Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Самара 05 августа 2021 года
Судья Самарского районного суд г. Самары Давыдова А.А.,
при секретаре Магомедове С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1257/2021 Мартьянова Сергея Владимировича к УФСИН России по Самарской области о признании незаконным решения комиссии об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, возложении обязанности поставить на учет,
УСТАНОВИЛ:
Мартьянов С. В. обратился в Самарский районный суд г. Самары с указанным иском к ответчику. В обоснование заявленных требований указал, что является действующим сотрудником Уголовно-исполнительной системы – младшим инспектором дежурной службы ФКУ СИЗО -4 УФСИН России по Самарской области, зарегистрирован по месту жительства и фактически проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>. Данное помещение представляет собой 3-х комнатную квартиру, общей площадью 64,6 кв.м. Согласно выписке из поквартирной карточки, в данной квартире проживают собственники (4 чел.), сам истец и двое опекаемых матерью истца несовершеннолетних детей, а всего - 7 человек. Мать истца ФИО13 является опекуном несовершеннолетних детей: ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.р., которые согласно Распоряжению органов опеки от 22.10.2012r. проживают по адресу опекуна: <адрес>. Кроме того, опекаемый ФИО15 является ребенком-инвалидом, что подтверждается прилагаемой справкой № №, где установлена <данные изъяты><данные изъяты>
Таким образом, на каждого проживающего человека приходится: 64,6 / 7 = 9,22 кв.м. 06.04.2021г. истец обратился в комиссию УФСИН России по Самарской области с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещение в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. № 396., однако получил отказ, с которым не согласился и обратился в суд.
В судебном заседании представитель истца – Саяпина И.А., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнила, что ранее полученная Мартьяновым субсидия на приобретения жилья по программе «Молодая семья» не исключает его права ы на получение выплаты из иного источника финансирования по линии ФСИН России.
Представитель ответчика УФСИН России по Самарской области – Кальмагаева И.А. заявленные исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях, согласно которым анализ поступивших на рассмотрение документов о постановке на учет свидетельствует об отсутствии у истца такого права, поскольку при определения нуждаемости учитывается площадь на 1 постоянного зарегистрированного лица, тогда как опекаемые несовершеннолетние зарегистрированы в данном жилом помещении временно, соответственно не учитывались при расчете площади на одного члена семьи. Кроме того, в 2007 году истец уже получал денежные средства из федерального бюджета в рамках подпрограммы «обеспечение жильем молодых семей» в сумме 351 000 рублей, что по мнению представителя ответчика исключает его право на повторную субсидию на приобретение жилья.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 указанного Федерального закона РФ, сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона РФ от 30.12.2012 года № 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона РФ от 30.12.2012 года № 283-ФЗ).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч. 5 ст. 4 Федерального закона РФ от 30.12.2012 года № 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 6 ст. 4 Федерального закона РФ от 30.12.2012 года № 283-ФЗ определяются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации.
Пунктом 5 названных Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно положениям п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона РФ от 30.12.2012 года № 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 указанных Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Мартьянов С.В. является действующим сотрудником ФСИН России по Самарской области, - младший инспектор дежурной службы ФКУ СИЗО -4 УФСИН России по Самарской области.
06.04.2021 года обратился с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. При этом истцом была подана выписка из поквартирной карточки, согласно которой Мартьянов С.В зарегистрирован и фактически проживает в жилом помещении общей площадью 64,6 кв. м. по адресу: <адрес>.
Из представленного суду Акту, утвержденному председателем ТОС-6 по вышеуказанному адресу фактически проживают 7 человек.
Согласно выписки из поквартирной карточки в данном жилом помещении постоянно зарегистрированы 3 человека, временно зарегистрированы 2 человека—несовершеннолетние Агаркова В.В., Агарков М.В.
Из поступивших по запросу суда из Отдела реализации опеки и попечительства на территории Центрального и Комсомольского районов г.Тольятти жилое помещение по адресу: <адрес>, в котором зарегистрированы по месту пребывания (у опекуна ФИО4) несовершеннолетние ФИО9 и ФИО6, за подопечными не закреплено, имеют в собственности жилое помещение по адресу: <адрес>. Данное обстоятельство подтверждается Выпиской из ЕГРН.
При таких обстоятельствах доводы истца о том, о том что в одной квартире совместно с ним проживают опекаемые матерью истца дети - ФИО14 и ФИО6, должны быть включены в расчет жилой площади, основан на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон.
Таким образом, для определения нуждаемости при принятия решения о постановке на учет комиссией ФСИН России по Самарской области обоснованно принято во внимание общая площадь жилого помещения 64,6 кв.м, количество постоянно зарегистрированных в нем лиц - 3, что составляет 21,5 кв.м, на одного члена семьи, т.е. более 15 кв.м. Расчет обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи истца комиссией УФСИН России по Самарской области следует признать произведенными в соответствии с положениями пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 года № 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.
Кроме того, из представленных материалов следует, и стороной истца не оспаривается, что ранее истец был обеспечен денежным средствами в рамках подпрограммы «обеспечение жильем молодых семей» в сумме 351 000 рублей, выплата была произведена в 2007году.
Согласно п. 8 Постановления Правительства РФ от 13.05.2006 N 285 (ред. от 27.01.2009) "Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье только один раз.
Пунктом 18 указанных Правил в качестве основания для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятий ведомственной целевой программы является ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала.
Аналогичные положения указаны в п. 9 и п. 22 действующих Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Статьей 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ и п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. N 369, также установлено, что улучшение жилищных условий независимо от формы содействия может быть оказано сотруднику за счет средств федерального бюджета только один раз.
Ограничение права граждан на улучшение жилищных условий с использованием мер государственной поддержки в строительстве на приобретение жилья однократностью его реализации закреплено в п. 4 ч. 1 ст. 56 адрес кодекса РФ, в соответствии с которым граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
В силу п. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Статьями 179 и 179.3 Бюджетного кодекса РФ устанавливается возможность формирования органами местного самоуправления долгосрочных и ведомственных целевых программ. Другие виды целевых программ бюджетным законодательством не предусматриваются. При этом полномочиями по утверждению долгосрочных целевых программ муниципального образования в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса РФ наделена местная администрация. Сроки реализации долгосрочных целевых программ муниципального образования также определяются местной администрацией.
В соответствии с п. 1 ст. 74.1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения, то есть социальные выплаты на жилищное обеспечение имеют одинаковый правовой характер.
Как социальная выплата на приобретение или строительства жилья, полученная Мартьяновым С.В. по программе "Обеспечение жильем молодых семей", так и единовременная социальная выплата, на которую он фактически претендует в настоящее время, предоставляются за счет средств бюджетных ассигнований, по своей правовой природе обе являются мерами государственной поддержки, направленной на создание условий для осуществления конституционного права на жилище, то есть являются аналогичными по своей правовой природе социальными выплатами.
Истец, обладая соответствующими жилищными гарантиями, выбрал способ реализации права на улучшение своих жилищных условий, получив социальную выплату в рамках подпрограммы "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей", при этом, исходя из смысла норм действующего законодательства, право выбора оснований, по которым законом предоставлена возможность улучшить свои жилищные условия, принадлежит самим гражданам, и они свободны в выборе способа реализации своих жилищных прав. Гражданин вправе избрать для себя один из возможных способов улучшения жилищных условий, в противном случае гражданин, дважды получивший за счет средств государства поддержку на улучшение жилищных условий, будет поставлен в неравное положение с остальными.
На основании изложенного, требования истца о признании незаконным решения комиссии от 28.05.2021г. об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Мартьянова Сергея Владимировича отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через суд Самарского района г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 12 августа 2021 года.
Судья А.А. Давыдова