Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-952/2020 (2-7192/2019;) ~ М-5649/2019 от 27.11.2019

Дело №2-952/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    27 мая 2020 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа

в составе:

    председательствующего судьи Безрядиной Я.А.,

    при секретаре Чахалян К.А.,

    с участием представителя ГЖИ Воронежской области Клейменова Н.Е.,

    истца Цыблиевой В.И.,

    представителя ответчика Устиновой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску государственной жилищной инспекции Воронежской области в защиту интересов Цыблиевой Валентины Ивановны к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Городок» о понуждении к исполнению предписания, -

УСТАНОВИЛ:

ГЖИ Воронежской области обратилась в суд с иском в защиту интересов Цыблиевой В.И. к ОООУК «Городок», с учетом уточнения просила: обязать ответчика исполнить предписание №03-29/12 от 28.01.2019 года сроком исполнения до (ДД.ММ.ГГГГ) с подлежащими выполнению мероприятиями и работами: 1) произвести перерасчет размера платы за жилое помещение, начисленной собственникам помещений в многоквартирном <адрес> за период с 03.07.2017 года по июнь 2018 года, в соответствии с размером платы за содержание и ремонт жилого (нежилого) помещения, установленногопунктом 7.1 договора управленияуказанным многоквартирным домом, действовавшего в указанный период, и решением общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома, оформленного протоколом от 08.06.2017 года (вопрос 8 протокола) - 19,91 руб. за 1 кв.м, за период июль-декабрь 2018 года в соответствии с размером платы за содержание и ремонт жилого (нежилого) помещения, установленного в пункте 7.1 договора управления указанным многоквартирным домом, действовавшего в указанный период, с применением допустимого индекса потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики РФ по итогам 2017 года (2,5%), но не более 20,41 руб. за 1 кв.м.; 2) при начислении платы за содержание и ремонт жилого (нежилого) помещения собственникам помещений многоквартирного <адрес> одинаковый размер платы за содержание и ремонт жилого (нежилого) помещения для всех собственников помещений указанного многоквартирного дома (л.д.3-7,283-284).

В обоснование заявленных требований указывалось, что в рамках наделенных полномочий по государственному жилищному надзору на территории Воронежской области по факту обращения жильца за несоблюдение ООО УК «Городок» лицензионных требований при установлении размера платы за содержание и ремонт собственникам помещений МКД <адрес>, применению разного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, ГЖИ Воронежской области была инициирована внеплановая проверка в отношении управляющей домом организации ООО УК «Городок». В ходе проведенной внеплановой документарной проверки выявлены нарушения, составлен акт проверки и выдано предписание №03-29/12 от 28.01.2019 года со сроком исполнения до 28.03.2019 года. В последующем в указанное предписание были внесены изменения, пункт 1 изложен в иной редакции, продлен срок исполнения до 08.05.2019 года. Однако данное предписание управляющей компанией в полном объеме исполнено не было. Таким образом, ответчиком были допущены нарушения лицензионных требований в деятельности общества, в целях устранения которых, инспекция обратилась в суд с иском.

В ходе судебного разбирательства представительГЖИ Воронежской области Клейменов Н.Е. (л.д.282), заявленные требования поддержал, указав, что по мнению инспектора, проводившего проверку в отношении управляющей организации, выданное инспекцией предписание исполнено ответчиком в части пункта 2, а именно: при начислении платы за содержание и ремонт жилого (нежилого) помещения собственникам помещений МКД <адрес> для всех собственников в настоящее время управляющей компанией применяется одинаковый размер платы за содержание и ремонт жилого (нежилого) помещения. Между тем, перерасчет платы произведен ООО УК «Городок» на меньшую сумму, чем должен был быть, необоснованно из тарифа за содержание и ремонт жилого (нежилого) помещения исключена строка «обращение с ТКО».

В судебном заседании истец Цыблиева В.И. указала, что ранее она обращалась в ГЖИ с заявлением о защитеее прав и подачи от ее имени в суд иска. Настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме, полагая предписание ответчиком не исполненным (л.д.124-126).

Представитель ООО УК «Городок» Устинова Н.А. по доверенности (л.д.100), иск не признала, указав, что выданное инспекцией предписание управляющей компанией исполнено (л.д.40-41).

Изучив материалы дела, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, суд приходит к следующему.

В силу статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию исохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлениюкоммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - обязательныетребования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

Главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации осуществляет координацию деятельности органов государственного жилищного надзора и органов муниципального жилищного контроля при осуществлении ими государственного жилищного надзора, лицензионного контроля, муниципального жилищного контроля, а также иные полномочия, установленные Правительством Российской Федерации.

Судом установлено и следует из материалов дела, что собственник квартиры <адрес>.10.2019 года обратилась с заявлением в Государственную жилищную инспекцию Воронежской области (л.д.20).

На основании приказа заместителя руководителя инспекции – начальника отдела правового регулирования Г.Н.А. от 28.01.2019 года№388 в отношении ООО УК «Городок» проведена внеплановая документарная проверка (л.д.21). По результатам проведенной проверки составлен акт №03-27/17 согласно которомувыявлен ряд нарушений управляющей компанией части 7 статьи 126, части 2 статьи 162 ЖК РФ (л.д.22-23).

28.01.2019 годаООО УК «Городок» выдано предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства №03-29/12 со сроком исполнения до 28.03.2019 года и подлежащими выполнению мероприятиями: произвести перерасчет размера платы за жилое помещение, начисленной собственникам помещений в многоквартирном <адрес> за период с июля 2017 года по декабрь 2018 года в соответствии с размером платы, установленным договором управления;при начислении платы применять одинаковый размер платы за содержание и ремонт жилого (нежилого) помещения для всех собственников помещений указанного МКД (л.д.24).

По ходатайству ООО УК «Городок» на основании приказа от 29.03.2019 года №49 были внесены изменения в ранее выданное предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства от 28.01.2019 года №03-29/12, продлен срок его исполнения до 08.05.2019 года (л.д.42,43-44).

На основании приказа от 14.05.2019 года№1928 с целью проверки соблюдения исполнения ранее выданного УК предписания в отношении ООО УК «Городок» проведена повторная внеплановая документарная проверка, по результатам которой составлен акт, согласно которому ранее выдано предписание не исполнено (л.д.25,26-27).

С учетом приведенных положений статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предписание органов жилищной инспекции является обязательным к исполнению.

Юридически значимым обстоятельством при рассмотрении настоящего иска является законность выданного ГЖИ Воронежской области предписанияи наличие оснований для освобождения ответчика от его исполнения, однако таких обстоятельств по делу не установлено.

    В силу статьи 56 ГПК РФ бремя доказывания выполнения законных требований контролирующего органа лежит на ответчике.

    В подтверждение своих доводов, представителем управляющей компании были представлены ЕПД за 2019 год, из которых, по ее мнению, усматривается, что по всем собственникам (нанимателям) жилых (нежилых) помещений МКД <адрес> в настоящее время применяется одинаковый размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в размере 19,33 руб. за 1 кв.м.; корректировка платы за спорный период также проведена (л.д.51-94).

    Представитель ГЖИ Воронежской области Клейменов Н.Е. также в ходе судебного разбирательства указывал, что выданное ответчику инспекцией предписание в части пункта 2им исполнено.

В силу части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании исодержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса).

В соответствии с частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса).

Из системного анализа приведенных нормативных положений следует, что основным (первоочередным) способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определено только волеизъявление собственником помещений в многоквартирном доме путем принятия решения об этом на общем собрании. Соблюдение подобной процедуры направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также пресечение со стороны управляющей организации в одностороннем порядке необоснованного, по своему собственному усмотрению, изменения платы.

При этом действующее законодательство не предусматривает возможность самовольного увеличения управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в том числе на уровень инфляции или индекс потребительских цен, без решения общего собрания собственников помещений в таком доме.

Из материалов дела следует, что собственниками помещений в многоквартирном <адрес> на общем собрании 08.06.2017 года принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества в сумме 19 рублей 91 копейка за один квадратный метр, а также утвержден договор управления многоквартирным домом (л.д.36-39).

Данное решение общего собрания никем из собственников дома не оспорено и является действительным.

Исходя из содержания договора управления, утвержденного решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, состав платы за работы и услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений отражен в приложении №4 к договору управления и установлен в размере 19 рублей 91 копейка за один квадратный метр.

Пунктом 7.1 договора управления предусмотрено, что размер платы за услуги и работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме установлен на период действия договора, начиная с даты утверждения его условий на общем собрании собственников, с ежегодным индексированием на индекс потребительских цен (л.д.133 об.).

Договор управления утвержден собственниками помещений многоквартирного дома 08.06.2017 года на общем собрании в редакции, предусматривающей наличие пункта7.1 договора управления.

Таким образом, собственниками помещений в многоквартирном доме фактически принято решение, предоставляющее обществу право индексации размера платы за содержание жилого помещения в отсутствии ежегодного оформления изменений данных цен (тарифов) решениями общих собраний собственников.

Учитывая вышеприведенные положения жилищного законодательства и установленные обстоятельства дела, свидетельствующие о том, что отношения между собственниками жилых помещений и управляющей организацией по поводу определения размера платы за содержание жилья регулируются договором управления многоквартирным домом, суд приходит к выводу о правомерности выданного ГЖИ Воронежской областипредписания в части возложения на управляющую компанию обязанности произвести перерасчет платы за содержание жилья за периодиюль-декабрь 2018 года в соответствии с размером платы за содержание и ремонт жилого (нежилого) помещения, установленного в пункте 7.1 договора управления указанным многоквартирным домом, действовавшего в указанный период, с применением допустимого индекса потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики РФ по итогам 2017 года (2,5%), но не более 20,41 руб. за 1 кв.м.

    Обстоятельства, свидетельствующие о принятии собственниками помещений в многоквартирном доме решения об индексации платы, не опровергнуты и положения условий договора управления (пункт7.1) в установленном законом порядке недействительными не признаны.

Между тем, из представленных в материалы дела ответчиком платежных документов усматривается, что из состава платы за содержание жилого помещения исключена плата за обращение с ТКО.

В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ТКО - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В силу подпункта «д» пункта 11 Правил №491 (в редакции от 26.03.2014 года) содержание общего имущества включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

Согласно пункту 8 статьи 23 Закона №458-ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.

В силу части 8.1 статьи 23 Закона №458-ФЗ при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.

Следовательно, до 01.01.2019 года содержание общего имущества включало в себя сбор и вывоз твердых коммунальных отходов. Однако с 01.01.2019 года управляющая компания, осуществляющая деятельность по управлению многоквартирным домом, обязана исключить из платы за содержание жилого помещения стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации твердых коммунальных отходов без разрешения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

    Таким образом, при проведении корректировки (перерасчета) платы за содержание и ремонт жилого (нежилого) помещения за спорный период, указанные выше положения закона ООО УК «Городок» учтены не были.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что выданное ГЖИ Воронежской области предписание от 28.01.2019 года №03-29/12, в редакции изменений, внесенных приказом от 29.03.2019 года №49, не исполнено ответчиком в части требований, установленных пунктом 1 предписания, а именно: корректировка платы за содержание и ремонт жилого (нежилого) помещения произведена в размере меньшем, чем должна была быть.

В части пункта 2 предписание ООО УК «Городок» исполнено, что подтверждается представленными в материалы дела письменными доказательствами, а также следует из пояснений представителя ГЖИ Воронежской области.

Исходя из положений ч.2 ст. 206 ГПК РФ, удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено.

    Согласно разъяснениям, содержащимся в п.27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (ч.2 ст. 206 ГПК РФ). При установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Необходимость установления судом срока для исполнения ответчиком возложенной обязанности прямо предусмотрена ст. 206 ГПК РФ.

Реализуя требование ч.2 ст. 206 ГПК РФ, срок, в течение которого ответчику надлежит исполнить пункт 1 предписания контролирующего органа, суд определяет равным 15 дням, с момента вступления решения суда в законную силу, считая его достаточным для выполнения предписанных указаний.

Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в указанный срок,материалы дела не содержат.

Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.

Поскольку при предъявлении искового заявления в суд истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, денежные средства в размере 6000 рублейподлежат взысканию в доход бюджета с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования государственной жилищной инспекции Воронежской области в защиту интересов Цыблиевой Валентины Ивановны к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Городок» о понуждении к исполнению предписания удовлетворить частично.

Обязать общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Городок» в пятнадцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу исполнить предписание государственной жилищной инспекции <адрес> №03-29/12 от 28.01.2019 года в части произвести перерасчет размера платы за жилое помещение, начисленной собственникам помещений в многоквартирном <адрес> за период с 03.07.2017 года поиюнь 2018 года, в соответствии с размером платы за содержание и ремонт жилого (нежилого) помещения, установленного пунктом 7.1 договора управления указанным многоквартирным домом, действовавшего в указанный период, и решением общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома, оформленного протоколом от 08.06.2017 года (вопрос 8 протокола) - 19,91 руб. за 1 кв.м., за период июль-декабрь 2018 года в соответствии с размером платыза содержание и ремонт жилого (нежилого) помещения, установленного в пункте 7.1 договора управления указанным многоквартирным домом, действовавшего в указанный период, с применением допустимого индекса потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики РФ по итогам 2017 года (2,5%), но не более 20,41 руб. за 1 кв.м.

В остальной части исковые требования государственной жилищной инспекции Воронежской области оставить без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Городок» 6 000 рублей государственной пошлины в доход бюджета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский

областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий:                    Безрядина Я.А.

Мотивированное решение

изготовлено 28.05.2020 года.

Дело №2-952/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    27 мая 2020 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа

в составе:

    председательствующего судьи Безрядиной Я.А.,

    при секретаре Чахалян К.А.,

    с участием представителя ГЖИ Воронежской области Клейменова Н.Е.,

    истца Цыблиевой В.И.,

    представителя ответчика Устиновой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску государственной жилищной инспекции Воронежской области в защиту интересов Цыблиевой Валентины Ивановны к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Городок» о понуждении к исполнению предписания, -

УСТАНОВИЛ:

ГЖИ Воронежской области обратилась в суд с иском в защиту интересов Цыблиевой В.И. к ОООУК «Городок», с учетом уточнения просила: обязать ответчика исполнить предписание №03-29/12 от 28.01.2019 года сроком исполнения до (ДД.ММ.ГГГГ) с подлежащими выполнению мероприятиями и работами: 1) произвести перерасчет размера платы за жилое помещение, начисленной собственникам помещений в многоквартирном <адрес> за период с 03.07.2017 года по июнь 2018 года, в соответствии с размером платы за содержание и ремонт жилого (нежилого) помещения, установленногопунктом 7.1 договора управленияуказанным многоквартирным домом, действовавшего в указанный период, и решением общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома, оформленного протоколом от 08.06.2017 года (вопрос 8 протокола) - 19,91 руб. за 1 кв.м, за период июль-декабрь 2018 года в соответствии с размером платы за содержание и ремонт жилого (нежилого) помещения, установленного в пункте 7.1 договора управления указанным многоквартирным домом, действовавшего в указанный период, с применением допустимого индекса потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики РФ по итогам 2017 года (2,5%), но не более 20,41 руб. за 1 кв.м.; 2) при начислении платы за содержание и ремонт жилого (нежилого) помещения собственникам помещений многоквартирного <адрес> одинаковый размер платы за содержание и ремонт жилого (нежилого) помещения для всех собственников помещений указанного многоквартирного дома (л.д.3-7,283-284).

В обоснование заявленных требований указывалось, что в рамках наделенных полномочий по государственному жилищному надзору на территории Воронежской области по факту обращения жильца за несоблюдение ООО УК «Городок» лицензионных требований при установлении размера платы за содержание и ремонт собственникам помещений МКД <адрес>, применению разного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, ГЖИ Воронежской области была инициирована внеплановая проверка в отношении управляющей домом организации ООО УК «Городок». В ходе проведенной внеплановой документарной проверки выявлены нарушения, составлен акт проверки и выдано предписание №03-29/12 от 28.01.2019 года со сроком исполнения до 28.03.2019 года. В последующем в указанное предписание были внесены изменения, пункт 1 изложен в иной редакции, продлен срок исполнения до 08.05.2019 года. Однако данное предписание управляющей компанией в полном объеме исполнено не было. Таким образом, ответчиком были допущены нарушения лицензионных требований в деятельности общества, в целях устранения которых, инспекция обратилась в суд с иском.

В ходе судебного разбирательства представительГЖИ Воронежской области Клейменов Н.Е. (л.д.282), заявленные требования поддержал, указав, что по мнению инспектора, проводившего проверку в отношении управляющей организации, выданное инспекцией предписание исполнено ответчиком в части пункта 2, а именно: при начислении платы за содержание и ремонт жилого (нежилого) помещения собственникам помещений МКД <адрес> для всех собственников в настоящее время управляющей компанией применяется одинаковый размер платы за содержание и ремонт жилого (нежилого) помещения. Между тем, перерасчет платы произведен ООО УК «Городок» на меньшую сумму, чем должен был быть, необоснованно из тарифа за содержание и ремонт жилого (нежилого) помещения исключена строка «обращение с ТКО».

В судебном заседании истец Цыблиева В.И. указала, что ранее она обращалась в ГЖИ с заявлением о защитеее прав и подачи от ее имени в суд иска. Настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме, полагая предписание ответчиком не исполненным (л.д.124-126).

Представитель ООО УК «Городок» Устинова Н.А. по доверенности (л.д.100), иск не признала, указав, что выданное инспекцией предписание управляющей компанией исполнено (л.д.40-41).

Изучив материалы дела, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, суд приходит к следующему.

В силу статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию исохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлениюкоммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - обязательныетребования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

Главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации осуществляет координацию деятельности органов государственного жилищного надзора и органов муниципального жилищного контроля при осуществлении ими государственного жилищного надзора, лицензионного контроля, муниципального жилищного контроля, а также иные полномочия, установленные Правительством Российской Федерации.

Судом установлено и следует из материалов дела, что собственник квартиры <адрес>.10.2019 года обратилась с заявлением в Государственную жилищную инспекцию Воронежской области (л.д.20).

На основании приказа заместителя руководителя инспекции – начальника отдела правового регулирования Г.Н.А. от 28.01.2019 года№388 в отношении ООО УК «Городок» проведена внеплановая документарная проверка (л.д.21). По результатам проведенной проверки составлен акт №03-27/17 согласно которомувыявлен ряд нарушений управляющей компанией части 7 статьи 126, части 2 статьи 162 ЖК РФ (л.д.22-23).

28.01.2019 годаООО УК «Городок» выдано предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства №03-29/12 со сроком исполнения до 28.03.2019 года и подлежащими выполнению мероприятиями: произвести перерасчет размера платы за жилое помещение, начисленной собственникам помещений в многоквартирном <адрес> за период с июля 2017 года по декабрь 2018 года в соответствии с размером платы, установленным договором управления;при начислении платы применять одинаковый размер платы за содержание и ремонт жилого (нежилого) помещения для всех собственников помещений указанного МКД (л.д.24).

По ходатайству ООО УК «Городок» на основании приказа от 29.03.2019 года №49 были внесены изменения в ранее выданное предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства от 28.01.2019 года №03-29/12, продлен срок его исполнения до 08.05.2019 года (л.д.42,43-44).

На основании приказа от 14.05.2019 года№1928 с целью проверки соблюдения исполнения ранее выданного УК предписания в отношении ООО УК «Городок» проведена повторная внеплановая документарная проверка, по результатам которой составлен акт, согласно которому ранее выдано предписание не исполнено (л.д.25,26-27).

С учетом приведенных положений статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предписание органов жилищной инспекции является обязательным к исполнению.

Юридически значимым обстоятельством при рассмотрении настоящего иска является законность выданного ГЖИ Воронежской области предписанияи наличие оснований для освобождения ответчика от его исполнения, однако таких обстоятельств по делу не установлено.

    В силу статьи 56 ГПК РФ бремя доказывания выполнения законных требований контролирующего органа лежит на ответчике.

    В подтверждение своих доводов, представителем управляющей компании были представлены ЕПД за 2019 год, из которых, по ее мнению, усматривается, что по всем собственникам (нанимателям) жилых (нежилых) помещений МКД <адрес> в настоящее время применяется одинаковый размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в размере 19,33 руб. за 1 кв.м.; корректировка платы за спорный период также проведена (л.д.51-94).

    Представитель ГЖИ Воронежской области Клейменов Н.Е. также в ходе судебного разбирательства указывал, что выданное ответчику инспекцией предписание в части пункта 2им исполнено.

В силу части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании исодержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса).

В соответствии с частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса).

Из системного анализа приведенных нормативных положений следует, что основным (первоочередным) способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определено только волеизъявление собственником помещений в многоквартирном доме путем принятия решения об этом на общем собрании. Соблюдение подобной процедуры направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также пресечение со стороны управляющей организации в одностороннем порядке необоснованного, по своему собственному усмотрению, изменения платы.

При этом действующее законодательство не предусматривает возможность самовольного увеличения управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в том числе на уровень инфляции или индекс потребительских цен, без решения общего собрания собственников помещений в таком доме.

Из материалов дела следует, что собственниками помещений в многоквартирном <адрес> на общем собрании 08.06.2017 года принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества в сумме 19 рублей 91 копейка за один квадратный метр, а также утвержден договор управления многоквартирным домом (л.д.36-39).

Данное решение общего собрания никем из собственников дома не оспорено и является действительным.

Исходя из содержания договора управления, утвержденного решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, состав платы за работы и услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений отражен в приложении №4 к договору управления и установлен в размере 19 рублей 91 копейка за один квадратный метр.

Пунктом 7.1 договора управления предусмотрено, что размер платы за услуги и работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме установлен на период действия договора, начиная с даты утверждения его условий на общем собрании собственников, с ежегодным индексированием на индекс потребительских цен (л.д.133 об.).

Договор управления утвержден собственниками помещений многоквартирного дома 08.06.2017 года на общем собрании в редакции, предусматривающей наличие пункта7.1 договора управления.

Таким образом, собственниками помещений в многоквартирном доме фактически принято решение, предоставляющее обществу право индексации размера платы за содержание жилого помещения в отсутствии ежегодного оформления изменений данных цен (тарифов) решениями общих собраний собственников.

Учитывая вышеприведенные положения жилищного законодательства и установленные обстоятельства дела, свидетельствующие о том, что отношения между собственниками жилых помещений и управляющей организацией по поводу определения размера платы за содержание жилья регулируются договором управления многоквартирным домом, суд приходит к выводу о правомерности выданного ГЖИ Воронежской областипредписания в части возложения на управляющую компанию обязанности произвести перерасчет платы за содержание жилья за периодиюль-декабрь 2018 года в соответствии с размером платы за содержание и ремонт жилого (нежилого) помещения, установленного в пункте 7.1 договора управления указанным многоквартирным домом, действовавшего в указанный период, с применением допустимого индекса потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики РФ по итогам 2017 года (2,5%), но не более 20,41 руб. за 1 кв.м.

    Обстоятельства, свидетельствующие о принятии собственниками помещений в многоквартирном доме решения об индексации платы, не опровергнуты и положения условий договора управления (пункт7.1) в установленном законом порядке недействительными не признаны.

Между тем, из представленных в материалы дела ответчиком платежных документов усматривается, что из состава платы за содержание жилого помещения исключена плата за обращение с ТКО.

В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ТКО - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В силу подпункта «д» пункта 11 Правил №491 (в редакции от 26.03.2014 года) содержание общего имущества включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

Согласно пункту 8 статьи 23 Закона №458-ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.

В силу части 8.1 статьи 23 Закона №458-ФЗ при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.

Следовательно, до 01.01.2019 года содержание общего имущества включало в себя сбор и вывоз твердых коммунальных отходов. Однако с 01.01.2019 года управляющая компания, осуществляющая деятельность по управлению многоквартирным домом, обязана исключить из платы за содержание жилого помещения стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации твердых коммунальных отходов без разрешения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

    Таким образом, при проведении корректировки (перерасчета) платы за содержание и ремонт жилого (нежилого) помещения за спорный период, указанные выше положения закона ООО УК «Городок» учтены не были.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что выданное ГЖИ Воронежской области предписание от 28.01.2019 года №03-29/12, в редакции изменений, внесенных приказом от 29.03.2019 года №49, не исполнено ответчиком в части требований, установленных пунктом 1 предписания, а именно: корректировка платы за содержание и ремонт жилого (нежилого) помещения произведена в размере меньшем, чем должна была быть.

В части пункта 2 предписание ООО УК «Городок» исполнено, что подтверждается представленными в материалы дела письменными доказательствами, а также следует из пояснений представителя ГЖИ Воронежской области.

Исходя из положений ч.2 ст. 206 ГПК РФ, удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено.

    Согласно разъяснениям, содержащимся в п.27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (ч.2 ст. 206 ГПК РФ). При установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Необходимость установления судом срока для исполнения ответчиком возложенной обязанности прямо предусмотрена ст. 206 ГПК РФ.

Реализуя требование ч.2 ст. 206 ГПК РФ, срок, в течение которого ответчику надлежит исполнить пункт 1 предписания контролирующего органа, суд определяет равным 15 дням, с момента вступления решения суда в законную силу, считая его достаточным для выполнения предписанных указаний.

Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в указанный срок,материалы дела не содержат.

Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.

Поскольку при предъявлении искового заявления в суд истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, денежные средства в размере 6000 рублейподлежат взысканию в доход бюджета с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования государственной жилищной инспекции Воронежской области в защиту интересов Цыблиевой Валентины Ивановны к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Городок» о понуждении к исполнению предписания удовлетворить частично.

Обязать общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Городок» в пятнадцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу исполнить предписание государственной жилищной инспекции <адрес> №03-29/12 от 28.01.2019 года в части произвести перерасчет размера платы за жилое помещение, начисленной собственникам помещений в многоквартирном <адрес> за период с 03.07.2017 года поиюнь 2018 года, в соответствии с размером платы за содержание и ремонт жилого (нежилого) помещения, установленного пунктом 7.1 договора управления указанным многоквартирным домом, действовавшего в указанный период, и решением общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома, оформленного протоколом от 08.06.2017 года (вопрос 8 протокола) - 19,91 руб. за 1 кв.м., за период июль-декабрь 2018 года в соответствии с размером платыза содержание и ремонт жилого (нежилого) помещения, установленного в пункте 7.1 договора управления указанным многоквартирным домом, действовавшего в указанный период, с применением допустимого индекса потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики РФ по итогам 2017 года (2,5%), но не более 20,41 руб. за 1 кв.м.

В остальной части исковые требования государственной жилищной инспекции Воронежской области оставить без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Городок» 6 000 рублей государственной пошлины в доход бюджета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский

областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий:                    Безрядина Я.А.

Мотивированное решение

изготовлено 28.05.2020 года.

1версия для печати

2-952/2020 (2-7192/2019;) ~ М-5649/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Государственная жилищная инспекция Воронежской области
Цыблиева Валентина Ивановна
Ответчики
ООО УК "Городок"
Суд
Коминтерновский районный суд г. Воронежа
Судья
Безрядина Яна Андреевна
Дело на странице суда
kominternovsky--vrn.sudrf.ru
27.11.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.11.2019Передача материалов судье
29.11.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.12.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.12.2019Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.01.2020Предварительное судебное заседание
15.01.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
10.02.2020Предварительное судебное заседание
10.02.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.03.2020Предварительное судебное заседание
09.04.2020Судебное заседание
27.05.2020Производство по делу возобновлено
27.05.2020Судебное заседание
28.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее