит к выводу о не распространении исковой давности на иски связанные с возмещением убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием жизни и здоровью граждан.
Таким образом, взысканию подлежат недополученные суммы возмещения вреда за период с 01.07.2000 г. по 30.09.2012 г.
Изучив, проанализировав представленный расчет недополученных ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, суд приходит к выводу о наличии допущенной ошибки в вычислениях, так, по мнению суда, сумма недоплат ежемесячных сумм должна составлять 784861 рубль 07 копеек, однако истцом в его расчетах указана сумма <данные изъяты> рублей.
Выплаченная сумма за указанный период единовременных выплат в возмещении вреда здоровью по решению суда составляет 181052 рубля 89 копеек, таким образом, данная сумма подлежит вычету из суммы недополученных истцом ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью по приведенному расчету:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Кроме того, истцом заявлено требование об увеличении выплаты ежемесячной суммы компенсации в возмещение вреда здоровью с 01.01.2012 года в <данные изъяты> рублей, данное требование суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании вышеизложенного суд находит исковые требования обоснованными, однако подлежащими частичному удовлетворению, в виду допущенной ошибки в вычислениях взыскиваемой суммы.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Корниенко С.П. к Управлению труда и социальной защиты администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края о единовременном взыскании недополученных ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и перерасчете ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью с последующей её индексацией – удовлетворить частично.
Взыскать с Управления труда и социальной защиты администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, единовременно, в пользу Корниенко С.П. за счет средств федерального бюджета <данные изъяты>) в возмещение недополученных ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000 года по 30.09.2012 года.
Обязать Управление труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края назначить Корниенко С.П., ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью с 01 октября 2012 года в размере <данные изъяты>) с последующей её индексацией в установленном законом порядке.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в течение месяца.
Судья Кочубеевского районного суда Е.В.Макаренко