РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2012 года Ленинский районный суд города Самары
в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,
при секретаре Колесник О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Бондарь В.А. об обжаловании действий Главы г.о. Самара и Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара и возложении обязанности на Главу г.о. Самара осуществить действия,
УСТАНОВИЛ:
Бондарь В.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес> выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> г.о. Самара обязанности выдать разрешение на ввод в эксплуатацию жилого <адрес>.
В обоснование своих требований указала, что является собственником жилого помещения № в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ею был заключён договор инвестирования долевого участия строительства жилого дома по <адрес>у в <адрес>.
Строительство данного жилого дома началось с 2002 года и завершено в 2006 году. Участники долевого строительства признали права собственности на квартиры в судебном порядке.
ДД.ММ.ГГГГ ею подано заявление на имя Главы г.о. Самара о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию данного жилого дома.
ДД.ММ.ГГГГ получен ответ Главы г.о. Самара №-<адрес>- 01/8202, которым отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома по указанному выше адресу. Основанием для отказа явилось непредставление документов указанных в ст.55 Градостроительного кодекса РФ, а также подача заявления на ввод в эксплуатацию жилого дома ненадлежащим лицом.
По её мнению отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необоснован по следующим основаниям.
Заинтересованное лицо в качестве основания к отказу ссылается на то, что ею, как заявителем, не представлены все необходимые документы.
Согласно п.1 ст.55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объёме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В соответствии с п.2 статьи для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию установлен п. 3 указанной статьи Градостроительного кодекса РФ.
Согласно п.3.2 ст.55 Градостроительного кодекса РФ документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1, 2, 3 и 9 части 3 ст.55 Градостроительного кодекса РФ, запрашиваются органами, указанными в части 2 статьи 55, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.
Пункт 3.3. предусмотрено, что документы, указанные в пунктах 1, 4, 5, 6, 7 и 8 части 3 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. Если документы, указанные в настоящей части, находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, такие документы запрашиваются органом, указанным в части 2 настоящей статьи, в органах и организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.
Порядок межведомственного взаимодействия определён Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
В соответствии со статьей 7.1. Закона предоставление документов и информации, а также предоставление документов и информации осуществляется в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия по межведомственному запросу органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организации, участвующей в предоставлении государственных и муниципальных услуг, либо многофункционального центра.
В случае непредставления заявителем всех необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию документов, заинтересованное лицо обязано самостоятельно запросить указанные документы в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы. В то же время, заинтересованное лицо не предприняло никаких действий для сбора необходимых для принятия решения документов. Так, заинтересованными лицами не направлены в компетентные органы межведомственные запросы.
Согласно п.5 ст.55 Градостроительного кодекса РФ орган или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязаны обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В ходе осмотра построенного, реконструированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекте планировки территории и проекте межевания территории, а также требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
Осмотр построенного объекта уполномоченным органом не производился.
Пункт 6 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ указывает в качестве основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию отсутствие документов, указанных в части 3 настоящей статьи.
Пункт 6.1. ст.55 Градостроительного кодекса РФ устанавливает, что неполучение (несвоевременное получение) документов, запрошенных в соответствии с частями 3.2. и 3.3. настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Таким образом, отказ заинтересованного лица в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта по основанию отсутствия документов перечисленных в отказе Главы г.о. Самара неправомерен, так как заинтересованные лица были обязаны в силу закона предпринять действия по сбору всех необходимых документов.
Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по основанию, что заявитель является неуполномоченным лицом на обращение в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, также не соответствует требованиям законодательства.
В соответствии с п.2 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в уполномоченный орган обращается застройщик.
Согласно п.16 ст.1 Градостроительного кодекса РФ застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Квартирой, согласно п.2 ст.16 Жилищного кодекса РФ признаётся структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
В соответствии с указанным определением объект является многоквартирным домом. Согласно положениям ст.36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно п. 2 указанной статьи собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Земельный участок под домом сформирован в 2002 году, получен кадастровый план, присвоен кадастровый номер. Таким образом, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ и в отношении которого проведён государственный кадастровый учёт, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Следовательно, собственники квартир обладают правами на земельный участок.
Жилой дом построен, является пригодным для проживания, устойчивым, что подтверждается техническим заключением подготовленного ООО «Проектно-строительной фирмой ВЕГА».
Кроме того, в настоящее время заключены договоры на теплоснабжение, на техническую эксплуатацию внутридомового газового оборудования, на вывоз мусора, твердых бытовых отходов, на техническое обслуживание лифтов и систем лифтовой диспетчерской сигнализации и связи, договор энергоснабжения, на водоснабжение и водоотведение.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила признать незаконным отказ Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес> выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> г.о. Самара обязанности выдать разрешение на ввод в эксплуатацию жилого <адрес>.
В последующем она уточнила заявленные требования, просила признать незаконным отказ Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес> выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> г.о. Самара рассмотреть по существу её заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого <адрес>.
В судебном заседании заявитель свои требования с учётом уточнений, поддержала, просила их удовлетворить.
Представители Главы г.о. Самара, действующая на основании доверенности и Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, не возражали против удовлетворения заявления, оставили разрешение вопроса по существу дела на усмотрение суда.
Представитель Министерства строительства <адрес>, привлечённого к участию в деле в качестве третьего лица, оставил рассмотрение дела по существу на усмотрение суда.
Представитель ТСЖ «Крейсер», привлечённого к участию в деле в качестве третьего лица, поддержал заявленные Бондарь В.А. требования.
Представители Департамента управления имуществом г.о. Самара, Департамента благоустройства и эклоги администрации г.о. Самара, Управления Росреестра по <адрес> и ЗАО «Спектр недвижимости» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, если считают, что нарушены их права и свободы.
Положениями ст.55 Градостроительного кодекса РФ определён перечень документов для обращения заявителя в орган местного самоуправления, выдавшего разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Если застройщик не представил определённые документы самостоятельно, данные документы запрашиваются соответствующими органами в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы.
Порядок межведомственного взаимодействия определён Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
В соответствии со ст.7.1 Закона ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ предоставление документов и информации, а также предоставление документов и информации осуществляется в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия по межведомственному запросу органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организации, участвующей в предоставлении государственных и муниципальных услуг либо многофункционального центра.
Установлено, что Бондарь В.А. является собственником жилого помещения № в <адрес> на основании договора инвестирования долевого участия строительства жилого дома по <адрес>у в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Установлено также, что строительство данного жилого дома началось с 2002 года и завершено в 2006 году. Участники долевого строительства признали права собственности на квартиры в судебном порядке.
Судом установлено, что жилой дом построен, является пригодным для проживания, устойчивым, что подтверждается техническим заключением подготовленного ООО «Проектно-строительной фирмой ВЕГА», однако в эксплуатацию в установленном законом порядке, не сдан.
Судом установлено также, что в настоящее время заключены договоры на теплоснабжение, на техническую эксплуатацию внутридомового газового оборудования, на вывоз мусора, твердых бытовых отходов, на техническое обслуживание лифтов и систем лифтовой диспетчерской сигнализации и связи, договор энергоснабжения, на водоснабжение и водоотведение.
Материалами дела подтверждается, что строительство вышеуказанного жилого дома осуществлялось на земельной участке, предоставленном ЗАО Строительная компания «Спектр недвижимости», предоставленном по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ №з в соответствии с Постановлением главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утверждён проект границ земельного участка. Постановлением Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № утверждён проект границ земельного участка, расположенного по <адрес>у в <адрес> для завершения строительства жилых домов со встроенными нежилыми помещениями и трансформаторной подстанции.
Материалами дела также подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ Бондарь В.А. подано заявление на имя Главы г.о. Самара о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию данного жилого дома.
ДД.ММ.ГГГГ получен ответ Главы г.о. Самара №-<адрес>- 01/8202, которым отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома по указанному выше адресу. Основанием для отказа явилось непредставление документов указанных в ст.55 Градостроительного кодекса РФ, а также подача заявления на ввод в эксплуатацию жилого дома ненадлежащим лицом.
Судом установлено, что спорные документы заявитель не имел возможности самостоятельно получить и представить вместе с заявлением на ввод в эксплуатацию вышеуказанного жилого дома. Данные документы надлежало истребовать Департаменту строительства и архитектуры г.о. Самара в порядке межведомственного взаимодействия, однако эти действия департаментом не выполнены, необходимые для рассмотрения заявления Бондарь В.А. документы, не истребованы.
Указанные обстоятельства подтверждаются отсутствием документов, подтверждающих факт оказания содействия заинтересованными лицами в истребовании недостающих для разрешения спорного вопроса документов.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, учитывая, что заинтересованное лицо не предприняло каких-либо действий, направленных на истребование необходимых для принятия правильного решения документов, суд считает, что отказ Главы г.о. Самара в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, является незаконным, в связи с чем, требования Бондарь В.А. в указанной части являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Кроме того, поскольку, заявление Бондарь В.А. надлежащим образом по существу не рассмотрено, ей отказано в выдаче разрешения на ввод дома в эксплуатацию без истребования необходимых документов, суд считает, что её требования о возложении на Главу г.о. Самара обязанности рассмотреть её заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию указанного жилого дома, также являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Бондарь В.А. – удовлетворить.
Признать незаконным отказ Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес> выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Главу г.о. Самара рассмотреть по существу заявление Бондарь В. А. о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в апелляционном порядке в 30-дневный срок через Ленинский районный суд <адрес>.
Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.
Копия верна: судья