Дело № 2-1170/9/2016 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 февраля 2016 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе судьи Малыгина П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Быковой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску Брецких М.В. к администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении земельного участка в аренду,
установил:
Брецких М.В. (далее – истец) обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с иском к администрации Петрозаводского городского округа (далее – ответчик, администрация), в котором просит признать за собой право на получение в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка, расположенного в районе кадастрового квартала №, площадью <данные изъяты> кв.м, в районе улицы <адрес> в городе Петрозаводске Республики Карелия. Также истец просит обязать администрацию Петрозаводского городского округа на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ заключить с ним договор аренды земельного участка, предоставив испрашиваемый земельный участок.
В качестве третьего лица, не заявляющего требований относительно предмета спора, привлечен государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (далее – государственный комитет).
В судебном заседании Брецких М.В. требования поддержал по доводам, подробно изложенным в исковом заявлении.
Представитель государственного комитета Беспалова Ю.В. просила учесть положения Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» (далее – Закон Республики Карелия № 1980-ЗРК).
Администрация надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечила явку своего представителя в суд.
В отзыве на исковое заявление администрация возражает против удовлетворения требований истца, полагая, что оснований для предоставления земельного участка не имелось. Подробно позиция представителя администрации отражена в письменном отзыве на исковое заявление.
В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя администрации.
Заслушав объяснения истца и представителя третьего лица, исследовав исковое заявление, изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Брецких М.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию с просьбой о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства. К заявлению была приложена схема расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м в районе кадастрового квартала №, в районе улицы <адрес> в городе Петрозаводске Республики Карелия.
Должностные лица администрация, выехав на место расположения участка и согласившись в представленной схемой расположения, ДД.ММ.ГГГГ в источнике официального опубликования муниципальных правовых актов и на сайте www.torgi.gov.ru опубликовали извещение о предоставлении земельного участка.
По истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления от иных лиц о намерении участвовать в аукционе не поступили. Несмотря на это решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка не было принято. На повторные обращения истца в ответе от ДД.ММ.ГГГГ № администрация сообщила, что не может предоставить земельный участок, так как испрашиваемый земельный участок имеет значительный перепад рельефа (до 4 метров) и согласно «Эскизу реконструкции существующей застройки инженерных сетей жилого района «<данные изъяты>» г. Петрозаводска» формирование испрашиваемого земельного участка не представляется возможным. Также администрация в этом ответе указала на то, что истцом разработана схема с нарушением требования действующего законодательства. При этом администрация не конкретизировала те требования законодательства, которым не соответствует ранее принятая схема расположения земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (пункт 1).
Гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности (подпункты 1, 3 пункта 1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
По общему правилу, закрепленному в статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Подпунктом 15 пункта 2 названной статьи предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса (подпункты 1 и 2 пункта 1).
Пункт 2 статьи 39.18 Земельного кодекса устанавливает требования к извещению.
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, исходя из представленных сторонами доказательств, в том числе письменных доводов администрации, письменных ответов на обращения истца, следует, что вышеназванные требования законодательства администрацией были выполнены. Соответствующая информация была размещена ДД.ММ.ГГГГ в источнике официального опубликования муниципальных правовых актов и на сайте www.torgi.gov.ru, что также подтверждается имеющимися доказательствами и не оспаривается ответчиком.
Как предусматривает пункт 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», и направляет указанное решение заявителю.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (пункт 6 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка (подпункт 1 пункта 7 указанной статьи).
Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона, в том числе на право заключения договора аренды земельного участка.
Таким образом, законом установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства и иных целей, указанных в статье 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. Эта процедура направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.
Заявлений от иных граждан в установленный законом срок не поступило. Из вышеприведенных норм следует, что после того, как администрация приняла решение о публикации соответствующего извещения, а такое извещение было опубликовано и отсутствовали поступившие заявления от иных желающих заключить договор аренды на земельный участок, у администрации, как уполномоченного органа, имелось только два возможных варианта разрешения спорной ситуации и они прямо предусмотрены в пункте 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Все действия, связанные с проверкой соответствия законодательству представленной схемы расположения земельного участка, наличия или отсутствия возможности формирования и, следовательно, предоставления земельного участка, в том числе по таким характеристикам этого участка, как рельеф местности, наличие инфраструктуры, нарушение прав и законных интересов иных лиц, наличие обременений и т.д., должны проводиться до публикации названного извещения.
Несмотря на прямо предусмотренные нормы земельного законодательства администрация отказала истцу в заключении договора аренды на испрашиваемый земельный участок.
В материалы дела была представлена копия «Эскиза реконструкции существующей застройки инженерных сетей жилого района «<данные изъяты>» г. Петрозаводска» (далее – Эскиз реконструкции), который не включен в градостроительный план г. Петрозаводска, хранится в архиве и не может быть принят судом в качестве основания, позволяющего ограничить истца в праве предоставления земельного участка. Суд учитывает, что администрация не обосновала, каким образом предоставление испрашиваемого земельного участка повлияет на ее права, как собственника, на права иных лиц. Администрация не доказала невозможность предоставления земельного участка, а также обоснованность ссылки на вышеназванный Эскиз реконструкции, его правовую силу и значение в рассматриваемом споре. Довод администрации о наличии значительного перепада рельефа в месте формирования земельного участка ничем объективно не подтверждается. Истец сообщил о том, что не собирается подключаться к существующим инженерным сетям, кроме сетей электроснабжения, а также намерен изменить рельеф высот, что не может служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка. Суд соглашается с данными доводами истца, так как администрация не представила доказательств, позволяющих признать невозможность индивидуального жилищного строительства при наличии таких характеристик рельефа.
На основании части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком не представлено доказательств тому, что вышеуказанный земельный участок изъят из оборота либо зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, либо в отношении него установлены какие-то запреты и ограничения, поэтому суд приходит к выводу о том, что оснований для отказа в предоставлении земельного участка у администрации не имелось. Доказательства тому, что земельный участок не может предоставляться для индивидуального жилищного строительства, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах требования истца подлежит удовлетворению. В связи с тем, что сведений, позволяющих сделать однозначный вывод о наличии оснований для заключения договора аренды, администрация в материалы дела не представила, суд считает необходимым указать в резолютивной части решения об этом.
При принятии решения суд учитывает положения статьи 5 Закон Республики Карелия № 1980-ЗРК о том, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Закона органом местного самоуправления городского округа, поселения, муниципального района принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который расположен в границах этого городского округа, поселения, муниципального района и государственная собственность на который не разграничена, либо принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении такого земельного участка, либо размещено или опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже такого земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка, предоставление такого земельного участка на основании данного решения или по результатам аукциона осуществляет орган местного самоуправления городского округа, поселения, муниципального района, который принял данное решение либо разместил или опубликовал указанное извещение.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы истца по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с администрации.
Администрация является главным распорядителем средств бюджета муниципального образования.
В силу статьи 102 Бюджетного кодекса Российской Федерации долговые обязательства муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Петрозаводский городской суд Республики Карелия
решил:
Исковые требования Брецких М.В. удовлетворить полностью.
Признать за Брецких М.В. право на получение в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного в районе кадастрового квартала № в районе улицы <адрес> в городе Петрозаводске Республики Карелия.
Обязать администрацию Петрозаводского городского округа на основании заявления Брецких М.В. от ДД.ММ.ГГГГ подготовить проект договора аренды земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного в районе кадастрового квартала № в районе улицы <адрес> в городе Петрозаводске Республики Карелия, в соответствии с положениями подпункта 1 пункта 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, а в случае необходимости образования или уточнения границ испрашиваемого земельного участка, принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с положениями подпункта 2 пункта 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Взыскать с администрации Петрозаводского городского округа администрации Петрозаводского городского округа за счет средств казны муниципального образования «Петрозаводский городской округ» в пользу Брецких М.В. судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья П.А. Малыгин
Мотивированное решение изготовлено 01 марта 2016 года.