Решение по делу № 33а-3259/2017 от 22.06.2017

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Тращенкова О.В. Дело № 33а-3259/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 июля 2017 года г. Калининград

Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Костикова С.И.

судей Науменко Б.И., Струковой А.А.

с участием прокурора Мяшиной З.А.

при секретаре Евлаховой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Калининградского регионального отделения политической партии «Патриоты России» на решение Центрального районного суда г.Калининграда от 23 марта 2017 года, которым оставлен без удовлетворения административный иск Калининградского регионального отделения политической партии «Патриоты России» к избирательной комиссии городского округа «Город Калининград» об оспаривании в части решения от 22 сентября 2016 года «О результатах выборов депутатов городского совета депутатов Калининграда шестого созыва по муниципальному избирательному округу» и возложении обязанности по перераспределению депутатских мандатов между избирательными объединениями, повторном подсчете голосов на избирательных участках №№ 235, 237, 241, 242, 243, 245, 246, 313, 315 по муниципальному избирательному округу, составлению повторных протоколов об итогах голосования на указанных избирательных участках.

Заслушав доклад судьи Струковой А.А., объяснения представителя Калининградского регионального отделения политической партии «Патриоты России» - Кравченко В.П., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя избирательной комиссии городского округа «Город Калининград» - Чернышева Е.В. и представителя Калининградского регионального отделения политической партии «Единая Россия» - Антипенко Т.Г., полагавших решение законным и обоснованным, заключение прокурора об оставлении решения без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Решением избирательной комиссии городского округа «Город Калининград» от 22 сентября 2016 года , официально опубликованным 23 сентября 2016 года, признаны состоявшимися выборы депутатов городского совета депутатов Калининграда шестого созыва, назначенные на 18 сентября 2016 года, и результаты выборов действительными (п. 1); к распределению депутатских мандатов допущены зарегистрированные муниципальные списки кандидатов в депутаты по муниципальному избирательному округу, выдвинутые избирательными объединениями: Калининградское городское местное отделение политической партии «Единая Россия», местное отделение политической партии «Справедливая Россия» в городском округе «Город Калининград», Калининградское региональное отделение ЛДПР, Калининградское региональное отделение политической партии «Патриоты России», Калининградское городское отделение Калининградского областного отделения КПРФ, Калининградское региональное отделение политической партии «Яблоко», как получившие пять и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по муниципальному избирательному округу (п. 2).

Пунктом 3 этого же решения избирательной комиссии депутатские мандаты между избирательными объединениями распределены следующим образом:

- Калининградское городское местное отделение политической партии «Единая Россия» - шесть мандатов (34,60%);

- местное отделение политической партии «Справедливая Россия» в городском округе «Город Калининград» - один мандат (9,07%);

- Калининградское региональное отделение ЛДПР – три мандата (18,94%);

- Калининградское региональное отделение политической партии «Патриоты России» - один мандат (11,38%);

- Калининградское городское отделение Калининградского областного отделения КПРФ – два мандата (16,81%);

- Калининградское региональное отделение политической партии «Яблоко» - один мандат (5,27%).

Калининградское региональное отделение политической партии «Патриоты России» обратилось в суд 21 декабря 2016 года с административным иском об оспаривании названного решения избирательной комиссии в части распределения отделению партии «Единая Россия» шести мандатов и партии «Патриоты России» двух мандатов, а также о возложении обязанности по перераспределению мандатов и определению новых результатов выборов с распределением отделению партии «Единая Россия» пяти депутатских мандатов и административному истцу двух депутатских мандатов.

В обоснование иска Калининградское региональное отделение политической партии «Патриоты России» сослалось на то, что при распределении депутатских мандатов между избирательными объединениями по сути не учтено количество голосов, поданных за муниципальные списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями, при том, что на один мандат, распределенный отделению партии «Единая Россия», приходится 8637 голосов избирателей, а на один мандат, распределенный истцу, - 17043 голосов, что свидетельствует о нарушении избирательной комиссией городского округа «Город Калининград» принципа равного избирательного права.

В ходе рассмотрения настоящего дела истец 21 марта 2017 года представил суду дополнительное административное исковое заявление, в котором, сославшись на наличие нарушений, допущенных при определении итогов голосования на избирательных участках №№ 235, 237, 241, 242, 243, 245, 246, 313, 315, и вброс избирательных бюллетеней на избирательном участке № 313, просил обязать избирательную комиссию городского округа «Город Калининград» произвести повторный подсчет голосов избирателей на этих избирательных участках с составлением соответствующих протоколов об итогах голосования на данных избирательных участках по муниципальному избирательному округу, а также определить новые результаты выборов по муниципальному избирательному округу.

Судом вынесено решение, изложенное выше.

В апелляционной жалобе Калининградского регионального отделения политической партии «Патриоты России» ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований. Жалоба мотивирована тем, что административным истцом не пропущен установленный ч. 3 ст. 240 КАС РФ срок для обращения в суд, учитывая своевременную подачу первоначального искового заявления и наличия у истца процессуального права на изменение исковых требований и дополнений оснований заявленных требований. Решение суда об отказе в удовлетворении требований о перераспределении депутатских мандатов полагает подлежащим отмене, ссылаясь на отсутствие решения избирательной комиссии о распределении мандатов и на осуществление расчета распределения мандатов единолично председателем избирательной комиссии Чернышевым Е.В.

Проверив законность и обоснованность решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение подлежащим оставлению без изменения.

На основании ч. 3 ст. 240 КАС РФ после опубликования результатов выборов административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов.

Этот срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска (ч. 7 ст. 240 КАС РФ).

Невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч. 10 ст. 240 КАС РФ).

Действительно, в силу ч. 1 ст. 46 КАС РФ до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции, административный истец вправе изменить основание или предмет административного иска.

Как следует из материалов дела, административный истец в марте 2017 года, поддерживая ранее заявленные требования об оспаривании решения избирательной комиссии городского округа о результатах выборов по муниципальному избирательному округу в части распределения депутатских мандатов двум избирательным объединениям, дополнительно заявил новые требования о проведении повторного подсчета голосов избирателей по конкретным избирательным участкам, составлении итоговых протоколов с отметкой «повторный» и об определении новых результатов выборов по муниципальному избирательному округу в связи с нарушениями, допущенными на стадии голосования и определения итогов голосования на избирательных участках.

Таким образом, по сути административный истец не изменил основание или предмет заявленного иска, а подал самостоятельное административное исковое заявление с пропуском срока, предусмотренного ч. 3 ст. 240 КАС РФ, который не подлежит восстановлению.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований, заявленных в марте 2017 года.

Что касается требований об оспаривании решения избирательной комиссии о перераспределении депутатских мандатов, то, отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции правильно исходил из того, что методика пропорционального распределения депутатских мандатов, определенная статьей 103 Закона Калининградской области № 231 от 18 марта 2008 года «О муниципальных выборах в Калининградской области» соблюдена при принятии оспариваемого решения, а иного механизма определения результатов выборов при пропорциональной избирательной системе ни федеральное, ни региональное законодательство не содержит.

Так, Федеральный закон № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не устанавливает порядка распределения депутатских мандатов между списками кандидатов, допущенными к распределению депутатских мандатов.

На основании п. 3 ст. 23 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. Под избирательной системой в настоящей статье понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

Согласно п. 1 ст. 102 Закона Калининградской области № 231 от 18 марта 2008 года «О муниципальных выборах в Калининградской области» к распределению депутатских мандатов допускаются зарегистрированные муниципальные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по муниципальному избирательному округу, при условии, что таких списков было не менее двух и за все эти списки подано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по муниципальному избирательному округу. В этом случае списки кандидатов, которые получили менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по муниципальному избирательному округу, к распределению депутатских мандатов по муниципальному избирательному округу не допускаются.

К распределению депутатских мандатов избирательной комиссией городского округа «Город Калининград» в соответствии с приведенной нормой регионального закона допущены зарегистрированные муниципальные списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями: Калининградское городское местное отделение политической партии «Единая Россия», местное отделение политической партии «Справедливая Россия» в городском округе «Город Калининград», Калининградское региональное отделение ЛДПР, Калининградское региональное отделение политической партии «Патриоты России», Калининградское городское отделение Калининградского областного отделения КПРФ, Калининградское региональное отделение политической партии «Яблоко», как получившие пять и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по муниципальному избирательному округу.

Муниципальные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов, получают указанные мандаты в соответствии с методикой, предусмотренной статьей 103 настоящего Закона. Каждому муниципальному списку кандидатов, допущенному в соответствии с настоящим Законом к распределению депутатских мандатов, должно быть распределено не менее одного депутатского мандата (п. 7 ст. 102 Закона области № 231 от 18 марта 2008 года).

Статьей 103 Закона Калининградской области № 231 от 18 марта 2008 года установлено, что каждый муниципальный список кандидатов по муниципальному избирательному округу, допущенный к распределению депутатских мандатов, получает по одному мандату из числа мандатов, распределяемых по указанному округу; затем проводится распределение оставшихся депутатских мандатов в порядке, предусмотренном пунктами 3 - 4-1 настоящей статьи (п. 2); сумма голосов избирателей, полученных каждым муниципальным списком кандидатов по муниципальному избирательному округу, допущенным к распределению депутатских мандатов, последовательно делится на числа из ряда возрастающих натуральных чисел (делителей) начиная с двух до числа оставшихся депутатских мандатов, распределяемых по муниципальному избирательному округу (за вычетом числа депутатских мандатов, переданных по одному в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи) (п. 3); полученные по всем муниципальным спискам кандидатов по муниципальному избирательному округу частные, определенные с точностью до шестого знака после запятой, располагаются в порядке убывания. В случае равенства числовых значений нескольких частных первым располагается частное муниципального списка кандидатов по муниципальному избирательному округу, получившего большее число голосов избирателей (п. 4); частное, порядковый номер которого равен числу распределяемых депутатских мандатов (за вычетом числа депутатских мандатов, переданных по одному в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи), является избирательной квотой, а число равных ей или превышающих ее частных, которое имеет каждый муниципальный список кандидатов по муниципальному избирательному округу, допущенный к распределению депутатских мандатов, есть число депутатских мандатов, получаемых соответствующим муниципальным списком кандидатов по муниципальному избирательному округу (п. 4-1).

Как видно из материалов дела, за отделение партии «Единая Россия» проголосовало 51825 избирателей, за отделение ЛДПР – 25179, за отделение КПРФ – 25179, отделение партии «Патриоты России» - 17043, отделение партии «Справедливая Россия» - 13581, отделение партии «Яблоко» - 7898 избирателей.

Замещению подлежало 14 депутатских мандатов, за которых 6 мандатов распределено каждому из перечисленных избирательных объединений на основании п. 2 ст. 103 названного Закона области.

Затем сумма голосов избирателей, полученных каждым муниципальным списком кандидатов, выдвинутым перечисленными избирательными объединениями, последовательно была поделена на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 на основании п. 3 ст. 103 названного Закона области.

Полученные по всем муниципальным спискам частные в соответствии с п. 4 ст. 103 Закона области расположены в порядке убывания (по числу распределяемых 8 депутатских мандатов наибольшие частные составили: «Единая Россия» - 25912,500000; 17275,000000; ЛДПР – 14184,000000; «Единая Россия» - 12956,250000; КПРФ – 12589,500000; «Единая Россия» - 10365,000000; ЛДПР – 9456, 6666667 и «Единая Россия» - 8637, 5000000).

В силу п. 4-1 ст. 103 Закона области избирательная квота – 8637,5000000.

Таким образом, обоснованно в порядке п. 4-12 ст. 103 Закона области отделению партии «Единая Россия» распределено 5 мандатов, отделению ЛДПР – 2 мандата, отделению КПРФ – 1 мандат.

В порядке п. 4-1 ст. 103 Закона области иным избирательным объединениям – отделениям партий «Справедливая Россия», «Патриоты России» и «Яблоко» - депутатские мандаты не распределялись за отсутствием избирательной квоты.

С учетом сложения количества депутатских мандатов, определенных по п. 2 и п. 4-1 ст.103 Закона области, избирательным объединениям правомерно распределены мандаты следующим образом: отделение партии «Единая Россия» - 6 мандатов (5+1), отделение ЛДПР – 3 мандата (2+1), отделение КПРФ – 2 мандата (1+1), отделение партии «Патриоты России» - 1 мандат, отделение партии «Справедливая Россия» - 1 мандат и отделение партии «Яблоко» - 1 мандат.

Оспариваемое решение о распределении депутатских мандатов принято коллегиальным органом – избирательной комиссией, а не ее председателем единолично, как ошибочно утверждает административный истец.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что требования ст. 103 Закона Калининградской области № 231 от 18 марта 2008 года избирательной комиссией городского округа «Город Калининград» соблюдены, иная методика распределения депутатских мандатов на территории Калининградской области отсутствует.

С учетом изложенного оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г.Калининграда от 23 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-3259/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Калининградское отделение политической партии "Патриоты России"
Ответчики
Избирательная комиссия ГО "Город Калининград"
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Струкова Анжелика Алексеевна
Дело на сайте суда
oblsud.kln.sudrf.ru
05.07.2017[Адм.] Судебное заседание
10.07.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.07.2017[Адм.] Передано в экспедицию
05.07.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее