Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-404/2022 (2а-6284/2021;) ~ М-6738/2021 от 13.12.2021

Дело №2а-404/22

                                                                                                             73RS0001-01-2021-012242-84

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 января 2022    года                                                                                            г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Бирюковой О.В.,

при секретаре Матанцевой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации города Ульяновска об обязании определить места размещения снега на территории г.Ульяновска, обустроить земельные участки в соответствии с требованиями действующего законодательства для дальнейшего размещения снежных «сухих» свалок

У С Т А Н О В И Л:

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным иском к Администрации города Ульяновска об обязании определить места размещения снега на территории г.Ульяновска, обустроить земельные участки в соответствии с требованиями действующего законодательства для дальнейшего размещения снежных «сухих» свалок. В обоснование иска истец указал, что в ходе проведения проверки установлено отсутствие на территории г.Ульяновска официально утвержденных мест размещения снега, а также обустроенных площадок для размещения снежных сухих свалок. Таким образом, администрацией города не принимаются достаточные меры для реализации ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории города, своевременное и бесперебойное оказание услуг по утилизации и переработке отходов, в том числе снежных масс, в рамках контроля за соблюдением правил благоустройства территории городского округа. По результатам выявленных нарушений 15.02.2021 в адрес Главы города Ульяновска было внесено представление об устранении выявленных нарушений. Отсутствие площадок для размещения снежных свалок может привести к вывозу загрязненного реагентами снега на необорудованные места, что может повлечь за собой загрязнение почвы, грунтовых вод, иных элементов окружающей среды. Загрязнение элементов окружающей среды талыми водами от загрязненного снега может повлечь негативное воздействие на здоровье неопределенного круга лиц. Просит обязать администрацию города Ульяновска определить места размещения снега на территории г.Ульяновска; обязать администрацию города Ульяновска обустроить земельные участки в соответствии с требованиями действующего законодательства для дальнейшего размещения снежных «сухих» свалок: обваловка по периметру сплошным земляным валом участка, обустройство твердого водонепроницаемого покрытия.

Представитель административного истца в судебном заседании на удовлетворении требований настаивала, в целом дала пояснения аналогичные доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации города Ульяновска в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что в настоящее время проводятся мероприятия по оборудованию данных площадок. Снег в настоящее время никуда не вывозится.

Представитель заинтересованного лица Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска в судебном заседании возражала против удовлетворения требований. В целом дала пояснения аналогичные доводам, изложенным в иске, в том числе, пояснила, что в реестре муниципальной собственности свободных земельных участков для использования под складирование снега не имеется. Управлением дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска определены земельные участки для временного хранения снега, а также направлено обращение в Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области о предоставлении информации по ним. 25.11.2021 заместителем Министра направлен ответ о невозможности предоставления информации в связи с отсутствием схем расположения на кадастровом плане испрашиваемых земельных участков. Работы по подготовке схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории планируется провести в 2022 году.

Представитель заинтересованного лица МБУ «Дорремстрой» в судебном заседании возражала против удовлетворения требований. Пояснила, что МБУ «Дорремстрой» создано в целях благоустройства г.Ульяновска, в том числе для уборки дорог. Заказчиком является Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, которое также осуществляет контроль. МБУ «Дорремстрой» самостоятельно не может определить земельные участки для складирования снега. Неоднократно запросы направлялись в Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска.

Представитель ООО «ДВЛ-Девелопмент» в судебном заседании оставил решение на усмотрение суда.

Иные заинтересованные лица в судебном заседании не участвовали, извещались.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - ФЗ "Об охране окружающей среды") каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (пункт 1 статьи 4 ФЗ "Об охране окружающей среды".

Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 ФЗ "Об охране окружающей среды" основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 11 части 1 статьи 16) и Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ) (пункт 2 статьи 7) организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа относят к вопросам местного значения городского округа.

Пунктами 24 и 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесены участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.

Так, пункт 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дает понятие благоустройства территории как деятельности по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленной на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

Согласно п.27 ст. 3 Решение Ульяновской Городской Думы от 23.09.2014 N 119 (ред. от 29.09.2021) "О принятии Устава муниципального образования "город Ульяновск", к вопросам местного значения городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Пунктом 2.4. гл. 2 Решения Ульяновской Городской Думы от 24.02.2021 N 20 "Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Ульяновск" установлено, что на территории города Ульяновска запрещается: сброс, складирование, размещение снега, грунта, отходов и мусора, в том числе образовавшихся во время ремонта, вне специально отведенных для этого мест.

В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" к коммунальным, подобным коммунальным на производстве и предоставлении услуг населению, отходам относятся отходы от зимней уборки улиц (код 7 31 210 00 00 0), то есть снег.

Правовые основы обращения с отходами в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", предусматривающим, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).

Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ).

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.

Согласно положениям пункта 1 статьи 2, статей 11, 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения санитарных правил.

Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила (часть 2 ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21 Закона N 52-ФЗ).

В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4.8 санитарно-эпидемиологических правил и норм "СанПиН 2.1.7.3550-19 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 5 декабря 2019 года N 20 (действующих до 01 января 2021 года), складирование собранного снега допускается осуществлять на специально отведенные площадки с водонепроницаемым покрытием и обвалованные сплошным земляным валом или вывозить снег на снегоплавильные установки.

Пунктом 34 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года, предусмотрено, что собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом. Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.

Настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами. Положения приведенного законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Доказательств, свидетельствующих о том, что на территории города Ульяновска имеются специальные площадки, отвечающие требованиям санитарных правил, на которых может складироваться снег, собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, в материалах дела не имеется.

При изложенных обстоятельствах, с учетом приведенного правового регулирования и установленных фактических обстоятельств, заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Административный иск Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию города Ульяновска определить места размещения снега на территории г.Ульяновска.

Обязать администрацию города Ульяновска обустроить земельные участки в соответствии с требованиями действующего законодательства для дальнейшего размещения снежных «сухих» свалок: обваловка по периметру сплошным земляным валом участка, обустройство твердого водонепроницаемого покрытия.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                                                                                О.В. Бирюкова

2а-404/2022 (2а-6284/2021;) ~ М-6738/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация МО "город Ульяновск"
Другие
Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области
Администрация город Ульяновска
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Бирюкова О. В.
Дело на странице суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
13.12.2021Регистрация административного искового заявления
14.12.2021Передача материалов судье
16.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
16.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.01.2022Судебное заседание
13.01.2022Судебное заседание
20.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее