10RS0011-01-2021-001205-96
№ 2-1600/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 февраля 2021 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Саврук Ю.Л.,
при секретаре Ващенко О.Г.,
с участием прокурора Сурьялайнен А.В., ответчика ИП Руньгис Р.Ф., представителя третьего лица ОНД и ПР г.Петрозаводска УНД и ПР ГУ МЧС России по РК Серебренникова В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г.Петрозаводска в интересах неопределенного круга лиц к ИП Руньгис Р.Ф. о понуждении совершить определенные действия,
установил:
Иск заявлен по тем основаниям, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой города Петрозаводска с участием должностных лиц ОНД и ПР г.Петрозаводска УНД и ПР ГУ МЧС России по РК проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности ИП Руньгис Р.Ф. В ходе осмотра эксплуатируемых ИП Руньгис Р.Ф. помещений, расположенных в многоквартирных домах по адресу: г<адрес>, и <адрес>, выявлены грубые нарушения пожарной безопасности, влекущие создание реальной угрозы жизни и здоровью граждан. Установлено, что в занимаемых помещениях оборудованы пансионаты для оказания услуг по уходу за престарелыми людьми и инвалидами. Помещения располагаются в цокольных этажах многоквартирных домов. В помещениях по адресу: <адрес>, предусмотрено размещение 10 человек (10 койко-мест). На момент осмотра в пансионате получают услуги 8 человек. В другом пансионате по адресу: <адрес>, предусмотрено размещение 14 человек (14 койко-мест). На момент осмотра в пансионате получают услуги 11 человек. Все указанные лица находятся в пансионатах круглосуточно. Прокурор города Петрозаводска в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, ФЗ РФ от 21.121994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.1065 ГК РФ просит запретить ИП Руньгис Р.Ф. осуществлять деятельность по эксплуатации помещений, принадлежащих на праве собственности ИП Корниенко А.М., Ершову А.Л., Грешникову И.В., Паншиной И.А., переданных в аренду ИП Руньгис Р.Ф. - №№№, общей площадью 114,9 кв.м. цокольного этажа с номерами на поэтажном плане: 29 (2,5 кв.м.), 30 (6,9 кв.м.),31 (9,8 кв.м.), 39 (14,1 кв.м), 40 (12,0 кв.м.), 41 (13,7 кв.м.),42 (12,7 кв.м.), 56 (43,2 кв.м.), расположенных по адресу: Республика Карелия г<адрес>, а также помещений №1,№2,№3,№4,№5,№6, общей площадью 96,6 кв.м., расположенных по адресу: Республика Карелия, <адрес>, до полного устранения выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности.
В судебном заседании помощник прокурора города Петрозаводска Сурьялайнен А.В. исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик ИП Руньгис Р.Ф. в ходе судебного заседания не отрицала необходимость проведения указанных в иске мероприятий.
Представитель третьего лица ОНД и ПР г.Петрозаводска УНД и ПР ГУ МЧС России по РК Серебренников В.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования полагал законными и обоснованными.
Иные третьи лица в судебное заседание не явились, о дате времени и мете рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Заслушав участвующих по делу лиц, прокурора города Петрозаводска, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (ст. 45 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее - организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами) определены и регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ), при этом, законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ являются системой обеспечения пожарной безопасности, при этом, основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определения основных положений технического регулирования в области пожарной безопасности и установления общих требований пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям и сооружениям, принят Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ). При этом, положения данного Федерального закона обязательны для исполнения при капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации объектов защиты, которыми в соответствии с п. 15 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ являются продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
Обеспечение пожарной безопасности объектов защиты, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ определяется обязанностью иметь систему обеспечения пожарной безопасности, целью создания которой является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и, в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ, направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Правила противопожарного режима, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (далее - ППР в РФ).
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что согласно условиям договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ арендодатель ИП Корниенко А.М. передает, а арендатор ИП Руньгис Р.Ф. принимает во временное владение и пользование помещения №№ 103, 104, 105, общей площадью 114,9 кв.м, цокольного этажа с номерами на поэтажном плане: 29 (2,5 кв.м.), 30 (6,9 кв.м.), 31 (9,8 кв.м.), 39 (14,1 кв.м.), 40 (12,0 кв.м.), 41 (13,7 кв.м.), 42 (12,7 кв.м.), 56 (43,2 кв.м.), расположенные по адресу: Республика Карелия, <адрес> и принадлежащие арендодателю на праве собственности согласно свидетельству о государственной регистрации на недвижимое имущество (акт приема-передачи указанного нежилого помещения от 01.03.2020).
Согласно условиям договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ арендодатели Ершов А.Л., Грешников И.В. и Паншина И.А. передают, а арендатор ИП Руньгис Р.Ф. принимает во временное владение и пользование помещения №1, №2, №3, №4, Л°5, №6 общей площадью 96,6 кв.м., расположенные по адресу: Республика Карелия, <адрес>, и принадлежащие арендодателям на праве собственности согласно свидетельствам о государственной регистрации на недвижимое имущество серии №, № и № от ДД.ММ.ГГГГ (акт приема-передачи указанного нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ).
При использовании арендуемых помещений арендатор обязан соблюдать требования законодательства о пожарной безопасности.
В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой города Петрозаводска с участием должностных лиц ОНД и ПР г.Петрозаводска УНД и ПР ГУ МЧС России по РК проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности ИП Руньгис Р.Ф.
В ходе проведения проверки зафиксированы нарушения требований законодательства о противопожарной безопасности, влекущие создание реальной угрозы жизни и здоровью граждан.
В помещениях эксплуатируемых ИП Руньгис Р.Ф. по адресу: <адрес> установлены нарушения требований законодательства о противопожарной безопасности, а именно:
допущено размещение жилых помещений в цокольном этаже здания, чем нарушен п. 4.16 СП 4.13130.2013;
система пожарной сигнализации на объекте защиты (здание класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1, Ф 1.2) не обеспечивает дублирование светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделений пожарной охраны, без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации, что является нарушением ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ;
на путях эвакуации (коридор) размещаются различные материалы, изделия, оборудование, что является нарушением п. 36 Правил № 390;
на основном пути эвакуации из цокольного этажа непосредственно на улицу допущено устройство криволинейной лестницы с забежными ступенями с различной шириной проступи, что является нарушением п. 4.3.6. СП 1.13130.2020;
на момент проверки дверь эвакуационного выхода закрыта на замок, чем нарушен п. 35 Правил № 390;
не обеспечена (ежедневно) передача в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится объект защиты с ночным пребыванием людей, информации о количестве людей, находящихся на объекте защиты (в том числе в ночное время), чем нарушен п. 10 Правил № 390;
не обеспечено наличие электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), отсутствуют средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека на каждого дежурного, чем нарушен п. 9 Правил № 390;
не обеспечено наличие в зданиях и сооружениях организации, в которых находятся пациенты, не способные передвигаться самостоятельно, носилок из расчета 1 носилки на 5 пациентов (инвалидов), что является нарушением п. 135 Правил № 390;
допускается пользование электрической розеткой с повреждениями корпуса (в тамбуре основного выхода), чем нарушен п. 42 Правил № 390;
допускаются к работе на объекте лица, не прошедшие обучения мерам пожарной безопасности, чем нарушен п. 3 Правил № 390;
отсутствует специальный журнал учета наличия, периодичности осмотра сроков перезарядки огнетушителей, чем нарушен п. 478 № 390;
в помещении (на поэтажном плане технического паспорта - помещение №13) эксплуатируются электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции, а также светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, чем нарушен п. 42 Правил № 390;
ширина эвакуационного выхода из помещения комнаты № 3 менее 0,8 м (фактическая ширина 0,68 м), чем нарушен п. 4.2.19 СП 1.13130.2020;
ширина горизонтального участка пути эвакуации в помещении коридора составляет менее 1 м. Фактическая ширина 0,84 м., чем нарушен п. 4.3.3. СП 1.13130.2020;
в полу коридора между помещениями № 11 и № 24 имеется перепад высот менее 0,45 м., чем нарушен п. 4.3.5. СП 1.13130.2020;
помещения различных классов функциональной пожарной опасности (кладовая) не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, что является нарушением ч. 1 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008;
точечные пожарные извещатели размещены на ненесущих конструкциях подвесного потолка и на расстоянии менее 0,5 м от электросветильников, что является нарушением п. 13.3.4 СП 5.13130.2009;
прибор приемно-контрольный установлен в помещении коридора на стене (перегородке), изготовленной из горючего материала, стальной лист под корпусом которого не выступает за контур устанавливаемого оборудования не менее чем на 0,1 м. Приемно-контрольный прибор установлен не в месте круглосуточного нахождения персонала, не защищен от несанкционированного доступа, что является нарушением п. 13.3.4 СП 5.13130.2009.
Кроме того, в ходе осмотра эксплуатируемых ИП Руньгис Р.Ф. помещений по адресу: <адрес> зафиксированы нарушения тебований законодательства о противопожарной безопасности, а именно:
допущено размещение жилых помещений в цокольном этаже здания, что является нарушением п. 4.16 СП 4.13130.2013;
отсутствует система пожарной сигнализации на объекте защиты приложение А СП 5.13130.2009);
отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при ножаре (раздел 7 таблица 2 СП 3.13130.2009);
на путях эвакуации (коридор) размещаются различные материалы, изделия, оборудование, чем нарушен п. 36 Правил № 390;
в полу коридора имеется перепад высот менее 0,45 м., чем нарушен п. 4.3.5. СП 1.13130.2020;
в тамбуре основного эвакуационного выхода имеется перепад высот менее 0,45 м., чем нарушен п. 4.3.5. СП 1.13130.2020;
дверь эвакуационного выхода закрыта на замок, чем нарушен п. 35 Правил № 390);
не обеспечена (ежедневно) передача в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится объект защиты с ночным пребыванием людей, информации о количестве людей, находящихся на объекте защиты (в том числе в ночное время), чем нарушен п. 10 Правил № 390);
не обеспечено наличие электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), отсутствуют средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека на каждого дежурного, чем нарушен п. 9 Правил № 390;
не обеспечено наличие в зданиях и сооружениях организации, в которых находятся пациенты, не способные передвигаться самостоятельно, носилок из тасчета 1 носилки на 5 пациентов (инвалидов), что является нарушением п. 135 Правил № 390;
допускаются к работе на объекте лица, не прошедшие обучения мерам пожарной безопасности, чем нарушен п. 3 Правил № 390;
на объекте отсутствуют первичные средства пожаротушения огнетушители), что является нарушением п.п. 468, 478 Правил № 390;
ширина эвакуационного выхода из помещения комнаты № 3 менее 0,8 м (фактическая ширина 0,68 м), чем нарушен п. 4.2.19 СП 1.13130.2020;
высота от пола до низа выступающих частей коммуникаций и оборудования в местах регулярного прохода людей на путях эвакуации (коридор) менее 2 м., что является нарушением п. 6.2.2 СП 1.13130.2020;
помещения различных классов функциональной пожарной опасности (офис и дом ухода) не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, что является нарушением ч. 1 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, пожарная безопасность объекта считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
При этом, обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности, включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению, а также незамедлительно сообщать в пожарную охрану о неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты установлена ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что ИП Руньгис Р.Ф. при эксплуатации помещений по адресу: г<адрес> и <адрес> в качестве пансионатов для пожилых людей допущены указанные выше грубые нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности, своевременно не приняты необходимые меры к её обеспечению.
Указанные нарушения непосредственно влияют на время обнаружения пожара, оповещения о нем, время начала эвакуации людей, а также на возможность тушения пожара в начальной стадии, что существенно нарушает права граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, закрепленные в ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ, исключает возможность безопасной эксплуатации помещений пансионата.
В соответствии с ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Согласно ст. 55.26 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, в случаях нарушения при эксплуатации зданий, сооружений требований технических регламентов, проектной документации эксплуатация зданий, сооружений может приостанавливаться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, поскольку помещения (пансионаты для пожилых людей) по адресам: Республика Карелия, <адрес> и <адрес> являются общественным местом с круглосуточным, массовым пребыванием людей, точное количество и личности которых в силу объективных причин установить не представляется возможным, а соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства, требования Прокурора г. Петрозаводска в интересах неопределенного округа лиц являются законными и обоснованными, и в связи с этим подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Прокурора г.Петрозаводска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Запретить ИП Руньгис Р.Ф. осуществлять деятельность по эксплуатации помещений, принадлежащих на праве собственности ИП Корниенко А.М., Ершову А.Л., Грешникову И.В., Паншиной И.А., переданных в аренду ИП Руньгис Римме Федоровне - №№103,104,105, общей площадью 114,9 кв.м. цокольного этажа с номерами на поэтажном плане: 29 (2,5 кв.м.), 30 (6,9 кв.м.),31 (9,8 кв.м.), 39 (14,1 кв.м.), 40 (12,0 кв.м.), 41 (13,7 кв.м.),42 (12,7 кв.м.), 56 (43,2 кв.м.), расположенных по адресу: Республика Карелия, г<адрес>, а также помещений №1,№2, №3,№4,№5,№6, общей площадью 96,6 кв.м., расположенных по адресу: Республика Карелия, г<адрес> до полного устранения выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Ю.Л. Саврук
Мотивированное решение изготовлено 25.02.2021.