Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3084/2014 ~ М-3295/2014 от 04.07.2014

Дело № 2 - 3084/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 июля 2014 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего – судьи Бурлакова И.И.,

с участием секретаря судебного заседания – Чигаевой Е.С.,

с участием в деле:

истицы – Балакиревой Л. С., ее представителей Балакирева И. Г., действующего на основании доверенности от 23 июня 2014 года; Шукшиной И. А., допущенной в порядке части 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

ответчика – Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия, его представителя, специалиста - эксперта отдела назначения и перерасчета пенсий Копыловой О. С., представившей доверенность № 1056 от 01 октября 2013 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балакиревой Л. С. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным решение от 16 марта 2014 года; понуждении включить в специальный стаж периоды работы, назначении пенсии, взыскании судебных расходов,

установил:

Балакирева Л.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным решение № 27957/14-320 от 16 марта 2014 года; понуждении включить в специальный стаж периоды работы, назначении пенсии, взыскании судебных расходов.

В обоснование своих требований Балакирева Л.С. указала, что решением начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № 27957/14-320 от 16 марта 2014 года ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по нормам п.п. 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия требуемого специального стажа. Требуется 30 лет, а имеется 25 лет 6 месяцев 9 дней.

В специальный стаж не включены (кроме прочих периодов, которые она не оспаривает) следующие периоды:

- период работы с 01 апреля 1992 года по 07 июня 1994 года (в том числе с 23 апреля 1992 года по 09 января 1993 года период ухода за ребенком до достижения им возраста трех лет) в должности инструктора по санитарному просвещению в МСЧ № 6 «Орбита», поскольку наименование должности не предусмотрено Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 с учетом номенклатуры должностей, утвержденной приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года № 377 и Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781;

- периоды работы с 08 июня 1994 года по 02 мая 1995 года, с 07 мая 1995 года по 05 декабря 1996 года в должности заведующей здравпунктом Хлебокомбината № 5 медсанчасти № 6 «Орбита» (в настоящее время ГАУЗ РМ «Республиканский консультативно-диагностический центр»), поскольку Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 и Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 03 ноября 1999 года № 395 предусматривает наименование должности «заведующий структурным подразделением» дополнять специальностью, по которой работник имеет специальную подготовку. В Списке, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2002 года №781 предусмотрена должность «заведующий фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра)». Лечебная деятельность первичными документами не подтверждена. Наименование «здравпункт» как структурное подразделение государственных и муниципальных организаций в Списке, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2002 года № 781 не предусмотрено.

С данным решением ответчика она не согласна, считает его незаконным и необоснованным.

В период с 01.04.1992 года по 07.06.1994 года (в том числе с 23.04.1992 г. по 09.01.1993 – период ухода за ребенком до достижении им возраста трех лет) она работала в должности инструктора по санитарному просвящению в МСЧ № 6 Орбита». В период с 08.06.1994 года по 02.05.1995 год, с 07.05.1995 год по 05.12.1996 год работала в должности заведующей здравпункта Хлебокомбината № 5 Медсанчасти № 6 «Орбита», в настоящее время Республиканский консультативно- диагностический центр. С 05.11.1999 года и по настоящее время она работает в должности акушерки в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республики Мордовия «Республиканский консультативно-диагностический центр».

Периоды работы с 08.06.1994 по 02.05.1995, с 07.05.1995 по 05.12.1996 в должности заведующей здравпунктом Хлебокомбината № 5 медсанчасти № 6 «Орбита» подлежит включению в специальный стаж, поскольку в данный период времени действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности фельдшера в здравпунктах. Указанным Списком не предусмотрена должность заведующей, но имеется должность фельдшер. По своему характеру и функциональным обязанностям ее работа в должности заведующей здравпунктом Хлебокомбината № 5 медсанчасти № 6 «Орбита», соответствовала должности фельдшера. Она в здравпункте была единственным работником, что подтверждается штатным расписанием по МСЧ № 6 АО «Орбита», утвержденное начальником Саранского городского отдела здравоохранения в 1995 году, и выполняла должностные обязанности фельдшера, выполняла медицинские манипуляции. Также указала, что в специальный стаж то подлежит включению период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 23 апреля 1992 года по 09.01.1993 года.

Просила суд признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № 27957/14-320 от 16 марта 2014 года в части не включения ей в специальный стаж периоды работы с 01.04.1992 года по 07.06.1994 года (в том числе с 23.04.1992 по 09.01.1993 – период ухода за ребенком до достижении им возраста трех лет) в должности инструктора по санитарному просвящению в МСЧ № 6 «Орбита», с 08.06.1994 г. по 02.05.1995 г., с 07.05.1995 год по 05.12.1996 год в должности заведующей здравпункта Хлебокомбината № 5 медсанчасти № 6 «Орбита». Обязать ответчика включить ей в специальный стаж периоды: работы с 01.04.1992 года по 07.06.1994 года (в том числе с 23.04.1992 г. по09.01.1993 г. - период ухода за ребенком до достижении им возраста трех лет) в должности инструктора по санитарному просвящению в МСЧ № 6 «Орбита»; с 08.06.1994 г. по 02.05.1995 г., с 07.05.1995 год по 05.12.1996 год в должности заведующей здравпункта Хлебокомбината № 5 медсанчасти № 6 «Орбита»; обязать назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 16 марта 2014 года; взыскать судебные расходы.

В судебном заседании истица Балакирева Л.С. и ее представитель Шукшина И.А. уточнили исковые требования, просили признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № 27957/14 - 320 от 16 марта 2014 года в части не включения в специальный стаж периодов работы с 01 апреля 1992 года по 07 июня 1994 года (в том числе с 23 апреля 1992 года по 09 января 1993 года период ухода за ребенком до достижения им возраста трех лет) в должности инструктора по санитарному просвещению в МСЧ № 6 «Орбита», с 08 июня 1994 года по 02 мая 1995 года, с 07 мая 1995 года по 05 декабря 1996 года в должности заведующей здравпунктом Хлебокомбината № 5 медсанчасти № 6 «Орбита». Обязать ответчика включить периоды работы с 01 апреля 1992 года по 07 июня 1994 года (в том числе с 23 апреля 1992 года по 09 января 1993 года отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет) в должности
инструктора по санитарному просвещению в Медико-санитарной части № 6 «Орбита», с 08 июня 1994 года по 02 мая 1995 года, с 07 мая 1995 года по 05 декабря 1996 года в должности заведующей здравпунктом Хлебокомбината № 5 Медико-санитарной части № 6 «Орбита» включить в специальный стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в календарном исчислении. Обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 14 февраля 2014 года. Взыскать расходы за услуги по подготовке искового заявления в размере 3000 тысячи рублей.

В судебное заседание представитель истицы Балакирев И.Г. не явился, по неизвестной суду причине, о дне и времени слушания дела извещался своевременно надлежащим образом.

В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Копылова О.С. относительно исковых требований Балакиревой Л.С. возразила, пояснив при этом, что в назначении досрочной пенсии ей отказано законно.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к нижеследующему.

Как следует из письменных доказательств, 14 февраля 2014 года Балакирева Л.С. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 16 марта 2014 года № 27957/14 – 320 истице было отказано в назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», из-за отсутствия требуемого специального стажа, требуется 30 лет, а имеется 25 лет 6 месяцев 9 дней.

В специальный стаж не были засчитаны периоды работы с 01 апреля 1992 года по 07 июня 1994 года (в том числе с 23 апреля 1992 года по 09 января 1993 года период ухода за ребенком до достижения им возраста трех лет) в должности инструктора по санитарному просвещению в МСЧ № 6 «Орбита», поскольку наименование должности не предусмотрено Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 с учетом номенклатуры должностей, утвержденной приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года № 377 и Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781; периоды работы с 08 июня 1994 года по 02 мая 1995 года, с 07 мая 1995 года по 05 декабря 1996 года в должности заведующей здравпунктом Хлебокомбината № 5 медсанчасти № 6 «Орбита» (в настоящее время ГАУЗ РМ «Республиканский консультативно-диагностический центр»), поскольку Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 и Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 03 ноября 1999 года № 395 предусматривает наименование должности «заведующий структурным подразделением» дополнять специальностью, по которой работник имеет специальную подготовку. В Списке, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2002 года №781 предусмотрена должность «заведующий фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра)». Лечебная деятельность первичными документами не подтверждена. Наименование «здравпункт» как структурное подразделение государственных и муниципальных организаций в Списке, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2002 года № 781 не предусмотрено.

Указанное решение начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саранске Республики Мордовия от 16 марта 2014 года № 27957/14 – 320 суд считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии со статьями 12 – 14 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» медицинские учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства Российской Федерации в области здравоохранения распространяется на все медицинские учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу пункта 3 названных Правил, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно пункту «а» пункта 5 Правил Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Материалами дела установлено, что на основании приказа по Медико-санитарной части № 6 «Орбита» от 01 апреля 1992 года № 31 Балакирева Л.С. переведена на должность инструктора по санитарному просвещению с 01 апреля 1992 года (запись в трудовой книжке № 12).

На основании приказа по Медико-санитарной части № 6 «Орбита» от 08 июня 1994 года № 48 истица переведена на должность заведующей здравпункта Хлебокомбината № 5 с 08 июня 1994 года. (Запись в трудовой книжке № 13).

На основании приказа по Медико-санитарной части № 6 «Орбита» от 06 декабря 1996 года № 167 Балакирева Л.С. переведена на должность медицинской сестры кардиологического кабинета с 06 декабря 1996 года (Архивная справка от 16 июля 2013 года № 2338-Арх.).

На основании приказа по Медико-санитарной части №6 «Орбита» от 08 января 1997 года № 4 Балакирева Л.С. уволена с 08 января 1997 года. (Запись в трудовой книжке № 14).

Пунктом 3 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464.

В стаж засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях и должностях предусмотренных Списком, то есть «Врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности».

Судом установлено, что в Номенклатуре должностей, утвержденной приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года № 377, должность «инструктор по санитарному просвещению» не указана.

Между тем, согласно п 1.2.15. Штатных нормативов медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тысяч человек (приложение 1 к приказу Минздрава СССР от 11 октября 1982 года № 999), должность инструктора по санитарному просвещению относится к среднему медицинскому персоналу. Согласно Приложению № 2 к постановлению Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 года № 116 «О повышении заработной платы работников здравоохранения и социального обеспечения» предусмотрены месячные должностные оклады среднего медицинского персонала, в том числе инструктора по санитарному просвещению.

В разделе 3.2 Приложения 2 «Положение об оплате труда работников здравоохранения РФ» к приказу Минздрава РФ от 23 ноября 1992 года № 301, определены разряды оплаты труда и тарификационных коэффициентов среднего медицинского персонала, в том числе и инструктора по санитарному просвещению. В разделе 3.2 Приложения 2 «Положение об оплате труда работников здравоохранения РФ» к приказу Минздравмедпрома РФ от 20 февраля 1995 года № 35, определены разряды оплаты труда и тарифные коэффициенты среднего медицинского персонала, в том числе и инструктора по санитарному просвещению.

В приложении 3 Приказа Минздрава РФ от 19 августа 1997 года № 249 «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала», указана специальность «Гигиеническое воспитание». Согласно п. 1.2 «Специалист в области гигиенического воспитания используется на должности инструктора по санитарному просвещению».

Из Приказа Минздрава РФ от 05 июня 1998 года № 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием», следует, что инструктор по санитарному просвещению как весь средний медицинский персонал обязан проходить курсы повышения квалификации 1 раз в 5 лет. В разделе 5 Приложения № 4 «Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения» к приказу Минздрава РФ от 24 февраля 1998 года № 48, указано, что должность «инструктор по санитарному просвещению» относится к среднему медицинскому персоналу.

Судом установлено, что в период работы с 01 апреля 1992 года по 07 июня 1994 года в должности инструктора по санитарному просвещению в МСЧ № 6 «Орбита» Балакиревой Л.С. предоставлялся отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 23 апреля 1992 года по 09 января 1993 года.

Согласно Постановлению Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677, а также Разъяснению Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 23/24-11 отпуск по уходу за ребенком до полутора лет засчитываются в общий, непрерывный стаж работы и стаж работы по специальности. Время отпуска по уходу за ребенком до достижении им возраста полутора лет засчитывается в стаж работы по специальности, а также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20.12.2005 закреплено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 « О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности, независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Статья 167 КЗоТ РСФСР в редакции, действовавшей до 25 сентября 1992 года, предусматривала включения периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

На период отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора и трех лет сохраняется место работы (должность).

Отпуск по беременности и родам – включается в специальный страховой стаж на основании разъяснения Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда Российской Федерации, которое содержится в информационном письме этих органов от 4 ноября 2002 года № 7392-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067.

Согласно указанному информационному письму, в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 5), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

По трудовому законодательству отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам. Основанием для его предоставления служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, а оплачивается он через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам.

Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (пункт 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 № 13-6 (в редакции от 15 апреля 1992 года), который в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, действующей в редакции Приказа Минздравмедпрома России № 267 и Постановления Фонда социального страхования Российской Федерации № 66 от 25 июня 1996, служит документом, подтверждающим временную нетрудоспособность.

Учитывая изложенное, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Законом РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» в статью 167 КЗоТ РСФСР были внесены изменения, в соответствии с которыми период нахождения женщины в отпусках по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности, кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях.

Таким образом, поскольку отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора и трех лет был предоставлен истице до внесения соответствующих изменений в закон, то он подлежит включению в специальный стаж в полном объеме в соответствии с законом, действовавшим на момент предоставления такого отпуска.

Кроме того, согласно Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 23/24-11 "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет" (утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11): «Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба,в период которой предоставлены указанные отпуска».

Следовательно, период с 01 апреля 1992 года по 07 июня 1994 года (в том числе с 23 апреля 1992 года по 09 января 1993 года отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет) в должности инструктора по санитарному просвещению в Медико-санитарной части № 6 «Орбита» подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в календарном исчислении.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 предусмотрена должность «заведующий фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра)», в графе «Наименование учреждения» предусмотрено - Медико-санитарная часть (пункт 4).

На основании пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном Правилами, работа в должностях, указанных в списке во врачебных здравпунктах, Фельдшерских здравпунктах, являющихся структурными подразделениями организаций.

Здравпункты являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся (пункт 15 Примечания Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03 ноября 1999 года № 395).

Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года № 377 в разделе «Средний медицинский персонал» предусмотрена должность «заведующий здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра)».

В должностной инструкции на заведующую здравпунктом, предусмотрены следующие пункты: 14. Своевременно организовывать и проводить профилактические прививки, диспансерные осмотры, флюорографические обследования и осмотр гинекологом всех работников предприятия. 16. Проводить амбулаторный прием больных: делать перевязки, инъекции и другие процедуры. 18. Взять на диспансерный учет работников с тубзаболеваниями и своевременно направлять их на обследование в тубдиспансер. 19. Проводить осмотры на педикулез и чесотку всех работников предприятия. 20. Проводить медосмотр по приказу №555. Выявленных больных ставить на учет по месту жительства. 22. Проводить ежедневные медосмотры водителей автотранспорта.

Из справки № 754 от 31 июля 2014 года, подготовленной ГАУЗ Республики Мордовия «Республиканский Консультативно-Диагностический Центр», следует, что в должностные обязанности заведующей здравпункта Хлебокомбината № 5 медсанчасти «Орбита» Балакиревой Л. С. входило следующее: проведение санитарного инструктажа; проведение занятий по гигиеническому обучению; проведение осмотров работников перед началом смены; проведение контроля за соблюдением личной гигиены работников предприятия; выявление у работников повреждений кожи и заболеваний ангиной с катаральными явлениями в области верхних дыхательных путей; ведение учета обследований, занесение результатов обследований в журналы; организация и проведение профилактических прививок, диспансерные осмотры, флюрографические обследования, организация осмотра гинекологом всех работников предприятия; контроль санитарного состояния цехов, столовой, магазина «Хлеб»; проведение амбулаторного приема больных: перевязки, инъекции…; контроль проведения медосмотров вновь принятых работников; проведение медицинских осмотров водителей автотранспорта; оказание первой доврачебной помощи при травмах, профессиональных отравлениях и внезапных заболеваниях, направление пострадавшего в поликлинику или больницу в зависимости от медицинских показаний. Также представлены светокопии должностной инструкции на заведующего здравпунктом; журнал учета травматизма по з/п «Хлебозавод»; книга для записи прививок з/п АООТ «Хлебозавод»; журнал приема амбулаторных больных; тетрадь регистрации инъекций; тетрадь учета медикаментов; журнал регистрации результатов медицинского осмотра работников кондитерского производства; журнал для регистрации медицинского осмотра.

Указано, что тарификационные списки на Балакиреву JI.C. за период 1994 по 1996 годы сданы на хранение в Архивную службу Администрации городского округа Саранска.

Из Штатных расписаний медицинского персонала на 1994 - 1996 годы по МСЧ № 6 «Орбита», усматривается, что в штате здравпункта Хлебокомбината № 5 предусмотрена только одна должность – заведующая, установлено, следовательно, учитывая специфику работы медицинского учреждения «фельдшерский здравпункт», а также фактически занимаемую должность истицы - «заведующий фельдшерским здравпунктом - медицинская сестра» установлено, что на протяжении всего оспариваемого периода с 08 июня 1994 года по 02 мая 1995 года, с 07 мая 1995 года по 05 декабря 1996 года Балакирева Л.С. оказывала доврачебную медицинскую помощь работникам Хлебокомбината № 5.

Согласно части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом, отказ заявительнице в назначении пенсии по льготным основаниям ставит ее в конституционно неравное положение на получение пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения перед другими категориями граждан, имеющими право на получение данного вида пенсии.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Судом установлено, что на 14 февраля 2014 года (дата обращения с заявлением о назначении пенсии) у истицы имелся специальный стаж – 30 лет 2 месяца 10 дней.

Следовательно, право на назначение досрочной трудовой пенсии по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2002 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» у истицы возникло 14 февраля 2014 года.

При таких обстоятельствах, заявленные истицей требования, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Согласно статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со статьей 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся:

суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам;

расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

расходы на оплату услуг представителей;

расходы на производство осмотра на месте;

другие признанные судом необходимыми расходы.

Истицей заявлено ходатайство в письменной форме о возмещении ей расходов за составление искового заявления в сумме 3000 рублей.

Согласно квитанции № 11 от 21 июня 2014 года (л.д.31) Балакиревой Л.С. за подготовку искового заявления оплачено ООО «Юридическая фирма «Юр агент» 3000 рублей (л.д.31).

С учетом требований разумности суд взыскивает с ответчика в пользу Балакиревой Л.С. расходы за составление искового заявления в сумме 1000 рубле.

Исковое заявление оплачено Балакиревой Л.С. государственной пошлиной в размере 200 рублей (л.д.7). При этом уплаченная истицей государственная пошлина в указанном размере соответствует размеру государственной пошлины, предусмотренному подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому с исковых заявлений граждан неимущественного характера взимается государственная пошлина в размере 200 рублей.

В этой связи, истице подлежат возмещению понесенные ею расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истицей требований и по указанным ею основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Балакиревой Л. С. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным решение № 27957/14-320 от 16 марта 2014 года; понуждении включить в специальный стаж периоды работы, назначении пенсии, взыскании судебных расходов, удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № 27957/14 - 320 от 16 марта 2014 года в части не включения в специальный стаж Балакиревой Л. С. периодов работы с 01 апреля 1992 года по 07 июня 1994 года (в том числе с 23 апреля 1992 года по 09 января 1993 года период ухода за ребенком до достижения им возраста трех лет) в должности инструктора по санитарному просвещению в МСЧ № 6 «Орбита», с 08 июня 1994 года по 02 мая 1995 года, с 07 мая 1995 года по 05 декабря 1996 года в должности заведующей здравпунктом Хлебокомбината № 5 медсанчасти № 6 «Орбита».

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия

включить в специальный стаж Балакиревой Л. С. для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в календарном исчислении периоды работы с 01 апреля 1992 года по 07 июня 1994 года (в том числе с 23 апреля 1992 года по 09 января 1993 года отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет) в должности инструктора по санитарному просвещению в Медико-санитарной части № 6 «Орбита», с 08 июня 1994 года по 02 мая 1995 года, с 07 мая 1995 года по 05 декабря 1996 года в должности заведующей здравпунктом Хлебокомбината № 5 Медико-санитарной части № 6 «Орбита».

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия назначить Балакиревой Л. С. досрочную трудовую пенсию по нормам п.п. 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 14 февраля 2014 года.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в пользу Балакиревой Л. С. расходы, понесенные истицей за оказание юридической помощи при составлении искового заявления в сумме 1000 рублей и государственную пошлину в размере 200 рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия И.И. Бурлаков

Мотивированное решение суда изготовлено 05 августа 2014 года.

1версия для печати

2-3084/2014 ~ М-3295/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Балакирева Людмила Семеновна
Ответчики
ГУ - УПФ РФ в го Саранск
Суд
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Бурлаков Игорь Иванович
Дело на странице суда
leninsky--mor.sudrf.ru
04.07.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.07.2014Передача материалов судье
08.07.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.07.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.07.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.07.2014Судебное заседание
31.07.2014Судебное заседание
05.08.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.08.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.11.2014Дело оформлено
11.11.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее