Дело №2-2081/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25.06.2014 года г. Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Негласона А. А.,
при секретаре Сакаевой А. С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым требованиям Министерства культуры Саратовской области к Адамия Галине Николаевне, Адамия Виталию Гурамовичу, Адамия Гурами Парфирьевичу о понуждении к заключению охранных обязательств,
установил :
Представитель Министерства культуры Саратовской области обратился в суд указав, что ответчики являются собственниками помещений в объекте культурного наследия «Дом Иванова», расположенном по адресу : <адрес>. В соответствии с приказом Министерства культуры Саратовской области от 19.06.2001г. № «Об утверждении списка вновь выявленных объектов историко-культурного наследия, расположенных на территории Саратовской области» данный объект является выявленным объектом культурного наследия. В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002г. №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения, или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно ч.8 ст. 18 Федерального закона выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.4 ст.48 указанного Федерального закона при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.
Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отнесена, в том числе, государственная охрана объектов культурного наследия.
В соответствии с Положением о Министерстве культуры Саратовской области, утв. Постановлением Правительства Саратовской области от 11.09.2013г. №474-П Министерство культуры Саратовской области является органом исполнительной власти Саратовской области, реализующим на территории области государственную политику в сфере культуры, искусства, охраны и использования объектов культурного наследия. Министерство является специально уполномоченным органом исполнительной власти области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия на территории области, осуществляющим, в том числе, полномочия, переданные Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Таким образом, Министерство культуры Саратовской области является органом, уполномоченным в соответствии со ст.48, 55 названного Федерального закона оформлять охранные обязательства собственников и пользователей объектов культурного наследия федерального и регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.
В соответствии с ч.3,4 ст.48 ФЗ от 25.06.2002г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» № 73-Ф3 ответчики обязаны оформить охранные обязательства на данный объект с уполномоченным органом исполнительной власти Саратовской области.
В связи с этим, ответчикам было направлены письма о необходимости заключения охранного обязательства на указанный объект, однако ответчиками до настоящего времени не совершено действий по заключению охранных обязательств с уполномоченным органом.
В соответствии с административным регламентом предоставления Министерством культуры Саратовской области государственной услуги по оформлению охранного обязательства собственника (пользователя) выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия федерального или регионального значения, находящегося на территории области, утв. Приказом Министерства культуры Саратовской области от 24.03.2014г. № 01-11/129, срок предоставления названной услуги для выявленных объектов и региональных объектов культурного наследия не должен превышать 30 календарных дней.
Данным административным регламентом также утверждена форма охранного обязательства, заключаемого со всеми собственниками (пользователями) объекта культурного наследия - физическими и юридическими лицами.
Согласно п.2.5 административного регламента для получения государственной услуги по оформлению охранного обязательства объекта культурного наследия заявитель (собственник или пользователь) предоставляет в орган охраны объектов культурного наследия следующие документы: заявление о предоставлении государственной услуги по прилагаемой форме (приложение 1 к регламенту); копию документа, удостоверяющего личность заявителя - физического лица либо личность представителя физического или юридического лица, в 1 экземпляре; копию надлежащим образом оформленной доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия представителя, если заявление о предоставлении государственной услуги подается представителем, в 1 экземпляре; копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в 1 экземпляре; копии учредительных документов юридического лица, в 1 экземпляре; копию документа о назначении на должность руководителя юридического лица (приказ, решение, протокол и др.), в 1 экземпляре.
Поскольку ответчики являются собственниками указанных помещений, расположенных в здании, относящемся к вновь выявленным объектам культурного
наследия, то в силу законодательства об охране и использовании памятников они обязаны заключить охранные обязательства на выявленный объект культурного наследия.
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса РФ, если сторона, для которой в силу Гражданского кодекса РФ или иных законов заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В связи с чем, просит обязать Адамия Г.Н., Адамия В. Г., Адамия Г. П. оформить охранные обязательства на выявленный объект культурного наследия - «Дом Иванова» с уполномоченным органом - Министерством культуры Саратовской области в течении 30 календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании представитель истца по доверенности – Курдюкова Л. Г. поддержала исковые требования, дав объяснения, аналогичные изложенным в иске.
Ответчики Адамия Г. Н. и Адамия Г. П. иск не признали по тем основаниям, что дом, в котором они проживают является аварийным и они не желают принимать на себя неизвестные им обязательства, связанные с заключением охранных обязательств.
Ответчик Адамия В. Г. в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ответчики являются собственниками помещений в объекте культурного наследия «Дом Иванова», расположенном по адресу : <адрес>, что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права, при этом, помещения, принадлежащие ответчикам находятся в объекте культурного наследия «Дом Иванова», расположенном по адресу : <адрес>.
В соответствии с приказом Министерства культуры Саратовской области от 19.06.2001г. № «Об утверждении списка вновь выявленных объектов историко-культурного наследия, расположенных на территории Саратовской области» данный объект является выявленным объектом культурного наследия. В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002г. №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения, или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно ч.8 ст. 18 Федерального закона выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.3,4 ст.48 ФЗ от 25.06.2002г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» № 73-Ф3 ответчики обязаны оформить охранные обязательства на данный объект с уполномоченным органом исполнительной власти Саратовской области.
Таким образом, Министерство культуры Саратовской области является органом, уполномоченным в соответствии со ст. ст. 48, 55 названного Федерального закона оформлять охранные обязательства собственников и пользователей объектов культурного наследия федерального и регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.
В адрес ответчиков, направлялись для подписания охранные обязательства и письма в отношении объекта культурного наследия, используемого на праве собственности, однако ответчики уклоняются от их заключения.
В соответствии с п. 1 статьи 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно п. 4 ст. 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В соответствии с положениями, изложенными в ст. 6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 33 Федерального закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране и в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Статьей 48 Федерального закона предусмотрено, что собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, с учетом требований настоящего Федерального закона.
Собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.
Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется: органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения.
В соответствии с административным регламентом предоставления Министерством культуры Саратовской области государственной услуги по оформлению охранного обязательства собственника (пользователя) выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия федерального или регионального значения, находящегося на территории области, утв. Приказом Министерства культуры Саратовской области от 24.03.2014г. № 01-11/129, срок предоставления названной услуги для выявленных объектов и региональных объектов культурного наследия не должен превышать 30 календарных дней.
Данным административным регламентом также утверждена форма охранного обязательства, заключаемого со всеми собственниками (пользователями) объекта культурного наследия - физическими и юридическими лицами.
Согласно п.2.5 административного регламента для получения государственной услуги по оформлению охранного обязательства объекта культурного наследия заявитель (собственник или пользователь) предоставляет в орган охраны объектов культурного наследия следующие документы: заявление о предоставлении государственной услуги по прилагаемой форме (приложение 1 к регламенту); копию документа, удостоверяющего личность заявителя - физического лица либо личность представителя физического или юридического лица, в 1 экземпляре; копию надлежащим образом оформленной доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия представителя, если заявление о предоставлении государственной услуги подается представителем, в 1 экземпляре; копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в 1 экземпляре; копии учредительных документов юридического лица, в 1 экземпляре; копию документа о назначении на должность руководителя юридического лица (приказ, решение, протокол и др.), в 1 экземпляре.
Таким образом, ответчики как собственники помещений в объекте культурного наследия должны нести бремя его содержания, в том числе обязанности по его сохранению в силу прямого указания Федерального закона.
Объем таких обязанностей устанавливается охранным обязательством, заключаемым с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, исходя из того, что общие правила о заключении договора в данном случае должны применяться с учетом особенностей, предусмотренных специальным законом. По смыслу Федерального закона охранное обязательство следует рассматривать как публичное обязательство собственника объекта культурного наследия перед государством, возникающее в силу закона, а не как гражданско-правовой договор, заключаемый по волеизъявлению сторон в офертно-акцептном порядке.
Поскольку ответчики установленное законом обязательство не исполнили, суд возлагает на ответчиков обязанность совершить установленные законом действия.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил :
░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – «░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ : <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, 02 ░░░░ 2014 ░░░░.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░