дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<дата> Красноглинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Ромасловской И.М.,
при секретаре Салмановой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чемлева <данные изъяты> к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, по встречному исковому заявлению ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ к Чемлеву <данные изъяты> о признании решения о предоставлении жилых помещений по договору социального найма и договора социального найма недействительными,
при участии в судебном заседании:
истца Чемлева С.Ю.,
представителя истца – Косьмина С.О., действующей на основании ордера от <дата> №,
представителя ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ – Некуш К.Б., действующей на основании доверенности от <дата> №,
представитель ответчика Министерства обороны РФ не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляла,
представитель третьего лица ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ по Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял,
представитель третьего лица ФКУ «Управление финансового обеспечения» Министерства обороны РФ по Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие,
представитель третьего лица Управление Россреестра по Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял,
УСТАНОВИЛ:
Истец Чемлев С.Ю. обратился в суд с исковым заявлением к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в котором просил признать право на № долю в праве собственности на двухкомнатную квартиру по адресу: <адрес>; признать право на № доли в праве собственности на двухкомнатную квартиру по адресу: <адрес>, мотивируя свои требования тем, что с <дата> по <дата> проходил В. службу в вооруженных силах РФ. Выслуга лет на момент увольнения из ВС РФ составила <данные изъяты>. Приказом Главнокомандующего Военно – воздушными силами от <дата> № был уволен в связи с организационно – штатными мероприятиями. <дата> между истцом и ответчиком заключен договор социального найма жилого помещения № на жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Жилая площадь получена как очередником Министерства обороны РФ. В соответствии с уведомление, направленным в адрес истца, им были оплачены денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, за излишне предоставленные <данные изъяты> кв.м. В связи с чем, ответчик должен был передать в собственность истца № доли указанного жилого помещения. <дата> Чемлев С.Ю. обратился в ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ с заявлением о передаче спорной квартиры в собственность. В <дата> года им был получен ответ, что в настоящий момент Министерство обороны прорабатывает вопрос о возможности передачи квартир в собственность граждан в порядке приватизации. Одновременно сообщалось, что признание права собственности на занимаемые гражданами жилые помещения возможно в порядке гражданского судопроизводства. В связи с чем, вынужден обратиться в суд. Полагает, что учитывая нормы материального права ему не может быть отказано в бесплатной передаче в собственность жилого помещения, занимаемого на условиях социального найма.
Определением Красноглинского районного суда г.Самары от <дата> к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерства обороны российской Федерации.
Определением Красноглинского районного суда г.Самары от <дата> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ФКУ «Управление финансового обеспечения» Министерства обороны РФ по Самарской области.
В последствии истец заявленные требования уточнил, просил признать право собственности на жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>
Ответчик ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ обратилось в суд со встречным исковым заявлением в котором просило признать решение ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, в лице начальника 1 отдела (г.Самара) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о заключении договора социального найма № от <дата> недействительным; признать договор № от <дата> социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, заключенный между ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, в лице начальника 1 отдела (г.Самара) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и Чемлевым СЮ. Недействительным мотивируя свои требования тем, что в соответствии с действующим порядком жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от <дата> № (зарегистрированного в Минюсте России <дата> №), 1 отделом (<адрес>) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в лице начальника указанного отдела Казанковой О.П. принято решение №1/1327от <дата> о предоставлении жилых помещений по договору социального найма военнослужащему капитану запаса Чемлеву С.Ю. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. На основании указанного решения о предоставлении жилого помещения между 1 отделом (г.Самара) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в лице начальника указанного отдела Казанковой О.П., действующей от имени собственника на основании Указа Президента Российской Федерации от <дата> №, Устава учреждения и доверенности от <дата> № и Чемлевым С.Ю. был заключен договор № от <дата> социального найма жилого помещения находящегося в федеральной собственности общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>. Указанный договор получен Чемлевым С.Ю. <дата> года. Однако, решение о заключении договора социального найма № от <дата> были подписаны начальником 1 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Казанковой О.П. незаконно, вопреки установленному порядку заключения договоров социального найма с военнослужащими, так как Чемлев СЮ. права на предоставление ему жилого помещения не имел и договор социального найма на жилое помещение по адресу: <адрес>, с ним не мог быть заключен, так как на момент принятия 1 отделом ФГКУ «Центррегионжилье» решения № от <дата> о заключении договора социального найма, не прошло пять лет с момента отчуждения Чемлевым СЮ. квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенной по адресу: <адрес> (общая долевая собственность, № доля в праве – № кв.м). Данная жилая площадь подлежала учету при оценке нуждаемости Чемлева С.Ю. в жилых помещениях. Соответственно уровень обеспеченности Чемлева С.Ю. и его семьи в расчете на 1 человека составляет № кв.м., что значительно выше учетной нормы, которая составляла <данные изъяты> кв.м. на одного человека. В данных обстоятельствах Чемлев С.Ю. должен был быть исключен из единого реестра военнослужащих, признанных нуждающимися в получении жилых помещений по договору социального найма с момента приобретения им собственности – с <дата> года. То есть размер выделенного Чемлеву С.Ю. жилого помещения не соответствует требованиям единого федерального стандарта предоставления жилых помещений военнослужащим, установленного ст.15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих» от <дата> №76-ФЗ, и превышает допустимые пределы нормы предоставления общей площади жилого помещения на 36 кв.м. Кроме того, наряду с вышеуказанными нарушениями законодательства и специальных норм при принятии решения № допущено нарушение принципа очередности предоставления жилого помещения. Согласно данным Единого реестра военнослужащих, принятый на учет в качестве нуждающихся по состоянию на <дата> в данном реестре по <адрес> числилось № военнослужащих, принятых на учет в качестве нуждающихся на основании решений уполномоченного органа и в то же время не реализовавших свое право на получение жилья. Факт предоставления Чемлеву С.Ю. квартиры по адресу: <адрес>, по сути нарушил права 21 военнослужащего, в связи с тем, что был нарушен принцип очередности предоставления жилья. Вышеизложенное непосредственно ущемляет права Министерства обороны Российской Федерации, которое в силу Постановления Правительства Российской Федерации от <дата> № «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, то есть осуществляющим фактически функции собственника имущества, находящегося в ведении Министерства обороны Российской Федерации и подведомственным ему организациям и учреждениям.
В судебном заседании истец (ответчик по встречному исковому заявлению) Чемлев С.Ю. заявленные требования с учетом уточнений поддержал, просил удовлетворить, встречные исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении встречных исковых требований, дал пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении. Кроме того пояснил, что в период прохождения В. службы в установленном законом срок, жилым помещением обеспечен не был, то есть гарантированным правом не пользовался. То обстоятельство, что ранее ему на праве собственности принадлежала № доля в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> с момента отчуждения указанного жилого помещения до момента предоставления не прошло 5 лет, юридического значения для дела не имеет, и не может служить основанием для признания решения ФГКУ «Центррегионжилье» от <дата> № незаконным. В связи с тем, что ФЗ «О статусе военнослужищих» устанавливает такое особое условие увольнения военнослужащего, в том числе в связи с организационно – штатными мероприятиями, как обеспечение жильем, признание решения, на основании которого военнослужащий был обеспечен жильем само по себе не может служить основанием для его выселения из этого жилья без предоставления другого жилого помещения. На момент обращения ФГКУ «Центррегионжилье» с исковыми требованиями о признании договора социального найма № от <дата> ничтожным прошло более 5 лет, то есть, в случае удовлетворения требований ФГКУ «Центрегионжилье» он будет вновь признан нуждающимся и его обеспечение жилым помещением будет происходить за счет средств федерального бюджета.
Представитель истца (ответчика по встречному исковому заявлению) Косьмин С.О. заявленные исковые требования с учетом уточнений поддержал, просил удовлетворить, встречные исковые требования не признал, пояснил суду, что с момента продажи доли квартиры полученной Чемлевым С.Ю. в порядке наследования после смерти родителей прошло более пяти лет и то, те обстоятельства, что на момент предоставления квартиры не прошло более пяти лет в настоящее время отпали и не могут быть приняты во внимание судом. Пунктом 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с В. службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» от <дата> №, установлены виды действий по ухудшению жилищных условий, а также последствия их совершения. Так согласно указанной норме, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья, при этом данная норма имеет присекательную форму и иному толкованию не подлежит. Кроме того, ответчиком (истцом по встречному исковому заявлению) пропущен срок исковой давности установленный п.2 ст.181 ГК РФ, так как в данном случае речь идет о признании оспоримой сделки недействительной.
Представитель ответчика (истца по встречному исковому заявлению)ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Некуш К.Б. заявленные требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, встречные исковые требования поддержала, просила удовлетворить, дала пояснения аналогичные изложенным во встречном исковом заявлении, в отзыве на исковое заявление. Кроме того пояснила, что при определении срока исковой давности необходимо руководствоваться положениями п.1 ст.181 ГК РФ.
Заслушав участников процесса, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Судом установлено, что Чемлев С.Ю. являлся военнослужащим, был досрочно уволен с В. службы с зачислением в запас в связи с организационно – штатными мероприятиями, что подтверждается выпиской из приказа Главнокомандующего военно – воздушными силами от <дата> №. С <дата> исключен из списков личного состава воинской части, что подтверждается выпиской из приказа командира войсковой части № от <дата> №.
Календарная выслуга лет в ВС составила <данные изъяты> (выписка из приказа Главнокомандующего военно – воздушными силами от <дата> №).
В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище.
Военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе как общего, так и специального законодательства.
Так, на основании п.1 ст.15 ФЗ от <дата> №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
На основании рапорта военнослужащего Чемлева С.Ю. на заседании жилищной комиссии войсковой части № было принято решение о постановке в очередь на получение жилой площади по данным по датам написания рапортов старшего лейтенанта Чемлева С.Ю. в список бесквартирных с <дата> года, что подтверждается выпиской из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № от <дата> №
<дата> было зарегистрировано право собственности Российской Федерации на квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> серии №.
<дата> решением ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ было принято решение о предоставлении вышеуказанной квартиры по договору социального найма Чемлеву С.Ю., что подтверждается выпиской из решения от <дата> №.
<дата> ответчиком были подписаны сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, согласно которым такие жилые помещения у ответчика отсутствовали.
<дата> между ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, в лице начальника 1 отдела (г.Самара), действующего на основании Указа Президента РФ от <дата> №, Устава учреждения и доверенности от <дата> №, и ответчиком Чемлевым С.Ю. был заключен договор социального найма жилого помещения № в отношении квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенной по адресу: <адрес>.
Кроме того, начальником 1 отдела (г.Самара) ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ <дата> было принято решение о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях Чемлева С.Ю.
Однако в судебном заседании установлено, что оценка нуждаемости Чемлева С.Ю. в жилом помещении, была произведена специалистами государственного органа без учета положений ст.51 ЖК РФ, п.п.4, 11, 16 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим В. службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от <дата> №.
Так, в силу п.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных п.2 данной статьи случаев.
Порядок реализации права военнослужащих на жилище определен ст.15 ФЗ от <дата> №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а порядок такого обеспечения соответствующими инструкциями, в частности Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от <дата> №.
Согласно п.16 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от <дата> № (далее – Инструкция) решения о предоставлении жилых помещений по договору социального найма принимаются уполномоченным органом или структурным подразделением не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации при отсутствии оснований для снятия военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях и подлежат реализации в срок не более чем два месяца со дня принятия.
Из материалов дела следует, что сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах Чемлева С.Ю. на жилые помещения на всей территории РФ получены не были, то есть решение от <дата> № о предоставлении квартиры по договору социального найма Чемлеву С.Ю. было принято, а договор социального найма жилого помещения заключен с нарушением п.16 вышеуказанной Инструкции.
Согласно ст.55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст.56 ГК РФ оснований снятия их с учета. В соответствии со ст.56 ГК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе, в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним <дата> за Чемлевым С.Ю. было зарегистрировано право на № долю в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенную по адресу: <адрес>. Согласно пояснениям Чемлева С.Ю. данную долю в праве собственности он получил в порядке наследования. Право собственности на указанную долю прекращено <дата> года, то есть Чемлевым С.Ю. были совершены действия по отчуждению принадлежащей ему доли.
Постановлением Самарской городской Думы от <дата> № учетная норма жилого помещения установлена: 11 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека для проживающих в отдельных квартирах; 13 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека для проживающих в квартирах коммунального заселения.
В соответствии с п.4 ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Следовательно, Чемлев С.Ю., находясь на учете нуждающихся в жилых помещениях, с учетом приобретения в собственность жилого помещения, в связи с чем общая площадь превышала учетную норму, установленную в <адрес>, утратил установленные ст.51 ЖК РФ основания, дающие ему право на получение жилого помещения по договору социального найма, и на основании под.2 п.1 ст.56 ЖК РФ подлежал снятию с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Действия Чемлева С.Ю. по отчуждению принадлежащей ему доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, подлежали оценке при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с позиции п.8 ст.57 ЖК РФ во взаимосвязи с под.6 п.1 ст.56 ЖК РФ, которая устанавливает пятилетний срок, до истечения которого гражданин не может претендовать на получение социального жилья в случае, если уровень его обеспеченности площадью жилого помещения до совершения сделки не позволял находиться на учете нуждающихся.
Согласно п.9 Инструкции военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, обязаны в течение тридцати дней сообщить в структурные подразделения уполномоченного органа об изменении сведений в ранее представленных ими документах, подтверждающих право быть принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях, с предоставлением соответствующих документов.
В соответствии с п.13 Инструкции военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях направляют в уполномоченный орган согласие с предоставлением распределенного жилого помещения и сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащим и (или) членам его семьи.
Из материалов дела следует, что Чемлев С.Ю. предоставил недостоверные сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, требования п.16 Инструкции не были соблюдены при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Действия, совершенные Чемлевым С.Ю. по отчуждению доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес> не подпадают под перечень действий, которые в соответствии с п.4 Инструкции не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий.
Таким образом, суд приходит к выводу, что спорная квартира была предоставлена Чемлеву С.Ю. в нарушение требований ст.ст.53, 57 ЖК РФ, поскольку он не являлся нуждающимся в жилых помещениях и не мог быть признан таковым, им для решения вопроса о предоставлении жилого помещения были представлены недостоверные сведения, послужившие основанием для предоставления спорного жилого помещения, уполномоченным органом надлежащим образом в порядке п.16 Инструкции представленные сведения не были проверены, что в совокупности повлекло за собой нарушение прав других граждан, которые стоят в очереди в качестве нуждающихся в жилье.
В соответствии с п.23 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от <дата> № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ). Вместе с тем Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным. В связи с этим судам следует исходить из того, что нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 4 статьи 57 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц. Поскольку указанные требования связаны между собой, в целях правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела они подлежат рассмотрению судом в одном исковом производстве (статья 151 ГПК РФ). Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным статьей 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также пунктом 1 статьи 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки. С требованием о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма вправе обратиться гражданин, организация, орган местного самоуправления или иной уполномоченный орган, принявший решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, если они считают, что этими решением и договором нарушены их права (пункты 2, 6 части 3 статьи 11 ЖК РФ, абзац пятый статьи 12 ГК РФ, пункт 2 статьи 166 ГК РФ), а также прокурор (часть 1 статьи 45 ГПК РФ). Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что: а) гражданами были предоставлены не соответствующие действительности сведения, послужившие основанием для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (например, о составе семьи, об источниках и уровне доходов, а также об имуществе членов семьи, подлежащем налогообложению); б) нарушены права других граждан на указанное жилое помещение (например, нарушена очередность предоставления жилого помещения); в) совершены неправомерные действия должностными лицами при решении вопроса о предоставлении жилого помещения; г) имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта Российской Федерации. Поскольку недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и она недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 ГК РФ), то в случае признания недействительным решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма признается недействительным также и заключенный на основании данного решения договор социального найма, а лица, проживающие в жилом помещении, подлежат выселению из него в ранее занимаемое ими жилое помещение, а в случае невозможности выселения в ранее занимаемое жилое помещение им исходя из конкретных обстоятельств дела может быть предоставлено жилое помещение, аналогичное ранее занимаемому (пункт 2 статьи 167 ГК РФ).
При таких обстоятельствах, установленных в судебном заседании, учитывая нормы материального права, суд приходит к выводу, что требования заявленные ответчиком (истцом по встречному исковому заявлению) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований заявленных истцом (ответчиком по встречному исковому заявлению) Чемлевым С.Ю.
Доводы истца (ответчика по встречному исковому заявлению) о том, что на сегодняшний момент он имеет право на предоставление жилого помещения, так как истекли пять лет с момента отчуждения принадлежащей ему доли в квартире, не могут быть приняты судом во внимание, так как для предоставления жилого помещения в связи с увольнением военной службы на основании ст.15 ФЗ от <дата> № – ФЗ «О статусе военнослужащих» требуется соблюдение условия нуждаемости военнослужащего в жилье в соответствии с действующим жилищным законодательством, что на момент увольнения Чемлева С.Ю. отсутствовало.
Доводы представителя истца (ответчика по встречному исковому заявлению) Косьмина С.О. о применении к сложившимся правоотношениям п.10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» от <дата> №, а также п.2 ст.181 ГК РФ не могут быть приняты судом во внимание, так как основаны на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с истца (ответчика по встречному исковому заявлению) в пользу ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина, которую ответчик (истец по встречному исковому заявлению) уплатил при подаче иска, в размере <данные изъяты> рублей, что подтверждается платежным поручение от <дата> №.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Чемлева <данные изъяты> оставить без удовлетворения.
Исковые требования ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.
Признать решение начальника 1 отдела (г.Самара) ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о предоставлении жилых помещений по договору социального найма от <дата> № недействительным.
Признать договор социального найма жилого помещения от <дата> № заключенный между ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и Чемлевым <данные изъяты> в отношении квартиры расположенной по адресу: <адрес> недействительным.
Взыскать с Чемлева <данные изъяты> в пользу ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья И.М.Ромасловская
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья И.М.Ромасловская