решение в окончательной форме изготовлено 17 июня 2021 года
дело № 2-550/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Алапаевск 11 июня 2021 года
Алапаевский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Арзамасцевой Л.В., при секретаре Прилуцких И.Г.,
с участием: истца Колотовой Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колотовой Р. В. к Администрации МО Алапаевское, МКУ «Расчетный центр МО Алапаевское» о признании действий незаконными, нарушении прав и законных интересов по предоставлению мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, признании права на их получение,
УСТАНОВИЛ:
Колотова Р.В. обратилась с иском к Администрации муниципального образования Алапаевское, муниципальному казенному учреждению «Расчетный центр МО Алапаевское» о признании действий незаконными, нарушении прав и законных интересов по предоставлению мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на 31 декабря 2009 года, признании права на их получение с 01 января 2010 года.
Гражданское дело поступило в Алапаевский городской суд после апелляционного рассмотрения Свердловским областным судом частной жалобы истца Колотовой Р.В. на определение Алапаевского городского суда от 17.02.2021, которым производство по исковому заявлению Колотовой Р.В. в части требований о признании незаконными действий по отказу в выплате компенсации расходов на транспортировку твердого бытового топлива за 2014-2016 годы, признании права на получение компенсации за 2014-2016 годы, взыскании невыплаченной компенсации и компенсации морального вреда за 2014-2016 годы, а также в части требований о взыскании невыплаченной компенсации за 2017 г. прекращено на основании абз. 3 ст.220 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Апелляционным определением Свердловского областного суда от 21.04.2020 определение Алапаевского городского суда Свердловской области от 17.02.2021 года в части прекращения производства по делу Колотовой Р. В. к Администрации муниципального образования Алапаевское, МКУ «Расчетный центр МО Алапаевское» о признании действий незаконными, нарушении прав и законных интересов по предоставлению мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на 31 декабря 2009 года, признании права на их получение с 01 января 2010 года отменено. В остальной части определение Алапаевского городского суда Свердловской области от 17 февраля 2021г. оставлено без изменения, частная жалоба истца без удовлетворения.
В обоснование заявленного иска истец Колотова Р.В. указала, что она является бывшим педагогическим работником – пенсионером, работавшим в сельской местности. В соответствии с ч.1 ст. 35 Закона Свердловской области от 16.07.1998 г. № 26-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» имеет право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на 31.12.2009, и просит признать за ней право на их получение с 01.01.2010.
Представитель ответчика администрации МО Алапаевское, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. В письменном отзыве иск не признал, указав, что Колотовой Р.В. за период 2014-2016 гг. была начислена и выплачена компенсация расходов на оплату твердого топлива. Колотой Р.В. не было предоставлено в МКУ «Расчетный центр МО Алапаевское» документов, подтверждающих расходы по доставке твердого топлива. Требования истицы о компенсации расходов на доставку твердого топлива являлись предметом рассмотрения в Алапаевском городском суде Свердловской области и мировыми судьями судебных участков №1, №4. №5. 04.09.2014 (дело № 2-487/2014) мотивированным решением мирового судьи судебного участка № 1 Алапаевского судебного района Свердловской области И. А. Некрасовой. Колотовой Р.В. в иске к МО Алапаевское. МКУ «Расчетный центр МО Алапаевское» о взыскании компенсации за доставку дров в размере 6 011,52 руб. за 2014 год было отказано, решение вступило в силу. 05.08.2015 (дело № 2-537/2015) мотивированным решением мирового судьи судебного участка № 5 Алапаевского судебного района Свердловской области И.Ю. Андреевой, Колотовой Р.В. в иске к МО Алапаевское, МКУ «Расчетный центр МО Алапаевское» о взыскании компенсации по доставке дров за период 2015 год было отказано, решение вступило в силу. 02.09.2016 (дело № 2-621/2016) решением мирового судьи судебного участка № 4 Алапаевского судебного района Свердловской области Е.Г. Синяковой, Колотовой Р.В. в иске к МО Алапаевское, МКУ «Расчетный центр МО Алапаевское» о взыскании компенсации по доставке дров за 2016 год было отказано, решение вступило в силу.
Также в письменном отзыве указано, что Администрацией не оспаривается право истицы на получение социальной поддержки, но истицом не был соблюден предусмотренный законом порядок получения такой поддержки. Кроме того, в соответствии со ст. 195 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Согласно п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. С учетом изложенного Администрация МО Алапаевское просит применить срок исковой давности и отказать истцу в удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика МКУ «Расчетный центр муниципального образования Алапаевское», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, в направленном в суд отзыве указал, что Колотова Р.В., проживающая по адресу: <адрес>, является получателем компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.01.2010 по настоящее время по льготной категории «Бюджетник сельской местности педагог-пенсионер» на основании удостоверяющей справки № 321. В данной удостоверяющей справке № 321, принадлежащей Колотовой Р.В. указан Закон Свердловской области от 16.07.1998 № 26 - 03 «Об образовании в Свердловской области» утративший силу на основании Закона Свердловской области от 01.09.2013 № 78 - 03 «Об образовании в Свердловской области». В настоящее время удостоверяющая справка № 321 является действительной. Согласно указанной справке Колотова Р.В. имеет право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг бессрочно, но уже на основании Закона Свердловской области от 01.09.2013 № 78 - 03 «Об образовании в Свердловской области». С 01.01.2018 и по настоящее время Колотова Р.В. имеет регистрацию по адресу<адрес> и получает компенсацию расходов в полном объеме по следующим услугам: электроэнергия, содержание общего имущества, обращение с ТКО, отопление по ГТУ. Способ выплаты компенсации расходов через Центр доставки пенсий. Задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отсутствуют. С 01.01.2010 по 31.12.2017 Колотова Р.В. была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>. По данному месту проживания она имела право на компенсацию расходов на оплату: содержания жилья, электроэнергии, твердого топлива (дров) и его доставку. За указанный период компенсация расходов выплачивалась в полном объеме, задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отсутствовали.
Порядок назначения и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для льготной категории «Бюджетник сельской местности педагог-пенсионер» утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 №690- ПП.
В соответствии п. 9 главы 3 Порядка определено, что назначение компенсации расходов осуществляется на основании заявления о назначении компенсации расходов и информации с приложением платежных документов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за месяц, предшествующий обращению, с отметкой об оплате (в случае обращения за компенсацией расходов на оплату твердого топлива (дрова) - кадастрового паспорта, технического паспорта, справки, выданной на основании похозяйственных книг, иных документов, которые содержат описание объектов недвижимости, выданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, действующем на момент их выдачи, а также документов, подтверждающих соответствующие расходы).
Компенсация расходов в части оплаты твердого топлива (уголь, дрова) и его доставки назначается сроком на один год и выплачивается единовременно в течение календарного года (п.п. 17, 20 главы 3 Порядка).
Ежегодно с 2010 года по 2017 год Колотова Р.В. обращалась в МКУ «Расчетный центр МО Алапаевское» с заявлением о назначении компенсации расходов на оплату твердого топлива (дров). Принимались Решения о назначении компенсации расходов на оплату твердого топлива (дров), производились начисления и выплаты в соответствии с законодательством. Расчет размера компенсации расходов в части оплаты твердого топлива производится с учетом предельных розничных цен, утвержденных Региональной энергетической комиссией Свердловской области, на топливо печное бытовое за складочный кубический метр дров лиственных и хвойных пород нестандартных (п.22 главы 4 Порядка). В соответствии с Постановлением РЭК Свердловской области от 15 декабря № 162-ПК с 01.01.2011 года утверждены предельные розничные цены на нестандартные дрова в размере 411 руб. за 1 складочный кубический метр. Годовые нормативы обеспечения твердым топливом населения в жилых помещениях с печным отоплением на 1 квадратный метр общей отапливаемой площади составляет 0,372 складочный кубический метр дров лиственных и хвойных пород (в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 30.07.2013г. №968-ПП).
Ежегодная сумма начисленных и выплаченных компенсаций расходов на оплату твердого топлива (дров) Колотовой Р. В. составляла 6 176 (Шесть тысяч сто семьдесят шесть) рублей 84 копейки. (40,4 кв.м. * 0,372 * 411 руб.).
Для получения компенсации расходов по доставке твердого топлива необходимо представить документы, подтверждающие факт доставки топлива до получателя: товарно-транспортная накладная, кассовый чек или квитанция к приходному кассовому ордеру.
За период с 2014 года по 2017 год данный пакет документов Колотова Р. В. в МКУ «Расчетный центр МО Алапаевское» не предоставила ни разу, поэтому назначение компенсации расходов по доставке твердого топлива не производилось.
По факту выплаты компенсации расходов на доставку твердого топлива за 2014, 2015, 2016, 2017 годы имеются решения судов, вступивших в законную силу. Решения судов доведены до Колотовой Р.В.
В соответствии с Постановлением Администрации муниципального образования Алапаевское № 41 от 29 января 2010 года «О создании муниципального учреждения «Расчетный центр муниципального образования Алапаевское» реализация отдельных функций, связанных с осуществлением Администрацией муниципального образования Алапаевское переданных государственных полномочий по предоставлению гражданам субсидий и компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 января 2010 года и по настоящее время осуществляется МКУ «Расчетный центр МО Алапаевское». До 01 января 2010 года возмещением расходов по жилищно-коммунальным услугам бюджетникам сельской местности занималось Управление социальной защиты населения. МКУ «Расчетный центр МО Алапаевское» не располагает какими-либо сведениями в отношении Колотовой Р.В. возникшими до 01 января 2010 года. С учетом изложенного МКУ «Расчетный центр муниципального образования Алапаевское» просит производство по делу прекратить, рассмотреть дело в отсутствие их представителя.Суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав истца и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец является получателем страховой пенсии по старости с 15.06.1999 г., до выхода на пенсию работала педагогом в сельской местности.
Являясь бывшим педагогическим работником, Колотова Р.В. имеет право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Свердловской области от 16.07.1998 N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области". С 01.09.2013 вступил в силу Закон Свердловской области от 15.07.2013 N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области", в котором содержатся аналогичные положения.
В соответствии с ч.2 ст.24 Закона Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» для педагогических работников государственных образовательных организаций Свердловской области, а также муниципальных образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, вышедших на пенсии., имеющих стаж работы по специальности в соответствующих образовательных организациях, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, не мене десяти лет и проживающих на территории Свердловской области установлено право на получение мер социальной поддержки, в виде компенсации 100 процентов расходов на оплату электроснабжения, отопления в домах, не имеющих центрального отопления) и (или) газоснабжения (в части поставок бытового газа для газового отопления в домах, не имеющих центрального отопления).
Порядок назначения и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещениях и коммунальных услуг отдельным категория работников бюджетной сферы, в том числе педагогам, вышедшим на пенсию в сельской местности, установлен постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 № 690-ПП «О порядке назначения и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерами из их числа».
В соответствии с п.6 главы 3 указанного Порядка, назначение компенсации указанных расходов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, наделенными государственном полномочием Свердловской области по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства (пребывания) граждан, на основании заявления о назначении компенсации расходов по форме согласно приложению к настоящему Порядку и информации, необходимой для назначения расходов, предоставляемой органами и организациями различных форм собственности.
По состоянию на 31.12.2009 г. действовала редакция Постановления Правительства Свердловской области от 29 октября 2009 года N 1558-ПП, устанавливающая Порядок рассмотрения заявлений о полной или частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и выплаты этих компенсаций отдельным категориям работников, согласно которому назначение компенсаций расходов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, наделенными государственным полномочием Свердловской области по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - уполномоченный орган. Гражданам, которым не предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на 31 декабря 2009 года, получившим право на их предоставление после 1 января 2010 года, компенсация расходов назначается на основании заявления о назначении компенсации расходов.
В соответствии с ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом Колотовой Р.В. не представлено доказательств того, что она обращалась за назначением компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг до 01.01.2010 г., как и доказательств того, что указанные меры социальной поддержки по состоянию на 31.12.2009 г. истцу не предоставлялись.
Кроме того, истцом не приведены сведения о том, в чем конкретно заключаются нарушения ее прав по предоставлению мер социальной поддержки по состоянию на 31.12.2009 г.
С 01.01.2010 г. истец Колотова Р.В. имеет право на получение мер социальной поддержки, что подтверждается справкой № от 20.01.2010 г., выданной ТОИОГВСО – УСЗН МСЗН СО по г.Алапаевску и Алапаевскому району Колотовой Р. В. в том, что она имеет право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» № 26-ОЗ от 16.07.1998 г. Справка выдана бессрочно. По сведениям ответчика МКУ «Расчетный центр муниципального образования Алапаевское» за период с 01.01.2010 по 31.12.2017 компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Колотовой Р.В. выплачивалась в полном объеме.
В связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Требования Колотовой Р.В. о компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде расходов на оплату твердого топлива (дров), оплату транспортных услуг для доставки топлива за период с 2014 по 2017 гг. предметом настоящего гражданского дела не являются, в связи с наличием вступивших в законную силу решений суда, которыми данные исковые требования к вышеуказанным ответчикам разрешены.
Кроме того ответчиком Администрацией МО Алапаевское заявлено о применении к требованиям Колотовой Р.В. последствий пропуска срока исковой давности.
Пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Как следует из материалов дела истец Колотова Р.В. с 2014 г. обращается в суд с исками к ответчикам Администрации МО Алапаевское, МКУ «Расчетный центр МО Алапаевское» о признании действий ответчиков незаконными, в связи с нарушением ее прав на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищных и коммунальных услуг.
Колотова Р.В. обратилась в суд с настоящим иском 20.01.2021 г., то есть со значительным пропуском указанного выше срока.
Пропуск Колотовой Р.В. срока исковой давности, при наличии заявления ответчика об истечении срока исковой давности, является самостоятельным основанием для отказа истцу в удовлетворении исковых требований, поскольку в соответствии с п.2 ст.199 Гражданского кодекса истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии со ст. 205 Гражданского кодекса Российской Федерации в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.
Каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с личностью истца, свидетельствующих о пропуске срока исковой давности по уважительным причинам, суд не усматривает.
Поскольку объективных препятствий к обращению в установленный срок в суд с данными исковыми требованиями, у истца не имелось, и при желании она имела реальную возможность своевременно обратиться в суд, однако этого не сделала, то суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.193 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Колотовой Р. В. к Администрации МО Алапаевское, МКУ «Расчетный центр МО Алапаевское» о признании действий незаконными, нарушении прав и законных интересов по предоставлению мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, признании права на их получение оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме. Жалоба подается через Алапаевский городской суд.
Судья Л.В. Арзамасцева