Дело № 2-856/2016г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01марта 2016 г.
Балашихинский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Двухжиловой Т.К.,
при секретаре Шелобановой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации городского округа Балашиха, Министерству строительного комплекса правительства <адрес> о возложении обязательств,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Рабчук А.И. обратился в суд с иском к Администрации г.о. Балашиха и Министерству строительного комплекса <адрес> с требованием об обязании Администрации выплатить ему денежные средства для оплаты договора купли-продажи из расчета семьи из двух человек в пределах расчетной стоимости жилого помещения в соответствии со ст.<адрес> «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел, государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной инспекции», <данные изъяты> руб. в счет возмещения морального вреда и судебные расходы.
В обоснование заявленного иска Рабчук А.И. указывает, что Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № семья истца из 3-х человек была принята на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с действующим на момент постановки на учет законодательством, администрация обязан была обеспечить его семью не позднее чем, в трехмесячный срок со дня прибытия в избранное место жительства, однако жилье ему не было предоставлено. В соответствии с изменениями в законодательстве, обязанность по обеспечению жильем как военнослужащего, имеющего общую продолжительность службы 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями осуществляет федеральными органами исполнительной власти за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в т.ч. путем выдачи жилищных сертификатов. Истец предоставил все необходимые для получения жилищного сертификата документы, но ему было отказано в предоставлении жилого помещения и выдаче жилищного сертификата. Последний раз такие документы он предоставлял в 2008г., однако жилищный сертификат ему не выдан. В 2012г. истец подал еще одно заявление о включении его в список граждан для предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья. В 2013г. пришел ответ, из которого не усматривается отказ в получении единовременной выплаты, но и не усматривается согласие на ее предоставление. Истец полагает, что администрация г.о. Балашиха и министерство строительного комплекса <адрес> обязаны произвести ему выплату для приобретения жилого помещения.
Истец в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие на основании предоставленных им документов.
Представитель ответчика Администрации г.о. Балашиха в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения иска.
Представитель ответчика в лице Министерства строительного комплекса в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения иска, представив суду письменные возражения, так как истцом не соблюден досудебный порядок обращения за данной выплатой и не представлены требуемые для этого документы. Из пояснений представителя ответчика в судебном заседании и представленных возражений следует, что при передаче в 2012 на проверку учетного дела истца под № в Министерство в целях определения возможности включения Рабчук А.И. в список военнослужащих, претендующих на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета, формируемого органом местного самоуправления, было установлено, что истец и остальные члены семьи (сын и жена) зарегистрированы по разным адресам. При этом в списках, сформированных администрацией г.о. <адрес> и подаваемых в 2012 и последующих годах в Министерство истец никогда не фигурировал. Основания для включения в указанный список у органа местного самоуправления отсутствовали, поскольку истец с 2008 года не предоставлял какие-либо документы в Администрацию г.о. <адрес>. В результате проверки учетного дела установлено, что с 2001 по ДД.ММ.ГГГГ истец был зарегистрирован и проживал в трехкомнатной <адрес> в <адрес>, жена ФИО3 и сын ФИО4 в <адрес> мкр. 1 в <адрес>. В связи с тем, что обеспечение жильем проживающих в различных местах членов одной семьи не представляется возможным, указанные доводы были доведены до органа местного самоуправления, предоставившего учетное дело. ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирован к жене и сыну по адресу: <адрес>, мкр. 1, <адрес>, в <адрес>. Указанная двухкомнатная квартира площадью 44,4 кв.м принадлежит на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ № сыну ФИО4, сведения из Россреестра по <адрес> в учетном деле на момент проверки в июле 2012 года представлены не были, что не позволяло произвести проверку оснований дальнейшего нахождения истца на учете нуждающихся, в связи с возможным решением истцом жилищной проблемы. При предоставлении истцом требуемых законодательством документов вопрос о предоставлении истцу жилищного сертификата будет рассмотрен в установленном порядке.
Привлеченное к участию в деле в качестве 3-го лица на стороне ответчиков Министерство финансов <адрес>, будучи надлежащим образом извещенным о дне и времени слушания дела, в судебное заседание не явилось, представило письменные возражения по иску, из которых следует, что принятие решения о выплате истцу денежных средств на приобретение жилья находится в компетенции ответчиков и принимается при предоставлении истцом необходимых документов, подтверждающих его нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Суд, выслушав доводы сторон, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона обязана представить доказательства в обоснование требований и возражений по иску.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27.05.1998№-ФЗ «О статусе военнослужащих» и статье 2 настоящего Федерального закона, жилыми помещениями:
1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно;
2) предоставление жилого помещения по договору социального найма;
3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии с абзацем первым пункта 2.1 статьи 15, абзацу третьему пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ к указанным гражданам относятся граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 1 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации. Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членов их семей» органы местного самоуправления муниципальных районов и органы местного самоуправления городских округов <адрес> государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ.
В соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона МО от ДД.ММ.ГГГГ № формирование списков граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями, и совместно проживающих членов семьи (далее - списки) осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона МО от ДД.ММ.ГГГГ №, граждане и совместно проживающие члены семьи включаются в списки в хронологической последовательности в соответствии с датой принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях уполномоченным органом местного самоуправления. Списки представляются уполномоченными органами местного самоуправления в уполномоченный <адрес> центральный исполнительный орган государственной власти <адрес> (далее -уполномоченный орган).
В соответствии со ст. 3 Закона МО от ДД.ММ.ГГГГ № списки ежемесячно уточняются уполномоченными органами местного самоуправления, и при наличии изменений, но не реже одного раза в год, уточненные списки представляются в уполномоченный орган (которым в силу действующего законодательства является Министерство). Уполномоченный орган (Министерство) на основании списков, представленных уполномоченными органами местного самоуправления, формирует сводный список граждан и совместно проживающих членов семьи (далее - Сводный список) и утверждает его.
Распоряжением Минмособлстроя от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка формирования органами местного самоуправления <адрес> списков граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» подробно прописывает процедуру формирования органами местного самоуправления <адрес> указанных списков граждан. Органы местного самоуправления вносят представленные гражданином необходимые документы в опись документов, находящихся в учетном деле гражданина, и проводят проверку всех документов учетного дела и содержащихся в них сведений. По результатам проверки каждого учетного дела на основании информации, содержащейся в документах, органом местного самоуправления составляется заключение. Уполномоченный орган представляет указанные заключения и учетные дела граждан на рассмотрение общественной жилищной комиссии. Решение органа местного самоуправления о включении в список граждан или об отказе о включении в список граждан принимается с учетом выводов и предложений уполномоченного органа, изложенных в заключении, и решения комиссии. Указанное решение утверждается муниципальным правовым актом соответствующего муниципального образования.
В соответствии с п. 5 данного Распоряжения, включение граждан в указанные списки носит заявительный характер.
Согласно п. 15- 17 указанного Распоряжения, список граждан ежемесячно уточняется органом местного самоуправления и при наличии изменений, но не реже одного раза в год, представляется в Министерство. В целях осуществления контроля за правомерностью включения граждан в список граждан уполномоченный орган одновременно со списком представляет в Министерство учетные дела граждан, включенных в указанный список. Министерство осуществляет проверку документов, находящихся в учетных делах, и требует от уполномоченных органов устранения выявленных недостатков и нарушений.
Согласно п. 6 Постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ №, право гражданина на обеспечение его жилым помещением удостоверяется именным документом - свидетельством на приобретение (строительство) жилого помещения (далее - Свидетельство), которое не является ценной бумагой. Порядок выдачи свидетельства установлен указанным постановлением.
Согласно извещения <адрес> семья истца в составе 3-х человек поставлена на учет на улучшение жилищных условий согласно постановления № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7. 63).
На момент постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий истец был постоянно зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>. Истец был снят с регистрационного учета по данному адресу и с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу <адрес>, мкр.1 <адрес> (л.д.82). Семья истца (жена и сын) на момент постановки на учет была зарегистрирована по адресу <адрес>, мкр.1 <адрес>. Указанная квартира была предоставлена семье истца на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 102), т.е. после увольнения истца с военной службы ДД.ММ.ГГГГ (л.д.90). В учетном деле имеется обязательство истца о сдаче квартиры по адресу <адрес>, мкр.1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в связи с получением им жилого помещения по адресу <адрес> (л.д.101). В дальнейшем сыном истца квартира по адресу <адрес>, мкр.1 <адрес>, где на день приватизации были зарегистрированы сын и жена истца, была приватизирована ДД.ММ.ГГГГ сыном истца (л.д.104).
Как следует из пояснений представителей ответчиков истец после 2012 г. не предоставлял сведения о приватизации квартиры по адресу <адрес>, мкр.1 <адрес> его сыном, что не позволяло провести проверку оснований для дальнейшего нахождения истца на учете на улучшение жилищных условий и принять решение о включении или не включении истца в сводный список граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан». Истцом данное утверждение ответчиков не опровергнуто.
В соответствии с Законом "О бюджете <адрес> на 2012 год" Министерство строительного комплекса <адрес> является главным распорядителем средств бюджета, выделенных <адрес> в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение жилья гражданами, уволенными с военной службы (службы), и приравненными к ним лицами.
В соответствии с п. 5 Порядка формирования органами местного самоуправления МО списков граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан, утвержденного распоряжением Министерства строительного комплекса МО от ДД.ММ.ГГГГ N 70, установлен перечень документов для включения вышеуказанный список.
В материалы настоящего гражданского дела не представлено доказательств того, что истец, несмотря на его обращение в Администрации г/о Балашиха, в установленном законном порядке включен в список граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан.
Судом установлено, что истец в данный список не включен в связи с не предоставлением им документов, подтверждающих факт того, что жилищные условия его семьи после 2012 г. не изменились и его семья по прежнему нуждается в улучшении жилищных условий, хотя у ответчиков имелись сведения о таких изменениях, что подтверждается приобщенными материалами учетного дела истца.
Истцом действия ответчиков по не включению его в сводный список граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих" в установленном законом порядке не обжаловались, меры к предоставлению необходимых документов ответчикам для включения в сводный список истцом не принимались и суду доказательства обратного истцом не предоставлены.
Денежные средства на приобретение жилья выделяются гражданам, включенным в сводный список граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих" в порядке очередности. В связи с тем, что истец не включен в данный список, его исковые требования об обязании выплатить денежные средства на приобретение жилья удовлетворению не подлежат.
В силу положений ст. 11 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ обращаясь в суд, истец должен доказать, что его права или законные интересы нарушены, так как судебной защите подлежит только нарушенное право (ст. 4 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 209 ГПК РФ после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обя-зательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из смысла данной нормы закона, а также абзаца 4 пункта 9 постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О судебном решении" следует, что опровергать факты, установленные судом по ранее вынесенному решению, могут лишь лица, не привлеченные к участию в этом деле, т.к. только для них факты и обстоятельства, установленные в предыдущем решении не имеют преюдициального значения. Для тех лиц, которые участвовали в ранее рассмотренном деле, такая возможность исключена. Для них выводы суда по ранее рассмотренному делу имеют значение истинных и ревизии (пересмотру) не подлежат, пока решение не отменено в надлежащем порядке. Преюдиция для них означает отсутствие необходимости доказывать установленные ранее обстоятельства и запрещение их опровержения.
ДД.ММ.ГГГГ Балашихинским городским судом принято решение по делу 2-3479/2014 года по иску Рабчука А.И. к Администрации г/о Балашиха о предоставлении в собственность жилого помещения, в удовлетворении иска Рабчука А.И. отказано, решение вступило в законную силу.
При рассмотрении гражданского дела N 2-3479/2014г. судом были исследованы и оценены обстоятельства, на которых ФИО1 основывает свои требования в рамках настоящего дела. Судом было установлено, что требований о понуждении Администрации г.о. Балашиха рассмотреть заявление истца Рабчука А.И. о принятии решения об отказе либо о включении гражданина в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Областным законом N 34/2011-03, не заявлялось.
В связи с тем, что требования о возмещении морального вреда связаны с основными требованиями, то иск в данной части так же удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска ФИО1 к Администрации городского округа Балашиха, Министерству строительного комплекса правительства <адрес> об обязании произвести денежную выплату на приобретение жилого помещения, возмещении морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Двухжилова Т.К.