Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 октября 2017 г. <адрес>
<адрес>
Красногорский городской суд в составе:
председательствующего судьи Губина Я.Ю.
при секретаре ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению, ФИО2 об оспаривании решения к Министерству строительного комплекса <адрес> об отказе включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены,
у с т а н о в и л:
ФИО2 (далее - истец) обратился в Министерство строительного комплекса <адрес> с заявлением о включении её в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Решением Министерство строительного комплекса <адрес>, оформленное выпиской от ДД.ММ.ГГГГ № из протокола Комиссии по признанию пострадавшими и включению в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, от ДД.ММ.ГГГГ № ПК-12 по делу № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании пострадавшей и во включении её в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены истице было отказано во включении в вышеуказанный реестр.
В качестве причины отказа указано на несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (со ссылкой на основание отказа, предусмотренное п.п.1 и п.п.5 п. 14 Правил.
Представитель Министерства строительного комплекса <адрес>, надлежащим образом извещенный о дне и времени судебного заседания, в суд не явился, письменного отзыва по существу заявленных требований не представил.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося, представителя ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания. Выслушав и изучив представленные письменные пояснения представителя истца ФИО4, объективно и всесторонне исследовав материалы дела, установив обстоятельства спора в полном объёме, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Суд считает, доказанным факт привлечения денежных средств ФИО2 для строительства многоквартирного дома и нарушения его прав подтверждаются следующими документами: предварительным договором купли-продажи квартиры от 24.02.2010 №-Ж/КВ, заключенным между ФИО2 и ООО «Мономах-Инвест», связанным с возникновением у истца права собственности на жилое помещение – часть жилого <адрес>, с ориентировочным номером <адрес>, общей площадью 32,9 кв.м, находящегося на 2-ом этаже малоэтажного дома по адресу: <адрес>, Андреевский с.о., <адрес>.
Кроме того, суд считает, что заключение предварительного договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ №-Ж/КВ, а также полная и своевременная оплата истцом цены договора в размере 1 461 121,90 рублей не может являться основанием для отказа во включении ФИО2 в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, так как заключенный договор не признан судом недействительным и не расторгнут, а также соответствует по форме и содержанию условиям основного договора согласно ст. 429 Гражданского кодекса РФ.
Гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ). Согласно частям 4 и 7 ст.23 и п. 5.1 названной статьи Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ, уполномоченный орган устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены относятся к числу пострадавших и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан. Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены пострадавшими и ведет реестр таких граждан. Ведение Реестра на территории <адрес> возложено на Министерство строительного комплекса <адрес> в соответствии с подпунктом 26 пункта 15 Положения о Министерстве строительного комплекса <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее –Минрегионразвития) утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (приложение №), и Правила ведения реестра таких граждан (приложение №).
В соответствии с п.3 раздела I Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных указанным выше Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №, формирование и ведение Реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - контролирующий орган), в соответствии с данными Правилами..
Пунктом 2 Приложения № к Приказу Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, установлены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, в том числе: привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого прекращено или приостановлено на срок более девяти месяцев на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления (пп. 1); просрочка исполнения перед гражданином обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (пп. 3); прекращение права владения и пользования земельным участком застройщика и (или) иных лиц, привлекавших денежные средства гражданина, и (или) прекращение действия документов, подтверждающих право строительства на указанном земельном участке, в случае если наступление указанных обстоятельств очевидно свидетельствует о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства (п.п. 5); признание гражданина потерпевшим в соответствии с постановлением следователя, дознавателя или решением суда в соответствии и с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках возбужденного уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов (п.п. 6 Приложения).
В качестве самостоятельно критерия, дающего право на включение в реестр, указана ликвидация лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, либо проведение в отношении лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, процедуры банкротства или ликвидации (пп. 9 Приложения).
В соответствии с п.4 Приложения № к Приказу Минрегионразвития от ДД.ММ.ГГГГ № (Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены), включению в Реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 приложения № к данному Приказу.
Суд не может согласиться с ссылкой ответчика в отказе истцу по основаниям предусмотренным п.п.5 п. 14 Правил, поскольку согласно положениям ч.2 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается только:
1) на основании договора участия в долевом строительстве;
2) путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, облигаций особого вида - жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
3) жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.
В соответствии с ч.1 ст.110 Жилищного кодекса РФ жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных указанным Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом. При этом, требования ч.1 ст.110 ЖК РФ распространяются на жилищные кооперативы и жилищно-строительные кооперативы, созданные после дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 349-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 349-ФЗ) в соответствии со статьей 5 вступил в силу со дня официального опубликования (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - ДД.ММ.ГГГГ). Согласно сведениям, размещенным на портале Федеральной налоговой службы ЖСК "ЖИЛИНО" ОГРН 1117746458213 зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 349-ФЗ и исключен из единого реестра юридических лиц 17.10 2016.
Частью 1 ст.110 Жилищного кодекса РФ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) было установлено, что жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме. Запрещается привлечение денежных средств граждан для строительства в нарушение требований, установленных ч.2 ст.1 Закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ. Таким образом, лица, привлекающие денежные средства граждан для строительства в нарушение требований, установленных указанной статьей, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с данными из Единого государственного реестра юридических лиц, открытых для всеобщего ознакомления на официальном сайте Федеральной налоговой службы России в соответствии с п.8 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Учредителем ЖСК «Жилино» ОГРН 1117746458213 и ООО «Мономах Инвест» ОГРН 1097746207921 является ФИО1 ИНН 771871353857 и он же являлся председателем правления ЖСК «Жилино». Доля участия ФИО1 в уставном капитале ООО «Мономах Инвест» составляет 55 %. В соответствии с п. 1 ст.20 Налогового кодекса РФ взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:
1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;
2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
Кроме того, основанием признания лиц взаимозависимыми может служить факт заинтересованности в совершении хозяйственным обществом сделки, - лицами, заинтересованными в совершении обществом сделки, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ «Об обществах с ограниченной ответственностью» признает членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа общества, членов коллегиального исполнительного органа общества, участников общества, имеющих совместно с его аффилированными лицами двадцать и более процентов голосов от общего числа голосов участников общества, если они, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица являются стороной сделки.
Учитывая изложенное, суд считает, что исходя из позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П с учётом данных содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц ЖСК «Жилино» и ООО «Мономах Инвест» являлись взаимозависимыми, а схема по продаже гражданам квартир являлись схемой по осуществлению финансово-хозяйственной деятельности от имени взаимозависимых и аффилированных лиц путём обеспечения видимости самостоятельной и независимой предпринимательской деятельности, данные юридические лица учрежденные (созданные) ФИО1 фактически являлись единым хозяйствующим субъектом, так как в своей деятельности они использовали общие трудовые ресурсы и были под единым руководством.
Указанные обстоятельства подтверждаются, постановлением следователя Главного следственного управления ГУ МВД РФ по <адрес> в соответствии с которым ФИО2 признана потерпевшей в рамках уголовного дела № от 18.10.2013г. по признакам преступления совершенного ФИО1, по ч.4 ст.159 УК РФ, которым установлено, что группа компаний под общим торговым знаком «Мономах», в которую также входил ООО «Мономах-Инвест», ЖСК «Жилино» получил денежные взносы граждан, не имея при этом намерений и реальной возможности выполнить принятые на себя обязательства по предоставлению в собственность физических лиц жилых помещений. Названые обстоятельства являются основанием для включения истца в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (подпункт 6 пункта 2 Критериев).
На основании действующего законодательства юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случаях (п. 3 ст.61 Гражданского кодекса РФ). В силу ч.3 ст.149 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника в связи, с чем ЖСК «Жилино» прекратил свою деятельность с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается приобщенной выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц с официального сайта Федеральной налоговой службы России в соответствии с п.8 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
С учётом изложенного на основании п.2 ст.12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ и с п.2 ст. 64.2 Гражданского кодекса РФ, названые обстоятельства являются основанием для включения истца в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (подпункт 9 пункта 2 Критериев). Ответчиком не предоставлены доказательства, что квартира истцу передана или ему возмещены денежные средства, а ООО «Мономах-Инвест» привлечен к административной ответственности за нарушения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ по ч.1 ст.14.28 КоАП РФ.
С учётом выше изложенного и всесторонней оценки фактов имеющихся в материалах дела и их взаимосвязи установленной судом, требования истицы, суд находит подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным решение, принятое Министерством строительного комплекса <адрес> и оформленное выпиской от ДД.ММ.ГГГГ № из протокола Комиссии по признанию пострадавшими и включению в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены от ДД.ММ.ГГГГ № ПК-12 по делу № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании ФИО2 пострадавшим и во включении его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Возложить на Министерство строительного комплекса <адрес> обязанность устранить нарушение прав путём включения ФИО2 в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, на основании подпункта 3 пункта 2 Приложения № к приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Красногорский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Я.Ю. Губин