Решение по делу № 2-2577/2016 ~ М-444/2016 от 20.01.2016

Дело №2-2577/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 мая 2016 года                     г.Стерлитамак

Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Александровой Н.И.

при секретаре Тимербулатовой А.Н.

с участием представителя истца ФИО3 по доверенности ФИО7,

представителя ответчика ГУ УПФ РФ в <адрес> по доверенности ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ об обжаловании решения и назначении и выплате досрочной трудовой пенсии,

установил:

ФИО3 обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ, просит признать отказ УПФ РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной страховой пенсии по старости; признать факт работы и засчитать в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости по пп.2 ч.1 ст.30 ФЗ № 400 следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медник-паяльщик в ОАО «Газпром нефтехим Салават» (до службы в Вооруженных силах ФИО4) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – электрогазосварщик на резке и ручной сварке в ОАО «БСК» (после службы в Вооруженных силах ФИО4); засчитать в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости по пп.2 ч.1 ст.30 ФЗ №400 период службы по призыву в составе Вооруженных сил ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; засчитать в страховой стаж период работы в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать назначить истцу досрочную трудовую пенсию со дня обращения с ДД.ММ.ГГГГ.

Свои требования обосновывает тем, что ответчиком необоснованно не включены период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медник-паяльщик в ОАО «Газпром нефтехим Салават» (до службы в Вооруженных силах ФИО4) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – электрогазосварщик на резке и ручной сварке в ОАО «БСК» (после службы в Вооруженных силах ФИО4), а также период службы в Вооруженных силах ФИО4 в специальный трудовой стаж для назначения трудовой пенсии по старости, поскольку в соответствии с Постановлением Совмина ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ период службы в Вооруженных Силах ФИО4 должен включаться в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии. Неправильное внесение работодателями в трудовой книжке сведений о характере его работы не может являться основанием для отказа в включения указанных периодов работы в льготный период, т.к. занимая должность медника 3 разряда, уже предполагает выполнение работ по пайке и лужению изделий припоями, содержащими свинец в силу выполняемой работником трудовой функции, установленный требованиями ЕТКС для медников 3 разряда, действующим до ДД.ММ.ГГГГ законодательством не предусматривались требования об обязательном указании характера работы электросварщика, газоэлектросварщика (занятость на резке и ручной сварке), а достаточно было самого факта работы в должности электросварщика. Также было необоснованно не засчитан в страховой стаж периоды работы в качестве индивидуального предпринимателя с 01.01.1994г. по ДД.ММ.ГГГГ в виду отсутствия сведений об уплате страховых взносов. Указанные периоды работы подтверждается справкой ИФНС России по РБ. В соответствии с п.5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при применении Правил приравнивается уплата …. Единого налога на вмененный доход для определения видов деятельности.

    В судебном заседании представитель истца ФИО3 по доверенности ФИО7 поддержала исковые требования, дала соответствующие пояснения, просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ – УПФ РФ в <адрес> по доверенности ФИО6 в судебном заседании иск не признал полностью по мотивам изложенным в оспариваемом решении ответчика Д от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО3 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда.

Свидетель ФИО8 в судебном заседании показала, что является двоюродной сестрой истца, с 1994 по 1996 года он занимался частным предпринимательством, налоги оплачивал в налоговую инспекцию.

Свидетель ФИО9 в судебном заседании показала, что знает истца как отца подруги, знает, что с 1994 года он занимался предпринимательством, ездил с женой в Турцию, привозил товар и продавал его. Все налоги оплачивал всегда добросовестно.

Суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, определив возможным рассмотреть дело в отсутствии истца, надлежаще извещенного, считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту… и в иных случаях, установленных законом (ст.39 ч.1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

    Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (ст.4 Гражданского Кодекса РФ).

    Федеральный закон от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии, предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданином до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста пятидесяти лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;

В п. 2 ст. 27 вышеуказанного федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 39 ч. 2 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01.01.2015 г. - страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий -горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.

На основании ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 400 - ФЗ - страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Согласно ч. 3 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Согласно частям 2 - 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Согласно п. п. 1, 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", Правительство Российской Федерации постановляет: установить, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением соответствующих положений пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий.

В соответствии с подп. "к" п. 109 указанного Положения, служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывается в общий стаж работы, а также в стаж работы, дающей право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда периоды, указанные в подпункте "к" (служба в составе Вооруженных Сил СССР), приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, т.е. в возрасте 59 лет обратился в Пенсионный фонд в <адрес> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Решением начальника Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа. По представленным документам продолжительность страхового стажа составила 33 года 13 дней, продолжительность специального стажа составила 5 лет 05 месяцев 1 день.

Решением и.о. начальника Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ Д истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа. По представленным документам продолжительность страхового стажа составила 31 год 8 месяцев 29 дней, продолжительность специального стажа составила 5 лет 05 месяцев 1 день.

Не включен в специальный стаж период службы в армии истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пп. "а" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10. При этом периоды работ до 01 января 1992 года по Списку N 1 производств, профессий, должностей и показателей, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, засчитываются в специальный стаж наравне с работами, предусмотренными Списком N 1 производств, профессий, должностей и показателей, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года.

Списком N 1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, предусмотрено, что в специальный стаж засчитывается работа медника, постоянно занятого на лужении и пайке припоями, содержащими свинец (позиция 1110400А-14420 подраздела 5 "Прочие профессии по металлообработке" раздела XI "Металлообработка"), а также работа паяльщика горячим способом, занятого пайкой и лужением изделий припоями, содержащими вредные вещества 1-2 класса опасности или канцерогены (позиция 12100000-16456 раздела XXIII "Общие профессии").

В Приложении к Указанию Минсобеса РСФСР от 15.05.1991 N 1-57-У «О порядке применения Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января1991 Г. N 10 /п.14/ указано, что разделы Списков "Общие профессии", а также подраздел 5 раздела XI Списка N 1 и подраздел 12 раздела XIV Списка N 2 "Прочие профессии металлообработки" применяются независимо от того, на каких предприятиях и в организациях производятся работы, предусмотренные в этих разделах и подразделах / например, электросварщики ручной сварки и газосварщики, указанные в Списке N 2, разделе XXXI, имеют право на пенсию на льготных условиях независимо от того, где они работают: на машиностроительном заводе, железнодорожном транспорте, текстильной фабрике, металлургическом заводе и т.п./

В соответствии со Списком N 1, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, в специальный стаж засчитываются работы по профессии паяльщика по свинцу (свинцовопаяльщика) (раздел XXI Общие профессии), а также медника на лужении и пайке (паяльщика) (раздел XI "Металлообработка).

Поскольку решением и.о. начальника Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ Д ФИО3 засчитаны в специальный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медник-паяльщик в ОАО «Газпром нефтехим Салават» (до службы в Вооруженных силах ФИО4) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – электрогазосварщик на резке и ручной сварке в ОАО «БСК» (после службы в Вооруженных силах ФИО4) по п.1.ч.1 ст.30 Закона о страховых пенсиях, следовательно требования о включении указанных периодов работы по п.2 ч.1 ст.30 Закона о страховых пенсиях, являются излишними.

Согласно записи в трудовой книжке ФИО3 проходил воинскую службу по призыву в рядах Советской Армии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 20 дней). После окончания службы по призыву принят электрогазосварщик на резке и ручной сварке в ОАО «БСК», и этот период зачтен как период работы с тяжелыми условиями труда.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитывается, кроме прочих, период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз. 7 п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Согласно разъяснению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2003 года № 4, при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17 декабря 2001 года) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 года), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

В соответствии с пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590, при назначении пенсии по старости на льготных условиях рабочим, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, служба в составе Вооруженных Сил СССР приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Таким образом, на период прохождения ФИО3 службы в армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж. При этом, дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного обеспечения.

Таким образом, вышеназванный период службы истца подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

В абзаце 1 пункта 3 статьи 10 ФЗ "О статусе военнослужащих" содержится норма о включении в стаж службы по контракту и призыву при нормальных условиях, а абзац 2 пункта 3 статьи 10 Закона "О статусе военнослужащих" предусматривает прохождение военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, которое засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30"О практике рассмотрениями суда дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" также предусмотрена возможность включения указанного период в специальный стаж, дающий прав на назначение досрочной пенсии по старости.

Поскольку согласно записям в трудовой книжке истец до призыва в ряды Вооруженных Сил СССР трудился на работах, предусмотренных Списком №2, которая по решению суда подлежит включению в стаж работы истца, то служба в армии подлежит включению в специальный стаж.

Согласно Постановлению Совмина СССР от 03.08.1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", пунктом 109 которого было предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсии по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в подпунктах "к" и "л" данного Постановления, в том числе и период службы в составе Вооруженных сил СССР, приравнивались по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Таким образом, действовавшее в период учебы истца правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в общий стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства (в том числе, введение понятие "страхового стажа", отсутствие в ФЗ "О трудовых пенсиях", в настоящее время в ФЗ "О страховых пенсиях" возможности включения в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии, периода обучения) не может служить основанием для ущемления его права в области пенсионного обеспечения. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

В связи с изложенным, с учетом специального стажа продолжительностью 07 лет 05 месяцев 21 день, подлежащего включению по решению суда, специальный стаж истца на момент обращения за назначением пенсии является недостаточным для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по пп.2 п1. ст.27 Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Истец имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с уменьшением предусмотренного ст.7 названного Федерального закона на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы, то есть по достижении им 58 лет.

Ввиду вышеизложенного решение ответчика об отказе в установлении пенсии ФИО3 следует признать незаконным и подлежащим отмене.

Согласно ч.1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией.

На дату обращения ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 исполнилось 59 лет, то есть при специальном стаже 6 лет 3 мес., он имеет право на пенсионное обеспечение по старости в связи с тяжелыми условиями труда.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные требования ФИО3 о назначении досрочной трудовой пенсии со дня обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ обоснованы и подлежат удовлетворению.

Так согласно п. 1 ст. 10 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 этого же Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Определяя в ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), законодатель включил в их число граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (пп. 2 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 14).

Согласно сообщения Межрайонной ИФНС России по РБ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 осуществлял предпринимательскую деятельность на основании свидетельств о государственной регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица:

от ДД.ММ.ГГГГ , сроком до ДД.ММ.ГГГГ;

от ДД.ММ.ГГГГ , сроком до ДД.ММ.ГГГГ;

от ДД.ММ.ГГГГ , сроком до ДД.ММ.ГГГГ;

от ДД.ММ.ГГГГ , сроком до ДД.ММ.ГГГГ;

от ДД.ММ.ГГГГ , сроком до ДД.ММ.ГГГГ,

факт уплаты страховых взносов подтвердить не предоставляется возможным в связи с истечением срока хранения документов.

Законом Российской Федерации от 07 декабря 1991 года N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" в редакции, действующей в спорный период времени - положениями главы IV "Налогообложение доходов от предпринимательской деятельности и других доходов" определялось, что налогообложению в порядке, предусмотренном настоящей главой Закона, подлежат доходы физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, в связи с осуществлением ими любых видов предпринимательской деятельности, и другие доходы, полученные иными способами (статья 12 Закона).

Под страховым стажем понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (ст. 2 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

В соответствии с абзацем 3 пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (в частности индивидуальные предприниматели), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пунктом 1.2 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 г. N 190, предусмотрено, что с 01.01.1991 г. время работы лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также лиц, занимающихся трудовой деятельностью на условиях индивидуальной или групповой аренды, устанавливается по справкам об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР.

Согласно статье 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Следует иметь в виду, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу Федерального закона N 173-ФЗ, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 2 статьи 29 Федерального закона N 173-ФЗ).

Согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. N 555 "Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период до 01 января 2001 года и после 01 января 2002 года подтверждаются документами территориальных органов Пенсионного фонда РФ.

В соответствии с п. 5 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. N 555, к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1999, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Поскольку невозможность предоставления самих первичных документов об уплате страховых взносов (в том числе свидетельств об уплате единого налога на вмененный доход согласно ответа налоговой службы) связана лишь с тем, что срок хранения таких документов составляет пять лет и уже истек, следовательно, вины ФИО3, в том, что данные документы не сохранились, не имеется.

Ответчиком не представлено доказательств в обоснование заявленных возражений с учетом положений ст. 56 ГПК РФ, согласно которых стороны должны представлять доказательства в обоснование заявленных требований и возражений.

Таким образом, суд считает обоснованным засчитать в страховой стаж периоды работы в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать ГУ - УПФ РФ в Стерлитамакском РБ назначить ФИО3 досрочно трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части исковые требования удовлетворению не подлежат, иные доводы сторон суд считает несостоятельными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.39 Конституции РФ, ст.10,12 ГК РФ, ст.256 ТК РФ, ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ст.ст.56, 59,60, 194-198,199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования ФИО3 – удовлетворить частично:

    Признать незаконным отказ ГУ- Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ФИО3 по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ГУ- УПФ РФ в Стерлитамакском РБ включить в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по п.2 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» истцу ФИО3 период срочной службы по призыву в составе Вооруженных Сил ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ГУ- УПФ РФ в Стерлитамакском РБ засчитать в страховой стаж ФИО3 период работы в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ГУ - УПФ РФ в <адрес> РБ назначить ФИО3 досрочно трудовую пенсию со дня обращения - с ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части исковые требования удовлетворению не подлежат.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия мотивированного решения через Стерлитамакский городской суд.

Председательствующий:                        ФИО10

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-2577/2016 ~ М-444/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Шарипов А.Н.
Ответчики
УПФ
Суд
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан
Судья
Александрова (Стройкова) Надежда Ивановна
Дело на сайте суда
sterlitamaksky--bkr.sudrf.ru
20.01.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.01.2016Передача материалов судье
22.01.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.01.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.02.2016Подготовка дела (собеседование)
19.02.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.03.2016Судебное заседание
27.04.2016Судебное заседание
24.05.2016Судебное заседание
29.05.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее