Дело №2-162/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 апреля 2015 года город Карпинск
Карпинский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Зараменских Т.А.,
с участием заместителя прокурора <адрес> ФИО3,
законного представителя истца – специалиста <адрес>» ФИО6,
при секретаре Афанасьевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО1 к Государственному учреждению – Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиалу № (<адрес> о понуждении к обеспечению средствами реабилитации,
установил:
Прокурор <адрес> в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд по месту нахождения филиала № с иском в интересах ФИО1, указав в заявлении, что он является инвалидом детства. Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида ему положены технические средства реабилитации: памперсы – 3 шт. в день. В ходе проверки установлено, что нарушены права ФИО1, так как он не в полной мере обеспечивается средствами реабилитации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (обеспечиваемый период 334 дня) получено 687 шт. подгузников; недопоставлено 315 подгузников. Просит суд обязать ГУ – СРО ФСС РФ филиал № обеспечить ФИО1 подгузниками в количестве 315 штук в течение 30 дней с даты вступления решения в законную силу.
Заместитель прокурора <адрес> ФИО5 в судебном заседании поддержал доводы и требование искового заявления, подтвердил его содержание.
Законный представитель истца ФИО6 в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования.
Представитель ответчика – ГУ – СРО ФСС РФ филиал № в судебное заседание не явился, заявив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно письменному отзыву иск не признает, поскольку истец обеспечен техническими средствами реабилитации в ДД.ММ.ГГГГ году в пределах, выделенных на эти цели средств федерального бюджета (в рамках финансового календарного года). Дальнейшее обеспечение истца техническими средствами реабилитации будет производиться после выделения Правительством Российской Федерации на эти цели средств федерального бюджета и перечисленных их Фонду социального страхования Российской Федерации, поскольку нецелевое использование средств Фонда запрещено.
Представители третьих лиц, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика: Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения были извещены надлежащим образом, доводов и ходатайств суду не представили.
Суд, заслушав участников процесса, рассмотрев материалы гражданского дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации.
В статье 10 данного Федерального закона указано, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона, индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
В пункте 22 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №2347-р предусмотрены, в том числе, подгузники.
Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (п. 2, 4), установлено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи заявления.
Из материалов дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом первой группы, категория «ребенок-инвалид» установлена бессрочно и находится на обеспечении в <адрес> психоневрологический интернат». Индивидуальной программой реабилитации ФИО1 предусмотрены следующие технические средства реабилитации: памперсы 90 шт. в месяц бессрочно. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к ответчику с заявлением об обеспечении его средствами реабилитации. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ему недопоставлены подгузники в количестве 315 штук.
Согласно п.4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №240, заявление о предоставлении ТСР подается инвалидом, либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования РФ по месту жительства инвалида. Уполномоченный орган рассматривает заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством РФ для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет бюджетных ассигнований Фондом социального страхования РФ, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг.
Таким образом, ГУ – СРО ФСС РФ филиал № - надлежащий ответчик и лицо, обязанное к обеспечению техническими средствами реабилитации.
Принимая во внимание, что ФИО1 состоит на учете в качестве нуждающегося в обеспечении техническими средствами реабилитации и не оспаривается его право на получение технических средств и услуг, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, ему не может быть отказано в предоставлении технических средств реабилитации по мотиву недостаточности поступлений из федерального бюджета соответствующих субвенций в бюджет Фонда. Установив на федеральном уровне льготы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета, при этом не имеет правового значения в какой мере федеральные органы государственной власти субъекта РФ не исполнили обязанности по реализации Закона в рамках переданных им Российской Федерацией соответствующих полномочий.
Судом не принимаются во внимание доводы ответчика о необходимости отказа в иске в виду недостаточного объема бюджетных ассигнований, поскольку неисполнение ответчиком возложенной обязанности влечет нарушение гарантированных государством конституционных прав инвалидов на реабилитацию.
В настоящее время указанные технические средства реабилитации ФИО1 в полном объеме не предоставлены. Данный факт ответчиком не оспаривался.
При таких обстоятельствах суд считает заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
С учетом времени, необходимого для исполнения решения суда, суд приходит к выводу о необходимости установлении срока, в течение которого ответчик обязан обеспечить истца средствами реабилитации, равного 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу. Оснований для определения иного срока для устранения допущенных нарушений суд не усматривает, ответчиком не представлены доказательства невозможности совершения указанных действий в требуемый прокурором срок.
В соответствии с положениями п.19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, которые распространяются также на учреждения, входящие в структуру органов государственной власти, ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО1 к Государственному учреждению – <адрес> региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиалу № о понуждении к обеспечению средствами реабилитации удовлетворить.
Возложить на Государственное учреждение – <адрес> региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал № обязанность обеспечить ФИО1 техническими средствами реабилитации – подгузниками в количестве 315 штук в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с Государственного учреждения – <адрес> региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал № в доход бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Свердловский областной суд с принесением апелляционной жалобы, представления через Карпинский городской суд <адрес>.
Председательствующий судья:
Копия верна:
Судья Зараменских Т.А.