Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-63/2016 ~ М-61/2016 от 24.03.2016

Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 апреля 2016 года город Самара

Самарский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – Антонова А.М. при секретаре: Богдановой М.С., с участием административного истца, его представителя адвоката Лукинова А.В., представителя 1 отдела (г. Самара) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и начальника этого учреждения – Юсова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда административное дело № 2а-63/2016 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Лаврентьева А.В. об оспаривании действий начальника 1 отдела (г. Самара) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ) и этого учреждения, связанные с отказом административному истцу в восстановлении в списках военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,

установил:

<данные изъяты> Лаврентьев, обратился в суд с заявлением, в котором просил:

- признать незаконными действия начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ, связанные с не восстановлением его на учете военнослужащих нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;

- обязать это должностное лицо включить его в реестр военнослужащих нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с 26 февраля 2003 года.

В обоснование своих требований Лаврентьев указал суду, что 27 июня 2005 года он п. 17приказа начальника <данные изъяты> № 09-ПМ досрочно уволен с военной службы, в запас по подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями. Перед увольнением с военной службы решением жилищной комиссии воинской части он в установленном порядке был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет в Чапаевской квартирно-эксплуатационной части района (далее – КЭЧ) с 26 февраля 2003 года. Однако жилого помещения ему до настоящего времени не предоставили. При обращении в 1 отдел ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ он узнал, что не состоит в списках, нуждающихся в жилых помещениях. Восстанавливать его в упомянутых списках начальник указанного отдела отказался, мотивировав свой отказ тем, что он не является военнослужащим.

По мнению Лаврентьева, действия начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ являются незаконными, поскольку он был досрочно уволен с военной службы в запас, в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями, имея выслуги на военной службе более 20 календарных лет, состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях и упомянутое должностное лицо обязано было восстановить его на этом учете, поскольку по вине должностных лиц он, согласившийся с досрочным увольнением в военной службы в запас, с оставлением в списках, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, не только не обеспечен жилым помещением для постоянного проживания, но и оказался не включенным в реестр военнослужащих нуждающихся в указанных жилых помещениях.

Также Лаврентьев показал суду, что с октября 1990 года он проживает в служебном жилом помещении, предоставленном ему Чапаевской КЭЧ района. В феврале 2009 года он обращался с заявлением к начальнику Чапаевской КЭЧ района с вопросом об отселении его из закрытого военного городка, как бывшего военнослужащего Покровского военного гарнизона, надеясь получить жилое помещение для постоянного проживания. Решением жилищной комиссии Чапаевского гарнизона он в очередной раз был включен в очередь на получение постоянной жилой площади по Самарской области. Однако квартиры для постоянного проживания, ни как военнослужащему, уволенному с военной службы с оставлением в списках, нуждающихся в жилых помещениях, ни как жителю закрытого военного городка, подлежащему отселению ему так и не предоставили. Убедившись, что он не состоит в списках нуждающихся в жилых помещениях он обратился к начальнику 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ с заявлением о восстановлении в указанных списках. Однако упомянутое должностное лицо ему отказало, после чего он за защитой своих прав и законных интересов вынужден был обратиться в суд.

Представитель Лаврентьева адвокат Лукинов, просил суд удовлетворить требования своего доверителя, поскольку Лаврентьев в соответствии с действующим законодательством до увольнения с военной службы, в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями, признан в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении. После чего с согласия Лаврентьева был уволен с военной службы в запас с оставлением в списках, нуждающихся в жилых помещениях. Однако время шло, а жилым помещением его для постоянного проживания так и не обеспечили, в связи с чем Лаврентьев за защитой своих прав вынужден был обратиться в суд.

Начальник 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания требование заявителя не признал. Его представитель Юсов В.В. просил суд, отказать Лаврентьеву в заявленных требованиях, мотивировав свою правовую позицию тем, что Лаврентьевым при обращении в 1 отдел (г. Самара) ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ не представлено доказательств о том, что в период прохождения военной службы он в установленном порядке был принят на учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Лаврентьев не представил в 1 отдел (г. Самара) ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ копию протокола заседания жилищной комиссии войсковой части , на котором он был признан нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания. Нет Лаврентьева и в списках военнослужащих, состоявших на учете в базе данных «Учет» Чапаевской КЭЧ района, а затем переданных в 1 отдел (г. Самара) ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ.

Более того, Юсов В.В. утверждал, что Лаврентьев не был перед досрочным увольнением с военной службы в запас, в установленном порядке признан нуждающимся в жилом помещении, поскольку в марте 2009 года он обратился с заявлением об отселении его из закрытого военного городка, в котором он проживал. Данное его заявление было рассмотрено и Лаврентьев включен в число граждан желающих отселиться из закрытого военного городка. Однако в 2011 году, в связи с утратой Чапаевска – 11 статуса закрытого военного городка, в котором в настоящее время проживает Лаврентьев, отселить его не удалось.

Выслушав заинтересованные стороны, свидетеля, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, военный суд полагает, что требования, заявленные Лаврентьевым, подлежат частичному удовлетворению, в связи со следующими достоверно установленными судом обстоятельствами.

Так, в соответствии с. ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров.

Как усматривается из выписки из п. 17 приказа начальника <данные изъяты> от 27 июня 2005 года № 09-ПМ Лаврентьев уволен с военной службы в запас, в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями по подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Также из указанной выписки из приказа, усматривается, что он имеет более 24 лет календарной выслуги лет на военной службе.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ (ред. от 22.04.2005) «О статусе военнослужащих» (далее по тексту – Федеральный закон) действовавшей в период увольнения Лаврентьева с военной службы в запас, государство гарантировало представление военнослужащим жилых помещений.

Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь.

Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

Согласно положений главы 10 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются нанимателям жилых помещений для временного проживания в них.

Как усматривается из копии ордера от 31 октября 1990 года № 27 Лаврентьеву Чапаевской КЭЧ района предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно ч. 13 указанной статьи Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

Как усматривается из представления на досрочное увольнение Лаврентьева с военной службы в запас 25 мая 2005 года он подал рапорт об оставлении в списках очередников части на получение жилых помещений, в связи с увольнением в запас по организационно-штатным мероприятиям, который был рассмотрен на заседании жилищной комиссии части (протокол № 31 от 07 июня 2005 года).

В силу ч. 14 ст. 15 Федерального закона обеспечение жильем военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.

Как видно из материалов этого дела, Лаврентьев не воспользовался этим предоставленным ему правом, поскольку до настоящего времени проживает в служебной квартире.

Это обстоятельство не оспаривается сторонами и подтверждается копией жилищного договора, заключенного на основании упомянутого ордера между командиром войсковой части 25260 и Лаврентьевым, из которого следует, что стороны заключили договор о проживании Лаврентьева на служебной площади по адресу: <адрес>.

Как усматривается из п.п. 27, 28 Инструкции «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации», утвержденной одноименным приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года № 80 (далее по тексту – Инструкция), на основании которой в момент досрочного увольнения Лаврентьева с военной службы в запас должно быть осуществлено обеспечение его жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма, для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подавался в порядке подчиненности рапорт.

При рассмотрении вопроса об улучшении жилищных условий лиц, имеющих в данном гарнизоне жилое помещение, к рапорту прилагаются: копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справка о проверке жилищных условий и, при необходимости, справки (заключения) учреждений здравоохранения, санэпидстанций, бюро технической инвентаризации или КЭЧ района и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.

Военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.

В судебном заседании достоверно установлено, что Лаврентьев перед увольнением с военной службы в запас в порядке, регламентированном указанной Инструкцией был признан нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания по избранному месту жительства после увольнения с военной службы в г. Самаре.

Это обстоятельство подтверждается:

Пояснениями самого Лаврентьева, который в суде указал, что в феврале 2003 года жилищная комиссия части признала его нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Карточкой учета жилой площади, представляемой военнослужащему, согласно которой Лаврентьев поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 26 февраля 2003 года. Также из этой карточки усматривается, что командир войсковой части и начальник Чапаевской КЭЧ района ФИО1 подтверждают, что Лаврентьевым получено служебное жилое помещение по адресу: <адрес>.

Представлением на досрочное увольнение Лаврентьева с военной службы в запас, из текста которого видно, что 25 мая 2005 года Лаврентьев согласился с досрочным увольнением в запас, при условии оставления его в списках военнослужащих нуждающихся в жилых помещениях.

Показаниями свидетеля ФИО1, сообщившего суду, что в войсковой части была создана жилищная комиссия, которая в установленном порядке признавала военнослужащих части нуждающимися в жилых помещениях, в том числе и для постоянного проживания. Также свидетель показал суду, что Лаврентьева могли досрочно уволить с военной службы без обеспечения жилым помещением, только в случае его согласия на оставление в списках, военнослужащих нуждающихся в жилых помещениях.

Руководствуясь приведенными положениями Федерального закона, Инструкции, оценивая совокупность исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к убеждению о том, что Лаврентьев, перед досрочным увольнением с военной службы в запас, в установленном порядке был признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания с 26 февраля 2003 года.

Согласно п. 10 «Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма» утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г., сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Принимая во внимание, достоверно установленное в судебном заседании обстоятельство, а именно то, что Лаврентьев в период прохождения военной службы был признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а его не включение в единую базу данных автоматизированной системы «Учет» Чапаевской КЭЧ района произошло не по его вине, суд полагает необходимым признать незаконным отказ начальника 1 отдела (г. Самара) «ЦРУЖО» МО РФ от 22 декабря 2015 года в восстановлении Лаврентьева на учете нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма и обязать указанное должностное лицо в порядке, установленном законом рассмотреть вопрос о принятии заявителя на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Что касается требования Лаврентьева о возложении на упомянутое должностное лицо обязанности по принятию его на учет, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, то на момент вынесения решения суда по данному гражданскому делу, суд полагает необходимым в указанном требовании заявителя, отказать.

Поскольку из копии письма начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ от 22 декабря 2015 года за № 14/1-5143 усматривается, что данное должностное лицо, принимая решение об отказе в восстановлении Лаврентьева в списках нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, приняло во внимание только то, что Лаврентьев на момент обращения в 1 отдел (г. Самара) ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ военнослужащим не являлся и не представил документов, свидетельствующих о том, что он был признан нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания в период прохождения военной службы.

Каких-либо других оснований препятствующих обеспечению Лаврентьева и членов его семьи жилым помещением в соответствии с требованиями ст. 51 ЖК РФ должностные лица не устанавливали.

Подытоживая изложенное, суд, учитывая, что Лаврентьев уволен с военной службы в запас, в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями, имеет выслугу на военной службе более 20 календарных лет, в установленном порядке был признан жилищной комиссией воинской части нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания, до настоящего времени проживает в служебном жилом помещении - приходит к выводу о том, что начальник 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ неправомерно отказал заявителю в восстановлении на учете нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не запросив перед этим у заявителя документов предусмотренных Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280.

Для восстановления ущемленных прав бывшего военнослужащего Лаврентьева, суд, руководствуясь указанными положениями Федерального закона, а также положениями ст. 51 ЖК РФ полагает необходимым обязать начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ рассмотреть вопрос о постановке Лаврентьева на учет военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Довод представителя административного ответчика о том, что Лаврентьев не может быть восстановлен в списках военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, основанный на том, что в книге для записи протоколов заседания жилищной комиссии Чапаевского гарнизона отсутствует протокол о признании Лаврентьева нуждающимся в жилых помещениях для постоянного проживания, суд отвергает, поскольку из показаний свидетеля ФИО1 следует, что военнослужащие войсковой части 25260 признавались нуждающимися в жилых помещениях жилищной комиссией этой части.

Это обстоятельство подтверждается и представлением на досрочное увольнение Лаврентьева с военной службы в запас, из текста которого следует, что его рапорт об оставлении в списках очередников части на получение жилых помещений, в связи с предстоящим увольнением, рассмотрен на заседании жилищной комиссии части, а не на жилищной комиссии Чапаевского гарнизона.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175 – 180 КАС РФ, Самарский гарнизонный военный суд

решил:

административное исковое заявление бывшего военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Лаврентьева А.В. об оспаривании действий начальника 1 отдела (г. Самара) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и этого учреждения, связанные с отказом административному истцу в восстановлении в списках военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, удовлетворить частично.

Действия начальника 1 отдела (г. Самара) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанные с принятием 22 декабря 2015 года решения за № 14/1-5143 об отказе в восстановлении Лаврентьева на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному им после увольнения с военной службы в запас месту жительства, признать незаконными.

Обязать начальника 1 отдела (г. Самара) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в установленном законом порядке рассмотреть вопрос о признании с 26 февраля 2003 года Лаврентьева нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания по избранному месту жительства после увольнения с военной службы в запас в городе Самаре.

В удовлетворении остальной части требований, заявленных Лаврентьевым, отказать.

Начальнику 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду и бывшему военнослужащему Лаврентьеву об исполнении этого решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд, через Самарский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме 22 апреля 2016 года.

Председательствующий А.М. Антонов

2а-63/2016 ~ М-61/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Лаврентьев А.В.
Ответчики
1 отдел (г. Самара) ФГКУ "Центррегионжилье"
Суд
Самарский гарнизонный военный суд (Самарская область)
Судья
Антонов А. М.
Дело на странице суда
gvs--sam.sudrf.ru
12.04.2016Подготовка дела (собеседование)
24.03.2016Регистрация административного искового заявления
24.03.2016Передача материалов судье
25.03.2016Решение вопроса о принятии к производству
25.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.03.2016Подготовка дела (собеседование)
12.04.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.04.2016Судебное заседание
22.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.10.2016Дело оформлено
25.10.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее