Судья: Фойгель К.М. Дело № 33-2056/15
Апелляционное определение«29» января 2015 года г. Краснодар
судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Пегушина В.Г.
и судей Малаевой В.Г., Диденко И.А.
по докладу судьи Пегушина В.Г.
при секретаре Овдиенко О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, по доверенности < Ф.И.О. >5, на решение Советского районного суда Г. Краснодара от 25 ноября 2014 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
< Ф.И.О. >6 обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка. Указал, что для организации крестьянского фермерского хозяйства (КФХ) и размещения сада на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0416080:739, площадью 80000 кв.м., из земель сельскохозяйственного назначения, предназначенного для сельскохозяйственного использования, он обратился в Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ТУ Росимущества в КК) с просьбой заключить договор купли-продажи этого земельного участка, но письмом от 24.10.2004г. ему отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку он обременен правом постоянного (бессрочного) пользования, а также в связи с тем, что необходимо произвести раздел земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:105 и обеспечить государственную регистрацию права собственности РФ на все вновь сформированные земельные участки. Кроме того, указал, что им дополнительно выявлен земельный участок в районе <...>, с кадастровым номером 23:43:0416080:20, площадью 25000 кв.м., который длительное время не используется в сельскохозяйственных целях, брошен и зарос кустарниковой растительностью. В целях организации КФХ и размещения яблоневого сада на этом земельном участке он обратился в ТУ Росимущества по КК с просьбой о заключении договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка, но до настоящего времени на его письмо от 02.10.2014г. Управление не ответило, фактически отказав ему в его просьбе. Считая что указанные отказы незаконными просил суд признать их таковыми и обязать ответчика разделить федеральный земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:105, путем образования земельного участка с кадастровым номером 23:43:0416080:739, площадью 80000 кв.м., зарегистрировать право собственности РФ на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0416080:739, прекратить право постоянного (бессрочного) пользования ГНУ «Северо-кавказский научно-исследовательский институт животноводства» Российской академии сельскохозяйственных наук на вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 23:43:0416080:739, площадью 80000 кв.м., и земельный участок с кадастровым номером 23:43:0416080:20, площадью 25000 кв.м., предоставить ему в собственность за плату эти земельные участки, путем заключения договора купли-продажи.
Обжалуемым решением Советского районного суда <...> требования < Ф.И.О. >6 полностью удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ТУ Росимущества в КК, по доверенности < Ф.И.О. >5, указал, что при рассмотрении дела были нарушены нормы права, просит отменить решение райсуда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав мнение представителя < Ф.И.О. >6, по доверенности < Ф.И.О. >7, считающего, что решение законно и обоснованно, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Из материалов дела установлено, что в целях организации крестьянского фермерского хозяйства для размещения яблоневого сада, на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0416080:739, площадью 80000 кв.м., из земель сельскохозяйственного назначения, предназначенного для сельскохозяйственного использования, в соответствии с положениями Федерального закона от <...> № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», < Ф.И.О. >6 обратился в ТУ Росимущества в КК с просьбой предоставить ему испрашиваемый земельного участка путём заключения с ним договора купли-продажи земельного участка.
Письмом от <...> <...> Управление отказало заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка, указав, что участок обременен правом постоянного (бессрочного) пользования ГНУ «Северо-Кавказский научно-исследовательский институт животноводства» Российской академии сельскохозяйственных наук, а также в связи с тем, что необходимо произвести раздел земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:105, обеспечив государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на все вновь сформированные земельные участки.
Согласно положениям Постановления Верховного совета Российской Федерации от <...> <...> «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» исключительно к федеральной собственности относятся предприятия и другие объекты отраслевых академий наук.
В силу положений ст. 3.1 Федерального закона от <...> № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук.
В п. 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от <...> <...> «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий» следует, что земельные участки, указанные в ст. 3.1 Федерального закона от <...> № 137-ФЗ, и расположенные на них объекты, указанные в Постановлении Верховного совета Российской Федерации от <...> № 3020-1, являются федеральной собственностью непосредственно в силу прямого указания закона. То есть федеральная собственность возникает в отсутствие государственной регистрации в силу законодательства о приватизации на основании сложного юридического состава.
Таким образом, вывод Управления о том, что для предоставления испрашиваемого земельного участка заявителю необходимо обеспечить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на сформированные земельные участки является необоснованным.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 6 ЗК РФ, объектом земельных отношений является, в том числе, часть земельного участка.
Из указанного письма усматривается, что Управление признает, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 23:43:0416080:739 является частью земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:105, в связи с чем может являться объектом гражданско-правовых сделок, в том числе договора купли-продажи.
Положения ФЗ от <...> № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» прямо не запрещают предоставление части земельного участка для организации КФХ, если площади такой части достаточно для осуществления целей деятельности хозяйства.
Из материалов дела установлено, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 23:43:0416080:739 поставлен на государственный кадастровый учет, индивидуально определен на местности и может быть отделен от иных земель учреждения.
Также установлено, что в ходе организации КФХ заявителем был выявлен земельный участок в районе <...>, с кадастровым номером 23:43:0416080:20, площадью 25000 кв.м., который длительное время не используется в сельскохозяйственных целях, брошен и зарос кустарниковой растительностью.
В целях организации КФХ и размещения яблоневого сада на указанном земельном участке с кадастровым номером 23:43:0416080:20, площадью 25000 кв.м., из земель сельскохозяйственного назначения, предназначенного для сельскохозяйственного использования, в соответствии с положениями Федерального закона от <...> № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» < Ф.И.О. >6 обратился в ТУ Росимущества по КК с просьбой о заключении договора купли-продажи указанного земельного участка.
До настоящего времени на письмо заявителя от <...> б/н Управление не ответило, фактически отказав ему в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал и данный отказ незаконным в виду следующих обстоятельств.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <...> № 23-0-1-172/4020/2014-7349, правообладателем земельного участка с кадастровым номером 23:43:0416080:20 является Российская Федерация, ограничения (обременения) прав на названный земельный участок не зарегистрированы.
В силу положений п. 3 ст. 1 Федерального закона от <...> № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», существование недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, подтверждается внесением сведений о недвижимом имуществе в государственный кадастр недвижимости.
Испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 23:43:0416080:20 поставлен на государственный кадастровый учет, индивидуально определен на местности и может быть предоставлен для организации КФХ.
Таким образом, указанное бездействие Управления райсуд правильно расценил как незаконное, нарушающее права и законные интересы заявителя.
Вышеизложенное свидетельствует об отсутствии правовых препятствий для понуждения в судебном порядке ответчика к заключению договоров купли-продажи в отношении спорных земельных участков.
Пунктом 1 ст. 81 ЗК РФ установлено, что для осуществления КФХ его деятельности гражданам, изъявившим соответствующее желание, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с ЗК РФ и федеральным законом о КФХ.
Таким законом является Федеральный закон от <...> № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ст. 12 которого регламентирует порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.
В силу положений ст. 11 Федерального закона от <...> № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут быть предоставлены земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.
В пунктах 4 и 5 ст. 12 Федерального закона от <...> № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» закреплено, что договор купли-продажи земельного участка заключается с фермерским хозяйством в течение 7 дней после принятия уполномоченным органом решения о предоставлении соответствующего участка в собственность.
По смыслу вышеуказанных норм рассмотрение заявлений заинтересованных лиц о приобретении земельных участков в собственность для уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. Следовательно, заключение договора купли-продажи земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 445 ГК РФ.
Пункты 1 и 3 ст. 445 ГК РФ предусматривают, что в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцента, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Указанное правило о сроках применяется, если другие сроки не установлены законом, иными правовыми актами или не согласованы сторонами.
Согласно п. 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В соответствии с п. 1 ст. 269 ГК РФ, лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет впадение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
В п. 1 ст. 45 ЗК РФ предусмотрена возможность отказа землепользователя от принадлежащего ему права постоянного бессрочного) пользования на земельный участок.
В силу положений п. 1 ст. 20 ЗК РФ, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Пунктом 1 ст. 3 Федерального закона от <...> № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что права на землю, не предусмотренные ст.ст. 15, 20-24 ЗК РФ, подлежат переоформлению со дня введения в действие ЗК РФ.
Таким образом, учреждение в силу императивного указания закона обязано переоформить постоянное (бессрочное) пользование, что до сегодняшнего дня не сделано.
В соответствии с положениями ст. 9.2 Федерального закона от <...> № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», бюджетные (государственные) учреждения создаются публичным собственником для выполнения забот, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Учреждение создано для решения государственных задач в научно-исследовательской области животноводства.
Однако в течение длительного периода времени испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 23:43:0416080:739 не используется учреждением для решения задач, ради которых создан научно-исследовательский институт.
На обращение < Ф.И.О. >6 это учреждение сообщило о том, что в настоящий момент земельный участок с кадастровым номером 23:43:0416080:739 не используется в научных или сельскохозяйственных целях, в связи с его расположением возле жилых построек и железнодорожных путей. Для выполнения иных уставных целей учреждение не нуждается в испрашиваемом земельном участке.
Кроме того, судом установлено, что и земельный участок с кадастровым номером 23:43:0416080:20 также в течение длительного периода времени не используется каким-либо государственным учреждением или предприятием.
Указанные обстоятельства по существу свидетельствуют о фактическом не использовании земли, которое приводит к ухудшению плодородного слоя почвы в результате длительного отсутствия сельскохозяйственных работ, что не соответствует государственным интересам в области сельского хозяйства и задачам по увеличению отечественного производства сельскохозяйственных культур.
Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном. Целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности (ст. 12 ЗК РФ).
Положения ст. 54 ЗК РФ предусматривают возможность изъятия земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду ненадлежащего использования земельного участка.
Согласно общим началам гражданского законодательства и исходя из принципа добросовестности при осуществлении гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (п. 3 ст. 1 ГК РФ); никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 1 ст. 1 ГК РФ).
Судом правильно принято во внимание то обстоятельство, что учреждение не исполняет предусмотренную законом обязанность по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования, при этом, не используя участок с кадастровым номером 23:43:0416080:739 по целевому назначению, что приводит к ухудшению его плодородия, а не предоставление отказа от права постоянного (бессрочного) пользования с целью предоставления участка для организации фермерского крестьянского хозяйства и его целевого (надлежащего) использования является заведомо недобросовестным осуществлением гражданских прав (злоупотребление правом) (п. 1 ст. 10 ГК РФ), а также что нахождение земельного участка с кадастровым номером 23:43:0416080:20 в собственности фермерского хозяйства позволит использовать его для нужд сельского хозяйства, что в настоящее время каким-либо специализированным предприятием или учреждением не осуществляется.
Суд первой инстанции законно полагает, что предоставление земельных участков для ведения фермерского хозяйства необходимо для защиты публичных интересов, поскольку в случае заключения договоров купли-продажи заявитель перечислит в федеральный бюджет денежные средства в размере рыночной стоимости испрашиваемых участков, в то время как нахождение земельного участка с кадастровым номером 23:43:0416080:739 на ограниченном вещном праве у учреждения и не использование по целевому назначению земельного участка с кадастровым номером 23:43:0416080:20 приведет к невозможности их использования для нужд сельского хозяйства.
При таких обстоятельствах и в силу п. 2 ст. 9 ЗК РФ действия по осуществлению раздела, по прекращению права постоянного бессрочного пользования и по предоставлению в собственность за плату земельных участков должны быть совершены управлением.
Согласно п. 1 Положению о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от <...> <...> «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
В п. 4 названного Положения указано, что на территории субъектов Российской Федерации Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность через соответствующие территориальные управления и заключает в установленном законом порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных < Ф.И.О. >6 требований.
Довод жалобы представителя ТУ Росимущества в КК, по доверенности < Ф.И.О. >5, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и иное толкование действующего законодательства, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Судебная коллегия считает, что решение Советского районного суда <...> следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда Г. Краснодара от 25 ноября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, по доверенности < Ф.И.О. >5, – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: