РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
поселок Нижний Ингаш 18 апреля 2019 года
Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Абрамовой Т.М.,
при секретаре Вишняковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-203/2019 (УИД 24RS0038-01-2019-000148-96) по исковому заявлению Кузмиренко Л. А. к МКУ «Учреждение по выполнению работ, оказанию услуг в обеспечении деятельности учреждений культуры, образовательных учреждений в области культуры, молодежной политики и спорта» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
установил:
Истец обратилась в суд с исковым заявлением к МКУ «Учреждение по выполнению работ, оказанию услуг в обеспечении деятельности учреждений культуры, образовательных учреждений в области культуры, молодежной политики и спорта» (далее по тексту МКУ «Учреждение по обеспечению деятельности учреждений культуры») о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы с февраля по август 2018 года в размере 39290,40 рублей. Заявленные требования мотивированы тем, что истец работает в МКУ «Учреждение по обеспечению деятельности учреждений культуры» в должности уборщика <данные изъяты>. Работодатель производил начисление и выплату заработной платы не в полном объеме, поскольку размер вознаграждения за труд составлял менее установленного минимального размере оплаты труда в Российской Федерации. Согласно выписок из лицевых счетов с февраля 2018 года по август 2018 года истцу выплачена заработная плата, состоящая из должностного оклада, персональной награды, региональных выплат, компенсационных выплат, районного коэффициента 30% и северной надбавки 30%. Размер заработной платы истца без учета районного коэффициента и северной надбавки был ниже установленного на территории РФ минимального размера оплаты труда. Размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы за указанный период составил 39290,40 рублей.
Истец Кузмиренко Л.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие; заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представители ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки не известили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных участников процесса, поскольку по смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства, поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 130 Трудового кодекса РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации; величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации является основной государственной гарантией по оплате труда работников.
В силу ч.3 ст.133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии с ч.1 ст.129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно указанной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
При этом согласно ст.2 Трудового кодекса РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда. Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Согласно ст.1 Федерального закона от 19.06.2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2018 года установлен минимальный размер оплаты труда в размере 9 489 рублей в месяц; с 1 мая 2018 года установлен минимальный размер оплаты труда в размере 11 163 рублей в месяц.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 07.12.2017 года №38-П (п.4.2) в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ч.3 ст.37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии ч.1 ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным.Как следует из содержания ст.315 Трудового кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
На территории Красноярского края применяется процентная надбавка к заработной плате, в соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 года №1029, а также Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24.09.1989 года №794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края». На территории Нижнеингашского района Красноярского края применяется процентная надбавка к заработной плате в размере 30% заработной платы.
Пунктом 1 Постановления администрации Красноярского края от 21.08.1992 года №311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» установлено, что к заработной плате работников предприятия и организаций, расположенных на территории городов и районов, согласно приложения применяются повышенный районный коэффициент – 1,3.
Пунктом 3 Постановлением Верховного Совета РФ от 19.02.1993 года №4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлено, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
В соответствии с ч.1, ч.3 и ч.4 ст.133.1 ТК РФ в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, который определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта РФ и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой ст. 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте РФ при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) (ч. 11 ст. 133.1 Трудового кодекса РФ). При этом ст.133.1 Трудового кодекса РФ не предусматривает полномочия социальных партнеров, заключающих указанное соглашение, помимо размера минимальной заработной платы самостоятельно определять правила о включении в нее каких-либо выплат, в частности районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок.
Таким образом, Кузмиренко Л.А., работающей в особых климатических условиях, гарантирована выплата не только минимального размера оплаты труда, но и повышенный размер оплаты труда; повышенный размер оплаты труда работника, работающего в особых климатических условиях, обеспечивается выплатой надбавок (в данном случае – районный коэффициент и процентная надбавка).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, размер начисленной и выплаченной истцу заработной платы без учета районного коэффициента и северной надбавки был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что ответчиком нарушены трудовые права истца при начислении и выплате ей заработной платы за вышеуказанный период времени. Ежемесячная заработная плата истца, полностью отработавшей в спорный период месячную норму рабочего времени, в соответствии с требованиями действующего законодательства, должна составлять не менее 15 182,40 рублей в месяц с января по апрель 2018 года; 17 860,80 рублей в месяц с мая 2018 года.
МКУ «Учреждение по выполнению работ, оказанию услуг в обеспечении деятельности учреждений культуры, образовательных учреждений в области культуры, молодежной политики и спорта» является юридическим лицом - казенным учреждением, имеет лицевой счет, и может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Учредителем учреждения является муниципальное образование Нижнеингашский район Красноярского края, что подтверждается Уставом и свидетельством о постановке на учет в налоговом органе.
Согласно материалам дела, в указанном учреждении Кузмиренко Л.А. работает <данные изъяты> на 1 ставку.
В соответствии с представленными суду копией трудового договора, выписками из лицевых счетов с февраля 2018 года по август 2018 года, заработная плата Кузмиренко Л.А. состоит из должностного оклада, региональных выплат, компенсационных выплат, районного коэффициента - 30% и северной надбавки - 30%.
Как следует из выписок лицевых счетов и справки по расчету заработной платы за фактически отработанное Кузмиренко Л.А. время с учетом должностного оклада, региональной выплаты, персональной надбавки, а также районного коэффициента и северной надбавки начисленная заработная плата:
- за февраль, март, апрель 2018 года составила 11016 рублей при полной отработке нормы рабочего времени;
- за май, июнь, июль, август 2018 года составила 11163 рублей ежемесячно при полной отработке нормы рабочего времени.
Учитывая имеющиеся в материалах дела сведения о начисленной заработной плате за спорный период времени работы Кузмиренко Л.А., в её пользу с работодателя подлежит взысканию не начисленная заработная плата:
-за февраль, март, апрель 2018 года:
9489 рублей (МРОТ) х 60% (районный коэффициент и процентная надбавка) = 5693,40 рублей;
9489 рублей + 5693,4 рублей = 15182,40 рублей (должно быть начислено при отработке нормы рабочего времени);
15182,40 рублей - 11016 рублей (фактически начисленная заработная плата) = 4166,40 рублей;
- за май, июнь, июль, август 2018 года:
11163 рубля (МРОТ) х 60% (районный коэффициент и процентная надбавка) = 6697,80 рублей;
11163 рубля + 6697,80 рублей = 17 860,80 рублей (должно быть начислено при отработке нормы рабочего времени);
17 860,80 рублей – 11163 рублей (фактически начисленная заработная плата) = 6697,80 рублей ежемесячно.
Итого:4166,40+4166,40+4166,40+6697,80+6697,80+6697,80+6697,80=39290,40 рублей.
При изложенных обстоятельствах суд полагает, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются истцы - по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В связи с чем, суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета сумму государственной пошлины, от уплаты которой истец в силу действующего законодательства освобожден, в размере 1378,71 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с МКУ «Учреждение по выполнению работ, оказанию услуг в обеспечении деятельности учреждений культуры, образовательных учреждений в области культуры, молодежной политики и спорта» в пользу Кузмиренко Л. А. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август 2018 года в размере 39290 (тридцать девять тысяч двести девяносто) рублей 40 копеек.
Взыскать с МКУ «Учреждение по выполнению работ, оказанию услуг в обеспечении деятельности учреждений культуры, образовательных учреждений в области культуры, молодежной политики и спорта» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1378 (одна тысяча триста семьдесят восемь) рублей 71 копейка.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Абрамова Т.М.