Дело № 2а-112/2018
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Саранск 15 января 2018 г.
Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
в составе: судьи Юркиной С.И.
при секретаре Блохиной Г.А.,
с участием в деле: административного истца инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Саранска;
административного ответчика Алексеева Дмитрия Александровича,
рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании административное дело по административному иску инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Саранска к Алексееву Дмитрию Александровичу о взыскании задолженности по налогу на имущество и транспортному налогу,
установил:
инспекция Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Саранска (далее сокращенное наименование - ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска) обратилась в суд с административным иском к Алексееву Д.А. о взыскании задолженности по налогу на имущество и транспортному налогу.
В обоснование административный истец указал, что за Алексеевым Д.А. имеется задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, и транспортному налогу с физических лиц на общую сумму 1568 руб. 54 коп.
В его адрес направлялись налоговые уведомления и требования об уплате налогов и пеней (№ от 13.12.2012, № от 12.12.2014 г., № от 09.11.2015), которые им не исполнены.
На основании изложенного и статей 45, 48, 69, 75 Налогового кодекса Российской Федерации просит:
взыскать с Алексеева Дмитрия Александровича в доход бюджета Республики Мордовия:
задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2011 год – 37 руб.58 коп., пени в размере 8руб. 22 коп.;
задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2011, 2013, 2014 годы в размере 1436 руб. 30 коп., пени в размере 86 руб. 44 коп.
В заявлении административный истец просит восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу настоящего административного иска о взыскании задолженности по налогу на имущество и транспортному налогу по требованию, по тем основаниям, что уважительной причиной пропуска такого срока явилась большая загруженность налогового органа.
В предварительное судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска не явился, извещен о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом. В заявлении от 09.01.2018 просит дело рассмотреть в его отсутствие.
В предварительное судебное заседание административный ответчик Алексеев Д.А. не явился, извещен о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с частью 2 статьи 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предварительное судебное заседание проводится единолично судьей, осуществляющим подготовку административного дела к судебному разбирательству. Стороны, другие лица, участвующие в деле, их представители извещаются о времени и месте проведения предварительного судебного заседания. Неявка в суд лиц, участвующих в деле, или их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте предварительного судебного заседания, не является препятствием для проведения предварительного судебного заседания.
Согласно части 5 статьи 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу. Данное решение не может быть принято по административным делам, подлежащим последующему рассмотрению судом коллегиально. Решение суда может быть обжаловано в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Исходя из положений перечисленных норм закона, цели предварительного судебного заседания - выявление факта пропуска срока обращения в суд с административным исковым заявлением и выяснения причины пропуска административным истцом срока обращения в суд, на основании части 2 статьи 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд провел предварительное судебное заседание в отсутствии лиц, участвующих в деле.
Суд, рассмотрев по существу заявление административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу в суд административного иска, считает, что оно не подлежит удовлетворению, и административный иск следует оставить без удовлетворения, в связи с пропуском административным истцом срока обращения в суд, установленного частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так, в соответствии с пунктом1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
С направлением предусмотренного статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.
Требование об уплате налога согласно статье 70 Налогового кодекса Российской Федерации должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если указанное требование не является результатом налоговой проверки. При этом, при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно пункту 2 статьи 48Налоговогокодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 04.04.2013 г., заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Указанные сроки обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций не соблюдены административным истцом.
Из материалов дела усматривается, что административным истцом направлялись административному ответчику:
налоговое уведомление № об уплате налога на имущество в размере 37 руб. 58 коп. и транспортного налога за 2011 г. в размере 1 036 руб. 80 коп. до 01.11.2012;
требование № об уплате налога, сбора, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 13.12.2012 в общей сумме задолженности 441 руб. 93 коп. с установлением срока уплаты до 22.01.2013;
налоговое уведомление № об уплате транспортного налога в размере 1037 рублей за 2013 год до 05.11.2014 г.;
требование № об уплате налога, сбора, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 12.12.2014 в общей сумме задолженности 481 руб. 38 коп. с установлением срока уплаты до 04.03.2015 г.;
налоговое уведомление № от 19.05.2015 об оплате транспортного налога в размере 1037 рублей за 2014 г. до 01.10.2015;
требование № об уплате налога, сбора, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 09.11.2015 в размере 1568 руб. 94 коп. с установлением срока уплаты до 24.12.2015.
В данном случае, ранее налоговое уведомление № и требование № об уплате налога, сбора, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) направлялись административным истцом административному ответчику до 04.04.2013 г., то есть в период действия следующей редакции пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации:
«Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 1 500 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 1 500 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 1 500 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.»
Федеральным законом от 04 марта 2013 г. № 20-ФЗ в пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, в абзаце втором слова "1 500 рублей" заменены словами "3 000 рублей", вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и применяющиеся в правоотношениям по взысканию налогов, сборов, пеней, штрафов, требования об уплате которых направлены после дня вступления в силу этого закона.
Следовательно, к заявленным требованиям подлежат применению положения абзаца второго пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей до 04.04.2013 г., поскольку общая сумма задолженности по налогам, подлежащая взысканию с физического лица, на 09.11.2015 г. составила 1568 руб. 94 коп., то есть в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Следовательно, начало течения шестимесячного срока подачи в суд заявления о взыскании налогов за 2011 год, 2013 год и 2014 год следует исчислять с 24.12.2015, то есть срока уплаты налога, сбора, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 09.11.2015 в размере 1568 руб. 94 коп. по требованию № 22590 до 24.12.2015. Срок подачи заявления в суд истек 24.06.2016 г.
Настоящее административное исковое заявление подано в суд 22.11.2017 г. то есть с пропуском срока обращения в суд, установленного частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Административным истцом подано ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Доводы, изложенные административным истцом, в качестве оснований восстановления срока не могут быть признаны судом уважительными.
Другие причины, которые послужили бы основанием для восстановления срока, обстоятельства, которые препятствовали административному истцу обратиться с вышеуказанным заявлением в установленный для этого шестимесячный срок в заявлении не указаны, доказательств не представлено.
Поскольку причины пропуска административным истцом процессуального срока признаются судом неуважительными, то отсутствуют основания для его восстановления. Поэтому ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока не подлежит удовлетворению.
В связи с установлением факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, суд, исходя из положений части 5 статьи 138, части 5 статьи 180, части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отказывает в удовлетворении административного иска в предварительном судебном заседании судебном заседании без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Руководствуясь статьями 138, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Пролетарский районный суд г.Саранска Республики Мордовия
решил:
отказать инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Саранска в удовлетворении заявления о восстановлении процессуального срока.
Отказать инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Саранска в удовлетворении административного иска к Алексееву Дмитрию Александровичу о взыскании задолженности по налогу на имущество и транспортному налогу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия через Пролетарский районный суд г.Саранска Республики Мордовия.
Судья