Дело № 2а-462/2020
УИД 28RS0019-01-2020-000624-76
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 октября 2020 года пгт. Серышево
Серышевский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи – Демяненко Н.А.,
при секретаре – Мирюк Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> к Администрации Серышевского района, о возложении обязанности по прекращению нарушений санитарного законодательства, ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов вблизи села <адрес> Серышевского района
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора Амурской области в лице территориального отдела <данные изъяты> обратились с данным исковым заявлением в суд, мотивируя свои требования тем, согласно Положению об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10.07.2012 № 752 на территории Амурской области федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляет Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области. Главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства - ч.1 п.2 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В адрес территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Амурской области в городах Белогорск и Райчихинск. Архаринском, Белогорском, Бурейском. Завитинском Михайловском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах в текущем периоде 2020 года неоднократно поступали обращения юридического лица ООО «АВТОСИТИ», жителей с. Украинка Серышевского района, депутата Законодательного Собрания Амурской области О.С. Петайчук направленное Прокуратурой Амурской области (вх.№ 587/ж-2020 от 13.04.2020. № 75/ж-1 1-2021 от 14.05.2020, № 901/ж-2020 от 20.05.2020, №1590/ж-2020 от 06.08.2020) - на нарушенме санитарного, природоохранного законодательства при обращении с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) при размещении несанкционированной свалки ТКО. мусора вблизи с. Украинка Серышевского района (координаты: 5l°08" 28.6" N128°32/29.8//), а именно, на свалку разлагающимися отходами, наличие на ней крыс, которые являются переносчиками серьезных заболеваний, на угрозу негативного влияния на здоровье граждан разлагающихся отходов через подземные воды и выделение в атмосферу продуктов гниения, а также продуктами периодического горения ТКО, на засорение карьера и ближайших территорий мусором вблизи с. Украинка, что также нарушает Федеральный закон от 24.06.1998г №89-ФЗ «Об отхода производства и потребления»,. Правила обращения с твердыми коммунальными отходами утвержденных Постановлением Правительства РФ №1156 от 12.11.2016. Из поступивших обращений, а также из информации Администрации Серышевского района земельный участок, находящийся в 2 км от с. Украинка Серышевского района, в 200 метрах от федеральной трассы Чита-Хабаровск, кадастровый номер 28:23:020408:16. площадью 9159 кв.м. внесен в территориальную схему, как место временного накоплении отходов до 29.02.2020 сроком на 11 месяцев. В ходе рассмотрения обращений установлено, что в территориальной схеме обращения отходами Амурской области (приказ Министерства природных ресурсов Амурской области №630-00 от 24.12.2019), объект размещения отходов с указанными координатами, обозначен к планируемый, не утвержденный. Региональный оператор ООО «ТрансЭкоСервис» осуществляющий деятельность по транспортированию отходов I-IV класса опасности на месте временного накопления отходов вблизи с. Украинка, не имеет разрешительных документ (санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по Амурской области, лицензию Росприроднадзора) на деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в том числе на земельный участок, находящийся в 2 км. с. Украинка Серышевского района. 19.05.2020, при предварительном осмотре территории земельного участка, находящегося ориентировочно менее, чем в 2000 км от с. Украинка Серышевского района Амурской области, в 200 метрах от федеральной трассы Чита-Хабаровск, определенного, как место временного накопления отходов до 29.02.2020, установлено: обнаружена свалка бытовых (коммунальных) отходов на открытом грунте (бытовые отходы, мусор строительные отходы, отработанные шины, срезки веток кустарника, картонные коробки, старые доски, битое стекло, старый утеплитель, старая мебель, пластиковые и стеклянные бутылки, пищевые отходы и пр.), с видимой площадью около 1000 кв.м. Возле дороги, при въезде на территорию свалки стоит крытое сооружение (помещение) с дымовой трубой, на территории свалки работает гусеничный бульдозер (без опозновательных знаков), которым зачищается территория свалки -скопления отходов сталкивается отвалом (щитом) бульдозера в длинный карьер, граничащий со свалкой ТБО (ТКО). Наименование организации, эксплуатируемой данный участок, на въезде и на территории - отсутствует. Данная свалка бытовых (коммунальных) отходов, работающая как полигон для твёрдых бытовых отходов, не оборудована в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения: земельный участок не имеет легкое ограждение по периметру территории для захоронения твердых бытовых отходов, либо заменяющей его осушительной траншеи глубиной более 2 м или вала высотой не более 2 м; участок под захоронение твердых бытовых отходов расположен на искусственной площадке среди естественной растительной среды в виде деревьев, кустарников, травы, граничит непосредственно с ними: территория хозяйственной зоны не имеет легкого ограждения, не забетонирована и не асфальтирована; на въезде не устроен шлагбаум; на территории отсутствуют переносные сетчатые ограждения, устанавливаемые как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО (для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозером); по всей площади участка складирования отходов не предусмотрено устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО, грунт из котлована по периметру полигона отсутствует, не складируется в отвалах (отвалы отсутствуют); на участке складирования ТБО полигона, занимающем около 1\4-1\5 всей площади полигона располагаются большие скопления твердых бытовых отходов, не уплотненных (не утрамбованных) тяжелыми бульдозерами, не пересыпаны изолирующим слоем, то есть, не обеспечивается технологический цикл по захоронению и изоляции всех ТБО: промежуточная или окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО не осуществляется в летний период - ежесуточно, при температуре +5 град. С и ниже - не позднее трех суток со времени складирования ТБО; участок для захоронение твердых бытовых отходов в 200 метрах от федеральной трассы Чита-Хабаровск, кадастровый номер 28:23:020408:16 не имеет экспертное заключение о соответствии его санитарным правилам, что не соответствует п.4.1., п.4.2., п.4.4., п. 5.1., п.5.3., п.2.3., п.2.2., п.3.7. СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов», «Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов» от 10 июня 1996 г. N 01 -8/17-11, п.2.12 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований». Твердые бытовые отходы вывозятся и складируются непосредственно на поле, в карьер, граничащий со свалкой ТБО, вблизи с. Украинка Серышевского района, что не соответствует п.1.13 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест». Данная ситуация складывается на протяжении 6 месяцев, с марта 2020года. Указанные данные свидетельствуют о нарушении ст. 11, 21, ч.1 ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Из договора аренды № 31/20 находящегося в государственной собственности земельного участка от 30.03.2020, согласно которому «Арендодатель» - Комитет но управлению муниципальным имуществом и приватизации администрации Серышевского района представляет, а «Арендатор» ООО «ТрансЭкоСервис» принимает в пользование на условиях. аренды земельный участок с кадастровым номером 28:23:020408:16, площадью 9159 кв.м.. находящийся по адресу: Амурская область, Серышевский район, государственная собственность на который не разграничена - для размещения свалки твердых коммунальных отходов, на период с 30.03.2020 по 29.03.2030 (на срок 10 лет). Согласно вышеуказанному договору. Арендодатель обязан контролировать выполнение Арендатором обязательств (п.4.3.1-4.3.3. Договора) по настоящему договору, передать Участок в состоянии, соответствующем условиям договора. Содержащиеся в бытовых (коммунальный) отходах органические вещества, скапливаясь в почве, быстро загнивают и ухудшают санитарное состояние почвы, подземных вод, атмосферного воздуха. Загрязнение территории вблизи села Украинка, где обитают крысы, грызуны, являющиеся переносчиками возбудителей инфекционных заболеваний, создает потенциальную угрозу жизни и здоровью населения, способствует возникновению и распространению среди населения массовых инфекционных заболеваний, передающихся контактно-бытовым, водным путем, через загрязненную почву и пр. Таким образом, администрацией Серышевского района не исполняются требования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, не принимаются действенные меры по надлежащему содержанию территории Серышевского района вблизи с. Украинка, что ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенною круга граждан. На основании изложенного просят возложить на Администрацию Серышевского района, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: обязанность по прекращению нарушений санитарного законодательства при содержании территории муниципального района - земельного участка с кадастровым номером 28:23:020408:16. площадью 9159 кв.м., находящегося по адресу: Амурская область. Серышевский район, вблизи с. Украинка; ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов вблизи села Украинка Серышевского района; вывезти накопленные отходы на специально предназначенный полигон ТБО (ТКО); организовать дезинфекционные и дератизационные мероприятия на территории свалки - земельного участка с кадастровым номером 28:23:020408:16. площадью 9159 кв.м.. находящегося по адресу: Амурская область, Серышевский район.
В судебных заседаниях должностное лицо - ведущий специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Амурской области Зенкова Г.К., заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям и мотивам, указанным в иске, при этом суду пояснила, что даже представленное дополнительное соглашение к договору аренды №31/20 от 30.03.2020, где внесены изменения в пункты:1.2 и 4.3.3., а именно слово «размещение» заменено на слово «накопление», не имеет никакого значения, поскольку участок передаётся в аренду в период с 30 марта 2020 года 29 марта 2030 года, то есть сроком на 10 лет. Вместе с тем, в силу Федерального закона №89-ФЗ, накопление отходов – это складирование отходов не более чем на 11 месяцев, в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживании и размещения. 11 месяцев уже истекли. Заключается дополнительное соглашение уже после того, как истекли 11 месяцев по существованию этой свалки, и при чём ещё сроком на 10 лет, что абсолютно противоречит законодательству. По договору аренды, арендатор обязан использовать участок в соответствии с назначением, с соблюдением требований градостроительных регламентов, санитарных гигиенических и других, он уже обязан не нарушать эти требования. И арендодатель в свою очередь по этому договору, тоже обязан контролировать выполнение арендатором обязательств по настоящему договору, а арендодатель заключает ещё дополнительное соглашение. В деле имеется письмо «Росприроднадзора» от 11.06.2020 года, данное письмо в связи с очередным обращением «Автоситти», они дважды жаловались. Из данного письма следует, что проведено плановое рейдовое обследование свалки с временным накоплением отходов в границах с. Украинка с привлечением специалистов лаборатории филиала ФГБУ «ЦЛАТИ» по Дальневосточному федеральному округу. По результатам рейдового обследования, факты, изложенные в заявлении подтвердились, в настоящее время проводится процедура по привлечению Регионального оператора ООО «ТрансЭкоСервис» к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ, ч. 1 ст.8.2. Согласно представленных суду Росприроднадзором заключений, протоколов испытаний ясно усматривается загрязнение почвы, и превышение концентрации загрязняющих веществ, это бензапирена, нефтепродуктов, марганца. Из писем, которые были представлены администрацией Серышевского района, следует, что администрация несколько раз пишет в адрес ООО «ТрансЭкоСервис» от 30 октября 2019 года – вывезти отходы, на действующий полигон, в мае такое же аналогичное письмо в адрес ООО «ТрансЭкоСервис». В связи с обращениями начиная с апреля 2020 года, обращения поступали четыре раза, в последний раз это было от депутата Законодательного собрания, в связи с тем что свалка горит, граждане боятся, что это повлечёт угрозу их здоровья через подземные воды, через загрязнённую землю, самое главное, это размножаются грызуны, крысы, мыши, которые являются переносчиками опасных заболеваний, в том числе чумы, которая в этом году у нас уже регистрируется. Доводы разъяснений, поступивших из Министерства природных ресурсов, считает, необоснованными и ни чем не подтверждены, их позиция противоречит действующему законодательству. Они со своей стороны настаивают на заявленных требованиях и просят суд возложить на Администрацию Серышевского района, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: обязанность по прекращению нарушений санитарного законодательства при содержании территории муниципального района - земельного участка с кадастровым номером 28:23:020408:16. площадью 9159 кв.м., находящегося по адресу: Амурская область. Серышевский район, вблизи с. Украинка; ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов вблизи села Украинка Серышевского района; вывезти накопленные отходы на специально предназначенный полигон ТБО (ТКО); организовать дезинфекционные и дератизационные мероприятия на территории свалки - земельного участка с кадастровым номером 28:23:020408:16. площадью 9159 кв.м.. находящегося по адресу: Амурская область, Серышевский район.
Представитель ответчика администрации Серышевского района Горожанкин С.В., действующий на основании доверенности, в ходе судебного заседания не согласившись с исковыми требованиями, суду показал, что договор аренды земельного участка заключен в марте, поскольку в марте только прошёл аукцион. Пытались трижды выходить на открытие аукционы, они не разу не состоялись, в марте 2020 года состоялся аукцион и вышла единственная организация ООО «ТрансЭкоСервис», с который и был заключён договор аренды. Поэтому по факту считают, что от 30 марта 2020 года следует считать согласно договора аренды и одиннадцатимесячный срок. В соответствии с Приказом №№630-од и было подписано дополнительное соглашение между комитетом по управлению муниципальным имуществом ООО «ТрансЭкоСервис», которые действовали в рамках действующего законодательства. Считают, что данный договор аренды был заключен на законных основаниях, соответствии с электронным аукционом. Данный договор действует ещё менее шести месяцев. Истцом не представлено доказательств о нарушении, о том, что администрация района не контролирует данный земельный участок, расторгнуть договор оснований на настоящий момент нет, так как даже не истёк одиннадцатимесячный срок с момента заключения договора. Факты на которые указывает истец не нашли своего подтверждения. Истец просит возложить на администрацию обязанность по прекращению нарушения санитарного законодательства. Здесь непонятно в чем выражаются нарушения, в том, что согласно электронного аукциона был заключен договор аренды сроком на 10 лет в соответствии с приказом №630, который также предусматривает деятельность регионального оператора на 10 лет, здесь нет нарушений санитарного законодательства администрацией Серышевского района. Данный земельного участок был внесен в территориальную схему и соответственного получено разрешение на использование земельного участка, здесь тоже нет нарушений действующего законодательства. Региональный оператор предоставил доказательства в суд, то, что он использует данный земельный участок в соответствии с требованиями договора аренды. Это истец не смог опровергнуть. Что касается ликвидации несанкционированной свалки ТКО, здесь тоже возникают сомнения, в соответствии с 630-м Приказом данный земельный участок внесен в территориальную схему планирования, о какой несанкционированной свалки говорит истец не понятно. То, что Министерство природных ресурсов дает информацию со ссылкой на ст.1 ФЗ-89, дальнейшей период вывоза указывает не реже одного двух раза в 11 месяцев, вывоз ТКО региональным оператором производится чаще, это подтверждается представленными документами. То, что истец, таким образом, трактует ФЗ-89, это их личное дело, если следовать логике, то по истечению 11 месяцев с даты заключения договора аренды земельного участка, данный договор должен быть расторгнут и региональному оператору должен быть предоставлен другой земельный участок, то есть в среднем за 10 лет администрации 10 раз надо предоставлять земельные участки под использование, так как истец несколько раз в ходе судебного разбирательства заявлял о том, что должна быть проведена мелиорация данного земельного участка. Считает, что в соответствии с теми требованиями, которые выставляет Роспотребнадзор, в их удовлетворении следует отказать в полном объёме.
Председатель Комитета по управлению муниципальным имуществом и приватизации администрации Серышевского района <данные изъяты>, действующая на основании доверенности, в ходе предыдущих судебных заседаний не согласившись с доводами искового заявления, суду показала, что земельный участок № 28:23:020408:16, площадью 9159 кв.м., расположенный на территории Украинского сельсовета согласно генерального плана ранее был сформирован и поставлен на кадастровый учёт с целью включения в территориальную схему для накопления и временного хранения до 11 месяцев твердых коммунальных отходов. Земельный участок включён в территориальную схему, и передан по договору аренды региональному оператору, в соответствии с действующим законодательством. Земельный участок используется региональным оператором «ТрансЭкоСервис» как место временного накопления отходов до 11 месяцев. Представленные Росприроднадзором лабораторные исследования ни коем образом не касаются твердых коммунальных отходов, считает, что это не доказывает нарушение санитарного законодательства связанного с использованием, эксплуатацией данного земельного участка как место временного накопления отходов. Истец просит прекратить нарушения санитарного законодательства, которое заключается в том, что ООО «ТрансЭкоСервис» использует земельный участок как полигон и тут же требуют ликвидировать несанкционированную свалку ТКО. Считает что оснований для удовлетворения требований оснований не имеется.
Представитель заинтересованного лица – директор ООО «ТрансЭкоСервис» Ефремов В.В. в ходе судебного разбирательства не согласившись с исковыми требованиями, считая доводы стороны истца несостоятельными показал, что, доводы истца, о необходимости ограждения площадки и другие требования, это все требования к полигону. Никаких требований для данных площадок не установлено. В настоящее время, что подтверждается фотоотчётом есть временное ограждение, работает бульдозер, дополнительно к этому установлена ванна для дезинфекции шин автомобиля, эти мероприятия были выполнены для того, чтобы этот участок по 303-му Приказу оформить как полигон. На сегодняшний день это процедура пока ещё длится. Потому что ни в администрации не в поселении с. Украинка не могут найти один единственный документ, который облегчил бы саму процедуру внесения его в реестр полигонов, решение депутатов о выделении этого участка под свалку данных отходов. На данном участке производится дератизация. За период пользования дератизация проводилась трижды, она проводится поквартально. Заключён договор, организация выезжает, проводит травлю, предоставляет счета, акты. Хотя опять таки нигде это не указано, это инициатива эксплуатирующей организации. Они следят за благополучием данного участка, чтобы не было никаких грызунов. Периодически производится вывоз отходов, что подтверждается данными системы «ГЛАНАСС», Мусоровозы там загружаются и вывозят на полигон ООО «Автоситти». Они не используют данную площадку как полигон, захоронивают там отходы. Они используют как площадку накопления отходов, завезли 11 месяцев назад отходы, они вывозятся, завозим отходы, которые сегодня, они могут там храниться 11 месяцев по истечении этого времени они опять вывозят. Они постепенно, периодически, не дожидаясь срока 11 месяцев вывозим отходы, привезли, вывезли, когда позволяют погодные условия. Оснований для применения СанПины как для полигона не имеется, это не полигон, это площадка для накопления, для которой нет никаких требований, имеется письмо Минприроды которое приложено к материалам дела. Эта площадка выделена на весь период работы регионального оператора. Региональный оператор должен ею пользоваться в течения всего срока своего существования, потому, что она завязана в потоке отходов. 89-ый Федеральный закон говорит, о том, что регоператор должен строго работать по территориальной схеме, не допускать нарушения в потоке отходов, то есть, если не будет данной площадки, если её сейчас закрыть, будет нарушение территориальной схемы. В территориальной схеме зафиксировано, с каких сел вывозятся отходы именно вот на это место. Если не будем туда вывозить, то нарушим эту схему, и будем наказаны – лишаемся статуса регоператора. Та свалка, которая находится рядом с их площадкой, действует с 2012 года, до момента работы оператора, была исторически-сложившаяся свалка, куда вывозились отходы, начиная с 2012 года, ранее никто пробы не брал, пробы были взяты с той свалки, на которую раньше свозились отходы, то есть загрязнение уже было, этот момент они долго обсуждали с Росприроднадзором, он к ним выезжал, они также подтвердили, что пробы раньше никто не брал, сейчас они взяли эти пробы выявились какие-то нарушения. Роспироднадзор запросил ас дополнительно договора аренды, акты осмотра данной площадки, чтобы подтвердить, что ранее это была исторически сложившаяся свалка, на сегодняшний день ими были составлены протоколы о факте нарушения, что там обнаружено. В дальнейшем будут разбираться, стоит ли их привлекать к ответственности, есть ли там их вина, либо нет. Пока к административной ответственности «ТрансЭкоСервис» не привлекают. В настоящее время стихийная свалка убрана, отходы складируются только на площадке, которая входит в территориальную схему.
Представитель заинтересованного лица ООО «ТрансЭкоСервис» Воронова Л.Ю. действующая на основании доверенности, в полном объеме поддержала позицию администрации Серышевского района, полагала, что оснований для удовлетворения требований не имеется. Объект размещения отходов – это специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов. При этом, другое, в скобках, так и не расшифровывается, далее в понятие говорится про объекты хранения и захоронения, которым также имеется расшифровка. Что же такое хранение отходов – это складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев утилизации обезвреживания захоронения, второе, захоронение отходов - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Спорная площадка, это накопление отходов сроком не более чем на 11 месяцев, в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания и размещения, то есть, во-первых, это не объект размещения отходов, а отсюда к данному объекту не применяются СанПины, которые предусмотрены для полигона. Полигон-это специальное сооружение, который не предусмотрен в данном месте, предназначен для изоляции, обезвреживания ТБО, которые должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения, на полигонах обеспечивается статистическая устойчивость ТБО с учётом динамики уплотнения минерализации, газовыделения, максимальную нагрузку на единицу площади. Возможности последовательного рационального использования участка после закрытия полигона. На данный момент, нет ни одного документа, подтверждающего, что было оказано вредное воздействие на факторы среды обитания человека. Поэтому, полагает, что в иске Роспотребнадзора Амурской области необходимо отказать в полном объёме.
Заинтересованное лицо Приамурское межрегиональное Управление Росприроднадзора уведомленные надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в ранее поступившем ходатайстве просили рассмотреть дело без участия их представителя.
Исследовав материала дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 1 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Положениями статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) ( часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 №-7ФЗ «Об охране окружающей среды».
В стать 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
Согласно части 3 статьи 39 указанного закона, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, и регулироваться законодательством Российской Федерации, при этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и поземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; под размещением отходов – хранение и захоронение отходов; под захоронением отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; под объектами размещения отходов – специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; под накоплением отходов –складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
В силу п. 6 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определённом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
С целью организации мероприятий по обращению с ТКО приказом министерства природных ресурсов Амурской области от 24.12 2019 №630-ОД утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на период 2019-2030 годов на территории Амурской области. Срок действия положений Территориальной схемы определен на 10 лет.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 28:23:020408:16, расположенный по адресу: Амурская область, Серышевский район, площадью 9159 кв. м. согласно кадастровой выписке, имеет разрешенное использование - для размещения свалки твердых коммунальных отходов.
Также судом установлено, что данный земельный участок включен в Территориальную схему обращения с отходами, в том числе с ТКО на территории Амурской области на период 2019-2030 годов, утверждённой приказом Министерства природных ресурсов Амурской области от 24.12 2019 №630-ОД.
Из обстоятельств дела следует, что Комитетом по управлению муниципальным имуществом и приватизации администрации Серышевского района и региональным оператором ООО «ТрансЭкоСервис» 30.03.2020 заключен договор аренды №31\20 указанного земельного участка, включенного в территориальную схему обращения с отходами, в том числе с ТКО на территории Амурской области. Согласно условий данного договора участок сдается в аренду на период с 30.03.2020 по 29.03.2030.
18.09.2020 к данному договору аренды было заключено дополнительное соглашение, согласно которого п. 1.2 раздела изложен в следующей редакции: В соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Амурской области на период 2019-2030 годов, утвержденной Приказом министерства природных ресурсов Амурской области от 24.12.2019 №630-ОД, вид разрешенного использования земельного участка: место временного накопления твердых коммунальных отходов, для прочих специальных целей»; п. 4.3.3. раздела 4 изложен в следующей редакции: «Своевременно осуществлять вывоз накопления ТКО. На свалке ТКО не реже двух раз в год производить дератизацию. Свалка должна иметь ограждение. Не допускать нахождение на свалке лиц, не связанных с эксплуатацией свалки. Запрещается неконтролируемый въезд на территорию свалки».
Сведений свидетельствующих о признании указанного договора аренды и дополнительного соглашения к нему ничтожным, незаконным суду представлено не было.
При этом суд отмечает что арендодателем – администрацией Серышевского района контролируется выполнение условий договора со стороны «ТрансЭкоСервис», что подтверждается представленными суду письменными указаниями, запросами и ответами на них.
В свою очередь арендатором земельного участка «ТрансЭкоСервис» представлен договор на проведение дезинфекционных мероприятий на спорном земельном участке, и акты выполненных работ к нему. Также представлено фототаблица спорного земельного участка, из которой следует, что участок имеет ограждение. Кроме того представлены сведения из системы ГЛОНАСС, о вывозе ТКО «ТрансЭкоСервис» с данного земельного участка.
При таких обстоятельствах доводы стороны истца, о том, что на земельном участке с кадастровым номером 28:23:020408:16, расположенном по адресу: Амурская область, Серышевский район, площадью 9159 кв. м. вблизи <адрес>, имеется несанкционированная свалка, суд находит несостоятельными, поскольку как указанно судом выше, данный земельный участок включен в Территориальную схему обращения с отходами, в том числе с ТКО на территории Амурской области на период 2019-2030 годов.
При этом доводы представителя истца о том, что земельный участок мог быть использован для временного размещения ТКО только на период 11 месяцев, и не больше, суд находит основанными на неверном толковании норм материального права, что также следует и из разъяснений Министерства природных ресурсов Амурской области, данных администрации Серышевского района. Из которых следует, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под накоплением отходов понимается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Таким образом, подразумевается, что земельные участки, определенные как планируемые места временного (до 11 месяцев) накопления отходов эксплуатируются региональными операторами на весь период действия Территориальной схемы, с периодом вывоза отходов на полигоны, внесенные в государственный реестр объектов размещения отходов не реже, чем один раз в 11 месяцев.
Необоснованными суд находит и доводы искового заявления о том, что свалка, не оборудована в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно не соответствует п. 4.1,п. 4.2, п. 4.4, п. 5.1, п. 5.3, п. 2.3,п.2.2, п. 3.7, СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», «Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов» от 10 июня 1996 года №01-8/17-11, поскольку как указывает сам истец, данные требования распространяются на полигоны, а не на места временного (до 11 месяцев) накопления ТКО.
Таким образом, не оспаривая доводы стороны истца о праве граждан на охрану здоровья и благоприятные условия проживания, суд приходит к выводу, что исходя из фактических обстоятельств дела, исковые требования, в рамках заявленных, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Управления Роспотребнадзора по <адрес> в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в городах Белогорск и Райчихинск, Архаринском, Белогорском, Бурейском, Завитинском, Михайловском, Октябрьском, Ромненском и <адрес>х к <адрес>, о возложении обязанности по прекращению нарушений санитарного законодательства при содержании территории муниципального района – земельного участка с кадастровым номером 28:23:020408:16 площадью 9159 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, вблизи <адрес>; ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов вблизи села <адрес>; вывезти накопленные отходы на специально предназначенный полигон ТБО (ТКО); организовать дезинфекционные и дератизационные мероприятия на территории свалки – земельного участка с кадастровым номером 28:23:020408:16 площадью 9159 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, вблизи <адрес> – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Серышевский районный суд в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения. Мотивированное решение принято 19 октября 2020 года.
Председательствующий судья ___________________________