Дело № 2-1485/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июня 2012 года г.Красноярск
Центральный районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи Крюковой Н.Н.,
при секретаре Хуторской Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Третьяков Ю.К. к Администрации <адрес>, Министерству строительства и архитектуры <адрес> о включении в сводный список граждан, имеющих право на представление жилья, предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Третьяков Ю.К. обратился в суд с иском к Администрации <адрес>, Министерству строительства и архитектуры <адрес> о включении в сводный список граждан, имеющих право на представление жилья, предоставлении жилого помещения. Свои требования мотивировал тем, что проходил военную службу в ВС РФ, выслуга лет в календарном исчислении составляет 22 года, в льготном – 28 лет. Истец является нуждающимся в предоставлении жилого помещения, состоит в очереди на жилье в администрации <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. В феврале 2010 г. органом местного самоуправления он был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) по категории граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц. Решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был восстановлен на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) по категории граждан, уволенных с военной службы (службы) и приравненных к ним лиц и восстановлен в списке участников подпрограммы Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». ДД.ММ.ГГГГ ответчик уведомил истца об отказе во включении в сводный список граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета на 2011 год в связи с не представлением документов, подтверждающих сдачу жилого помещения по последнему месту жительства. Полагал данное решение незаконным, в связи с чем просил обязать Министерство строительства и архитектуры <адрес> обязанность включить его в сводный список граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета. Возложить на Администрацию <адрес> обязанность предоставить в собственность бесплатно жилое помещение в <адрес> на семью из трех человек, общей площадью не менее 18 кв.м. на человека.
В судебном заседании истец и его представитель Водопьянова Н.А. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) заявленные требования поддержали на их удовлетворении настаивали.
Представители Министерства строительства и архитектуры <адрес> Пойманова Н.А. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ), Гончарова Т.Н, (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) возражали против заявленные требований, полагая их необоснованными.
Представитель ответчика Администрации <адрес> Мулярова О.И. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) иск не признала, полагала, что оснований для предоставления Третьякову Ю.К. жилья не имеется.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные Третьяков Ю.К. исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Третьяков Ю.К. проходил военную службу в ВС РФ, является офицером запаса. Выслуга лет его в Вооруженных силах составила 22 года, в льготном исчислении 28 лет.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 74102 по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ, Третьяков Ю.К. уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с признанием военно-врачебной комиссии ограниченным к военной службе.
На момент постановки на учет по списку офицеров запаса МО РФ, что следует из выписки заседания жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, истец проживал по адресу: <адрес>4 с семьей в составе 5-х человек: сам истец Третьяков Ю.К, супруга Т.Н.В., сын Т.А.Ю., дочь Т.О.Ю., мать Т.Е.А.
При обращении подписал обязательство о сдаче данного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.
Впоследствии состав семьи истца изменился, истец выехал из жилого помещения по адресу: <адрес>4, расторг брак с Т.Н.В., что следует из свидетельства о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ заключил новый брак с П.Т.А. и встал на регистрационный учет по новому месту жительства: <адрес> «а» (общежитие) ко401-403, проживает по указанному адресу с семьей из трех человек.
Квартиру в <адрес>4 истец сдал в установленном законом порядке, что усматривается из справки администрации ЗАТО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Коме того, данное обстоятельство следует из справки КЭЧ № от ДД.ММ.ГГГГ о сдаче указанного жилого помещения.
Впоследствии данная квартира была приватизирована бывшей супругой истца Т.Н.В. на основании решения <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается также свидетельством о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
В вязи с данными обстоятельствами начальником войсковой части 12434 представлены сведения о недействительности справки КЭЧ № от ДД.ММ.ГГГГ поскольку указанное жилое помещение в <адрес> фактически не было передано органу местного самоуправления, т.к. в квартире осталась проживать бывшая супруга и дети истца.
Решением жилищной комиссии при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Третьяков Ю.К. был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) по категории граждан, уволенных с военной службы (службы) и приравненных к ним лиц и исключен из списка участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.
Решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, на администрацию <адрес> возложена обязанность восстановить Третьякова истца на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) по категории граждан, уволенных с военной службы (службы) и приравненных к ним лиц и восстановить в списке участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы».
В июле 2011 года истец обратился в Министерство строительства и архитектуры <адрес> с заявлением о включении его в сводный список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета на планируемый год, с учетом состава семьи из трех человек.
Приказом Министерства строительства и архитектуры <адрес> №-о от ДД.ММ.ГГГГ Третьякову Ю.К. отказано во включении с водный список граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета на 2011 год.
Согласно письму Министерства строительства и архитектуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Направленного в адрес истца, причиной данного отказа явилось непредставление последним документов о сдаче жилого помещения по последнему месту службы.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27.05.1998 года, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.1. ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ, обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно положениям ст. 15.1. Федерального закона № 76-ФЗ, норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В силу п. 3 ст. 15.1. указанного закона, с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с указанным Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи, и предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 342-ФЗ от 08.12.2010 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце 1 пункта 2.1 статьи 15, абзаце 3 пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона № 76-ФЗ и статье 2 Федерального закона № 342-ФЗ, жилыми помещениями: предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; предоставление жилого помещения по договору социального найма; предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления жилья в <адрес>, в том числе гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, определен в Законе <адрес> «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военный службы (службы) и приравненных к ним на территории <адрес>» № 12-5954 от 09.06.2011г., а также в Законе <адрес> «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных образований края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц» № 12-5958 от 09.06.2011г.
В силу ст. 1 Закона края № 12-5958 от 09.06.2011 года, органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по приему заявлений и документов граждан, имеющих право обеспечение жилыми помещениями, проверка правильности оформления представленных гражданином документов и достоверности содержащихся в них сведений; формирование на каждого гражданина учетного дела, обеспечение подтверждения факта сдачи гражданином жилого помещения по последнему месту военной службы (службы) путем запроса подразделения, выдавшего справку о сдаче ранее занимаемого жилого помещения, и направление информации о подтверждении (неподтверждении) факта сдачи жилого помещения в министерство; получение обязательств о расторжении договора социального найма и сдаче жилого помещения от гражданина, проживающего в жилом помещении на основании договора социального найма, и (или) о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность жилого помещения от гражданина и (или) членов его семьи, проживающих в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности; обеспечение жилыми помещениями граждан, включенных в сводный список, выбравших форму обеспечения жилыми помещениями в виде предоставления жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, путем строительства или приобретения жилых помещений с последующим их предоставлением гражданам в собственность бесплатно или по договорам социального найма.
Согласно положений Закона края № 12-5954 от 09.06.2011г., предоставление жилья производится за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета после включения Министерством строительства и архитектуры <адрес> гражданина в сводный список лиц на планируемый год.
Статьей 4 данного закона также предусмотрено, что при обеспечении жилым помещением в составе семьи гражданина учитываются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина.
Наряду с иными документами в орган местного самоуправления необходимо представить обязательство о расторжении договора социального найма (договора найма) и сдаче жилого помещения, используемого по договору социального найма (договору найма), органу, предоставившему это жилое помещение, или о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность жилого помещения, находящегося на праве собственности гражданина и (или) членов его семьи, по форме согласно приложению 2 к настоящему Закону (ст. 5 Закона).
В соответствии со ст. 7 Закона края № 12-5954 от 09.06.2011г., предоставление жилых помещений осуществляется по нормам, предусмотренным п. 3 ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27.05.1998 года, т.е. из расчета 18 кв.м. на одного человека. Превышение данной нормы, с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома, может составлять не более 9 кв.м. общей площади жилого помещения на семью из 2-х и более человек.
Оценивая представленные в материалах дела доказательства, суд принимает во внимание, что истец является бывшим военнослужащим - лицом, уволенным с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на службе, продолжительность которой составляла более 10 лет, состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилья, следовательно, имеет право на обеспечение жилым помещением избранным способом – путем предоставления такового в собственность бесплатно с учетом норм предоставлении жилой площади, установленных законодательством о статусе военнослужащих и Законом <адрес> «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военный службы (службы) и приравненных к ним на территории <адрес>» № 12-5954 от 09.06.2011г., а также в порядке, предусмотренном указанными нормативными актами и Законом <адрес> «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных образований края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц» № 12-5958 от 09.06.2011г.
Указанное законодательство, устанавливающее порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, и регулирующее спорные правоотношения в данной сфере, возлагает обязанность по совершению действий, направленных на реализацию прав граждан на предоставление жилого помещения, исключительно на органы местного самоуправления и уполномоченный орган исполнительной власти <адрес> (министерство строительства и архитектуры <адрес>), в связи с чем обеспечение Третьякова Ю.К. жилым помещением подлежит исполнению Администрацией <адрес> и Министерством строительства и архитектуры <адрес>.
Вместе с тем, отказ во включении Третьякова Ю.К. с водный список граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета на 2011 год суд полагает незаконным, поскольку истцом выполнены действия по передаче занимаемого им жилого помещения в <адрес>, следовательно, исполнено подписанное им обязательство от ДД.ММ.ГГГГ.
Факт приватизации данного жилого помещения бывшей супругой истца Т.Н.В. не лишает истца права на предоставление ему жилья, как лицу, уволенному с военной службы, поскольку на момент вынесения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ истец в браке с Т.Н.В. не состоял, проживал по иному адресу, не был привлечен к участию в деле при разрешении данного спора, следовательно, не заявлял прав на данную квартиру и не отказывался от приватизации.
Впоследствии Третьяков Ю.К. обращался в <адрес> районный суд с заявлением о пересмотре данного решения суда по вновь открывшимся обстоятельства, мотивируя тем, что жилое помещение по <адрес>4 в <адрес> подлежало сдаче по месту службы, однако в этом ему было отказано, о чем вынесено определение от ДД.ММ.ГГГГ.
Данное обстоятельство, вопреки выводу, указанному в протоколе заседания комиссии по рассмотрению учетных дел граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц на территории <адрес>, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета от ДД.ММ.ГГГГ, что истец намерено ухудшил свои жилищные условия, отказавшись от приватизации квартиры в <адрес>, свидетельствует о том, что вопрос о правах Третьякова Ю.К. на данное жилое помещение не разрешался, его волеизъявление в отношении судьбы данной квартиры не выяснялось.
Приобретение в собственность указанного жилого помещения Т.Н.В. осуществлялось в рамках правоотношений администрации ЗАТО <адрес> и бывшей супругой заявителя, которая на момент обращения истца о предоставлении ему жилья, не являлась членом семьи гражданина - участника подпрограммы. Данный вывод содержится также в решении Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого истец восстановлен на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и в списке участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы».
Таким образом, истец имеет право на предоставление ему жилого помещения в собственность бесплатно с учетом норм предоставлении жилой площади на семью их 3 человек (18 кв.м. х 3), т.е. не менее 54 кв.м., следовательно, изначально подлежит включению в сводный список граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Третьяков Ю.К. к Администрации <адрес>, Министерству строительства и архитектуры <адрес> о включении в сводный список граждан, имеющих право на представление жилья, предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Возложить на Министерство строительства и архитектуры <адрес> обязанность включить Третьяков Ю.К. в сводный список граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
Возложить на Администрацию <адрес> обязанность предоставить Третьяков Ю.К. в собственность бесплатно жилое помещение в <адрес> на семью из трех человек, общей площадью не менее 18 кв.м. на человека.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Крюкова