Решение по делу № 2-1312/2014 ~ М-1183/2014 от 23.09.2014

Дело № 2-1312/14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 ноября 2014 года г. Белебей РБ

Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующей судьи Мифтаховой Р.Х.,

с участием помощника Белебеевского межрайонного прокурора Республики Башкортостан Абубакировой Э.И.,

при секретаре Хуснутдиновой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белебеевского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах ФИО2 к МБОУ Башкирская гимназия-интернат г. Белебей муниципального района Белебеевский район РБ о взыскании невыплаченной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Белебеевский межрайонный прокурор РБ обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО5 исковое заявление поддержала и просила его удовлетворить, мотивируя тем, что Белебеевской межрайонной прокуратурой РБ проведена проверка исполнения трудового законодательства за текущий период 2014 года в МБОУ Башкирская гимназия-интернат г. Белебей муниципального района Белебеевский район РБ (далее по тексту – МБОУ Башкирская гимназия-интернат), в ходе которой было установлено, что работодателем при формировании системы оплаты труда заработная плата техническому персоналу установлена в размере 5 554 рублей, то есть в размере минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента. Кроме того проверкой установлено, что ФИО2 работает в МБОУ Башкирская гимназия-интернат в качестве технического персонала. Согласно представленным МКУ Управление образования Администрации муниципального района <адрес> РБ расчетным листкам по начислению заработной платы с мая 2014 года по июль 2014 года, следует, что заработная плата работника составляла 16661,99 рублей (справка прилагается), то есть уральский коэффициент не начислялся свыше минимального размера оплаты труда. Из справки МКУ Управление образования следует, что за указанный период сумма заработной платы с учетом районного коэффициента свыше МРОТ составляет 19161,30 рублей. Таким образом, в пользу ФИО2 подлежит взысканию не начисленная и невыплаченная заработная плата в сумме 2499,31 руб. (19161,30 – 16661,99 рублей).

Представитель ответчика МБОУ Башкирская гимназия-интернат ФИО6, будучи надлежаще извещенной о времени и месте судебного заседания в суд не явилась, представила письменное возражение на исковое заявление Белебеевского межрайонного прокурора, согласно которому исковые требования не признает, просит отказать в их удовлетворении, ходатайствовала провести судебное заседание в ее отсутствие.

Представитель заинтересованного лица МКУ Управление образования Администрации МР Белебеевский район РБ ФИО7, будучи надлежаще извещенной о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, ходатайствовала о проведении судебного заседания в ее отсутствие. При этом представила письменное возражение, согласно которому с исковыми требованиями по начислению районного коэффициента сверх минимального размера оплаты не согласны, считают, что иск подлежит отказу в удовлетворении по следующим основаниям: Минздравсоцразвития России письмом от ДД.ММ.ГГГГ высказал свою позицию по вопросу применения статей Трудового кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а ФИО1 компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Статьей 133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ). Федеральным законом от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" исключено определение МРОТ и признана утратившей силу ч. 4 ст. 133 ТК РФ, согласно которой размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже МРОТ. Таким образом, в ходе совершенствования трудового законодательства федеральный законодатель предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже МРОТ. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже данного размера. За решением вопроса законности соответствия заработной платы и МРОТ заинтересованные лица не раз обращались в суд. Верховный Суд РФ в вопросе 3 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.03.2010, отметил, что именно размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в ч. 1 ст. 133 ТК РФ, также без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда. Однако в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010, указанное разъяснение на вопрос 3 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года отозвано. В Определении ВС РФ от 23.07.2010 N 75-В10-2 судьи подтвердили, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом МРОТ. Судом было отмечено, что действующей в настоящее время ч. 3 ст. 133 ТК РФ (в ред. от 25.11.2009) установлено: месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. Важным для принятия решения суд посчитал и нормы ст. 133.1 ТК РФ, согласно которой в субъекте РФ может устанавливаться свой МРОТ, который не должен быть ниже определенного федеральным законом. Размер МРОТ субъекта РФ устанавливается соглашением о МРОТ с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте. Исходя из вышеперечисленных норм, Верховный Суд вынес свой вердикт о том, что трудовым законодательством не запрещено установление окладов (тарифных ставок) ниже МРОТ. Правомерность этого подтверждается и позициями Верховного Суда РФ в Определении от 10.09.2008 N 83-Г08-11 и Конституционного Суда РФ в Определении от 01.10.2009 г. N1160-0-0, следовательно, в настоящее время позиция, согласно которой оклад не может быть меньше минимального размера оплаты труда, не применяется. Также 25.10.2011г., между заместителем министра труда и социальной защиты населения РБ, заместителем министра финансов РБ и заместителем председателя Федерации профсоюзов РБ подписано соглашение, согласно которому выплаты компенсационного и стимулирующего характера (включая повышающие коэффициенты) устанавливаются к должностным окладам. Повышение заработной платы до минимальной возможно путем установления соответствующих выплат стимулирующего характера в размерах, определенных работодателем, в пределах выделенных бюджетных ассигнований. Сверх минимального размера оплаты труда (МРОТ) оплачивается только сверхурочная работа. По желанию работника вместо доплаты за сверхурочную работу может быть предоставлено дополнительное время отдыха в количестве часов, отработанных сверхурочно (ст. 152 ТК РФ). В этом случае такие часы оплачиваются в одинарном размере с учетом компенсационных и стимулирующих выплат. Также согласно разъяснениям заместителя министра труда и социальной защиты населения РБ и Заместителя министра РБ, письмам министерства здравоохранения и социального развития РФ в состав минимального размера оплаты труда включается выплата за работу в особых климатических условиях (районный коэффициент). На основании вышеизложенного, рассматриваемая ситуация, когда заработная плата работника состоит из оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера (включая повышающие коэффициенты) и в сумме получается заработная плата равна МРОТ, но оклад при этом меньше МРОТ, соответствует законодательству. Также Указом Президента РБ от 29.09.2014 №УП-294 «О некоторых вопросах оплаты труда в учреждениях бюджетной сферы Республики Башкортостан» установлен размер месячной заработной платы работникам учреждений бюджетной сферы не ниже 6000 рублей, включая надбавку компенсационного характера за работу в особых климатических условиях, в связи с изложенным просила в удовлетворении исковых требований Белебеевского межрайонного прокурора РБ о взыскании невыплаченной заработной платы отказать.

Заинтересованное лицо Салтыкова Е.В., будучи надлежаще извещенной о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Выслушав помощника прокурора Абубакирову Э.И., изучив представленные доказательства, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям:

В соответствии со ст. ст. 2, 15 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ст. 7), каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37, ч. 3).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27.11.2008 N 11-П).

Так, Белебеевской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения трудового законодательства за текущий период 2014 года в МБОУ Башкирская гимназия-интернат.

Статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2014 на территории Российской Федерации минимальный размер оплаты труда установлен в размере 5 554 рубля.

В соответствии со ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Совместным постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.07.1987 № 403/20-155 «О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР» утвержден районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Республике Башкортостан, в размере 1,15.

Статьей 2 ТК РФ определены основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, к которым исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ относятся, в том числе, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда и обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата включает в себя вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии с ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В силу требований ст. 146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.

Таким образом, по смыслу приведенных положений закона доплата к зарплате в виде районного коэффициента не связана с объемом и (или) качеством выполняемой работы, а зависит только от природных условий местности, где выполняется работа, а именно за работу и проживание с неблагоприятными климатическими условиями. В противном случае умаляется цель, для достижения которой установлены доплаты к зарплате в виде районного коэффициента за работу в местностях с неблагоприятными климатическими условиями.

Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с указанными выше требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

Из анализа приведенного выше законодательства следует, что при выполнении работником в течение месяца нормы труда и отработавшего в этот период норму времени, ему гарантирована выплата МРОТ независимо от того, в каких климатических условиях он исполняет трудовую функции, то есть и тогда, когда работа выполняется в нормальных климатических условиях. А потому соблюдение требований ст.ст. 146, 148 ТК РФ Российской Федерации для работников, работающих в особых климатических условиях возможно только в том случае, если компенсация за работу в таких условиях начисляется на величину МРОТ, а не включается в нее.

Институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума (Постановление Конституционного суда РФ от 27.11.

2-1312/2014 ~ М-1183/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Салтыкова Елена Васильевна
Белебеевская межрайонная прокуратура
Ответчики
МБОУ Башкирская гимназия-интернат г. Белебей МР РБ
Другие
МКУ Управление образования Администрации МР РБ
Суд
Белебеевский городской суд Республики Башкортостан
Судья
Мифтахова Рашида Хамитовна
Дело на сайте суда
belebeevsky--bkr.sudrf.ru
23.09.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.09.2014Передача материалов судье
26.09.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.09.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.10.2014Подготовка дела (собеседование)
15.10.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.11.2014Судебное заседание
18.12.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.12.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.01.2015Дело оформлено
23.01.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее