№ 2а-27/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 января 2016 года пос. Игра Удмуртская Республика
Игринский районный суд Удмуртской Республики в составе:
Председательствующего судьи Малых Т.В.,
при секретаре Максимовой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску В.И.С. о признании незаконными постановлений Администрации МО «Игринский район», разрешения на строительство,
УСТАНОВИЛ:
В.И.С. обратился в суд с административным иском о признании незаконными постановлений Администрации МО «Игринский район» № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении акта выбора земельного участка, от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка в аренду; № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении градостроительного плана; разрешения на строительство, выданного Администрацией МО «Игринский район» от ДД.ММ.ГГГГ, указывая при этом, что Постановлением главы Администрации МО «Игринский район» за № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт выбора земельного участка и схема расположения земельного участка ориентировочной площадью 1500 кв.м., разрешенный вид использования земельного участка – территории общего пользования – летнее кафе, тир, торговые павильоны, категория земельного участка – земли населенных пунктов. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков, в том числе и жилого. Постановлением главы Администрации МО «Игринский район» от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок предоставлен Г.Т.Г. в аренду сроком на 5 лет для испрашиваемых целей. Договор аренды зарегистрирован Игринским отделом Россреестра по УР ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации МО «Игринский район» № утвержден градостроительный план указанного земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МО «Игринский район» выдано разрешение на строительство указанного объекта. Истец имеет в собственности земельный участок по адресу: УР, <адрес>. Указанное строительство ведется за его участком, а также за участками домов №,№ <адрес> до <адрес> УР. Земельный участок, предоставленный Г.Т.Г., находится в лесном массиве вблизи водоохраной зоны ручья (пруда). О выделении указанного земельного участка никто не знал, узнали только в конце ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с Водным кодексом РФ водоохранная зона – это территория, примыкающая к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ. Согласно ч.ч.1,2,4,11,13 ст.65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной деятельности и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Ширина водоохраной зоны рек, ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью до 10 км.- в размере 50 метров. Согласно Акта, составленного ДД.ММ.ГГГГ в присутствии представителей прокуратуры и Администрации, следует, что ширина от истока ручья (пруда) до первой сваи застройки составляет 21 метр. В границах водоохранных зон устанавливаются защитные полосы, на которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Из положений ч.ч. 15,16,17 ст. 65 ВК РФ следует, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством в области охраны окружающей среды. Пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования. Помимо этого, в соответствии с п.6 ст.6 ВК РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Каждый гражданин вправе пользоваться береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства. В настоящее время территория огораживается забором. Земельный участок находится в прибрежной защитной полосе и водоохранной зоне, положения ВК РФ не соблюдаются. Земельный участок предоставлен Г.Т.Г. в лесном массиве. Понятие лесного участка введено статьей 7 Лесного кодекса РФ, которой предусмотрено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст.67,69, 92 ЛК РФ. При этом Лесной кодекс РФ не содержит понятия «участок лесного фонда, предоставляемого в пользование». Несмотря на тесную взаимосвязь лесного и земельного законодательства и то, что земли лесного фонда являются самостоятельной категорией земель, ЛК РФ имеет специфику, отличающую его в корне от земельного законодательства. Объектом лесных отношений является участок лесного фонда- как комплекс земли и расположенной на ней растительности одновременно, участки нелесных земель, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью. Таким образом, к лесному законодательству неприменим термин «земельный участок», поскольку предметом договорных отношений становиться именно участок лесного фонда. Согласно подпункта 2 п.5 ст. 27 ЗК РФ, в силу которого земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте. Несмотря на приведенные выше нормы, земельный участок был предоставлен Г.Т.Г. Силами, привлеченными административным ответчиком, производилась вырубка лесов, все запротоколировано и сфотографировано. Материалы по незаконной вырубке леса находятся в ГУ Межмуниципальный отдел МВД России «Игринский». Данные постановления вынесены в нарушение Лесного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ. Истец и жители соседних домов строили свои дома в надежде на спокойную уединенную жизнь, вдалеке от суеты, работа кафе нарушит их спокойный образ жизни, возведенный забор ограничил их передвижения по лесу, зимой – катанию на лыжах, летом рыбалке, как указано выше полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования, каждый гражданин вправе пользоваться береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства, то есть нарушены их права на беспрепятственное передвижение, пребывание, пользование лесным фондом, прудом. Коллективное обращение в природоохранную прокуратуру подтверждает все вышеуказанное. В своем заявлении В.И.С. просит признать постановления Главы Администрации МО «Игринский район» за № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении акта выбора земельного участка, от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка в аренду; № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении градостроительного плана; разрешения на строительство, выданного Администрацией МО «Игринский район» от ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец В.И.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие, об отложении судебного заседания не заявлял.
С учетом требований ст. 150,226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика.
Представитель административного ответчика - Администрации МО «Игринский район» Ш.К.А., имеющий доверенность, в суде пояснил, что оспариваемые административным истцом постановления являются законными и обоснованными. ДД.ММ.ГГГГ Г.Т.Г. обратилась в Администрацию МО «Игринский район» с заявлением о выборе и предварительном согласовании земельного участка для строительства летнего кафе, лоточной торговли, киосков, тира в 40 метрах севернее <адрес> УР ориентировочной площадью 1,5 га. ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО «Игринский район» на полученное заявление о выборе земельного участка предоставила ответ Г.Т.Г. о том, что о ее намерении о выборе земельного участка подано объявление в районную газету и по истечении двухнедельного срока с момента публикации и отсутствия критических замечаний и предложений со стороны населения возможно предварительное согласование земельного участка для размещения указанных объектов в заявлении. В соответствии с правилами пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ в газете «Светлый путь» от 26 августа 2- 014 №66 (9397) было опубликовано о намерении проведения проектно-изыскательских работ по объектам, в том числе летнее кафе, тир, торговые павильоны, расположенные по адресу: УР, <адрес>, ориентировочной площадью земельного участка 1500 кв.м (1,5 га) и принятии заявлений от лиц, чьи интересы могут быть затронуты возможным предоставлением земельного участка. В связи с отсутствием заявлений и возражений со стороны третьих лиц и во исполнение пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ акт выбора земельного участка для строительства летнего кафе, тира, торговых павильонов от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден постановлением Администрации МО «Игринский район» от ДД.ММ.ГГГГ № «О предварительном согласовании места строительства летнего кафе, тира, торговых павильонов». В соответствии со статьями 30, 31 Земельного кодекса РФ и на основании постановления Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении Г.Т.Г. земельного участка в аренду» между администрацией района (арендодатель) и гражданкой России Г.Т.Г. заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с пунктом 1.1 договора арендатор принимает в аренду из земель населенных пунктов земельный участок общей площадью 16063 кв.м. с кадастровым номером № расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> для строительства летнего кафе, тира, торгового павильонов. Разрешенное использование земельного участка - летнее кафе, тир, торговые павильоны. Пунктом 2.1 договора срок аренды земельного участка установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО «<адрес>» вынесла постановление № «Об утверждении градостроительного плана земельного участка», где утвердила градостроительный план земельного участка находящегося по адресу: УР, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию МО «Игринский район» от Г.Т.Г. поступило заявление о выдаче разрешения на строительство летнего кафе. ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение на строительство летнего кафе. ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО «Игринский район» на основании заявления Г.Т.Г. вынесла постановление № об образовании земельного участка, где утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 3983 кв.м. с адресным ориентиром: Удмуртская Республика, <адрес> образуемого путем разделения земельного участка. Считает, что указанные постановления были приняты в соответствии с действующим законодательством. На основании изложенного, просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Административный ответчик Г.Т.Г. в суде пояснила, что оспариваемые административным истцом постановления являются законными и обоснованными, ею был соблюден порядок получения спорного земельного участка в аренду. Каких-либо препятствий жителям близлежащих домов ее не создано.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и проанализировав письменные материалы дела, пришел к выводу, что заявленные административным истцом требования необоснованны, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.2 ст. 22 Земельного кодекса РФ земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии с ч.2, 3 ст. 34 Земельного кодекса РФ, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством, подают заявления в орган местного самоуправления, в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
На основании ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения, в том числе, относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Из ст.29 ЗК РФ следует, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Г.Т.Г. обратилась с заявлением в администрацию МО «Игринский район» о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1,5 га по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, указав при этом цель использования участка: для строительства летнего кафе, лоточной торговли, киосков, тира.
Объявление о намерении проведения проектно-изыскательских работ, в том числе по объекту: летнее кафе, тир, торговые павильоны, расположенные по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, ориентировочная площадь земельного участка 15000 кв.м (1,5 га) опубликовано в №66 (9397) газеты «Светлый путь» от 26 августа 2014 года. Также в объявлении указано на возможность выразить свое мнение по данному вопросу в течение двух недель со дня опубликования настоящего сообщения, при этом указано, куда можно обращаться, адрес, телефон, график работы.
Постановлением главы МО «Игринский район» № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт выбора земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и прилагаемая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории ориентировочной площадью 15000 кв.м (1,5 га), испрашиваемого для строительства летнего кафе, тира, торговых павильонов по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>. Категория земельного участка указана как земли населенных пунктов.
Согласно постановлению главы Администрации МО «Игринский район» № от ДД.ММ.ГГГГ Г.Т.Г. предоставлен в аренду сроком на 5 лет из земель населенных пунктов земельный участок площадью 16063 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, для строительства летнего кафе, тира, торговых павильонов, в связи с чем между администрацией МО «Игринский район» и Г.Т.Г. заключен договор аренды земельного участка №. Данный участок передан арендатору по акту приема-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
Из уведомления о проведенной регистрации ограничения (обременения) права № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по заявлению Г.Т.Г. проведена государственная регистрация Договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, № на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: летнее кафе, тир, торговые павильоны, общая площадь 16063 кв.м., адрес: Удмуртская Республика, <адрес>, кад.№. Земельный участок не обременен каким-либо особым режимом использования земли.
Постановлением главы Администрации МО «Игринский район» № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, предназначенного для строительства кафе, на основании указанного постановления и заявления Г.Т.Г. (входящий № от ДД.ММ.ГГГГ) последней выдано разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Администрация МО «Игринский район» разрешает строительство объекта капитального строительства – летнего кафе, общей площадью здания 60,16 кв.м на земельном участке 1,6063 га, имеющем кадастровый №, расположенном по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>
Согласно письму прокуратуры Игринского района УР от ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой проверены доводы обращения жителей <адрес> УР по вопросу предоставления земельного участка, строительства объекта, вырубки деревьев. В ходе проверки установлено, что предоставленный Г.Т.Г. земельный участок находится вблизи водоохраной зоны ручья, при этом нарушений Водного Кодекса РФ, Правил землепользования и застройки п.Игра, утвержденных решением Совета депутатов МО «Игринское» от ДД.ММ.ГГГГ №.1, при проектировании и строительстве кафе на спорном земельном участке не имеется. Наряду с этим, в ходе проведенной проверки выявлено несоответствие постановления главы Администрации МО «Игринский район» № от ДД.ММ.ГГГГ в части указания в нем ссылки на Правила землепользования и застройки п.Игра от ДД.ММ.ГГГГ №.4, которые утратили силу, в связи с чем прокурором района подготовлен протест на указанное постановление.
Согласно ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено указанным Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено указанным Кодексом, другими федеральными законами. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
Пунктом 3.2 ст. 22 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается с пользователем водным объектом при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или временное пользование.
В соответствии с п. 8 ст. 27 ЗК запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным Кодексом РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Таким образом, данное основание не может служить отказом в предоставлении земельного участка в аренду, т.к. п. 8 ст. 27 ЗК РФ установлен запрет только на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, а не на их передачу в аренду.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего…, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", а также положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Между тем административным истцом не представлено суду доказательств, подтверждающих нарушение его прав, свобод и законных интересов принятыми органом местного самоуправления постановлениями, в чем именно выразилось нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Довод административного истца о том, что предоставленный Г.Т.Г. земельный участок находится в лесном массиве и является землями лесного фонда, оборот которого, по мнению заявителя, ограничен в силу пп.2 п.5 ст.27 ЗК РФ, который предусматривает, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда, суд считает ошибочным и не основанным на законе, поскольку как следует из проанализированных выше материалов дела земельный участок Г.Т.Г. предоставлен из земель населенных пунктов, более того, из акта выбора земельного участка для строительства летнего кафе, тира, торговых павильонов, следует, что он согласован, в том числе, и с руководителем ГУ УР «Игринское лесничество».
Доводы В.И.С. о том, что предоставление земельных участков по договору аренды в пределах береговой полосы незаконно не нашли своего подтверждения и опровергаются вышеуказанными материалами дела.
Доводы административного истца, что нарушены его права на спокойную уединенную жизнь, вдалеке от суеты, для него и других граждан имеется препятствие в пользовании лесным фондом, прудом, а также для свободного доступа к береговой полосе, также не состоятельны.
По смыслу ст. 4 КАС РФ защите подлежит нарушенное право лица.
Возможное нарушение каких-либо прав лица в будущем, не может свидетельствовать о незаконности оспариваемых решений, вынесенных органом местного самоуправления.
Ссылка в постановлении Администрации МО «Игринский район» № от 2 ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании места строительства летнего кафе, тира, торговых павильонов» на Правила землепользования и застройки поселка Игра МО «Игринское» утвержденные решением Совета депутатов МО «Игринское» от ДД.ММ.ГГГГ №.4, утративших силу на момент вынесения решения, также не являются основанием для удовлетворения требований административного истца, данное обстоятельство каким-либо образом не влечет нарушение прав и законных интересов истца, не создает препятствий к осуществлению его прав и свобод.
Таким образом, поскольку порядок принятия оспариваемых постановлений Администрации МО «Игринский район» соблюден, постановления соответствует по форме и содержанию действующему законодательству, не нарушают права истца, у суда не имеется оснований для признания незаконными постановлений Администрации МО «Игринский район» № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении акта выбора земельного участка, № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка в аренду; № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении градостроительного плана; разрешения на строительство, выданное Администрацией МО «Игринский район» от ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 186, 227,228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска В.И.С. о признании незаконными постановления администрации МО «Игринский район» № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении акта выбора земельного участка; постановления № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Г.Т.Г. земельного участка в аренду; № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении градостроительного плана земельного участка; разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Администрацией МО «<адрес>» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Игринский районный суд УР.
<данные изъяты>
<данные изъяты>