Дело № 2-10978/2015 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 декабря 2015 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Франгуловой О.В. при секретаре Ветрогон Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Петрозаводского городского округа к УФССП России по РК об уменьшении размера исполнительского сбора,
установил:
Администрация Петрозаводского городского округа обратилась в суд с иском по тем основаниям, что в производстве судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Карелия находится на исполнении исполнительное производство №-ИП в отношении должника администрации Петрозаводского городского округа, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа выданного Петрозаводским городским судом РК от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении жилого помещения Кодис К.Л. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство, администрации Петрозаводского городского округа установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации Петрозаводского городского округа исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб. в связи с неисполнением в срок, установленный для добровольного исполнения, требований исполнительного листа. Истец указывает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда является расходными обязательствами Правительства Республики Карелия. Приказом Министерства образования Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лициз числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями» утвержден сводный список граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по Республике Карелия. Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда данной категории граждан осуществляется органами местного самоуправления в соответствии со списком по муниципальному образованию. Кодис К.Л. признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда и включена администрацией Петрозаводского городского округа в указанный список под номером №, который утвержден Министерством образования Республики Карелия (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ). В настоящее время на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда состоит <данные изъяты> граждан данной категории, из них <данные изъяты> имеют право на предоставление жилого помещения в <данные изъяты> году, из которых <данные изъяты> имеют решения суда о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда вне очереди. Законом Республики Карелия «О бюджете Республики Карелия на <данные изъяты> год и на плановый период <данные изъяты> и <данные изъяты> годов» бюджету Петрозаводского городского округа предусмотрены субвенции на осуществление государственных полномочий РеспубликиКарелия, предусмотренных Законом Республики Карелия от 28.11.2005 № 921-ЗПК, на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на <данные изъяты> год в сумме <данные изъяты> тыс. руб., на <данные изъяты> год -<данные изъяты> тыс. руб., на <данные изъяты> год - <данные изъяты> тыс. руб. На предусмотренные средства субвенции на осуществление государственных полномочий Республики Карелия администрация Петрозаводского городского округа сможет приобрести в <данные изъяты> году не более <данные изъяты> жилых помещений. Администрация Петрозаводского городского округа обратилась в Министерство образования Республики Карелия о необходимости увеличения объемов предоставляемой субвенции на осуществление государственных полномочий Республики Карелия по предоставлению жилых помещений данной категории граждан. Письмом от №-и Министерство образования Республики Карелия сообщило, что бюджет Республики Карелия на <данные изъяты> и плановый период <данные изъяты> годов сформирован в крайне сложных условиях резко изменившейся экономической ситуации, возросших девальвационных и инфляционных рисков, в связи с чем отсутствует возможность увеличения средств в необходимых для обеспечения жильем указанной категории граждан за счет средств бюджета Республики Карелия. На основании вышеизложенного администрация Петрозаводского городского округа просит суд с учетом вины должника уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ №-№, на 25%, то есть с <данные изъяты> руб. до <данные изъяты> руб.
Представитель администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, извещены судом надлежащим образом.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещены судом надлежащим образом, до начала судебного заседания предоставили письменные возражения на иск.
Третьи лица в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства №, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно частям 1, 3 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены в статье 401 Гражданского кодекса РФ, согласно положениям которой должник освобождается от ответственности за неисполнение обязательства, если докажет, что исполнение стало невозможным ввиду чрезвычайных обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на исполнении в Межрайонном отделе судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Карелия находится исполнительное производство в отношении должника администрации Петрозаводского городского округа, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа, выданного в соответствии с судебным решением по гражданскому делу по иску Кодис К.Л. к администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения. В постановлении о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, - <данные изъяты> дней.
Как усматривается из представленных документов, в установленный срок решение суда должником исполнено не было.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Балашовой Т.Л. вынесено постановление о взыскании с администрации Петрозаводского городского округа исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб.
Администрация Петрозаводского городского округа полагает, что имеются основания для уменьшения размера исполнительского сбора, поскольку неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, вызвано уважительным причинами, а именно тем, что бюджету Петрозаводского городского округа предусмотрены субвенции на осуществление государственных полномочий РеспубликиКарелия, предусмотренных Законом Республики Карелия от 28.11.2005 № 921-ЗПК, на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на <данные изъяты> год в сумме <данные изъяты> тыс. руб., на <данные изъяты> год -<данные изъяты> тыс. руб., на <данные изъяты> год - <данные изъяты> тыс. руб. На предусмотренные средства субвенции на осуществление государственных полномочий Республики Карелия администрация Петрозаводского городского округа сможет приобрести в <данные изъяты> году не более <данные изъяты> жилых помещений. Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда данной категории граждан осуществляется органами местного самоуправления в соответствии со списком по муниципальному образованию. В настоящее время на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда состоит <данные изъяты> граждан данной категории, из них <данные изъяты> имеют право на предоставление жилого помещения в <данные изъяты> году, из которых <данные изъяты> имеют решения суда о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда вне очереди. Законом Республики Карелия «О бюджете Республики Карелия на <данные изъяты> год и на плановый период <данные изъяты> и <данные изъяты> годов» Администрация Петрозаводского городского округа обратилась в Министерство образования Республики Карелия о необходимости увеличения объемов предоставляемой субвенции на осуществление государственных полномочий Республики Карелия по предоставлению жилых помещений данной категории граждан. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №-и Министерство образования Республики Карелия сообщило, что бюджет Республики Карелия на <данные изъяты> и плановый период <данные изъяты> годов сформирован в крайне сложных условиях резко изменившейся экономической ситуации, возросших девальвационных и инфляционных рисков, в связи с чем отсутствует возможность увеличения средств в необходимых для обеспечения жильем указанной категории граждан за счет средств бюджета Республики Карелия.
В соответствии с частью 2 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено ФЗ «Об исполнительном производстве».
Таким образом, именно ввиду неисполнения требований, установленных в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ в обозначенный срок, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб.
Суд полагает, что постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ не противоречит требованиям статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», поскольку оно принято по окончании срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного производства, и при отсутствии оснований, свидетельствующих о перерыве в совершении исполнительных действий.
Законодатель не установил закрытого перечня обстоятельств, которые могут явиться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, предоставления отсрочки его взыскания и отнес установление данных обстоятельств к полномочиям суда. Право оценки представленных сторонами доказательств, признания того или иного обстоятельства смягчающим юридическую ответственность лица и позволяющим снизить максимальный размер исполнительского сбора, предоставить отсрочку взыскания исполнительского сбора принадлежит суду. При этом бремя доказывания указанных обстоятельств возложено на должника.
Вместе с тем, согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 30.07.2011 № 13-П сумма, исчисляемая в размере 7% от взыскиваемых по исполнительному документу денежных средств, представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Однако размер штрафного взыскания - поскольку такое взыскание связано с ограничением конституционного права собственности - должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из части 3 статьи 55 Конституции РФ. Размер взыскания в размере 7% от взыскиваемой суммы представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, может быть снижен.
Принимая во внимание, что администрация не уклоняется от исполнения судебного решения, неисполнение исполнительного документа вызвано объективной невозможностью исполнения решения в предложенный срок, необходимостью проведения ряда мероприятий, суд считает возможным снизить размер исполнительского сбора на 1/4 от взысканного размера, т.е. до <данные изъяты> руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление удовлетворить.
Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с администрации Петрозаводского городского округа по исполнительному производству №-№, по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ, до <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления полного текста решения.
Судья О.В. Франгулова
Мотивированное решение изготовлено 15.12.2015.