Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1600/2021 ~ М-448/2021 от 21.01.2021

10RS0011-01-2021-001205-96

№ 2-1600/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 февраля 2021 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Саврук Ю.Л.,

при секретаре Ващенко О.Г.,

с участием прокурора Сурьялайнен А.В., ответчика ИП Руньгис Р.Ф., представителя третьего лица ОНД и ПР г.Петрозаводска УНД и ПР ГУ МЧС России по РК Серебренникова В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г.Петрозаводска в интересах неопределенного круга лиц к ИП Руньгис Р.Ф. о понуждении совершить определенные действия,

установил:

Иск заявлен по тем основаниям, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой города Петрозаводска с участием должностных лиц ОНД и ПР г.Петрозаводска УНД и ПР ГУ МЧС России по РК проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности ИП Руньгис Р.Ф. В ходе осмотра эксплуатируемых ИП Руньгис Р.Ф. помещений, расположенных в многоквартирных домах по адресу: г<адрес>, и <адрес>, выявлены грубые нарушения пожарной безопасности, влекущие создание реальной угрозы жизни и здоровью граждан. Установлено, что в занимаемых помещениях оборудованы пансионаты для оказания услуг по уходу за престарелыми людьми и инвалидами. Помещения располагаются в цокольных этажах многоквартирных домов. В помещениях по адресу: <адрес>, предусмотрено размещение 10 человек (10 койко-мест). На момент осмотра в пансионате получают услуги 8 человек. В другом пансионате по адресу: <адрес>, предусмотрено размещение 14 человек (14 койко-мест). На момент осмотра в пансионате получают услуги 11 человек. Все указанные лица находятся в пансионатах круглосуточно. Прокурор города Петрозаводска в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, ФЗ РФ от 21.121994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.1065 ГК РФ просит запретить ИП Руньгис Р.Ф. осуществлять деятельность по эксплуатации помещений, принадлежащих на праве собственности ИП Корниенко А.М., Ершову А.Л., Грешникову И.В., Паншиной И.А., переданных в аренду ИП Руньгис Р.Ф. - №№, общей площадью 114,9 кв.м. цокольного этажа с номерами на поэтажном плане: 29 (2,5 кв.м.), 30 (6,9 кв.м.),31 (9,8 кв.м.), 39 (14,1 кв.м), 40 (12,0 кв.м.), 41 (13,7 кв.м.),42 (12,7 кв.м.), 56 (43,2 кв.м.), расположенных по адресу: Республика Карелия г<адрес>, а также помещений №1,№2,№3,№4,№5,№6, общей площадью 96,6 кв.м., расположенных по адресу: Республика Карелия, <адрес>, до полного устранения выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности.

В судебном заседании помощник прокурора города Петрозаводска Сурьялайнен А.В. исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик ИП Руньгис Р.Ф. в ходе судебного заседания не отрицала необходимость проведения указанных в иске мероприятий.

Представитель третьего лица ОНД и ПР г.Петрозаводска УНД и ПР ГУ МЧС России по РК Серебренников В.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования полагал законными и обоснованными.

Иные третьи лица в судебное заседание не явились, о дате времени и мете рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Заслушав участвующих по делу лиц, прокурора города Петрозаводска, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (ст. 45 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее - организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами) определены и регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ), при этом, законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ являются системой обеспечения пожарной безопасности, при этом, основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определения основных положений технического регулирования в области пожарной безопасности и установления общих требований пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям и сооружениям, принят Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ). При этом, положения данного Федерального закона обязательны для исполнения при капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации объектов защиты, которыми в соответствии с п. 15 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ являются продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

Обеспечение пожарной безопасности объектов защиты, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ определяется обязанностью иметь систему обеспечения пожарной безопасности, целью создания которой является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и, в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ, направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Правила противопожарного режима, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (далее - ППР в РФ).

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что согласно условиям договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ арендодатель ИП Корниенко А.М. передает, а арендатор ИП Руньгис Р.Ф. принимает во временное владение и пользование помещения №№ 103, 104, 105, общей площадью 114,9 кв.м, цокольного этажа с номерами на поэтажном плане: 29 (2,5 кв.м.), 30 (6,9 кв.м.), 31 (9,8 кв.м.), 39 (14,1 кв.м.), 40 (12,0 кв.м.), 41 (13,7 кв.м.), 42 (12,7 кв.м.), 56 (43,2 кв.м.), расположенные по адресу: Республика Карелия, <адрес> и принадлежащие арендодателю на праве собственности согласно свидетельству о государственной регистрации на недвижимое имущество (акт приема-передачи указанного нежилого помещения от 01.03.2020).

Согласно условиям договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ арендодатели Ершов А.Л., Грешников И.В. и Паншина И.А. передают, а арендатор ИП Руньгис Р.Ф. принимает во временное владение и пользование помещения №1, №2, №3, №4, Л°5, №6 общей площадью 96,6 кв.м., расположенные по адресу: Республика Карелия, <адрес>, и принадлежащие арендодателям на праве собственности согласно свидетельствам о государственной регистрации на недвижимое имущество серии , и от ДД.ММ.ГГГГ (акт приема-передачи указанного нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ).

При использовании арендуемых помещений арендатор обязан соблюдать требования законодательства о пожарной безопасности.

В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой города Петрозаводска с участием должностных лиц ОНД и ПР г.Петрозаводска УНД и ПР ГУ МЧС России по РК проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности ИП Руньгис Р.Ф.

В ходе проведения проверки зафиксированы нарушения требований законодательства о противопожарной безопасности, влекущие создание реальной угрозы жизни и здоровью граждан.

В помещениях эксплуатируемых ИП Руньгис Р.Ф. по адресу: <адрес> установлены нарушения требований законодательства о противопожарной безопасности, а именно:

допущено размещение жилых помещений в цокольном этаже здания, чем нарушен п. 4.16 СП 4.13130.2013;

система пожарной сигнализации на объекте защиты (здание класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1, Ф 1.2) не обеспечивает дублирование светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделений пожарной охраны, без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации, что является нарушением ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ;

на путях эвакуации (коридор) размещаются различные материалы, изделия, оборудование, что является нарушением п. 36 Правил № 390;

на основном пути эвакуации из цокольного этажа непосредственно на улицу допущено устройство криволинейной лестницы с забежными ступенями с различной шириной проступи, что является нарушением п. 4.3.6. СП 1.13130.2020;

на момент проверки дверь эвакуационного выхода закрыта на замок, чем нарушен п. 35 Правил № 390;

не обеспечена (ежедневно) передача в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится объект защиты с ночным пребыванием людей, информации о количестве людей, находящихся на объекте защиты (в том числе в ночное время), чем нарушен п. 10 Правил № 390;

не обеспечено наличие электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), отсутствуют средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека на каждого дежурного, чем нарушен п. 9 Правил № 390;

не обеспечено наличие в зданиях и сооружениях организации, в которых находятся пациенты, не способные передвигаться самостоятельно, носилок из расчета 1 носилки на 5 пациентов (инвалидов), что является нарушением п. 135 Правил № 390;

допускается пользование электрической розеткой с повреждениями корпуса (в тамбуре основного выхода), чем нарушен п. 42 Правил № 390;

допускаются к работе на объекте лица, не прошедшие обучения мерам пожарной безопасности, чем нарушен п. 3 Правил № 390;

отсутствует специальный журнал учета наличия, периодичности осмотра сроков перезарядки огнетушителей, чем нарушен п. 478 № 390;

в помещении (на поэтажном плане технического паспорта - помещение №13) эксплуатируются электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции, а также светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, чем нарушен п. 42 Правил № 390;

ширина эвакуационного выхода из помещения комнаты № 3 менее 0,8 м (фактическая ширина 0,68 м), чем нарушен п. 4.2.19 СП 1.13130.2020;

ширина горизонтального участка пути эвакуации в помещении коридора составляет менее 1 м. Фактическая ширина 0,84 м., чем нарушен п. 4.3.3. СП 1.13130.2020;

в полу коридора между помещениями № 11 и № 24 имеется перепад высот менее 0,45 м., чем нарушен п. 4.3.5. СП 1.13130.2020;

помещения различных классов функциональной пожарной опасности (кладовая) не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, что является нарушением ч. 1 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008;

точечные пожарные извещатели размещены на ненесущих конструкциях подвесного потолка и на расстоянии менее 0,5 м от электросветильников, что является нарушением п. 13.3.4 СП 5.13130.2009;

прибор приемно-контрольный установлен в помещении коридора на стене (перегородке), изготовленной из горючего материала, стальной лист под корпусом которого не выступает за контур устанавливаемого оборудования не менее чем на 0,1 м. Приемно-контрольный прибор установлен не в месте круглосуточного нахождения персонала, не защищен от несанкционированного доступа, что является нарушением п. 13.3.4 СП 5.13130.2009.

Кроме того, в ходе осмотра эксплуатируемых ИП Руньгис Р.Ф. помещений по адресу: <адрес> зафиксированы нарушения тебований законодательства о противопожарной безопасности, а именно:

допущено размещение жилых помещений в цокольном этаже здания, что является нарушением п. 4.16 СП 4.13130.2013;

отсутствует система пожарной сигнализации на объекте защиты приложение А СП 5.13130.2009);

отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при ножаре (раздел 7 таблица 2 СП 3.13130.2009);

на путях эвакуации (коридор) размещаются различные материалы, изделия, оборудование, чем нарушен п. 36 Правил № 390;

в полу коридора имеется перепад высот менее 0,45 м., чем нарушен п. 4.3.5. СП 1.13130.2020;

в тамбуре основного эвакуационного выхода имеется перепад высот менее 0,45 м., чем нарушен п. 4.3.5. СП 1.13130.2020;

дверь эвакуационного выхода закрыта на замок, чем нарушен п. 35 Правил № 390);

не обеспечена (ежедневно) передача в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится объект защиты с ночным пребыванием людей, информации о количестве людей, находящихся на объекте защиты (в том числе в ночное время), чем нарушен п. 10 Правил № 390);

не обеспечено наличие электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), отсутствуют средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека на каждого дежурного, чем нарушен п. 9 Правил № 390;

не обеспечено наличие в зданиях и сооружениях организации, в которых находятся пациенты, не способные передвигаться самостоятельно, носилок из тасчета 1 носилки на 5 пациентов (инвалидов), что является нарушением п. 135 Правил № 390;

допускаются к работе на объекте лица, не прошедшие обучения мерам пожарной безопасности, чем нарушен п. 3 Правил № 390;

на объекте отсутствуют первичные средства пожаротушения огнетушители), что является нарушением п.п. 468, 478 Правил № 390;

ширина эвакуационного выхода из помещения комнаты № 3 менее 0,8 м (фактическая ширина 0,68 м), чем нарушен п. 4.2.19 СП 1.13130.2020;

высота от пола до низа выступающих частей коммуникаций и оборудования в местах регулярного прохода людей на путях эвакуации (коридор) менее 2 м., что является нарушением п. 6.2.2 СП 1.13130.2020;

помещения различных классов функциональной пожарной опасности (офис и дом ухода) не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, что является нарушением ч. 1 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, пожарная безопасность объекта считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

При этом, обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности, включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению, а также незамедлительно сообщать в пожарную охрану о неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты установлена ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ.

Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что ИП Руньгис Р.Ф. при эксплуатации помещений по адресу: г<адрес> и <адрес> в качестве пансионатов для пожилых людей допущены указанные выше грубые нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности, своевременно не приняты необходимые меры к её обеспечению.

Указанные нарушения непосредственно влияют на время обнаружения пожара, оповещения о нем, время начала эвакуации людей, а также на возможность тушения пожара в начальной стадии, что существенно нарушает права граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, закрепленные в ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ, исключает возможность безопасной эксплуатации помещений пансионата.

В соответствии с ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Согласно ст. 55.26 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, в случаях нарушения при эксплуатации зданий, сооружений требований технических регламентов, проектной документации эксплуатация зданий, сооружений может приостанавливаться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, поскольку помещения (пансионаты для пожилых людей) по адресам: Республика Карелия, <адрес> и <адрес> являются общественным местом с круглосуточным, массовым пребыванием людей, точное количество и личности которых в силу объективных причин установить не представляется возможным, а соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства, требования Прокурора г. Петрозаводска в интересах неопределенного округа лиц являются законными и обоснованными, и в связи с этим подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Прокурора г.Петрозаводска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Запретить ИП Руньгис Р.Ф. осуществлять деятельность по эксплуатации помещений, принадлежащих на праве собственности ИП Корниенко А.М., Ершову А.Л., Грешникову И.В., Паншиной И.А., переданных в аренду ИП Руньгис Римме Федоровне - №№103,104,105, общей площадью 114,9 кв.м. цокольного этажа с номерами на поэтажном плане: 29 (2,5 кв.м.), 30 (6,9 кв.м.),31 (9,8 кв.м.), 39 (14,1 кв.м.), 40 (12,0 кв.м.), 41 (13,7 кв.м.),42 (12,7 кв.м.), 56 (43,2 кв.м.), расположенных по адресу: Республика Карелия, г<адрес>, а также помещений №1,№2, №3,№4,№5,№6, общей площадью 96,6 кв.м., расположенных по адресу: Республика Карелия, г<адрес> до полного устранения выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Ю.Л. Саврук

Мотивированное решение изготовлено 25.02.2021.

2-1600/2021 ~ М-448/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г.Петрозаводска в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
ИП Руньгис Римма Федоровна
Другие
ОНД и ПР г.Петрозаводска УНД и ПР ГУ МЧС России по РК
ИП Корниенко Андрей Михайлович
Ершов Андрей Леонидович
Паншина Ирина Алексеевна
Грешников Игорь Васильевич
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Саврук Ю.Л.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
21.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.01.2021Передача материалов судье
25.01.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.02.2021Судебное заседание
25.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.04.2021Дело оформлено
21.04.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее