Дело № 12-45/2020
29RS0001-01-2020-000516-68
РЕШЕНИЕ
20 мая 2020 года г. Вельск
Судья Вельского районного суда Архангельской области Смоленская Ю.А., рассмотрев жалобу администрации Вельского муниципального района Архангельской области на постановление № 6/673 о назначении административного наказания от 16 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя руководителя Территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управление лесничества Вельское обособленное подразделение Кротова А.С. № 6/673 от 16 марта 2020 года администрация МО «Вельский муниципальный район» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 500000 рублей.
Решением двадцать второй сессии Собрания депутатов Вельского муниципального района Архангельской области шестого созыва от 04 марта 2020 года № 277 принято Положение об администрации Вельского муниципального района Архангельской области, закреплено новое наименование администрации – администрация Вельского муниципального района, изменения зарегистрированы в установленном законом порядке 24 марта 2020 года.
Администрация Вельского муниципального района Архангельской области с постановлением не согласна, в жалобе просит его отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов указано, что должностным лицом при вынесении оспариваемого постановления не установлен факт перехода огня с земель, находящихся в сфере ведения МО «Вельский муниципальный район», при этом в постановлении указано, что причиной возникновения лесного пожара стал переход огня с несанкционированной свалки отходов лесопиления, расположенной на территории д. Тарасовская МО «Усть-Вельское» Вельского района, которая образовалась и находится на территории МО «Усть-Вельское» на протяжении длительного времени. В 2014 году Вельским районным судом Архангельской области по гражданским делам № 2-1480/2014, № 2-1197/2014 были вынесены решения о возложении обязанности на администрацию МО «Усть-Вельское» по организации сбора и вывоза отходов и мусора на земельных участках, расположенных в границах территории МО «Усть-Вельское» Вельского муниципального района, однако решения суда до настоящего времени не исполнены, что в конечном итоге также могло послужить причиной возникновения пожара. Вопрос транспортирования отходов с территории муниципального образования относится в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения. В случае признания судом администрации Вельского муниципального района виновной в совершении правонарушения, просит считать его малозначительным, учитывая, что согласно акту о лесном пожаре вреда лесному фонду в результате пожара не причинено.
В дополнении к жалобе администрация Вельского муниципального района указала, что непринятие администрацией МО «Усть-Вельское» первичных мер пожарной безопасности, а именно: мер по предупреждению возникновения лесного пожара путем своевременной ликвидации свалки отходов лесопиления одновременно с исполнением полномочий по транспортированию отходов со своей территории, также относящихся к полномочиям сельского поселения, и неисполнение ранее вынесенных решений Вельского районного суда Архангельской области, послужило причиной возникновения пожара. Также среди вопросов местного значения муниципального района, указанных в ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочий в сфере пожарной безопасности на территории муниципальных образований муниципального района, не имеется. Полномочиями в данной области обладают органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов.
В судебном заседании защитник администрации Вельского муниципального района по доверенности Истомина Е.В. доводы жалобы и дополнения к ней поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в них, настаивала на том, что место совершения вмененного административного правонарушения точно не определено и надлежащих доказательств этому в деле об административном правонарушении не имеется, при этом просила суд, в случае признания судом администрации Вельского муниципального района виновной в совершении правонарушения, считать правонарушение малозначительным, если нет, то снизить назначенный административный штраф.
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении – заместитель директора Государственного казенного учреждения Архангельской области «Вельское лесничество», государственный лесной и пожарный инспектор в лесах Пожилов И.В. в судебном заседании настаивал на том, что вина администрации Вельского муниципального района в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, возражал относительно доводов жалобы и дополнениях к ней.
Выслушав объяснения защитника Истоминой Е.В., дав анализ и оценку показаниям Пожилова И.В., проверив дело, рассмотрев доводы жалобы и дополнения к ней, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в действиях или бездействии, нарушающих требования и правила пожарной безопасности.
Согласно ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В силу ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Частями 1, 4, 7 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. Охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
В соответствии со ст. 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из обжалуемого постановления администрация Вельского муниципального района (до смены наименования - администрация МО «Вельский муниципальный район») привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение лесного законодательства Российской Федерации, а именно: допустила возникновение лесного пожара на земельном участке, расположенном в 900 метрах на северо-восток от деревни Тарасовская МО «Усть-Вельское» МО «Вельский муниципальный район», между земельными участками с кадастровыми номерами 29:01:000000:158 и 29:01:120503:251, 01 мая 2019 года в 13 часов 50 минут, в квартале 84 выдела 17 Вельского участкового лесничества (координаты пожара 61°05?57,2" СШ 42°02?23,7" ВД), категория земель – земли лесного фонда, эксплуатационные, площадь пожара в момент обнаружения составила 2 га. Согласно акту о лесном пожаре и рапорту старшего дознавателя ОНД и ПР Вельского и Устьянского районов Ржаницына Е.В. от 08 мая 2019 года первоначально начали гореть отходы (горбыль, опилок) лесопиления на несанкционированной свалке отходов лесопиления и огонь с горящих отходов распространился в лесной массив, т.е. пожар на территорию лесного фонда перешел с земель иных категорий.
Согласно акту о лесном пожаре № 1 от 06 мая 2019 года пожар ликвидирован 01 мая 2019 года в 21 час 00 минут, потерь древесины нет, ущерб государственному лесному фонду не причинен, стоимость работ по тушению пожара составила 54902 руб. 36 коп.
Статьёй 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
В силу статей 26.1 и 26.11 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Правильность выводов о событии административного правонарушения и вине администрации Вельского муниципального района в его совершении подтверждается приведёнными в постановлении доказательствами, фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получены с соблюдением установленного законом порядка, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств по делу об административном правонарушении и оценены по правилам ст. 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности, все доказательства являются допустимыми.
Доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, аналогичны по существу доводам, фактически приведенным при рассмотрении дела об административном правонарушении, и которые являлись предметом проверки должностным лицом, рассмотревшим дело, они направлены на переоценку приведенных выводов, при этом, установленные обстоятельства не опровергают и не ставят под сомнение правильность выводов о виновности администрации Вельского муниципального района в совершении рассматриваемого административного правонарушения, оснований для переоценки выводов у суда не имеется.
Доводы жалобы о том, что факт перехода огня с земель, находящихся в сфере ведения администрации Вельского муниципального района, не установлен, а сама возможность распространения огня с несанкционированной свалки отходов лесопиления к месту пожара представляется сомнительной, несостоятельны, поскольку материалы дела содержат объективные данные об очаге пожара, и что было подтверждено в судебном заседании Пожиловым И.В. - лицом, составившим протокол об административном правонарушении и проводившим проверку.
Так, из материалов дела об административном правонарушении следует и что указано в протоколе об административном правонарушении, что причиной возникновения лесного пожара стал переход огня с несанкционированной свалки отходов лесопиления, расположенной вблизи д. Тарасовская МО «Усть-Вельское» Вельского района Архангельской области, а не в ином месте. При этом, указание в постановлении о назначении административного наказания о несанкционированной свалке отходов лесопиления, расположенной на территории д. Тарасовская МО «Усть-Вельское» Вельского района является опиской и не влечет отмену или изменение постановления при установленных по делу обстоятельствах и объема предъявленного юридическому лицу обвинения, на выводы о виновности юридического лица во вмененном административном правонарушении не влияет.
Доводы жалобы о том, что причиной возникновения пожара в районе несанкционированной свалки отходов лесопиления стало бездействие администрации МО «Усть-Вельское», выразившееся, в том числе в неисполнении состоявшихся решений суда о возложении обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на земельных участках, расположенных на территории МО «Усть-Вельское», судом отклоняются.
Так, решением Вельского районного суда Архангельской области от 18 августа 2014 года по гражданскому делу № 2-1197/2014, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 30 октября 2014 года, исковые требования прокурора Вельского района Архангельской области в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Усть-Вельское» о возложении обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора были удовлетворены: на администрацию МО «Усть-Вельское» возложена обязанность в срок до 01 августа 2015 года организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на земельных участках расположенных в кадастровом квартале 29:01:120603 в границах муниципального образования «Усть-Вельское» Вельского района Архангельской области, в карьере (координаты № 61.04.009 Е41.59.269), поблизости от линии электропередач, а также на дороге, идущей от карьера, в лесном массиве (координаты № 61.03.867 Е41.59.514).
Решение Вельского районного суда Архангельской области от 16 октября 2014 года по гражданскому делу № 2-1480/2014, которым на администрацию МО «Усть-Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области была возложена обязанность в срок до 15 мая 2015 года организовать сбор и вывоз отходов и мусора на земельных участках расположенных в кадастровом квартале 29:01:120503 в границах муниципального образования «Усть-Вельское», Вельского муниципального района Архангельской области в кадастровом квартале 29:01:120503, в границах муниципального образования «Усть-Вельское» (координаты N 61 05 975/, Е 042 03 654/) местоположение: Архангельская область, Вельский муниципальный район, МО «Усть-Вельское» 19 выдел 84 квартала Вельского лесничества (земли лесного фонда), за населенным пунктом Зеленый Бор, примерно в 485 метрах на север от производственной деревообрабатывающей базы ИП Церковников, площадью 1,75 га., а также (координаты 610 05/35// СШ, 420 03/ 35// ВД) местоположение: Архангельская область, Вельский муниципальный район, МО «Усть-Вельское» 31,39 выдел 84 квартала Вельского лесничества (земли лесного фонда), за населенным пунктом Зеленый Бор, примерно в 490 метрах на северо-запад от производственной деревообрабатывающей базы ИП Церковников, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 27 июля 2015 года отменено, производство по делу прекращено ввиду отказа прокурора Вельского района Архангельской области от заявленных в интересах РФ и неопределенного круга лиц требований о возложении на администрацию МО «Усть-Вельское» обязанности организовать сбор и вывоз отходов и мусора.
При этом, указанные в решениях суда по гражданским делам № 2-1480/2014, 2-1197/2014 земельные участки и земельный участок, с которого распространился пожар в лесной массив, различны.
Таким образом, ссылка администрации Вельского муниципального района на состоявшиеся по гражданским делам № 2-1197/2014, № 2-1480/2014 судебные акты не свидетельствует об отсутствии вины юридического лица во вмененном административном правонарушении.
Более того, судом достоверно установлено, что территория земельного участка с образованной несанкционированной свалкой отходов лесопиления (горбыль, опилок) фактически находится за пределами д. Тарасовская МО «Усть-Вельское» Вельского района Архангельской области и в границы данного населенного пункта не входит.
В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01 января 2016 года вопросы местного значения, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений, на территориях сельских поселений, входящих в состав Вельского муниципального района, решаются органами местного самоуправления Вельского муниципального района.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов; осуществление муниципального лесного контроля.
Пунктом 9 (1) Постановления Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» (далее – Правил) установлено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
В силу п. 38 Правил лица, виновные в нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, одним из оснований для возникновения обязанности по соблюдению Правил является не только очистка территории, прилегающей к лесу, от мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, но и отделение леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером, что администрацией Вельского муниципального района выполнено не было.
Иные доводы жалобы и дополнения к ней также не влияют на содержание и объем вмененного юридическому лицу административного правонарушения, они не влекут отмену постановления.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В данном случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у администрации имелась возможность для соблюдения правил пожарной безопасности, за нарушение которых ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но ею не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения указанных требований законодательства, не имеется.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, предусмотренной КоАП РФ, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Подвергая юридическое лицо наказанию в виде административного штрафа не в максимальном размере, должностное лицо выполнило задачи производства по делу об административных правонарушениях, приняло во внимание характер совершённого административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица. Административное наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ.
Учитывая характер совершенного администрацией Вельского муниципального района административного правонарушения и его обстоятельства, оснований для признания правонарушения малозначительным, не усматривается, доводы жалобы об обратном, судом отклоняются.
Однако, Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года № 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, статья 4.1 КоАП РФ дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
С учетом изложенного и исходя из характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения, их последствий, финансового положения юридического лица и иных заслуживающих внимания обстоятельств, постановление заместителя руководителя Территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управление лесничества Вельское обособленное подразделение Кротова А.С. № 6/673 от 16 марта 2020 года в отношении администрации МО «Вельский муниципальный район» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ, подлежит изменению, с учетом правил назначения административного наказания, установленных ст.ст. 4.1, 4.2 КоАП РФ, назначенное администрации МО «Вельский муниципальный район» административное наказание подлежит снижению до 250000 руб. 00 коп.
Согласно п. 2 чт. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в том числе: об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
жалобу администрации Вельского муниципального района Архангельской области - удовлетворить частично.
Постановление заместителя руководителя Территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управление лесничества Вельское обособленное подразделение Кротова А.С. № 6/673 о назначении административного наказания от 16 марта 2020 года, вынесенное в отношении администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» (после изменения наименования – администрации Вельского муниципального района Архангельской области) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - изменить.
Снизить размер назначенного администрации Вельского муниципального района Архангельской области административного наказания в виде административного штрафа до 250000 руб. 00 коп.
В остальной части постановление заместителя руководителя Территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управление лесничества Вельское обособленное подразделение Кротова А.С. № 6/673 о назначении административного наказания от 16 марта 2020 года, вынесенное в отношении администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» (после изменения наименования – администрации Вельского муниципального района Архангельской области) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья подпись Ю.А. Смоленская