Дело № 2-266
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кандалакша 31 марта 2015 года
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Лебедевой И.В.,
при секретаре Захаровой Е.Г.,
с участием:
истца Тарасовой А.А.,
третьего лица ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарасовой А.А. к администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района о предоставлении благоустроенного жилья,
третьи лица:
ФИО1,
ФИО2,
ФИО3,
установил:
Тарасова А.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района о предоставлении жилого помещения в связи с признанием дома непригодным для проживания. Требование обосновывает тем, что она зарегистрирована и проживает по договору найма по адресу: <адрес> аллея, <адрес>. В 2011 году межведомственной комиссией проведено обследование дома, дом признан аварийным и подлежащим сносу. Просит обязать ответчика предоставить благоустроенное жилье.
В судебном заседании Тарасова А.А. на исковых требованиях настаивала.
Третье лицо ФИО1 полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.
ФИО2, действующая от себя и от имени несовершеннолетнего ФИО3, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представители администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия, в письменном мнении указали, что распоряжением администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша от <дата> № 318-р жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, пунктом 2 распоряжения установлен срок расселения граждан до <дата>. Указанный дом включен в перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» на 2013-2017 годы с планируемой датой окончания переселения по указанному адресу на 2016 год.
Выслушав Тарасову А.А., ФИО1, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что <адрес> является муниципальной собственностью, что подтверждается договором <номер> о найме жилого помещения от <дата>, справкой формы 9 от <дата>.
Согласно договору <номер> о найме жилого помещения от <дата> Тарасовой А.А. и членам ее семьи была предоставлена отдельная двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Согласно приложению <номер> к договору найма совместно с нанимателем жилого помещения проживают члены его семьи: ФИО3, ФИО2, ФИО1
Согласно справке формы 9 от <дата> <номер> в <адрес> зарегистрированы и проживают: Тарасова А.А. – с <дата>, ФИО1 – с <дата>, ФИО2 – с <дата>, ФИО3 – с <дата>.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Статьей 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, другие жилые помещения по договорам социального найма предоставляется вне очереди.
В соответствии с частью 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Как следует из положений статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 названного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной правовой нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее – Положение).
В соответствии с пунктом 7 данного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в названном Положении требованиям.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
На основании пункта 42 Положения, в редакции, действовавшей в период проведения мероприятий по признанию дома аварийным в 2011 году, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно пункту 47 Положения в соответствующей редакции по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
В силу пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, на основании заключений межведомственной комиссии при администрации муниципального образования городское поселение (протокол от <дата>) администрацией муниципального образования городское поселение <адрес> <дата> вынесено распоряжение № 318-р о признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу, в том числе <адрес>. Пунктом 2 указанного распоряжения предписано в срок до <дата> предоставить семьям, занимающим жилые помещения по договорам социального найма в указанных в пункте 1 настоящего распоряжения домах, жилую площадь в соответствии с действующим законодательством.
В рамках судебного разбирательства по определению суда произведено дополнительное комиссионное обследование состояния <адрес>, представлен акт обследования. Согласно представленному акту от <дата> сделано заключение о том, что после принятия решения о признании дома аварийным и подлежащим сносу по настоящее время изменений конструктивных элементов здания в сторону ухудшения не произошло.
Согласно сообщению общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» от <дата> в 2014 и 2015 годах проводились работы по поддержанию состояния аварийного <адрес>
Разрешая настоящий спор, суд исходит из установленных обстоятельств, принимает во внимание то, что после принятия решения о признании дома аварийным и подлежащим сносу по настоящее время изменений конструктивных элементов здания в сторону ухудшения не произошло, управляющей организацией проводятся мероприятия по поддержанию состояния аварийного дома, установление срока расселения граждан, проживающих в аварийном доме, до <дата>, отсутствие документов, подтверждающих невозможность проживания в указанном доме до <дата>, а также отсутствие в материалах дела документов о немедленном расселении семьи истца.
В силу пунктов 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации и Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Следовательно, законодатель дает право органу, принявшему решение о признании жилых помещений непригодными для проживания, жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, устанавливать срок расселения граждан и предоставления жилых помещений.
В силу вышеприведенных норм права определение дальнейшего периода использования помещения, признанного непригодным для проживания, срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Доказательства, свидетельствующие об имеющейся угрозе жизни и здоровью истца, в связи с чем предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям взамен непригодного для проживания может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока дальнейшего использования такого жилого помещения, отселения граждан, суду не представлены. В материалах дела также не имеется документов, свидетельствующих о том, что администрация муниципального образования городского поселения Кандалакша обязана незамедлительно предоставить нанимателям другое жилое помещение.
При установленных обстоятельствах, у суда не имеется оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности незамедлительно предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
При этом следует отметить, что право на предоставление благоустроенного жилья истец имеет, однако срок предоставления, установленный вышеприведенным распоряжением, не нарушен и не истек. Как пояснила Тарасова А.А. в судебном заседании в настоящее время в доме продолжают проживать граждане.
Разрешая заявленный спор, суд также учитывает, что решений о немедленном расселении жильцов <адрес> не принималось, само по себе наличие заключения о признании жилого дома непригодным для проживания не свидетельствует о немедленной обязанности ответчика предоставить истцу иное жилое помещение без соблюдения установленных законодательством требований.
Сведений об оспаривании и о признании вышеприведенного распоряжения от <дата> № 318-р незаконным и не подлежащим применению, суду не представлено. У суда не имеется правовых оснований для изменения периода дальнейшего использования непригодного жилого помещения и изменения срока предоставления истцу жилой площади, указанного в названном распоряжении, а также возложении на ответчика обязанности предоставить жилье ранее данного срока.
Разрешая настоящий спор, необходимо отметить, что само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока дальнейшего использования непригодного жилья и предоставления иного жилого помещения взамен непригодного не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение такого срока, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в непригодном для проживания жилье, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 87 Жилищного кодекса Российской Федерации), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При таких обстоятельствах, вопрос о расселении жильцов указанного дома, включая истца, является преждевременным, а исковые требования не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление Тарасовой А.А. к администрации муниципального образования городское поселение <адрес> о предоставлении благоустроенного жилья оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.В.Лебедева