РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
7 февраля 2023 года г.о. Самара
Советский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Никоновой И.П.,
при помощнике судьи Гавриловой Ж.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Байкиной Н.А., Кабанова В.П. к АО «Самарагорэнергосбыт», ТСЖ «Победа» о защите прав потребителя,
установил:
Байкина Н.А., Кабанов В.П. обратились в суд с вышеуказанным иском к АО «Самарагорэнергосбыт», ТСЖ «Победа» о защите прав потребителя, указав, что Байкина Н.А. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, Кабанов В.П, зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>.
Истцы являются собственниками вышеуказанных жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, управлением которыми занимается ТСЖ «ПОБЕДА» и являются членами ТСЖ «ПОБЕДА».
Потребители имеют прямые договорные отношения по подаче электрической энергии, связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, в квартиры с гарантирующим поставщиком электрической энергии - АО «Самарагорэнергосбыт».
Истцы надлежащим образом оплачивают ответчику принятую электроэнергию.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ТСЖ «ПОБЕДА» (абонент; исполнитель коммунальных услуг) приобретает электрическую энергию для оказания коммунальных услуг и потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, у гарантирующего поставщика (АО «СамГЭС»), по договору энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ №.
Истцы воспользовались своим правом на получение информации о начислении платы коммунальные услуги, потребленные при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме - обратились за разъяснениями непосредственно в ТСЖ «ПОБЕДА».
ТСЖ «ПОБЕДА» ответило, что в 2022 году возникли споры между ТСЖ «ПОБЕДА» и АО «СамГЭС» по поводу начисления собственникам жилых помещений платы за электроэнергию, используемую для предоставления коммунальных услуг и потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием: АО «СамГЭС» требует от ТСЖ «ПОБЕДА» погашения дополнительной задолженности в размере 608398,10 рублей.
С целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме (далее - МКД) и удовлетворения жилищных прав граждан ТСЖ «ПОБЕДА» по договору приобретает у АО «СамГЭС» энергию, потребляемую при содержании общего имущества, для эксплуатации следующих энергопринимающих устройств (далее по тексту - ЭПУ): лифты и освещение мест общего пользования (далее по тексту - МОП), в соответствии с п. 7, 8 Правил-491 входящих в состав общего имущества МКД.
В каждом вводно-распределительном устройстве (далее - ВРУ) размещены общедомовые приборы учета и подключены энергопринимающие устройства в домах ТСЖ «ПОБЕДА» по разным схемам подключения: в <адрес> (10 подъездов, 376 квартир), пять ВРУ, установлено 15 приборов учета по последовательной схеме подключения: сначала коллективный контрольный прибор учета (фиксирует потребление энергии жилых помещений, лифтов и МОП), затем приборы учета к которым подключены инженерные сети к энергопринимающим устройствам (лифты, освещение МОП); в <адрес> (4 подъезда, 144 квартиры), два ВРУ, установлено 6 приборов учета по параллельной схеме подключения, в каждом ВРУ установлено три прибора учета электроэнергии: два общедомовых прибора, которые измеряют потребление энергии ЭПУ ТСЖ «ПОБЕДА» (лифты и освещения МОП), и отдельно, один контрольный коллективный прибор учета потребления электрической энергии собственниками жилых помещений.
С 2011 по 2020 годы поставка электрической энергии по договору осуществлялась АО «СамГЭС» и принималась ТСЖ «ПОБЕДА» в 14 точках поставки, которые определены в приложении от ДД.ММ.ГГГГ № к договору энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ №.
За период с 2011 по 2020 годы ТСЖ «ПОБЕДА» осуществлял расчеты и оплату за потребленную электрическую энергию по показаниям общедомовых приборов учета в точках поставки (14 единиц), подключенных ЭПУ (лифты и МОП), которые фиксирующих только потребление энергопринимающих устройств ТСЖ «ПОБЕДА», и независимо от расчетов между собственниками жилых помещений и гарантирующим поставщиком (АО «СамГЭС»), между которыми действуют прямые договора. В течение 2011 - 2020 годов никаких разночтений в трактовании нормативных актов и исполнении обязательств по договору энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ а № между ответчиками не было; ТСЖ «ПОБЕДА» добросовестно выполняла свои обязательства по договору энергоснабжения, в т.ч. ТСЖ «ПОБЕДА» надлежащим образом оплачивают АО «СамГЭС» принятую электроэнергию.
В 2021 году АО «СамГЭС», как гарантирующий поставщик, заменил ранее установленные исправные и действующие приборы учета во всех семи ВРУ и установилновые приборы учета с компонентами интеллектуальной системы учета электрической энергии: заменены все 21 приборы учета, согласно проекта электроснабжения в ранее определенных местах подключения, указанных в схеме подключения (2011 г.).
После установки в ВРУ дом товарищества 21 прибора учета с компонентами интеллектуальной системы учета электрической энергии, по инициативе АО «СамГЭС» стороны договора заключили дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ № договору, далее по тексту - соглашение, по которому изменились точки поставки энергии по договору, а именно: точками поставки АО «СамГЭС» и ТСЖ «ПОБЕДА» признают 5 точек поставки - место подключения коллективных приборов с интеллектуальной системой учета электрической энергии (№№, №, №, № №), которые совокупно фиксируют как энергию, потребляемую при содержании общего имущества в МКД или в иных целях, несвязанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, так и энергию, потребляемую собственниками жилых помещений для целей, связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Заключение АО «СамГЭС» и ТСЖ «ПОБЕДА» дополнительного соглашение от ДД.ММ.ГГГГ № (изменение точек поставки) явилось основанием для изменения форм расчетов за объемы (количество) энергии, поданного в многоквартирный дом для оказания коммунальной услуги по содержанию общего имущества в МКД или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, чем были нарушены жилищные права истцов и создающих угрозу его нарушения в будущем. Согласно Правил-491 оплата электрической энергии, потребленная собственниками жилых помещений, не включается в содержание общего имущества дома.
В 2022 году размер платы за содержание общего имущества дома, рассчитанной на основании норматива потребления коммунальных ресурсов по электроснабжению на территории Самарской области, для Байкиной Н.А. составляет 157,14 рублей в месяц и для Кабанова В.П. - 118,13 рублей в месяц.
За период: январь 2022 - сентябрь 2022 года общего собрания собственников жилых помещений ТСЖ «ПОБЕДА» по изменению цены за содержание общего имущества многоквартирного дома не проводилось.
На январь 2021 года в домах ТСЖ «ПОБЕДА» более половины квартир (~ 250 кв.) не оснащены индивидуальными приборами учета (далее по тексту - ИПУ), либо оборудованы ИПУ, вышедшим из строя, либо у них закончился срок поверки (межповерочный интервал), и ежемесячно в более 80 квартирах плата начисляется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем.
Изменение назначения точек поставки, согласно дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ №, АО «СамГЭС» использовал для коммерческого учета по договору применение Формулы расчета 12 раздела III Приложения № 2 Правил-354, вместо выставления счетов на оплату по договору на основе достоверных данных общедомовых приборов учета, используемых только для фиксирования количества электроэнергии, поданной в многоквартирный дом и потребляемой при содержании общего имущества в МКД (которые измеряют только потребление электроэнергии ЭПУ (лифты и освещения МОП).
Изменение порядка расчетов в 2022 году, применяемое АО «СамГЭС» осуществлялось до ДД.ММ.ГГГГ, когда вступили в силу изменения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, введенных Постановлением Правительства РФ от 03.02.2022 N 92, и, следовательно, противоречат положениям пункта 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ, противоречит правилам продажи отдельных видов товаров, установленным статьей 26.2. 3акона России от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» и является недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя в силу статьи 16 3акона России от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей».
Вследствие указанных в настоящем иске нарушений законодательства России допущенных АО «СамГЭС» и ТСЖ «ПОБЕДА» не была реализована установленная законодательством защита прав потребителя и жилищных прав истцов на участие в принятии решения об изменении размера и структуры цены за содержание общего имущества и, соответственно, увеличения размера платы за содержание общего имущества (в части оплаты за энергию используемую для предоставления коммунальных услуг и потребляемую при содержании общего имущества) для Байкиной Н.А. на 1857,2 рублей и для Кабанова В.П. на 1857,2 рублей в 2022 году, по сравнению с размером платы, рассчитанной на основании норматива потребления коммунальных ресурсов по электроснабжению в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области, утвержденным Приказом от 30.06.2016 года N 139 Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
Кроме того, ответчики акты о неучтенном потреблении электрической энергии некоторыми собственниками квартир, не оснащенных ИПУ, не составляют, что является фактами нарушения Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, в части определения объема без учётного потребления электрической энергии.
При наличии более 250 квартир не оснащённых ИПУ и более 80 квартир, в которых плата начисляется исходя из рассчитанного среднемесячного объема, реальное потребление энергии указанными собственниками жилых помещений, которое регулярно (ежемесячно) фиксируют коллективные приборы учета в ВРУ, каждый месяц превышает расчетные данные потребления энергия, определяемые Правилами-354, при неверном определении объема электрической энергии потребленной сверх нормативов потребления и сверх рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем в случаях установленных законодательством России (в отсутствии актов о без учётном потреблении электрической энергии) в 2022 АО «СамГЭС» стремится получить коммерческую выгоду (неосновательное обогащение) превышающую 965742 рублей, в том числе более 3700 рублей за счет средств истцов.
Истцы полагают, что точки поставки энергии по договору должны быть определены судом в месте соединения инженерных сетей к энергопринимающим устройствам ТСЖ «ПОБЕДА» (лифты и освещение мест общего пользования), как покупателя энергии по договору, с общедомовыми приборами учета (как ранее было установлено Приложением № от ДД.ММ.ГГГГ), а именно: в <адрес> переулка Карякина <адрес>, номера приборов: №, №, №, №, №, №, №, №, №, №; в <адрес>, номера приборов: №, №, №, №.
Истцы полагают, что названные действия совершены ответчиками с превышением пределов осуществления гражданских прав; неверное определение точек поставки энергии, направление гарантирующим поставщиком счета на оплату стоимости электроэнергии, рассчитанной исходя из неверных значений объема без учётного потребления, привело к значительному ухудшению имущественного положения истцов и нарушения их жилищных прав и прав потребителей.
Истцы полагают, что гарантирующий поставщик, использовав свое монопольное положение на рынке оказания услуг по реализации электрической энергии, поставив под риск деятельность ТСЖ «ПОБЕДА», как покупателя и абонента, путем повышения сумм платы за электроэнергию, по сравнению с размером оплаты рассчитанной ранее по показаниям приборов учёта в месте поставки по Приложению № от ДД.ММ.ГГГГ), инициирования введения ограничения режима потребления электрической энергии, несмотря на добросовестное исполнение им обязательств по оплате текущих платежей, на основании показаний общедомовых приборов учета энергии, используемой для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в МКД, по договору энергоснабжения, в целях понуждения ТСЖ «ПОБЕДА», как абонента, оплатить спорную сумму для энергоснабжения без ограничений, что привело к ущемлению прав и законных ТСЖ «ПОБЕДА», и, соответственно, негативно сказывается на жилищных обязанностях истцов.
Истцы полагают, что дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ № (изменение точек поставки) заключено только в интересах гарантирующего поставщика АО «СамГЭС» и его положения противоречат условиям договора, ст. ст. 455, 506, 539, 541 Гражданского кодекса РФ, ст. 3, 37 Федерального закона от 26.03.2003 г. №35-Ф3 «Об электроэнергетике», п. 28 Основных положений Функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 года № 442.
Условия заключенного дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № к договору энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ №, между АО «СамГЭС» и ТСЖ «ПОБЕДА» противоречат требованиям Гражданского кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, и, соответственно, влияют на цену (плату) за содержание жилого помещения в многоквартирном доме для истцов.
Анализ схем электроснабжения и сравнение их с электротехническим состоянием распределительных и групповых электрических цепей (соответствующих функциональных блоков подключения энергопринимающих устройств различных потребителей («МОП», «лифт, «жилье») и приборов учета) - в каждом ВРУ (вводное распределительное устройство) в <адрес>, позволяют сделать однозначный вывод размещение аппаратуры, обеспечивающую возможность ввода, распределения и учета электроэнергии, управления и защиты отходящих распределительных и групповых электрических цепей в зданиях, которая размещена в виде соответствующих функциональных блоков в одной или нескольких соединенных между собой (механически и электрически) панелях или в одном шкафу в ВРУ не соответствует ранее согласованным документам, технологическом присоединении энергопринимающих устройств ТСЖ «ПОБЕДА» к объектам электросетевого хозяйства (а именно, актам разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от ДД.ММ.ГГГГ); действительным документам об изменении в установленном порядке документам о технологическом присоединении в 2020 - 2021 году.
Истцы полагают, что изменение АО «СамГЭС» размещения аппаратуры, обеспечивающую возможность ввода, распределения и учета электроэнергии, управления и защиты отходящих распределительных и групповых электрических цепей в зданиях, которая размещена в виде соответствующих функциональных блоков в ВРУ зданий без согласования с лицами ранее согласовавшими документы о технологическом присоединении ЭПУ ТСЖ «ПОБЕДА», является незаконным, нарушающим требования законодательства Российской Федерации и права истцов, как собственников помещений в многоквартирном доме, которым принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в т. ч. электрическое и электротехническое оборудование МКД (статей 36, 37 Жилищного кодекса РФ).
Из анализа законоположений и установления фактических обстоятельств дела: учет конструктивных особенностей и технической оснащенности МКД, различные схемы электроснабжения, наличие и места подключения энергопринимающих устройств ТСЖ «ПОБЕДА», места подключения ОДПУ, следует, что применение формулы № 12 Приложения №2 Правил-354 и формулы, указанная пункте 21(1) Правил-124, как общая нормы для определения задолженности по договору (как настаивает истец) при рассмотрении дела невозможно.
Истцы полагают обоснованным применению специальная нормы: с учётом положений ст. 454, ст. 492, ст. 506, ст. 539, 540, ст. 541 Гражданского кодекса РФ, ст. 3, ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. N 442, Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, и, соответственно, преобразованных формул (на основе формул раздела III Приложения № 2 Правил-354 и пункте 21(1) Правил-124), а именно: взаимосвязанные нормы ст. 506, ст. 539 Гражданского кодекса РФ указывают на специальное назначение товара: электрическая энергия, используемая для предоставления коммунальных услуг и потребляемая при содержании общего имущества в многоквартирном доме или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (коммунального ресурса), поданного в многоквартирный дом (далее по тексту - энергия СОИ), и условиями договора энергоснабжения от 15.08.2011 года № 01433; взаимосвязанные нормы ст. 454, 492, 540, 541 Гражданского кодекса РФ товар (энергия СОИ) по Договору от энергии для бытового потребления - это товар (энергия), предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (далее по тексту - энергия БП), VKp отсутствуют потребность использования ТСЖ «ПОБЕДА» при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению наличие централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения, т. е. VKp= 0; унеж объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в нежилых помещениях, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил-354, при рассмотрении спора по делу № А55-14076/2022 можно пренебречь, т. е. ? Унеж= 0; эксплуатация и использование ТСЖ «ПОБЕДА» и третьими лицами (жильцами) различных схема электроснабжения в многоквартирных домах; наличие и размещение конкретных энергопринимающих устройств ТСЖ «ПОБЕДА» - это «аппарат, агрегат, оборудование либо их совокупность, которые предназначены для преобразования электрической энергии в другой вид энергии для ее потребления» через присоединённую сеть и общедомовые приборы учета подключенных к сетям АО «СамГЭС» (ст. 3, ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).
Для определения электрической энергии, используемой Ответчиком-2 для предоставления коммунальных услуг и потребляемой при содержании общего имущества в МКД или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, с учетом фактических обстоятельств дела, реализации различных Схем электроснабжения, особенностями технического и конструктивного исполнения внутридомовой системы электроснабжения (схем подключения), наличия конкретных энергопринимающих устройств ТСЖ «ПОБЕДА» расчетные формулы, указанные в Правилах-124 и Правилах-354, следует преобразовать для расчетов по Договору энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ №.
В результате математических и логических преобразований Формулы-124, указанную в пункте 21(1) Правила-124, и Формулы-12, установленную в пункте 13 раздела III Приложения № 2 Правил-354, с учетом фактических обстоятельств дела, особенностями технического и конструктивного исполнения внутридомовой системы электроснабжения (схем подключения), наличия конкретных энергопринимающих устройств ТСЖ «ПОБЕДА», через присоединенную сеть присоединённых в месте установки трёх ОДПУ к сетям АО «СамГЭС» Формула-124** [Vодн = Vл + Vm] отражает позицию истцов по делу № для определения количества энергии СОИ, потребленной ЭПУ ТСЖ «ПОБЕДА» в многоквартирных домах.
Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, истцы просят суд восстановить положение, существовавшее до нарушения жилищного права, и пресечь действия, нарушающие право или создающих угрозу его нарушения: применить последствия недействительности ничтожной сделки – дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № к договору электроснабжения от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно, осуществить перерасчет сумм (соразмерное уменьшении покупной цены) платы за электроэнергию используемую для предоставления коммунальных услуг и потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием в <адрес> <адрес>, по 14 точкам поставки электрической энергии, ранее согласованных Товариществом собственников жилья «ПОБЕДА» и Акционерным обществом «Самарагорэнергосбыт» в Приложении № от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом изменения номеров приборов) и потребителями (собственниками жилых помещений).; установить точки поставки электроэнергии по договору электроснабжения от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, используемой для предоставления коммунальных услуг и потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме и в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, в <адрес> на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств ТСЖ «ПОБЕДА», и объектов электросетевого хозяйства АО «СамГЭС» и (ИЛИ) сетевой организации, определенной в документах о технологическом присоединении сетей, а именно, в месте установки общедомовых приборов учета с компонентами интеллектуальной системы учета электрической энергии: в <адрес>, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №; в <адрес>, №, №, №, №.
Истец Кабанов В.П. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец Байкина Н.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.
Представитель истцов в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнениях к нему.
В судебном заседании представитель ответчика АО «Самарагорэнергосбыт» возражал против удовлетворения исковых требований, просил отказать в удовлетворении требований истцов в полном объеме по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Представитель ТСЖ «Победа» поддержал исковые требования в полном объеме, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель третьего лица АО «ССК» возражал против удовлетворения исковых требований, просил отказать в удовлетворении требований истцов в полном объеме.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, специалиста, суд считает исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии с пунктом 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 №261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета.
Согласно абзаца 3 пункта 5 статьи 37 Закона об электроэнергетике, гарантирующие поставщики в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), в отношении многоквартирного дома и помещений в многоквартирных домах, электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих гарантирующему поставщику, а также последующую их эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 80(1) Правил №354, установка и ввод в эксплуатацию и проведение проверок коллективных (общедомовых) приборов учета осуществляются сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками в порядке, предусмотренном Основными положениями №442.
Гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, в том числе при отсутствии приборов учета, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности) - абзацы 1, 2 пункта 136 Основных положений №442.
В соответствии с пунктом 18(1) Правил №124, в отношении договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности) оборудование многоквартирных домов коллективными (общедомовыми), индивидуальными, общими (квартирными), комнатными приборами учета электрической энергии осуществляется гарантирующим поставщиком в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике и Правилами предоставления коммунальных услуг.
Следовательно, по смыслу абзацев 3, 5 пункта 5 статьи 37 Закона об электроэнергетике, абзаца 3 пункта 80(1) Правил №354, абзацев 1, 2 пункта 136 Основных положений №442, пункта 18(1) Правил №124 обязанность по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика действующим законодательством.
Кроме того, согласно части 5 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 №261-ФЗ до 01.07.2012 г. собственники помещений многоквартирного дома обязаны обеспечить установку и допуск в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии.
В части 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 №261-ФЗ указано, что в случае неисполнения собственниками МКД обязанности по установке общедомовых приборов учета ресурсоснабжающие организации обязаны оснастить такие дома коллективным (общедомовыми приборами учета самостоятельно.
АО «Самарагорэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком и осуществляет поставку коммунальной услуги по электроснабжению в многоквартирные дома, расположенные по адресам: <адрес>.
ТСЖ «Победа» осуществляет управление указанным многоквартирными домами.
Между АО «Самарагорэнергосбыт» и ТСЖ ««Победа» заключен договор энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ в целях приобретения электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества указанными многоквартирными домами (приложение № к настоящим возражениям).
Между АО «Самарагорэнергосбыт» и собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресу: <адрес> - заключены прямые договоры энергоснабжения.
Определение объемов электрической энергии, поставленной гарантирующим поставщиком в многоквартирный жилой дом, осуществляется в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 г. №124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами» (далее - Правила №124).
Согласно подпункту «а» пункта 21(1) Правил №124 объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами №354.
Иного порядка расчета размера платы за ОДН действующим законодательством не предусмотрено.
Абзацем восьмым пункта 2 Правил №354 установлено, что «коллективный (общедомовый) прибор учета» - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом. Таким образом, под коллективным (обгцедомовйм) прибором учета понимается такое средство измерения, которое обеспечивает учет всего объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, как для собственников жилых и нежилых помещений, так и для мест общего пользования и находится на границе балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) многоквартирного дома.
Совокупность установленных в доме приборов учета позволяет определить количество энергии, поставленной в многоквартирный дом.
В соответствии с п. 142 Правил №442, в качестве расчетного прибора учета принимается прибор учета, установленный и допущенный в эксплуатацию сетевой организацией (гарантирующим поставщиком) в рамках исполнения обязанностей, указанных в пункте 136 Правил №442. Такой прибор учета становится расчетным прибором учета с даты допуска его в эксплуатацию.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. Документом о допуске в эксплуатацию прибора учета электрической энергии является акт допуска прибора учета в эксплуатацию, составленный в соответствии с разделом X Правил №.
ДД.ММ.ГГГГ АО «Самарагорэнергосбыт» в присутствии представителя ТСЖ «Победа», в многоквартирном доме по адресу: <адрес> произведена установка приборов учета: <данные изъяты> №, <данные изъяты> №, <данные изъяты> №, <данные изъяты> №, <данные изъяты> №, <данные изъяты> №.
Указанные приборы учета допущены в эксплуатацию, что подтверждается актами допуска в эксплуатацию ПУ (3-ф) от ДД.ММ.ГГГГ. (Приложение № к настоящим возражениям), оформленными в соответствии с требованиями раздела X Правил № и подписанными представителем потребителя (ТСЖ «Победа») без претензий и замечаний.
Таким образом, указанные приборы учета с ДД.ММ.ГГГГ являются расчетными приборами учета по договору энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные 6 приборов учета: №, №, №, №, №, № позволяют определить общий объем поставленной в многоквартирный дом, расположенный по адресу <адрес>, т.е. в совокупности учитывают расход электрической энергии, потребленной в целях содержания общего имущества многоквартирного дома и расход электрической энергии, потребляемой в жилых (нежилых) помещениях многоквартирного дома (т.е. образуют коллективный (общедомовый) прибор учета в спорном МКД).
ДД.ММ.ГГГГ АО «Самарагорэнергосбыт», в присутствии представителя ТСЖ «Победа», в многоквартирном доме по адресу: <адрес> произведена установка приборов учета: <данные изъяты> №, <данные изъяты>№. <данные изъяты>№, <данные изъяты>№. <данные изъяты>№.
Указанные приборы учета допущены в эксплуатацию, что подтверждается актами допуска в эксплуатацию ПУ (3-ф) от ДД.ММ.ГГГГ (Приложение №2 к настоящим возражениям), оформленными в соответствии с требованиями раздела X Правил №442 и подписанными представителем потребителя (ТСЖ «Победа») без претензий и замечаний.
Таким образом, указанные приборы учета с ДД.ММ.ГГГГ являются расчетными приборами учета по договору энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные 5 приборов учета: №, №, №, №, № позволяют определить общий объем поставленной в многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, т.е. в совокупности учитывают расход электрической энергии, потребляемой в жилых (нежилых) помещениях многоквартирного дома и учитывающие расход электрической энергии, потребленной в целях содержания общего имущества многоквартирного дома (т.е. образуют коллективный (общедомовый) прибор учета в спорном МКД).
Расчет объема электрической энергии предъявляемого ТСЖ «Победа» к оплате за ОДН АО «Самарагорэнергосбыт» производится путем вычитания из общего объема электрической энергии, потребленного за расчетный период многоквартирным домом и определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета (т.е. совокупности показаний приборов учета №, №, №, №. №. № позволяют определить - по адресу <адрес> совокупности показаний приборов учета №, №, №, №, № - по адресу: <адрес>, пер. Карякина, <адрес>), объемов коммунального ресурса, потребленного собственниками/пользователями помещений в многоквартирном доме <адрес>. Указанный расчет полностью соответствует н. 21(1) Правил №.
Показания иных приборов учета, установленных в многоквартирном доме <адрес>: №, № (установлены после прибора учета №), №, № (установлены после прибора учета №), №, № (установлены после прибора учета №), №, № (установлены после прибора учета №), №, № (установлены после прибора учета №) - в расчетах не участвуют, т.к. объем электроэнергии, учитываемый указанными приборами учета уже учтен приборами учета №, №, №, №, №, которые в свою очередь образуют коллективный (общедомовый) прибор учета в спорном МКД.
Таким образом, АО «Самарагорэнергосбыт» для определения объема, предъявляемого к оплате ТСЖ «Победа» необходимы объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) и объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц).
Кроме того, приборы учета, на использование которых настаивают истцы, установлены не на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетевой организации и ТСЖ «Победа», учитывают электроэнергию только определенных энергопринимающих устройств в многоквартирном доме (лифты, освещение) вследствие чего не производят учет всей поступающей электроэнергии в многоквартирный дом.
Принятие данных только части приборов учета, входящих в единую совокупность средств измерения потребления электрической энергии, образующих единый узел учета многоквартирного дома (т.е. фиксирующих не весь объем потребление энергии МКД), противоречит Правилам №354, статье 544 ГК РФ.
Между тем, согласно схемам (Приложение №, Приложение № к настоящим возражениям) вновь установленные приборы учета по адресу: <адрес> <данные изъяты> №, <данные изъяты>№, <данные изъяты>№, <данные изъяты>№, <данные изъяты>№ и вновь установленные приборы учета по адресу: <адрес> произведена установка приборов учета: <данные изъяты> №, <данные изъяты> №, <данные изъяты> №, <данные изъяты> №, <данные изъяты> №, <данные изъяты> № - установлены в максимально приближенном месте к границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Установка коллективного (общедомового) прибора учета на границе балансовой принадлежности обеспечивает более точный учет потребляемого объема электроэнергии, установленные на границе балансовой принадлежности приборы учета являются приоритетными по сравнению с ранее установленными приборами учета и должны приниматься в качестве расчетного.
Доводы истцов о том, что при замене вышеуказанных приборов учета изменены схемы электроснабжения опровергаются материалами дела. Доказательств обратного суду не представлено.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста ФИО4, являющийся заместителем начальника по техническим вопросам отдела контроля учета АО «Самарагорэнергосбыт», имеющий диплом о присужденной квалификации «инженер» по специальности «электроснабжение», пояснил, что при замене приборов учета по адресу: <адрес>, и по адресу: <адрес>, схемы электроснабжения не изменялись, изменилась только схема учета электроэнергии по одному из многоквартирных домов.
Фактически истцами оспаривается порядок расчета платы за потребленную электрическую энергию.
Действующее законодательство предусматривает, что коллективный (общедомовый) прибор учета должен фиксировать весь объем потребления многоквартирного дома. При этом, ни Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 №261-ФЗ, ни иные нормативные акты действующего законодательства не содержат каких-либо случаев освобождения от обязанности по установке коллективного (общедомового) прибора учета, в том числе замены коллективных (общедомовых) приборов учета - приборами учета расхода коммунального ресурса на общедомовые нужды (лифты, освещение и т.д.).
Кроме того, в связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 №1498 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме», расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации. Таким образом, с 01.01.2017 коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, перешли из разряда коммунальных услуг в жилищные услуги, и затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общие домовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Соответственно, плата за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях использования и содержания общего имущества в многоквартирном доме, выставляется ресурсоснабжающей организацией лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом, а последнее выставляет соответствующую плату собственникам помещений в многоквартирном доме в составе платы за содержание жилого помещения.
С истцами у АО «Самарагорэнергосбыт» заключены прямые договоры на поставку электрической энергии (лицевой счет № - Кабанов В.П., № - Байкина Н.А.), в рамках которых производятся начисления за объем электроэнергии, потребленном в помещении истца, при этом объем, предъявляемый к оплате, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям установленного у истцов приборов учета.
Объем электрической энергии, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме АО «Самарагорэнергосбыт» не рассчитывает и к оплате истцам не предъявляется (плату за содержание помещений, в том числе коммунальные услуги, потребляемые в целях содержания общего имущества, имеет право начислять исключительно управляющая организация, оказывающая услуги по управлению общим имуществом, т.е. ТСЖ «Победа»).
В силу изложенного, а также в результате сложившегося порядка предоставления и оплаты коммунальных услуг - права истцов, как потребителей коммунальных услуг, АО «Самарагорэнергосбыт» - не нарушены.
Правоотношения АО «Самарагорэнергосбыт» и ТСЖ «Победа» связаны с исполнением договора энергоснабжения, абонентом по которому является именно ТСЖ «Победа», обязанный в силу статей 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации производить оплату энергоресурсов. Обязательство ТСЖ «Победа» перед АО «Самарагорэнергосбыт» по оплате является самостоятельным гражданско-правовым обязательством (ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Истцы стороной договора по договору энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между АО «Самарагорэнергосбыт» и ТСЖ «Победа» - не являются.
В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 г. №54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении» по общему правилу, предусмотренному пунктом 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательство не создает прав и обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). Соответственно, стороны обязательства не могут выдвигать в отношении третьих лиц возражения, основанные на обязательстве между собой, равно как и третьи лица не могут выдвигать возражения, вытекающие из обязательства, в котором они не участвуют.
Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии.
Положениями Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлена обязанность по установке именно коллективного (общедомового) прибора учета, учитывающего весь поступающий в многоквартирный дом объем ресурса, а не наличие прибора учета, учитывающего расход коммунального ресурса на общедомовые нужды (лифты, освещение и т.д.).
При этом ни Федеральный закон от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ни иные акты действующего законодательства не содержат каких-либо случаев освобождения управляющей компании от обязанности по установке коллективных (общедомовых) приборов учета, в том числе, замены коллективных (общедомовых) приборов учета - приборами учета расхода коммунального ресурса на общедомовые нужды (лифты, освещение и т.д.).
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установленные коллективные (общедомовые) приборы учета должны применяться при осуществлении расчетов за электроэнергию.
По спорным многоквартирным домам АО «Самарагорэнергосбыт» определяет объем переданной электроэнергии по данным «коллективного (общедомового) прибора учета».
Приборы учета, на использование которых настаивают истцы, учитывают электроэнергию только определенных энергопринимающих устройств в многоквартирном доме (мест общего пользования) вследствие чего не производят учет всей поступающей электроэнергии в многоквартирный дом.
Принятие данных только части приборов учета, входящих в единую совокупность средств измерения потребления электрической энергии, образующих единый узел учета многоквартирного дома (т.е. фиксирующих не весь объем потребление энергии МКД), противоречит Правилам №354, статье 544 ГК РФ.
То обстоятельство, что многоквартирный дом оборудован отдельными приборами учета потребления электроэнергии, не может повлечь изменение порядка расчета электроэнергии на содержание общего имущества, исходя из показаний каждого из приборов в отдельности, поскольку в силу пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, данные приборы являются совокупностью средств измерения, которые представляют собой один коллективный (общедомовой) прибор учета, в связи с чем, при применении вышеуказанной формулы необходимо исходить из показателей всех приборов в совокупности.
Согласно пункту 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 (далее - Правила № 491) в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 Правил №491, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно абзацу 2 пункта 2 Правил №354 «внутридомовые инженерные системы» - это являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
Исходя из определений, данных в нормативных документах, внутридомовая система электроснабжения, предназначенная для передачи электроэнергии от централизованных электросетей до внутриквартирного электрооборудования, является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством РФ. является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Разность между объемом электроэнергии, зафиксированным общедомовым (коллективным) прибором учета, и суммарным объемом, определенным по индивидуальным приборам учета электроэнергии и/или с применением расчетных способов в помещениях многоквартирного дома, является потреблением электроэнергии во внутридомовой системе электроснабжения.
Следовательно, именно ТСЖ «ПОБЕДА», как лицо, управляющее многоквартирным жилым домом, обязано оплачивать АО «Самарагорэнергосбыт» объем электрической энергии, потребленный в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Переход на прямые договоры не затрагивает отношения лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, с ресурсоснабжающей организацией, сложившиеся в рамках договоров в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме. (Письмо Минстроя России от 04.05.2018 №20073-АЧ/-4 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с принятием Федерального закона от 03.04.2018 №59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»).
Независимо от принятого собственниками или ресурсоснабжающей организацией решения о прямых договорах на коммунальные услуги или об оплате их напрямую, такое решение не затрагивает отношения, связанные с оплатой коммунального ресурса (в том числе электроэнергии), потребляемого при использовании и содержании общего имущества, поскольку плату за содержание помещений, в том числе коммунальные услуги, потребляемые в целях содержания общего имущества, имеет право начислять исключительно управляющая организация, оказывающая услуги по управлению общим имуществом (данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда РФ от 16.07.2018 №308, 09.09.2019 №307-ЭС 19-7456, 27.03.2020 №307- ЭС20-1892).
Согласно п. 9.2. ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации: 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в случае, если указанное решение собственниками не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на содержание общего имущества, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на содержание общего имущества, исполнитель (т.е. ТСЖ «ПОБЕДА») оплачивает за счет собственных средств.
Более того, в пункт 21(1), Правил №124 установлен порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Указанный пункт обязывает лицо, являющееся исполнителем коммунальных услуг (т.е. ТСЖ «ПОБЕДА») возмещать стоимость сверхнормативного объема коммунальной услуги, поставленной на общедомовые нужды, независимо от порядка предоставления и оплаты коммунальных услуг для собственных бытовых нужд напрямую ресурсоснабжающей организации.
Из положений статей 161, 162 ЖК РФ, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом, следует, что законодатель, возлагая на лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, обязанность по оплате превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, фактически возложил на него последствия ненадлежащего исполнения управляющей организацией мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом, в том числе надлежащему содержанию общедомового имущества (инженерных коммуникаций), выявлению несанкционированного подключения, безучетного потребления коммунальных услуг, контролю за правильностью определения объема коммунальных ресурсов в помещениях, индивидуальные приборы учета отсутствуют.
В этой связи, ограничение платы, вносимой гражданами-потребителями в соответствии с в качестве платы за коммунальные ресурсы (услуги), потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, не распространяется на управляющие организации.
Таким образом, отнесение сверхнормативных объемов коммунальной услуги на управляющие организации имеет собой целью, помимо прочего, мотивировать исполнителя коммунальной услуги (т.е. ответчика) осуществлять мероприятия по повышению энергоэффективности общедомового имущества, а также защитить собственника помещений в многоквартирном доме от недобросовестных действий управляющих организаций.
Различие в деятельности ресурсоснабжающих организаций и управляющих организаций, определяет невозможность ресурсоснабжающих организаций влиять на объём ресурсов, потребляемых на общедомовые нужды.
В силу части 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное неустановлено договором с такой организацией. Таким образом, ресурсоснабжающая организация не имеет доступа к общедомовому имуществу, не отвечает за его состояние, не имеет полномочий по управлению им, в силу чего, в отличие от лиц, осуществляющих управление общим имуществом дома, не имеет возможности влиять на объем коммунальной услуги, приходящейся на общедомовые нужды, и осуществлять мероприятия по недопущению возникновения превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом потребления коммунальной услуги (решениеВерховного суда РФ от 10.03.2017 по делу №).
Согласно п. 80(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее - Правила №354), установка индивидуальных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме и допуск их к эксплуатации:
- в случае если по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или ранее прибор учета электрической энергии отсутствовал, истек срок его эксплуатации или он вышел из строя, должны быть осуществлены гарантирующим поставщиком до ДД.ММ.ГГГГ;
- в случае если по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или ранее истек интервал между поверками прибора учета, то поверка прибора учета или установка нового прибора учета должны быть осуществлены гарантирующим поставщиком до ДД.ММ.ГГГГ.
Так, предусмотренные в п. 80(2) Правил №354 сроки исполнения гарантирующим поставщиком обязанности по установке (замене) индивидуальных приборов учета не наступили, доказательств неисполнения и указанной обязанности АО «СамГЭС» не имеется.
Согласно п. 42 Правил №354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным прибором учета, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период, при отсутствии индивидуального прибора учета размер платы за коммунальную услугу определяется исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. При этом, если потребитель не воспользовался своим правом ежемесячно снимать и передавать показания индивидуального прибора учета, исполнитель определяет плату за коммунальную услугу исходя из положений п. 59, п. 60 Правил №354.
Следовательно, формула, предусмотренная пп. «а» п. 21(1) Правил №124 применяется и в случае определения объема поставленного коммунального ресурса на содержание общего имущества и в тех многоквартирных домах, где не все квартиры оборудованы приборами учета, поскольку такая ситуация допускаются требованиями действующего законодательства, а граждане, проживающие в многоквартирных домах, обладают равными правами на получение коммунальных услуг и обязанностями по их оплате.
Таким образом, если многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета, то начисления производятся из разницы показателей коллективного (общедомового) прибора учета и начислений населению, из данных индивидуальных приборов учета, установленных в квартирах и начислений по нормативу, если в квартире отсутствует индивидуальный прибор учета.
Согласно п. 136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (далее - Правила №442), гарантирующие поставщики обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующей их эксплуатации, том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности): при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих гарантирующему поставщику.
Ссылаясь на п. 80 (1) Правил №354 в котором указано, что проведение гарантирующими поставщиками поверки приборов учета электрической энергии, установленных потребителями электрической энергии, допускается до 1 января 2025 года, истцы не учитывают, что в названной норме также указано, что гарантирующие поставщики в целях организации учета электрической энергии после истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии, в том числе не принадлежащих гарантирующему поставщику, вправе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, осуществлять их поверку в течение срока их эксплуатации, установленного заводом-изготовителем, вместо их замены.
Таким образом, указанная поверка является правом гарантирующего поставщика, а не установленной обязанностью.
Интервал между поверками приборов учета электрической энергии (ранее установленных в спорных многоквартирных домах) составляет 10 лет и истек ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 136 Правил №442, под установкой прибора учета понимаются работы по монтажу такого прибора учета и (или) иного оборудования, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) в точке поставки; под заменой прибора учета понимаются работы по демонтажу ранее установленного прибора учета и (или) иного оборудования, которые используются для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) и работы по установке прибора учета; под допуском прибора учета в эксплуатацию понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность), и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ представителями АО «Самарагорэнергосбыт», в присутствии представителя ТСЖ «Победа», в многоквартирном доме по адресу: <адрес> в многоквартирном доме по адресу: <адрес> произведены именно установка и замена приборов учета, а также процедура допуска в эксплуатацию замененных и установленных приборов учета.
Иные действия по указанным адресам в указанные даты АО «СамГЭС» не производились.
Кроме того, согласно п. 173 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (далее - Правила №442) результаты проверки приборов учета оформляются актом проверки расчетного прибора учета, который составляется сетевой организацией (гарантирующим поставщиком), подписывается такой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке.
Результатом проверки прибора учета является заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным.
В акте проверки расчетного прибора учета должны быть указаны: дата, время и адрес проведения проверки, форма проверки и основание для проведения проверки; лица, принявшие участие в проверке; лица, приглашенные в соответствии с требованиями настоящего документа для участия в проверке, но не принявшие в ней участие; характеристики и место установки проверяемого расчетного прибора учета (измерительных трансформаторов - при их наличии), показания прибора учета на момент проверки и дата истечения интервала между поверками прибора учета (измерительных трансформаторов); соответствие оттиску поверителя в свидетельстве о поверке и (или) записи в паспорте (формуляре) средства измерений и место установки контрольных пломб и знаков визуального контроля, установленных на момент начала проверки, а также вновь установленных (если они менялись в ходе проверки); результат проверки; характеристики используемого при проведении проверки оборудования, в случае если проводится инструментальная проверка; лица, отказавшиеся от подписания акта проверки либо несогласные с указанными в акте результатами проверки, и причины такого отказа либо несогласия.
Таким образом. Правила №442 содержат исчерпывающий перечень обязательных сведений, которые подлежат фиксации в акте проверки расчетного прибора учета. Составление схемы электроснабжения не входит в указанный перечень.
Из представленных актов проверки приборов учета усматривается, что произведена проверка установленных приборов учета по адресу: <адрес> по адресу: <адрес>, а не всей действующей схемы электроснабжения указанных объектов.
Более того, в указанных актах проверки приборов учета составлена не схема электроснабжения объекта, а составлена именно схема электроснабжения проверяемых приборов учета.
Следовательно, акты проверки приборов учета не отражает (и не должны отражать) схему электроснабжения всего объекта.
Понятие «коллективный (общедомовый) прибор учета» закреплено и раскрыто в п. 2 Правила №354, согласно которому это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Исходя из системного толкования установленных Правилами №354 требований к порядку учета и определения объемов потребления коммунальных услуг следует, что под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается такое средство измерения, которое обеспечивает учет всего объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, как для собственников помещений, так и для мест общего пользования, и находится на границе балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) многоквартирного дома.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает, что коллективный (общедомовой) прибор учета должен фиксировать весь объем потребления многоквартирного дома.
Понятие «общедомовый прибор учета», которое приводят истцы, подразумевает прибор учета, который фиксирует объем только отдельных энергопринимающих устройств в многоквартирном доме (мест общего пользования, лифтов и т.д.), т.е. не фиксирующий весь объем потребление энергии, что противоречит Правилам №354, статье 544 ГК РФ, следовательно, не может являться верным.
Более того, такого толкования понятия «коллективного (общедомового) прибора учета» не содержит ни один нормативный акт.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 ст. 539 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок определения в расчетах между управляющей и ресурсоснабжающей организациями объема коммунального ресурса, потребленного на предоставление коммунальных услуг и/или на общедомовые нужды, установлен Правилами №124.
Расчеты по договору энергоснабжения, заключенному только на цели содержания общедомового имущества в случаях, приведенных в пункте 21.1 Правил №124, производятся в соответствии с этим пунктом.
Таким образом, условиями п. 21.1. Правил №124 императивно закреплен порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.
Данная норма не предусматривает альтернативного способа расчета.
Иного порядка определения объема потребленного энергоресурса на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованным общедомовыми (коллективными) приборами учета, ни Правилами №124, ни иными нормативными актами - не предусмотрено.
Истцы указывают на то, что п. 21.1. Правил №124 является общей нормой, и, исходя из общих принципов права при наличии нормы, специально регулирующей те или иные правоотношения, общая норма не подлежит применению. Между тем, конкретную специальную норму, регулирующую указанные правоотношения - не раскрывают и не указывают.
Более того, в соответствии с пунктом 6.2 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. №1038 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Министерства; в силу п. 3. Постановления Правительства Российской Федерации «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» от 06.05.2011 №354 установлено, что разъяснения по применению Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов дает Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации.
Ни одно разъяснение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации не содержит разъяснений, по поводу необходимости «математического и логического преобразования формулы, указанной в п. 21(1) Правил №124 и формулы 12 указанной в п. 13 раздела III Приложения 2 Правил №354».
Таким образом, довод истцов об указанном «преобразовании» не подтвержден и потому не принимается во внимание.
Согласно п. 2 Правил №442, точка поставки на розничном рынке - место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное, если иное не установлено законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в документах о технологическом присоединении, а до составления в установленном порядке документов о технологическом присоединении - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя (объекта электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики.
В соответствии с актами разграничения балансовой принадлежности, эксплуатационной ответственности электроустановка ТСЖ «Победа» начинается с болтовых соединений в ВРУ-1, ВРУ-2 жилого дома <адрес> контакты болтовых соединений кабелей 0,4 кВ, идущих от ТП-1057 1,11 сек РУ-0.4 кВ.; с болтовых соединений в ВРУ-1, ВРУ-2, ВРУ-3, ВРУ-4, ВРУ-5 жилого дома <адрес> контакты болтовых соединений кабелей 0,4 кВ, идущих от ТП-1057 1,11 сек РУ- 0.4 кВ и ТП 1054, II сек РУ-0,4 кВ.
Таким образом, точками поставки по договору, заключенному между АО «СамГЭС» и ТСЖ «Победа» являются - многоквартирный дом по адресу: <адрес> многоквартирный дом по адресу: <адрес>.
Истцы же определяют «точками поставки» приборы учета, которые учитывают электроэнергию определенных энергопринимающих устройств в многоквартирном доме (мест общего пользования, лифтов и т.д.).
После замены и установки приборов учета ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ точки поставки по договору, заключенному между АО «СамГЭС» и ТСЖ «Победа» не изменились и по-прежнему являются - многоквартирный дом по адресу: <адрес> многоквартирный дом по адресу: <адрес>.
Таким образом, доводы истцов о нарушении их прав оспариваемым дополнительным соглашением не нашли своего подтверждения в ходе рассматриваемого спора. Доказательств, свидетельствующих о недействительности оспариваемой сделки истцами не представлено.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Байкиной Н.А. (ИНН №), Кабанова В.П. (ИНН №) к АО «Самарагорэнергосбыт» (ИНН №), ТСЖ «Победа» (ИНН №) о защите прав потребителя отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: подпись И.П. Никонова
Решение в окончательной форме принято 10 февраля 2023 года.
Копия верна
Судья
Помощник судьи