Дело № 5-87/2017
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
646900, Омская область,
г. Калачинск, ул. Пролетарская 58 11 июля 2017 года
Калачинский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Е.В.Ивановой,
при секретаре Саволайнен Л.И.,
с участием участкового уполномоченного ОМВД России по Калачинскому району Полтавского Д.В.,
лица в отношении которого протокол составлен – Кузнецова А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении
Кузнецова ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина <адрес>, русского, в браке не состоящего, не работающего, проживающего без регистрации: <адрес>, зарегистрированного в Республике <адрес> ранее привлеченного к административной ответственности по ч.1.1 ст.18.8 К РФ об АП 16.03.2016 года, привлекаемого к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 К РФ об АП, суд
У С Т А Н О В И Л:
Кузнецов ФИО7, являясь гражданином Республики <адрес>, т.е. иностранным гражданином, нарушил режим пребывания на территории РФ, уклонился от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, поскольку 11.10.2014 года закончился срок регистрация на территории Российской Федерации по адресу: <адрес>
В судебном заседании Кузнецов А.Д. после разъяснения прав, защищаясь самостоятельно, признал свою вину в совершении административного правонарушения, и пояснил, что является гражданином Республики <адрес>, русский, прибыл в апреле 2014 года, в период законного пребывания выехал на работу в районы Крайнего Севера, откуда вернулся в феврале 2016 года, социальные связи в <адрес> отсутствуют, в г.Калачинске проживает с сожительницей, в <адрес> проживает родной брат Кузнецов В.Д., опасается о последствиях возвращения на территорию <адрес> в связи с имеющимися ранее фактами преследования по национальному принципу, ранее назначенный штраф по ч.1.1 ст.18.8 К РФ об АП не уплатил в связи с отсутствием денежных средств, просил суд не назначать наказания в виде выдворения, поскольку повлечет запрет на въезд, имеет намерение в течение кратчайшего срока самостоятельно выехать за пределы РФ с возвратом, получить вид на жительство и осуществить все необходимое для проживания на территории РФ с получением гражданства.
Из пояснений участкового уполномоченного ОМВД России по Калачинскому району Полтавского Д.В. следует, что 11.10.2014 года у Кузнецова А.Д. истек срок пребывания на территории РФ, в связи с тем, что Кузнецов А.Д. самостоятельно РФ не покинул, проживает постоянно в г<адрес>, характеризуется положительно, состав правонарушения выявлен 11.07.2017 года.
Наряду с пояснениями Кузнецова А.Д., представителя ОМВД России по Калачинскому району, вина правонарушителя подтверждается прилагаемыми к протоколу об административном правонарушении доказательствами: сведениями ФМС России, согласно которых Кузнецов А.Д. въехал на территорию РФ 13.04.2014 года, со сроком пребывания до 11.10.2014 года, сведениями ИЦ УМВД Омской области, согласно которых привлекался к административной ответственности по ч.1.1 ст.18.8 К РФ об АП 16.03.2016 года, сведений об уплате административного штрафа не имеется, по ст.12.29 К РФ об АП 31.03.2017 года(л.д.9-11), копией паспорта гражданина <адрес> (л.д.5-7), рапортом участкового уполномоченного ОМВД России по Калачинскому району Полтавского Д.В. от 11.07.2017 года о выявлении административного правонарушения (л.д.4).
Исследовав обстоятельства дела, оценив представленные доказательства, в допустимости которых у суда не возникло сомнений, суд находит вину Кузнецова А.Д. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст.18.8 К РФ об АП доказанной, его действия следует квалифицировать как нарушение иностранным гражданином режима пребывания в РФ, выразившееся в уклонении от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания, поскольку установлено, что Кузнецов А.Д., будучи осведомленным о необходимости покинуть территорию РФ, по истечении срока временного пребывания иностранных граждан, нарушая режим и порядок регистрации иностранных граждан в РФ, после истечения установленного Законом срока пребывания 11.10.2014 года, продолжал и продолжает проживать на территории РФ.
При определении административного наказания Кузнецову А.Д. суд исходит из следующего.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27).
Данные права в силу ст. 55 Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 34 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", с последующими изменениями и дополнениями).
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию").
Исполнение назначенного судом административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства влечет в соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" невозможность получения им в течение 5 лет разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
Вместе с тем исходя из общих принципов права установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и назначение конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности, а также конституционно закрепленным целям (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Данный вывод корреспондирует международно-правовым предписаниям, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, п. 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также п. 3 ст. 2 Протокола N 4 к ней).
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" установлено, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.
Согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. "каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться". В статьях 26 и 27 данной Конвенции закрепляется положение о том, что ее участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения договора.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Исходя из этого, а также из положений ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации, являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Аналогичные разъяснения содержатся и в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 2.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях, установленных Кодексом.
В силу ст. 3.1, 3.2, 3.3, 3.10 Кодекса административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, предусмотренное ст. 18.8 К РФ об АП является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Вместе с тем, учитывая изложенное выше о месте и роли международно-правовых актов в правовой системе Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что, включив эти акты в свою правовую систему, Российская Федерация тем самым наделила содержащиеся в них нормы способностью оказывать регулирующее воздействие на применение положений внутреннего законодательства.
На этом основании представляется, что решение вопроса о возможности применения судом в качестве наказания - выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации как меры ответственности за совершенное этим лицом административное правонарушение в сфере миграционной политики, должно осуществляться с учетом не только норм национального законодательства, действующего в этой сфере, но и актов международного права, участником которых является Российская Федерация.
Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.), вступившей в силу для России 5 мая 1998 г., вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В силу универсальности норм международного права, являющейся их главной характерной особенностью, приведенные выше положения указанных Конвенций не ограничиваются применением в каких-либо определенных сферах национальной правовой системы, а выступают теми принципами, которые регулируют общие подходы к решению любых вопросов, затрагивающих права человека и его основные свободы.
В связи с этим Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что, хотя право иностранца на въезд или проживание в какой-либо стране как таковое Конвенцией о защите прав человека и основных свобод не гарантируется, высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное п. 1 ст. 8 Конвенции. При этом нарушенными в большей степени могут оказаться права и интересы не только самого выдворенного, но также и членов его семьи, включая несовершеннолетних детей, которые, в силу применения подобных мер реагирования со стороны государства, фактически несут "бремя ответственности" за несовершенное правонарушение.
Кроме того, Европейский Суд по правам человека акцентировал внимание на том, что лежащая на государствах ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну и пребывание иностранцев и высылать за пределы страны правонарушителей из их числа, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели (постановления от 26 марта 1992 г. по делу "Бельджуди (Beldjoudi) против Франции", от 21 июня 1988 г. по делу "Беррехаб (Вегге-hab) против Нидерландов", от 18 февраля 1991 г. по делу "Мустаким (Mous-taguim) против Бельгии", от 19 февраля 1998 г. по делу "Дали (Dalia) против Франции", от 7 августа 1996 г. по делу "С. против Бельгии", от 28 ноября 1996 г. по делу "Ахмут (Ahmut) против Нидерландов" и др.).
На этом основании представляется, что, по смыслу положений указанных Конвенций, административное выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации, влекущее вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, допускается в тех случаях, когда оно необходимо в демократическом обществе и соразмерно публично-правовым целям.
Применительно к изложенному, в судебном заседании установлено, что Кузнецов А.Д. по национальности русский, не имеет социальных связей на территории Республики <адрес>, имеет близкого родственника- родного брата Кузнецова В.Д., являющегося гражданином РФ, при указанных обстоятельствах выдворение Кузнецова А.Д. непосредственно затрагивает и его права и интересы.
Принимая во внимание данные обстоятельства в их совокупности, личность Кузнецова А.Д., обстоятельства совершения правонарушения, наличие смягчающего вину обстоятельства в виде признания вины и раскаяние в соответствии со ст.4.2 К РФ об АП, отягчающего вину обстоятельства в виде привлечения ранее к административной ответственности за однородное правонарушение, намерения самостоятельно выехать за пределы РФ, с целью наличия права на въезд в РФ, суд полагает необходимым применить к Кузнецову А.Д. административное наказание в виде штрафа, с исключением наказания в виде административного выдворения за пределы РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 К РФ об АП, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Кузнецова ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина <адрес>, русского, в браке не состоящего, не работающего, временно проживающего по адресу: <адрес>, зарегистрированного в Республике <адрес>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 К РФ об АП и назначить ему по данной статье административное наказание в виде штрафа в сумме 4500 рублей, без выдворения за пределы РФ.
Зачисление штрафа произвести: КБК: 18811643000016000140; Счет: 40101810100000010000; Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Омской области; БИК: 045209001; Наименование получателя: УФК по Омской области; (УМВД России по Омской области), ИНН: 5503026780; КПП: 550301001; Код ОКТМО: 52618000.
Разъяснить Кузнецову А.Д., что в случае неуплаты штрафа, и не поступлении сведений о его уплате в орган вынесший постановление (копии квитанции), в соответствии со ст. 32.2 К РФ об АП, в течение шестидесяти дней со дня вступления данного постановления в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса, суд принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 К РФ об АП, санкция которой предусматривает наказание в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, либо административного ареста на срок до пятнадцати суток.
Постановление суда может быть обжаловано в Омский областной суд через Калачинский городской суд, в течение 10 дней с момента вручения правонарушителю Кузнецову А.Д. копии данного постановления.
Председательствующий Е.В.Иванова
Копию постановления получил_________________ ___ ______2017 года