Решение по делу № 33-703/2017 от 29.03.2017

Судья Иванова Л.О.          № 33-703/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 20 апреля 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Волковой О.В.,

судей Иванова Ал.В., Иванова Ан.В.,

при секретаре Иванове И.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам администрации городского округа «Город
Йошкар-Ола», Управления городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 26 января 2017 года, которым удовлетворено исковое заявление прокурора г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц.

Постановлено обязать администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола», Управление городского хозяйства городского округа «Город Йошкар-Ола» организовать и обеспечить выполнение работ по функционированию системы приема дренажных вод и поверхностного стока (ливневой канализации) на участке дороги и тротуарах в районе домов № 9 и 10 по ул. Анникова г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл в срок до
1 октября 2018 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Иванова Ан.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор г. Йошкар-Олы в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», Управлению городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о возложении обязанности по организации и обеспечению выполнения работ по функционированию системы приема дренажных вод и поверхностного стока (ливневой канализации) на участке дороги и тротуарах в районе домов № 9 и 10 по
ул. Анникова г. Йошкар-Олы в срок до 1 октября 2018 года.

В обоснование требований указал, что в ходе проведенной проверки выявлена ненадлежащая организация и обеспечение ответчиками выполнения работ по функционированию системы приема дренажных вод и поверхностного стока (ливневой канализации) на участке дороги и тротуарах в районе домов № 9 и 10 по ул. Анникова г. Йошкар-Олы, что в осенне-весенний период приводит к затоплению и разрушению дорожного полотна, затрудняет доступ жильцов к жилым помещениям и препятствует проезду транспортных средств, создает угрозу безопасности дорожного движения.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора в полном объеме. Указывает, что возложенные законом обязательства по содержанию дорог органом местного самоуправления исполняются; акт о ненадлежащем содержании дороги в материалы дела не представлен; прокуратура не является специализированным органом и не может подменять собой другие органы государственной власти; судом неправильно применены нормы материального права.

Управлением городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» также подана апелляционная жалоба, в которой соответчик приводит доводы о незаконности принятого решения, ссылаясь на осуществление деятельности по обеспечению безопасности движения, периодический характер затоплений и вмешательство прокурора в деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

В возражениях на жалобу Управления городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» прокурор города Йошкар-Олы Республики Марий Эл приводит доводы в пользу решения суда.

Выслушав объяснения представителя администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Гусева А.М., поддержавшего доводы жалобы, прокурора Полозовой Т.В., возражавшей против удовлетворения жалоб, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).

Согласно статье 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года
№ 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследовании дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно пунктам 3.46, 3.73 СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*, утвержденных приказом Министерством регионального развития
Российской Федерации от 30 июня 2012 года № 266, водоотвод дорожный - совокупность всех устройств, отводящих воду от земляного полотна и дорожной одежды и предотвращающих переувлажнение земляного полотна; поверхностный водоотвод: устройства, предназначенные для отвода воды с поверхности дороги; дренажные устройства, служащие для отвода воды с поверхности земляного полотна.

Таким образом, ливневая канализация относится к искусственным дорожным сооружениям, предназначена для обеспечения отвода воды с поверхности дорожного покрытия и представляет собой систему трубопроводов, их каналов или лотков и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод и является неотъемлемой, технологической частью автомобильной дороги, элементом системы дорожного, поверхностного водоотвода.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших медицинских организаций, организаций связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.

Пунктами 4, 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года
№ 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (часть 1 статьи 6 указанного федерального закона).

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от
8 ноября 2007 года № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в частности, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом первой инстанции установлено, что прокуратурой
г. Йошкар-Олы в связи с поступившим обращением граждан о затоплении участка дороги и тротуаров по ул. Анникова г. Йошкар-Олы проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при организации благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола». Выявлено несоблюдение требований действующего законодательства в деятельности Управления городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», выразившееся в ненадлежащей организации и обеспечении выполнения работ по функционированию системы приема дренажных вод и поверхностного стока (ливневой канализации) на участке дороги и тротуарах в районе домов № 9 и 10 по ул. Анникова г. Йошкар-Олы. Отсутствие ливневой канализации в осенне-весенний период приводит к затоплению в связи со скоплением атмосферной влаги во время осадков, что затрудняет доступ к жилым помещениям жильцов домов, препятствует проезду транспортных средств, приводит к разрушению дорожного полотна, создает предпосылки для аварийных ситуаций.

В ответ на представление прокурора от 26 октября 2016 года об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения Управление городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» сообщило, что 7 мая 2015 года им заключен муниципальный контракт на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство ливневой канализации на участке от школы № 19 по ул. Анникова до ул. Строителей г. Йошкар-Олы; устройство ливневой канализации на спорном участке включено в проект плана выполнения работ на 2017 год; для устранения подтопления в районе домов № 9 и 10 по ул. Анникова г. Йошкар-Олы с участием МУП «Водоканал» в период дождей и таяния снега производилась откачка воды, устанавливалось временное ограничение движения транспорта по ул. Анникова.

Проанализировав нормы материального права, положения Устава муниципального образования «Город Йошкар-Ола» и Положения об Управлении городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», дав оценку установленным в судебном заседании обстоятельствам, объяснениям представителей ответчиков, не оспаривающих факт периодического затопления территории и отсутствие ливневой канализации на спорном участке, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора.

Доводы о том, что истцом избран неверный способ защиты, прокурор не является специализированным органом по даче заключения о необходимости осуществления ливневой канализации являются несостоятельными.

Выявленные нарушения препятствуют безопасному дорожному движению и создают потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, то есть затрагивают права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем прокурором обоснованно, в рамках полномочий, предусмотренных статьями 1, 27 Федерального закона
№ 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», статьей 45 ГПК РФ подано настоящее заявление.

Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены основные принципы охраны окружающей среды, в том числе соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.

Решение о строительстве ливневой канализации по ул. Анникова принято органом местного самоуправления, о чем свидетельствует акт от
2 ноября 2015 года об оказании услуг по разработке соответствующей проектно-сметной документации, справка о стоимости выполненных работ и затрат от 2 ноября 2015 года, протокол оперативного совещания у главы администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 28 сентября 2016 года о рассмотрении проектно-сметной документации, а также представленная в материалы дела переписка, в том числе о заключенном
7 мая 2015 года муниципальном контракте о разработке соответствующей проектно-сметной документации на спорной территории, выделении бюджетных средств.

Доводы ответчиков о недоказанности указанных прокурором обстоятельств являются необоснованными, поскольку факт подтопления территории объективно подтвержден представленными доказательствами: фотографиями, письменными обращениями, перепиской, в том числе о проводимых мероприятиях по откачке воды и временного ограничения движения транспорта по автомобильным дорогам.

Вопреки утверждению подателей жалобы, отсутствие акта осмотра территории, составленного при участии представителей органа местного самоуправления и ГИБДД, при изложенных выше обстоятельствах не свидетельствует о незаконности принятого судом решения.

Причиной подтопления является отсутствие должных необходимых водосборных и водоотводных сооружений по приему поверхностных вод (атмосферных осадков, таяния снега). Указанные обстоятельства подтверждены совокупностью представленных суду доказательств, которым дана надлежащая оценка в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, с чем судебная коллегия согласна.

Апелляционные жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для рассмотрения спора по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционных жалоб в порядке статьи 327.1 ГПК РФ, не находит оснований для его отмены.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 26 января 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», Управления городского хозяйства администрации городского округа «Город
Йошкар-Ола» – без удовлетворения.

Председательствующий                     О.В. Волкова

Судьи                                 Ал.В. Иванов

Ан.В. Иванов

33-703/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Йошкар-Олы
Ответчики
Администрация ГО Город Йошкар-Ола, Управление городского хозяйства администрации ГО г. Й-Ола
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья
Иванов Андрей Викторович
Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
20.04.2017Судебное заседание
21.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2017Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее