№2-4346/17-2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 мая 2014 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Коваленко В.В., при секретаре Хуттунен О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,
установил:
Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа о возложении обязанностей по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территории общего пользования Петрозаводского городского округа <адрес> мотивируя требование тем, что в ходе проверки по соблюдению природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на указанной выше территории обнаружены несанкционированные свалки. Прокурор указывает, что нахождение несанкционированных свалок на указанной территории ведет к нарушению прав граждан, неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании старший помощник Карельского межрайонного природоохранного прокурора Антонов П.В. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Петрозаводского городского округа в судебном заседании не участвовал, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в письменном отзыве просил отложить рассмотрение дела, оставленное судом без удовлетворения.
Суд, заслушав старшего помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.
В ходе проверки по соблюдению природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления обнаружены несанкционированные свалки, расположенные на территории общего пользования Петрозаводского городского округа <адрес>
Согласно составленному с участием представителей ответчика акту обследования санитарного состояния территорий Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на территории общего пользования, расположенной <адрес>, выявлены несанкционированные свалки отходов производства и потребления. Свалки расположены по обочинам вдоль автодороги. Объем размещенных отходов – значительный. Видовой состав отходов включает строительные, бытовые отходы, автопокрышки, отработанные люминесцентные лампы и др.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Петрозаводского городского округа и ФИО заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по ликвидации стихийных свалок (мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления), расположенных на территориях общего пользования Петрозаводского городского округа. Срок выполнения работ по контракту – с момента заключения контракта по ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с письмом Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ свалка, расположенная <адрес>, включена в перечень свалок, подлежащих ликвидации.
В соответствии со ст.17 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидимиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с требованиями статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен статьей 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
В статье 4 указанного выше Закона указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух.
Согласно требованиям статьи 51 Закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения, решение которых возложено на органы местного самоуправления, отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского округа, решение которых возложено на органы местного самоуправления, отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу п. 11 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в предмет ведения органов местного самоуправления городского округа входит организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 39 Устава Петрозаводского городского округа к полномочиям Администрации Петрозаводского городского округа относится исполнение полномочий органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа по решению вопросов местного значения Петрозаводского городского округа в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Петрозаводского городского Совета.
В силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Суд считает, что нахождение свалки на указанной территории осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Приведенные в письменном отзыве доводы Администрации Петрозаводского городского округа о том, что в настоящее время между Администрацией Петрозаводского городского округа и ФИО заключен муниципальный контракт на выполнение работ по ликвидации стихийных свалок (мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления) расположенных на территории общего пользования Петрозаводского городского округа, не свидетельствуют о необоснованности исковых требований, поскольку в силу приведенных выше нормативных положений, на Администрацию Петрозаводского городского округа возложено решение вопроса организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Оснований для отложения рассмотрения дела до выполнения обязательств подрядчиком по указанному контракту (сроки выполнения подрядчиком работ согласно контракта - до ДД.ММ.ГГГГ.) между Администрацией Петрозаводского городского округа и ФИО суд не усматривает, в связи с чем, в удовлетворении ходатайства ответчика об отложении дела судом отказано. Суд полагает, что необоснованное отложение дела приведет к затягиванию срока рассмотрения гражданского дела, вместе с тем, суд считает, что Администрация Петрозаводского городского округа не лишена возможности решить вопрос о ликвидации несанкционированной свалки, в т.ч. путем привлечения на договорной основе подрядчиков в предусмотренном законом порядке.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что обязанность по ликвидации вышеуказанных несанкционированных свалок, расположенных на территории общего пользования Петрозаводского городского округа после поворота автомобильной дороги от Соломенского шоссе на отвал «Горелая земля», следует возложить на Администрацию Петрозаводского городского округа.
Суд не считает необходимым устанавливать конкретный срок для ликвидации ответчиком несанкционированной свалки, имея в виду, что в случае неисполнения решения суда после вступления в законную силу, судебное решение подлежит принудительному исполнению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренных статьей 42 Конституции Российской Федерации, ст.11 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст.8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", так как наличие несанкционированной свалки повлекло за собой загрязнение природной среды, а в дальнейшем может повлечь и иные тяжкие последствия, что нарушает законные интересы и права населения, в связи с чем, прокурором подается иск в соответствии со статьей 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки удовлетворить.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные на территории общего пользования Петрозаводского городского округа после поворота автомобильной дороги от Соломенского шоссе на отвал «Горелая земля».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.В. Коваленко