Дело№2-542/14
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Междуреченский городской суд Кемеровской области в составе:
Председательствующего Плюхиной О.А.
При секретаре Андросове В.С.,
С участием адвоката Левченко И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Междуреченске « 12 » февраля 2014 года дело по иску Канзафарова Ф.А. к УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области о признании незаконным решения Пенсионного фонда, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Канзафаров Ф.А. обратился в суд с иском к УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области о признании незаконным решения Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ № №, признании за ним права на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости, предусмотренную Федеральным законом от 10.05.2010г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», зачете в специальный стаж, дающий право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости, периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве проходчика и горнорабочего подземного на шахте <данные изъяты>», периода обучения на курсах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., назначении ежемесячной доплаты к пенсии с ДД.ММ.ГГГГ г., взыскании судебных расходов в размере <данные изъяты> рублей на оплату услуг представителя, мотивируя требования тем, что с ДД.ММ.ГГГГ он является получателем трудовой пенсии по старости, назначенной по п.п.1 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ с учетом стажа работы в качестве проходчика и горнорабочего на шахте <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, в удовлетворении которого ему отказано решением УПФР от ДД.ММ.ГГГГ № №
Истец полагает, что наличие на момент его обращения в Пенсионный фонд ДД.ММ.ГГГГ требуемого специального стажа, исчисленного в установленном п.п.11 п.1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173- ФЗ порядке, является основанием для признания за ним права на ежемесячную доплату к трудовой пенсии и - ее назначения.
По мнению истца, правомерность зачета в стаж, дающий право на ежемесячную доплату к пенсии, периода обучения на курсах по подготовке кадров обусловлена возможностью его приравнивания в соответствии с ранее действовавшим законодательством, п. 109 Постановления Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. № 590 к соответствующей работе в качестве подземного проходчика 4 разряда на шахте <данные изъяты> выполнявшейся им по окончании курсов.
В судебное заседание истец не явился, направив заявления о рассмотрении дела в его отсутствие, взыскании судебных расходов <данные изъяты>
Представитель истца – адвокат Левченко И.И., действующая на основании ордера <данные изъяты> поддерживая позицию Канзафарова Ф. А., просила учесть, что Федеральный закон от 10.05.2010г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности не содержит ограничения в части возможного включения в специальный стаж, дающий право на ДСО, стажа, приобретенного работником на территории Республик СНГ в соответствии с Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ В установленном Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. порядке истцу зачтены в специальный стаж периоды работы в республике Казахстан при назначении пенсии, что влечет неправомерность их исключения из подсчета стажа на соответствующих видах работ при рассмотрении вопроса о ежемесячной доплате. Требование истца о зачете в специальный стаж периода обучения на курсах по подготовке кадров сообразуется с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П.
Представитель УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области – ФИО10, действующая на основании доверенности, не оспаривая факт назначения истцу пенсии с учетом периода работы в Республике Казахстан на предприятиях угольной промышленности, возражала против удовлетворения исковых требований, поддержав позицию, изложенную в протоколе заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № №, решении УПФР от ДД.ММ.ГГГГ № ввиду отсутствия у истца требуемого стажа, дающего право на доплату, которая не предусматривается в качестве вида обеспечения по обязательному (пенсионному) страхованию в Федеральных законах от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах социального страхования» и от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Она назначается и рассчитывается за счет уплаченных предприятиями угольной промышленности РФ взносов по установленному тарифу сверх тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991г.
С учетом мнения истца, выраженного в заявлении о рассмотрении дела без его участия, мнения представителей сторон, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие истца.
Заслушав представителей сторон, изучив письменные материалы дела, обозрев пенсионное и отказное дела на имя Канзафарова Ф.А., трудовую книжку, суд находит возможным удовлетворение иска по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Федерального Закона от 10.05.2010г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» - право на доплату к пенсии имеют лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - работники организаций угольной промышленности), имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности (далее - плательщики взносов) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (далее - взносы).
В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п.п. 11 п.1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2011г. - трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона - лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет;
Согласно п.п.1 п.1 ст. 27 ФЗ № 173 - трудовая пенсия по старости
( ранее пенсия в связи с особыми условиями труда п.п. «а» ст. 12 Закона РФ « О государственных пенсиях в РФ» № 340-1 от 20.11.1990г.) - назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:
мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. - периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу п. 2 ст. 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" - для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В соответствии с Решением Экономического суда СНГ от 07.04.2005 г. № 01-1/6-04 «О толковании применения п. 2 ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г.» - для установления права на пенсию, включая пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет учитываются: трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории любого из государств-участников Соглашения, трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории бывшего Союза ССР за время до вступления в силу Соглашения.
Согласно п. 10 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ - в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 года, определенная в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона.
П.п. 2 п.4 ст. 4 Федерального закона от 10.05.2010 N 84-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" предусмотрено, что назначение и возобновление выплаты доплаты к пенсии, а также перерасчет ее размера производятся в следующем порядке: с 1 августа, если заявление о назначении доплаты к пенсии, о перерасчете ее размера или о возобновлении выплаты доплаты к пенсии принято в период с 1апреля по 30 июня.
Как видно из материалов дела и установлено в процессе судебного разбирательства, с ДД.ММ.ГГГГ истец Канзафаров Ф.А. является получателем трудовой пенсии по старости, назначенной по п.п.1 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. с зачетом в специальный стаж периодов работы на шахте по добыче угля «<данные изъяты> что подтверждается решением Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ № №, данными о страховом стаже <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ Канзафаров Ф.А. обратился в УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости <данные изъяты>
Решением УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в назначении доплаты к трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа, дающего право на ее назначение <данные изъяты>
По мнению УПФР, стаж истца в организациях угольной промышленности, дающий право на доплату к пенсии, составляет 23 года 05 месяцев 26 дней в качестве работника неведущих профессий (без учета спорных периодов) <данные изъяты>
Согласно копии трудовой книжки, истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался на курсах по подготовке подземных проходчиков, выполняя работу в указанном качестве по окончании обучения <данные изъяты>
Давая оценку собранным по делу доказательствам, суд, исходя из буквального толкования положений ФЗ № 84 от 10.05.2010 г., находит состоятельными доводы истца, изложенные в исковом заявлении, и доводы его представителя о наличии у Канзафарова Ф.А. права на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости.
В силу ст. 1 настоящего Закона право на доплату к пенсии имеют лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных горных работах не менее 25 лет по неведущим профессиям либо не менее 20 лет по ведущим профессиям.
Судом установлен и ответчиком не оспаривается тот факт, что истцу назначена пенсия с ДД.ММ.ГГГГ с учетом стажа на подземных работах, приобретенного как на предприятиях угольной промышленности Республики Казахстан, так и на предприятиях угольной промышленности Российской Федерации, при этом, истец, приобретя право на досрочное пенсионное обеспечение, продолжал работу на шахте <данные изъяты> в профессиях подземного проходчика, подземного горнорабочего с полным рабочим днем под землей, в <данные изъяты> в профессии подземного проходчика с полным рабочим днем под землей, уволившись ДД.ММ.ГГГГ
Списком работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. N 481, предусмотрены профессии «Горнорабочие подземные, проходчики».
Списком № 1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, разделом Горные работы, позицией 1010100а предусмотрены все рабочие, занятые полный рабочий день на подземных работах.
Суд находит, что, отказывая истцу в признании за ним права на доплату к пенсии, Пенсионным фондом не приведено мотивации относительно возможности применения иного порядка исчисления стажа на соответствующих видах работ при рассмотрении вопроса о доплате к пенсии, нежели того, который был им применен при принятии решения о досрочном назначении истцу пенсии с ДД.ММ.ГГГГ г.
В установленном законом порядке Пенсионный фонд признал за истцом право на досрочное пенсионное обеспечение.
Доводы ответчика об отсутствии у истца права на доплату к пенсии ввиду ее не отнесения к видам обеспечения по обязательному (пенсионному) страхованию суд находит не состоятельными, не Конституционными, исходя из правовой природы доплаты, предусмотренной законодателем как дополнительной меры социального обеспечения лица, право на пенсионное обеспечение у которого уже возникло досрочно.
Обращаясь к действию ФЗ № 84, суд считает необоснованным ущемление прав истца на доплату к трудовой пенсии по старости, поскольку настоящий закон не содержит оговорки относительно невозможности зачета в стаж, дающий право на доплату, периодов работы на территории бывших союзных республик СССР до 01.01.1991 г., а также - территории СНГ после 01.01.1991г.
Применяя порядок исчисления стажа на соответствующих видах работ, предусмотренный п.п.11 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», п. 4 Правил, утвержденных Правительством РФ № 516 от 11.07.2002 г., суд находит, что продолжительность специального стажа истца составит <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяц <данные изъяты> дня, с учетом спорного периода работы в Республике Казахстан, периодов обучения на курсах по подготовке кадров, правомерность зачета которых в специальный стаж обусловлена возможностью применения к спорным правоотношениям, исходя из правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П, правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в п.14 Постановления Пленума ВС РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», ранее действовавшего законодательства, пункта 109 Постановления Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. № 590, предусматривающего, согласно п.п. «з» приравнивание периода обучения на курсах по подготовке к соответствующей подземной работе, выполнявшейся истцом по окончании курсов, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение по п.п11 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ, соответственно - право на доплату к пенсии (<данные изъяты>
В соответствии с ФЗ № 84 критериями оценки прав застрахованного являются: наличие стажа на соответствующих видах работ и уплата страховых взносов работодателем в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
В процессе судебного разбирательства судом установлен и ответчиком не оспаривается факт уплаты за Канзафарова Ф.А. страховых взносов в УПФР ОАО <данные изъяты> <данные изъяты>, подтверждаемый выпиской из лицевого счета застрахованного<данные изъяты>
Следуя буквальному толкованию ФЗ № 84, суд приходит к выводу, что отнесение истца к категории лиц, имеющих требуемый стаж подземной работы в течение полного рабочего дня, поступление в Пенсионный фонд РФ страховых взносов за данное лицо образуют совокупность оснований для признания за ним права на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости, назначение которой суд определяет с 01.08.2012 г. в соответствии с п.п. 2 п. 4 ст. 4 ФЗ № 84, поскольку установлено обращение истца с заявлением в Пенсионный фонд ДД.ММ.ГГГГ г., при этом суд учитывает, что на дату обращения истец не выполнял соответствующую работу, будучи уволенным с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
В соответствии со ст. ст. 98, 100 ГПК РФ суд присуждает в пользу Канзафарова Ф.А. с ответчика судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей на оплату услуг представителя- адвоката Левченко И.И., находя данный размер разумным, с учетом объема проделанной представителем работы по оказанию истцу правовой помощи. Несение истцом затрат подтверждается квитанцией <данные изъяты>
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Канзафарова Ф.А. к УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области удовлетворить.
Признать незаконным решение УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Признать за Канзафаровым Ф.А. право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости, предусмотренную Федеральным законом от 10.05.2010г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».
Обязать УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области зачесть в специальный стаж Канзафарова Ф.А., как дающий право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости, период работы с ДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ в качестве проходчика и горнорабочего подземного на шахте <данные изъяты>», периоды обучения на курсах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ему ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ г.
Взыскать с УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области в пользу Канзафарова Ф.А. судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей на оплату услуг представителя.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 17.02.2014 г.
Судья: О.А. Плюхина