Дело № 2-729/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 сентября 2015 года город Комсомольск Ивановской области
Комсомольский районный суд Ивановской области в составе председательствующего- судьи Владыкиной С.Б.,
с участием прокурора прокуратуры Комсомольского района Ивановской области Абдуллин И.Р., ответчика- представителя администрации Писцовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области Елкина Н.Г.
при секретаре Герасимовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Комсомольске Ивановской области 30 сентября 2015 года гражданское дело по иску прокурора Комсомольского района Ивановской области к администрации Писцовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц об обязании осуществить паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Комсомольского района Ивановской области обратился в суд с иском к администрации Писцовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц об обязании осуществить паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения по улице Мира села Писцово Комсомольского муниципального района Ивановской области протяженностью 0,7 километра с идентификационным номером дороги 24-213-832 ОП МП П-064, мотивировав тем, что в результате проведенной прокуратурой Комсомольского района проверки установлено, что паспортизация данной дороги не проведена.
В соответствии с частью 9 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
В соответствии с частью 8 статьи 6 указанного закона к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ дорожная деятельность включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильных дорог определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Системное толкование норм права, регулирующих правоотношения в области дорожного движения, указывает на необходимость проведения мероприятий по учету автомобильных дорог лицами, являющимися собственниками дорог.
Приказом Минтранса Российской Федерации от 16.11.2012 года № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в состав работ по содержанию входят паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 «Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденной Министерством автомобильных дорог РСФСР 5 февраля 1982 года определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 ВСН 1-83).
Технический паспорт является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления для обеспечения безопасности дорожного движения.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года № 150, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В судебном заседании прокурор Абдуллин И.Р. поддержал исковые требования, указав, что ненадлежащее осуществление контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и иных полномочий ответчика в области использования автомобильных дорог, не соответствует требованиям закона, что влечет нарушение интересов неопределенного круга лиц, в том числе, граждан, проживающих на территории Писцовского сельского поселения, и других участников дорожного движения.
Представитель ответчика Елкин Н.Г. исковые требования признал в полном объеме, пояснил суду, что указанная дорога относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения и включена в перечень объектов, находящихся в собственности сельского поселения. Паспортизация дорог, включая дорогу по улице Мира села Писцово Комсомольского района Ивановской области, не производилась в связи с отсутствием средств в бюджете поселения, которые будут заложены на указанные нужды в 2016 году и приняты меры к проведению паспортизации.
Третье лицо – представитель Отдела ГИБДД ОМВД по Комсомольскому району в судебное заседание не явился, возражений по существу иска не имеет, представив заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих по делу, исследовав письменные доказательства, суд считает, что имеются основания для удовлетворения требований прокурора.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 8 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ « Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»( в редакции от 13 июля 2015 года № 248- ФЗ) к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 29 июня 2015 года № 204) к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок ( парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в ч.6 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257 –ФЗ « Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которым к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Дорожная деятельность в силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог
В силу п. 12 ст. 3 данного Закона содержание автомобильной дороги определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 6 ст. 13, ч.ч. 1,2,3 ст. 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257 –ФЗ « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому урегулированию в сфере дорожного хозяйства.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196 –ФЗ « О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов. В силу ст. 6 Закона о безопасности дорожного движения полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно п.п.4 п.9 Приказа Минтранса Российской Федерации от 16 ноября 2012 года № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в состав работ по содержанию входят паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
В соответствии с пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 «Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденной Министерством автомобильных дорог РСФСР 5 февраля 1982 года, паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Согласно п.1.2 ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизации. Проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года № 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Судом установлено, что прокуратурой Комсомольского района проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения, в ходе которой было установлено, что технический паспорт на дорогу общего пользования местного значения по улице Мира села Писцово, Комсомольского муниципального района Ивановской области протяженностью 0,7 км отсутствует.
Из материалов дела следует, что автомобильная дорога по улице Мира села Писцово, Комсомольского муниципального района, Ивановской области протяженностью 0,7 км является дорогой общего пользования и собственностью Писцовского сельского поселения, что подтверждается постановлением администрации Писцовского сельского поселения от 21 сентября 2010 года № 123 о включении дороги в Реестр автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Писцовского сельского поселения и перечень объектов, находящихся в собственности поселения.
При решении вопроса об удовлетворении иска, суд исходит из положений, определяющих ответственность органа местного самоуправления за нарушение требований закона и считает, что ссылка ответчика на отсутствие средств в бюджете Писцовского сельского поселения, не может являться основанием для нарушения закона, учитывая, что технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для осуществления органом местного самоуправления полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения.
Признавая законными требования прокурора Комсомольского района Ивановской области, суд признает, что они направлены на защиту прав и законных интересов граждан, проживающих на территории сельского поселения, а также неопределенного круга лиц, участников дорожного движения.
Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Комсомольского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию Писцовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области осуществить паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения по улице Мира села Писцово Комсомольского муниципального района Ивановской области протяженностью 0,7 км с идентификационным номером дороги 24-213-832 ОП МП П-064.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Комсомольский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий: С.Б. Владыкина