Дело № 2-21/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 января 2013 года с. Ребриха
Ребрихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Траудт Н.В.,
при секретаре Ковылиной Т.А.,
с участием истца Ярушина Г.А.,
представителя ответчика Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Ребрихинском районе Алтайского края Ковыневой В.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Ярушина Г.А. к Государственному Учреждению-Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ-УПФР) в Ребрихинском районе Алтайского края о признании права на досрочную трудовую пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
Ярушин Г.А. обратился в суд с иском к ГУ-УПФР в Ребрихинском районе о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с вредными условиями труда. Свои требования Ярушин Г.А. мотивирует тем, что в 2012 году он обратился в ГУ-УПФР в Ребрихинском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Однако ответчик в нарушение действующего пенсионного законодательства не засчитал ему в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы с 16 июля 1983 года по 24 апреля 1989 года и с 27 сентября 1990 года по 27 мая 1993 года проходчиком в шахте Дангаринского спецуправления «Гидроспецстрой». Просит признать недействительным решение комиссии УПФР по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 06.06.2012 г. № 7 об отказе ему в установлении пенсии, обязать ответчика включить спорные периоды работы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с выполнением работ с вредными условиями труда. Также просит признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с работой с вредными условиями труда с уменьшением установленного пенсионного возраста и возложить на ответчика обязанность назначить ему пенсию с 28 февраля 2011 года.
Ярушин Г.А. в судебном заседании, мотивируя доводами, изложенными в иске, свои требования уточнил, просил суд включить в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с выполнением работ с вредными условиями труда, периоды его работы с 16 июля 1983 года по 24 апреля 1989 года и с 27 сентября 1990 года по 27 мая 1993 года проходчиком, занятым полный рабочий день на подземных работах на строительстве подземного тоннеля в Дангаринском спецуправлении «Гидроспецстрой», обязать ответчика назначить ему пенсию с момента обращения – с 27 февраля 2012 года. Суду дополнительно пояснил, что Дангаринское спецуправление «Гидроспецстрой» в период его работы находилось в Дангаринском районе Таджикской ССР и осуществляло строительство оросительных подземных тоннелей, по которым вода из Нурекского водохранилища должна была поступать в оросительные каналы Дангаринской степи. Работая проходчиком, он выполнял весь комплекс работ по проходке горизонтальных, наклонных и вертикальных горных выработок с использованием отбойных молотков, пневмоломов; взрывным и гидравлическими способами, вручную. Бурил шпуры и скважины самоходными буровыми установками, выполнял погрузку горной массы с применением погрузочных машин, возводил крепи в выработках, устанавливал арматуру, производил орошение горной массы после взрывных работ. Кроме того, он принимал участие в укладке и снятии рельсовых путей, монтаже и демонтаже проходческих комплексов, ремонте забойного оборудования. Работал полный рабочий день под землей.
Представитель ответчика Ковынева В.В. в судебном заседании исковые требования Ярушина Г.А. не признала, суду пояснила, что отказ ответчика истцу в назначении досрочной трудовой пенсии соответствует положениям действующего законодательства, поскольку Ярушин Г.А. не представил документов, подтверждающих его занятость в спорные периоды на подземных работах на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении и капитальном ремонте: горных выработок, метрополитенов, подземных каналов, тоннелей и других подземных сооружений.
Заслушав стороны, специалиста, свидетеля, исследовав письменные доказательства, проанализировав все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Ярушина Г.А. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (с последующими изменениями) (далее Закон) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 27 Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет.
В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы – мужчинам и женщинам.
Согласно Списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 (с изменениями и дополнениями) (далее Список № 1), право на пенсию по возрасту на льготных условиях имеют все рабочие, в том числе проходчики, занятые полный рабочий день на подземных работах (раздел 1. Горные работы, подраздел 2. Подземные работы на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении и капитальном ремонте: горных выработок, метрополитенов, подземных каналов, тоннелей и других подземных сооружений, позиции 1010300а и 1010300а-17491).
При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком № 1 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 (с изменениями и дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 (постановление Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
В ходе судебного заседания установлено, что истец в течение спорных периодов работал проходчиком подземного участка на строительстве подземного тоннеля в Дангаринском спецуправлении «Гидроспецстрой» с полным рабочим днем в подземных условиях.
Выполняемые истцом в спорные периоды виды работ соответствуют характеристике работ, предусмотренных § § 73-74 Проходчик раздела «Общие профессии горных и горнокапитальных работ» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (Выпуск 4. Разделы: «Общие профессии горных и горнокапитальных работ»; «Общие профессии обогащения, агломерации, брикетирования»; «Добыча и обогащение угля и сланца, строительство угольных и сланцевых шахт и разрезов»; «Строительство метрополитенов, тоннелей и подземных сооружений специального назначения»; «Добыча и обогащение рудных и россыпных полезных ископаемых»; «Агломерация руд»; «Добыча и обогащение горнохимического сырья»; «Добыча и обогащение строительных материалов»; «Добыча и переработка торфа»; «Переработка бурых углей и озокеритовых руд»), утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 17 июля 1985 г. № 225/15-87 (с изменениями и дополнениями).
Из трудовой книжки Ярушина Г.А. следует, что 4 февраля 1983 года он зачислен в Дангаринское спецуправление «Гидроспецстрой» учеником проходчика на подземный участок с полным рабочим днем под землей; 16 июля 1983 года ему присвоен четвертый разряд проходчика подземного участка; 9 февраля 1987 года ему присвоен пятый разряд проходчика подземного участка; 25 апреля 1989 года переведен помощником машиниста буровой установки 3-го разряда на участок буро-взрывных работ; 9 апреля 1990 года уволен. 27 сентября 1990 года зачислен в Дангаринское спецуправление «Гидроспецстрой» проходчиком пятого разряда на подземный участок с полным рабочим днем под землей; 28 мая 1993 года переведен эл. слесарем пятого разряда в участок мехбазы по поверхности; уволен 16 ноября 1994 года.
Из справки Открытого акционерного общества Специальное Управление Гидроспецстрой Дангара Республики Таджикистан от 29.03.2010 г. № 45 следует, что Ярушин Г.А. действительно работал в шахте Дангаринского спецуправления «Гидроспецстрой»:
с 4 февраля 1983 года - учеником проходчика в шахте подземного участка с полным рабочим днем, предусмотренного списком № 1 раздел 1 подраздел 1010300а-17491;
с 16 июля 1983 года - проходчиком четвертого разряда в шахте подземного участка с полным рабочим днем, предусмотренного списком № 1 раздел 1 подраздел 1010300а-17491;
с 09 февраля 1987 года - проходчиком пятого разряда в шахте подземного участка с полным рабочим днем, предусмотренного списком № 1 раздел 1 подраздел 1010300а-17491;
с 26 февраля 1988 года - в связи с новым тарифом присвоена квалификация проходчика шахты подземного участка, подраздел 1010300а-17491;
с 25 апреля 1989 года - переведен помощником машиниста 3-го разряда буровой установки в шахте с полным рабочим днем, список № 1 раздел 1 подраздел 1010300а-13590;
с 9 апреля 1990 года - уволен с работы;
с 27 сентября 1990 года - зачислен проходчиком пятого разряда в шахту подземного участка с полным рабочим днем, предусмотренного списком № 1 раздел 1 подраздел 1010300а-17491;
с 28 мая 1993 года - переведен электрослесарем 5-го разряда по поверхности шахты с полным рабочим днем, список № 2 подраздел 2290100а-1993;
- с 16 ноября 1994 года - уволен.
Справка дана на основании личной карточки по учету рабочих кадров формы Т-2, лицевых счетов, расчетных ведомостей по начислению заработной платы, книги приказов, ежемесячных табелей по учету отработанного времени.
С 29 июля 1996 года Дангаринское СУ «Гидроспецстрой» переименовано в АООТ СМ ГСС Дангара.
Аналогичное следует из справок ОАО Специальное Управление Гидроспецстрой Дангара от 2010 г. без номера и от 18.05.2012 г. № 20, акта Государственного Агентства социального страхования и пенсии Дангаринского района от 16.052011 г.
Из справки Межведомственного архива документов по личному составу при государственной исполнительной Власти Дангаринского района Хатлонской области Республики Таджикистан от 16.02.2011 г. следует, что в 1984-1985 и 1987-1989 годах Ярушину Г.А., проходчику СУ «Гидроспецстрой» пос. Дангара начислены денежные суммы заработка, за 1986 год книга по зарплате в архив не сдавалась.
Допрошенная в качестве специалиста Б. суду пояснила, что она работает ведущим специалистом-экспертом в ГУ-УПФР в Ребрихинском районе. Представленные истцом справки, уточняющие характер работы, не могли быть приняты ответчиком для назначения пенсии Ярушину Г.А., поскольку они не соответствуют предъявляемым к таким видам документов требованиям: в них много опечаток, имеются ошибки в написании фамилии, в некоторых отсутствовала печать, кроме того, написано, что он работал в шахте, а не на строительстве подземных сооружений.
Свидетель Н. суду пояснила, что она знает истца с лета 1983 года, они жили в одном поселке Себистон Дангаринского района Таджикской ССР, возле города Душанбе. Она работала в бухгалтерии Дангаринского спецуправления «Гидроспецстрой». Спецуправление вело строительство под землей водного тоннеля. Истец работал проходчиком под землей полный рабочий день. Он работал вместе с её мужем, который погиб. С 1986 года она уволилась из спецуправления, Ярушин Г.А. продолжал работать, с 1993 года работал на поверхности земли. С июня 1994 года она и истец стали жить вместе, в ноябре 1996 года они из пос. Себистон уехали.
Сомнений в объективности показаний свидетеля у суда не возникло, поскольку её работа в Дангаринском спецуправлении «Гидроспецстрой» подтверждается записями, имеющимися в её трудовой книжке.
В журнале «Техника – молодежи» за 1983 год № 3 на странице 24 имеется фотография Дангаринского оросительного тоннеля (г. Дангары, Таджикской ССР). Из статьи к этой фотографии следует, что Дангаринский оросительный тоннель является крупнейшим в стране ирригационным сооружением, по которому воды Вакша хлынут в засушливую Дангаринскую степь. Сечение тоннеля, проходку которого ведет коллектив строительного управления Гидроспецстрой, превышает размеры Московского метрополитена. Ввод в действие тоннеля позволяет оросить до 70 тыс. га засушливых и залежных земель.
На основании указанных доказательств суд приходит к выводу о том, что Ярушин Г.А. работал в течение периода с 16 июля 1983 года по 24 апреля 1989 года и с 27 сентября 1990 года по 27 мая 1993 года проходчиком, занятым полный рабочий день на подземных работах на строительстве подземного тоннеля в Дангаринском спецуправлении «Гидроспецстрой», в связи с чем, эти периоды должны быть засчитаны ему в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с выполнением работ с вредными условиями труда, который составляет более 8 лет.
Из паспорта гражданина Российской Федерации следует, что Ярушин Г.А. родился ДД.ММ.ГГГГ, то есть на момент обращения в УПФР (27 февраля 2012 года), он достиг 52-летнего возраста и имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии с уменьшением установленного пенсионного возраста 60 лет на 8 лет.
Наличие у Ярушина Г.А. на момент обращения в УПФР с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии страхового стажа не менее 20 лет установлено в судебном заседании, подтверждается таблицей трудовой деятельности застрахованного лица и сторонами не оспаривается.
Факт обращения Ярушина Г.А. в ГУ-УПФР в Ребрихинском районе 27 февраля 2012 года подтверждается его заявлением.
Из протокола № 7 заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Ребрихинском районе от 6 июня 2012 года следует, что было принято решение об отказе Ярушину Г.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по причине отсутствия документального подтверждения занятости Ярушина Г.А. на указанных работах.
Таким образом, суд полагает необходимым решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 6 июня 2012 года № 7 признать недействительным, обязать УПФР включить периоды работы Ярушина Г.А. с 16 июля 1983 года по 24 апреля 1989 года и с 27 сентября 1990 года по 27 мая 1993 года проходчиком, занятым полный рабочий день на подземных работах на строительстве подземного тоннеля в Дангаринском спецуправлении «Гидроспецстрой» в его трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с выполнением работ с вредными условиями труда. Необходимо признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с выполнением работ с вредными условиями труда с уменьшением установленного пенсионного возраста на 8 лет и возложить на ответчика обязанность назначить ему пенсию с момента обращения с 27 февраля 2012 года.
На основании части 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию в пользу истца с ответчика государственная пошлина в размере 200 руб.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 6 ░░░░ 2012 ░░░░ № 7 ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ 16 ░░░░ 1983 ░░░░ ░░ 24 ░░░░░░ 1989 ░░░░ ░ ░ 27 ░░░░░░░░ 1990 ░░░░ ░░ 27 ░░░ 1993 ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░», ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 8 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ 27 ░░░░░░░ 2012 ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 200 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░ 2013 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░