Решение по делу № 12-20/2020 от 05.02.2020

дело № 12-20/2020

Р Е Ш Е Н И Е

21 февраля 2020 г.                                                                               г. Северобайкальск

Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казаковой Е.Н., при секретаре Дорожковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя администрации МО «город Северобайкальск» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области и по Республике Бурятия в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории от 31 января 2020 г. о привлечении администрации МО «город Северобайкальск» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области и по Республике Бурятия в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории от 31.01.2020 г. администрация МО «город Северобайкальск» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 180000 рублей.

Не согласившись с постановлением мирового судьи, представитель администрации МО «город Северобайкальск» по доверенности Сергеева Т.В. обратилась с жалобой, в которой просила отменить постановление, прекратить производство по делу. Требования мотивировала тем, что на основании муниципального контракта от 19 ноября 2018 г., заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации МО «город Северобайкальск» и ООО «Имидж», общество приняло на себя обязательства по выполнению работ по очистке территории МО «город Северобайкальск» после расселения аварийных домов. Администрация города работы по уборке территории не исполняла. На территории района отсутствует санкционированное место для размещения отходов. Считает, что отсутствует вина администрации МО «город Северобайкальск» в нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

В судебном заседании представитель администрации МО «город Северобайкальск» по доверенности Сергеева Т.В. просила отменить постановление, поддержала доводы, изложенные в жалобе, указывая, что в настоящее время в муниципальном образовании отсутствует место для складирования отходов потребления, отсутствует санкционированная свалка. Администрация города после расселения жителей города в соответствии с решением суда была обязана принять меры для очистки территории. В рамках исполнения требований закона и решения суда между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации МО «город Северобайкальск» и ООО «Имидж» заключен муниципальный контракт от 19 ноября 2018 г., согласно которому ООО «Имидж» выполнило работы по очистке территории города от мусора после расселения аварийных домов. Из постановления не следует, что отходы образовались от деятельности администрации. Размещение отходов производилось без участия администрации города. ООО «Имидж» могло отказаться от выполнения контракта при отсутствии места для складирования отходов.

Государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области и по Республике Бурятия в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории в судебное заседание не явился. О слушании дела уведомлен надлежаще. Суд определил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, выслушав представителя администрации МО «город Северобайкальск», изучив материалы дела, не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления мирового судьи по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делу об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

На основании ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие состава административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу выносится при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено; решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение выносится в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Данные обстоятельства не были установлены при рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении.

В силу требований ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской федерации.

При обращении с отходами производства и потребления запрещается деятельность, в том числе по сбросу отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 г. № 1641-р «О границах Байкальской природной территории» утверждены границы Байкальской природной территории и ее экологических зон - центральной экологической зоны. Согласно указанному Распоряжению - квартал 03:23:010604 в 450 метрах, в северо-восточном направлении от автомобильной дороги Северобайкальск - Даван, в границах 275 квартала, 2 выдел Северобайкальского участкового лесничества входит в границы Центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

Согласно положений ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 01.05.1999 г. № 94- ФЗ «Об охране озера Байкал», центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающими к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал.

В соответствии с требованиями ст. 5 вышеуказанного Закона, в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой, в том числе в соответствии с принципом приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 01.05.1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал: химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов производства и потребления.

В соответствии с Перечнем видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 № 643, на территории центральной экологической зоны Байкальской природной территории запрещена деятельность по отведению сточных вод и утилизации отходов в части: складирования, захоронения и обезвреживания вновь образующихся отходов 1-V класса опасности за пределами специально оборудованных мест размещения отходов, созданных на основании выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации разрешений.

Также в силу положений ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-Ф3 предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и подлежит лицензированию.

В силу ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Судом установлено, что постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории от 31.01.2020 г. администрация МО «город Северобайкальск» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 180000 рублей, за то, что администрацией МО «город Северобайкальск» не были соблюдены экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления, веществами.

Судом установлено, что на основании муниципального контракта от 19 ноября 2018 г., заключенного между МКУ Комитет по управлению муниципальным имуществом и ООО «Имидж», общество приняло на себя обязательства по выполнению работ по очистке территории МО «город Северобайкальск» после расселения аварийных домов. Перечень работ, место выполнения и сроки определены в Техническом задании в Приложении №1 к контракту. Согласно данному перечню ООО «Имидж» обязано было выполнить сдвигание мусора, погрузку мусора вручную, погрузку мусора экскаватором и перевозку мусора на расстоянии 5 км.

Материалами дела подтверждено, что в соответствии с условиями контракта ООО «Имидж» выполнило работы по очистке территории города от мусора, что подтверждается актами о выполнении работ.

Согласно акту от 27 марта 2019 г. в ходе проведения проверки установлено, что на территории г. Северобайкальск производятся работы по очистке территории и вывозу строительного мусора, с участков, где осуществлялись работы по сносу ветхих жилых и аварийных домов. Вывоз и размещение отходов, образованных в результате демонтажа на территории МО «г. Северобайкальск» ветхих аварийных домов, производится на земельном участке, расположенном в границах МО г. Северобайкальск в квартале 03:23:010604 (координаты: 55,40280, 109,19264), в 450 метрах, в северо-восточном направлении от автомобильной дороги Северобайкальск - Даван, в границах 275 квартала, 2 выдел Северобайкальского участкового лесничества. Общая площадь свалки 9743 кв. м, объем размещенных отходов составил примерно 88084 куб. м., в лестном массиве, в пониженной части рельефа, где имеются на пересеченной местности овраги и глубины.

Судом также установлено, что в ходе рассмотрения гражданского дела по иску прокурора к администрации МО «город Северобайкальск» о возложении обязательств ликвидировать несанкционированное размещение отходов IV класса опасности, расположенных в землях государственного лесного фонда, администрация города в своем отзыве указывает, что размещение мусора производилось по указанию представителя администрации без оформления соответствующих документов.

Согласно Актам о приемке выполненных работ от 10.12.2018 г., от 20.12.2018 г., от 25.12.2018 г., от 26.02.2019 г., от 22.03.2019 г. объем вывезенного и размещенного мусора на земельном участке, расположенном в границах МО г. Северобайкальск в квартале 03:23:010604 (координаты: 55,40280, 109,19264), в 450 метрах, в северо-восточном направлении от автомобильной дороги Северобайкальск - Даван, в границах 275 квартала, 2 выдел Северобайкальского участкового лесничества, составил 34408,76 тонн.

Таким образом, ООО «Имидж» в рамках выполнения муниципального контракта от 19.11.2018 г. размещало отходы, образованные в результате демонтажа на территории МО «г. Северобайкальск» ветхих аварийных домов, на земельном участке в квартале 03:23:010604 (координаты: 55,40280, 109,19264), в 450 метрах, в северо-восточном направлении от автомобильной дороги Северобайкальск - Даван, в границах 275 квартала, 2 выдел Северобайкальского участкового лесничества.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что отходы производства и потребления образовались на территории МО в рамках реализации программы по переселению граждан из аварийного жилого фонда в результате демонтажа ветхих и аварийных домов, то есть установлено, что отходы образовались в процессе деятельности администрации МО «город Северобайкальск».

Указанное свидетельствует о том, что собственником отходов являлась администрация города, которая должна была принять соответствующие меры по размещению отходов и предоставлению исполнителю по муниципальному контракту ООО «Имидж» возможности размещения отходов без нарушения природоохранного законодательства, поскольку условиями контракта не предусмотрено самостоятельного размещения отходов исполнителем услуг, а также финансирование услуги по размещению отходов.

Судом также установлено, что отходы относятся к 4 классу опасности, являются строительным мусором.

Вышеуказанным доказательствам при рассмотрении дела об административном правонарушении была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, действия администрации МО «город Северобайкальск» правильно квалифицированы по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса( в редакции закона от 17.06.2019 г.), поскольку указанная редакция не ухудшает положение правонарушителя.

При рассмотрении дела и назначении наказания государственный инспектор не установил наличие у правонарушителя отягчающих обстоятельств, вместе с тем, не мотивировал назначение наказания выше минимального, предусмотренного санкцией статьи.

В связи с чем, суд считает необходимым снизить размер наказания до 100 000 руб.

Также судом в соответствии с ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях проверено дело в полном объеме. Оснований для отмены принятого решения в связи с нарушением норм административного законодательства при составлении протокола об административном правонарушении, при рассмотрении дела суд не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области и по Республике Бурятия в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории от 31 января 2020 г. в отношении администрации МО «город Северобайкальск» изменить, снизить размер административного штрафа до 100000 руб., в остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу представителя администрации МО «город Северобайкальск» Сергеевой Т.В. без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня получения копии решения.

Председательствующий судья:                                                 Е.Н. Казакова.

12-20/2020

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Ответчики
Администрация МО "город Северобайкальск"
Суд
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия
Судья
Казакова Евгения Николаевна
Статьи

ст. 8.2 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
severobaikalsky--bur.sudrf.ru
05.02.2020Материалы переданы в производство судье
13.02.2020Судебное заседание
21.02.2020Судебное заседание
28.02.2020Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
05.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2020Вступило в законную силу
31.07.2020Дело оформлено
10.11.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее