Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-7737/2019 ~ М-7556/2019 от 23.10.2019

10RS0011-01-2019-009968-62

№ 2а-7737/2019-31

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

15 ноября 2019 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н. при секретаре Паласеловой О.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия к следователю по особо важным делам следственной части Следственного управления МВД по Республике Карелия Панасик И.Н., Следственному управлению МВД по Республике Карелия о признании незаконным представления,

установил:

Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия обратилось в суд с административным исковым заявлением к Следователю по особо важным делам СЧ СК МВД по Республике Карелия Панасик И.Н. об оспаривании представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления №22/7662 от 17.09.2019 года, которым Управлению Роспотребнадзора по Республике Карелия предложено в целях недопущения дальнейшего осуществления реализации через магазин <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> немаркированной табачной продукции рассмотреть вопрос о проведении внеплановой проверки ИП Гулиева С.А.о. магазин <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>. Административный истец просит признать указанное представление не соответствующим требованиям закона.

Определением Петрозаводского городского суда от 07.11.2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ИП Гулиев С.А.о.

В судебном заседании представитель истца Мартынов И.А. на иске настаивал по изложенным в нем доводам, дополнительно пояснил, что административным ответчиком не были установлены конкретные обстоятельства деятельности должностных лиц Управления, способствовавшие преступленной деятельности Г., оспариваемым представлением даны указания о принятии мер по проведению внеплановой проверки ИП Гулиева С.А.о., тогда как закон не предусматривает такого законного основания для проведения проверок как представление следственных органов.

Административный ответчик Панасик И.Н. в судебном заседании с иском не согласна, указала на то, что выявление условий и причин, способствовавших совершению преступлений, обязывает следователя вносить представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений.

Заинтересованное лицо Гулиев С.А.о. в судебном заседании не участвовал, представителя в суд не направил, о рассмотрении дела извещен судом надлежащим образом.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, материалы административного дела №2а-6095/2019-31, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Судом установлено, что следователем по особо важным делам СЧ СК МВД по Республике Карелия Панасик И.Н. 17.09.2019 года в адрес Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия вынесено представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления №22/7662, из которого следует, что Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия осуществляет недостаточный контроль за деятельностью объекта розничной торговли – магазина <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, что явилось одной из причин, способствовавшей преступленной деятельности Г., в отношении которого возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного п. «б», ч. 6, ст. 171.1 УК РФ, по факту приобретения, хранения и перевозки в целях сбыта немаркированной табачной продукции, которая подлежит обязательной маркировке акцизными марками, совершенного в особо крупном размер. При этом конкретные действия либо бездействия административного истца по созданию условий либо обстоятельств, способствовавших совершению преступления, в представлении не указаны.

Иск подан в установленный законом срок.

Полномочия административного ответчика на вынесение оспариваемого требования определены статьей 158 УПК РФ.Установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения. Таким образом, полномочия на вынесение оспариваемого представления у административного ответчика имелись.

По смыслу приведенной нормы права условием вынесения представления является установление в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельств, способствовавших совершению преступления.

Из текста направленного административному истцу ответчиком представления следует, что оно вынесено в связи с выявлением в ходе расследования в отношении Г. уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного п. «б», ч. 6, ст. 171.1 УК РФ. При этом событие вменяемого ему преступления заключается в приобретении, хранении и перевозке в целях сбыта немаркированной табачной продукции, которая подлежит обязательной маркировке акцизными марками, совершенном в особо крупном размер.

Акциз является одним из видов налога, представляющим не связанный с получением дохода продавцом косвенный налог на продажу определенного вида товаров массового потребления. Акциз включается в цену товара и изымается в государственный и местный бюджеты.

Плательщики акцизов, порядок и сроки их уплаты установлены главой 22 Налогового кодекса РФ.

Полномочия по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах в силу указаний Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» представлены Федеральной налоговой службе.

Полномочия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определены Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», изучение которого позволяет прийти к выводам о том, что надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах на административного ответчика не возложен.

Конкретные установленные следователем обстоятельства деятельности либо бездействия должностных лиц Управления Роспотребнадзора по РК, способствовавшие совершению Г. преступления, в представлении не указаны, в судебном заседании административным ответчиком не пояснены, очевидными не являются.

Порядок осуществления государственного контроля (надзора) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей урегулирован Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Данных о невыполнении административным истцом обязательных требований указанного нормативно-правого акта не представлено. Вместе с тем порядок проведения контрольных мероприятий строго урегулирован нормами Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Основания для включения ИП Гулиева С.А.о. в ежегодный план проверок суду административным ответчиком не пояснены.

Правовым механизмом извещения надзорного органа о выявленных основаниях для проведения внеочередной проверки является направление представителем органа государственной власти, коим является Следственное управление МВД по Республике Карелия, в порядке п.п.2 ч.2 ст.10 Федерального закона № 294-ФЗ информации, в том числе, о нарушении требований к маркировке товаров. Однако оспариваемое представление такой информацией не является, т.к. по своему правовому характеру является средством реагирования на выявленные нарушения в деятельности адресата представления, неисполнение требований представления влечёт административную ответственность.

Судом установлено, что деятельность в магазине <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>, г. Петрозаводск осуществлял индивидуальный предприниматель Гулиев С.А.о..

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Гулиев С.А.о. прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 03.04.2019, т.е. на момент вынесения оспариваемого представления его деятельность уже была прекращена.

Содержащееся в предписании требование принять меры по проведению внеплановой проверки ИП Гулиева С.А.о. невыполнимо с точки зрения процедуры проверки и наличия правовых оснований для таковой.

Также необходимо отметить, что решением Петрозаводского городского суда от 14 августа 2019 года по делу №2а-6095/2019-31 ранее вынесенное Управлению Роспотребнадзора представление следователя по особо важным делам СЧ СУ МВД по Республике Карелия Панасик И.Н. по уголовному делу в отношении Г. уже было отменено. Решение вступило в законную силу и сторонами не обжаловалось.

Указанное выше позволяет суду прийти к выводу о незаконности оспариваемого представления.

Доводы ответчика об обязательности выдачи предписания не основаны на законе. Более того в случае принятия решения о реагировании на установленные обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, в виде представления, следователь не вправе давать в нем неисполнимые указания.

Способом восстановления нарушенного права истца является признание оспариваемого ненормативно-правового акта незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 178 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Представление следователя по особо важным делам следственной части Следственного управления МВД по Республике Карелия Панасик И.Н. №22/7662 от 17.09.2019г. признать не соответствующим закону, нарушающим права и законные интересы Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия.

Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:

– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;

– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья Н.Н. Тарабрина

Мотивированное решение изготовлено

в соответствии со ст. 177 КАС РФ 25.11.2019 года

2а-7737/2019 ~ М-7556/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия
Ответчики
Следователь СЧ СУ МВД по Республике Карелия Панасик Ирина Николаевна
СУ МВД по Республике Карелия
Другие
Гулиев Сахават Абдулкерим оглы
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Тарабрина Наталья Николаевна
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
23.10.2019Регистрация административного искового заявления
23.10.2019Передача материалов судье
23.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
23.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.11.2019Судебное заседание
15.11.2019Судебное заседание
25.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.01.2020Дело оформлено
16.01.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее