Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-7998/2012 ~ М-7921/2012 от 07.11.2012

Дело № 2-7998/2/12 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«21» ноября 2012 г. г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи: Савиной С.А.

при секретаре: Вилканаускайте С.Ю.

с участием прокурора Сауткиной Е.В., истца Яковлева Э.М. представителя ответчика Каленской И.С., действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Петрозаводска в интересах Яковлева Э.М. к ООО «ТРИАЛ» о признании незаконными действий по установлению платы на управление, содержание и текущий ремонт жилого помещения, прекращении выставления счетов, взыскание денежных средств,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г. Петрозаводска обратился в суд в интересах Яковлева Э.М., мотивируя свои требования тем, что в ходе проведения проверки по обращению жильцов <адрес> по вопросу незаконного повышения платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного <адрес> в <адрес> было установлено, что указанный дом обслуживает ООО «ТРИАЛ». Решением общего собрания собственников многоквартирного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждены условия договора на управление с ДД.ММ.ГГГГ Согласно договора оплата собственником управляющей организации по договору включает в себя: оплату за содержание и текущий ремонт общего имущества собственника, платы за осуществление функций управления многоквартирным домом. Согласно договора на момент подписания договора размер платы за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества дома составляет <данные изъяты> за один квадратный метр общей площади жилого помещения. Согласно размер платы, предусмотренный, в том числе пунктом установлен на один календарный год. По истечении данного рока размер оплаты может быть изменен управляющей организацией с четом инфляции или по результатам отчет на отработанный период. В ходе проверки установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ размер оплаты за управление, содержание и текущий ремонт помещений был установлен в размере <данные изъяты> В платежных уведомлениях <данные изъяты> ООО "ТРИАЛ" уведомило собственников об увеличении указанной платы до <данные изъяты> При этом указав, что новые ставки оплаты соответствуют рекомендациям специализированной межведомственной комиссии по регулированию цен (протокол от ДД.ММ.ГГГГ). Исходя из информации ООО "ТРИАЛ", предоставленной по запросу в прокуратуру города, изменение цены в одностороннем порядке предусмотрено п. 3.3 договоров управления, заключенных с собственниками, тем самым решения собственников об увеличении платы не требуется. Комиссия Администрации Петрозаводского городского округа по регулированию цен, тарифов, наценок, надбавок на товары, работы и услуги субъектов ценовой регулирования не является органом местного самоуправления и не обладает полномочиями по принятию решений по даче рекомендации утверждения тарифов на содержание общего имущества и текущему ремонту, поскольку услуги по текущему ремонту и содержанию общего имущества не относятся к тарифам (ценам), которые подлежат государственному регулированию. В порядке, установленном ст.ст. 156, 162 ЖК РФ, тариф на содержание и текущий ремонт не утверждался. Соответственно, действия ООО «ТРИАЛ» по выставлению счетов по самостоятельно установленным тарифам собственникам жилых помещений неправомерны. Яковлев Э.М. является <данные изъяты> в силу своего возрастного положения не может сам обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов. Прокурор просит признать действия ООО «ТРИАЛ» по установлению платы на управление, содержание и текущий ремонт многоквартирного <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ незаконными и обязать ответчика прекратить выставление счета в отношении <адрес> по оплате за управление, содержание и текущий ремонт указанного дома из расчета размера платы <данные изъяты>

В судебном заседании представитель прокуратуры заявленные требования изменил, дополнительно просил взыскать с ответчика в пользу истца Яковлева Э.М. денежные средства в размере <данные изъяты> необоснованно предъявленные в качестве платы за жилье с учетом оспариваемого тарифа за период с ДД.ММ.ГГГГ включительно и оплаченные истцом.

Истец в судебном заседании измененные исковые требования считал обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представитель ответчика в судебном заседании требования не признала, пояснив, что протоколом общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ собственники помещений дома решили заключить договор управления домом, одновременно утвердили его условия. Таким образом, условия договора управления, в том числе существенное условие, предусмотренное п. 3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ, о порядке определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения утверждены на общем собрании собственников помещений дома. Пункт заключенного договора управления предусматривает изменение цены Управляющей организацией в одностороннем порядке с учетом инфляции или по результатам отчета за отработанный период, т.е. решения собственников не требуется. Согласно части 2 ст. 424 ГК РФ изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке. Исходя из этой нормы, стороны вправе па диспозитивной основе определить порядок изменения цены. С ДД.ММ.ГГГГ плата была изменена - до <данные изъяты> Тариф экономически обоснован, рекомендован комиссией по регулированию цен, тарифов, наценок, надбавок на товары, работы и услуги субъектов ценового регулирования <данные изъяты> оформлен приложением к протоколу заседания от ДД.ММ.ГГГГ О применении новых тарифов Общество уведомляло заблаговременно в платежных квитанция, что не оспаривается в исковом заявлении. Данная позиция подтверждается Письмом Минрегиона РФ от Об.03.2009г. №6174-АД/14 «Об особенностях установления размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в договоре управления многоквартирным домом», согласно которому фиксированную стоимость отдельных услуг и работ целесообразно указывать в перечне услуг и работ только на момент заключения договора. Такая фиксированная стоимость может применяться не менее одного года (часть 7 статьи 156 ЖК РФ). В последующем указанная стоимость в соответствии с указанной в договоре управления формулировкой порядка определения стоимости может индексироваться при наличии указанных в договоре оснований. При наличии в договоре управления положения о пересмотре размера платы за содержание и ремонт жилого помещения принятие общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме ежегодных решении об изменении такой платы не требуется. Поскольку в договоре имеется такое положение, то и ежегодного решения собственников об изменении тарифов не требуется.

Представитель Администрации Петрозаводского городского округа, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, доказательств, свидетельствующих об уважительной причине неявки, не представил, ходатайств об отложении дела не заявил, возражений по существу иска не высказал.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с положениями п.1 ст.39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся и принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с ст. 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (ст. 156 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии со ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой с другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Одним из обязательных условий договора управления многоквартирным домом является порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.

В силу ч.1 ст. 158 ЖК. РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, установлена и для нанимателя жилого помещения (ст. 154 ЖК РФ).

В силу ч.ч.4,7 ст.155 ЖК РФ указанная плата производится нанимателями жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, а также собственниками помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищества собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, этой управляющей организации.

В соответствии с ч.7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ч.1 ст. 156 ЖК РФ).

Судом установлено, что управляющей компанией в отношении жилого дома, в котором проживает истец, является ООО «ТРИАЛ».

Решением общего собрания собственников многоквартирного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждены условия договора на управление с ДД.ММ.ГГГГ

Согласно п. 3.1 договора оплата собственником управляющей организации по договору включает в себя: оплату за содержание и текущий ремонт общего имущества собственника, платы за осуществление функций управления многоквартирным домом.

Согласно п. 3.2 договора на момент подписания договора размер платы за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества дома составляет <данные изъяты> за один квадратный метр общей площади жилого помещения.

Согласно п. 3.3 размер платы, предусмотренный, в том числе пунктом 3.2, установлен на один календарный год. По истечении данного рока размер оплаты может быть изменен управляющей организацией с четом инфляции или по результатам отчет на отработанный период.

В платежных уведомлениях ДД.ММ.ГГГГ ООО "ТРИАЛ" уведомило собственников многоквартирного жилого дома об увеличении платы за управление, содержание и текущий ремонт жилого помещения до <данные изъяты>

При этом, ООО «ТРИАЛ» в указанных уведомлениях указывают, что тариф экономически обоснован, рекомендован комиссией по регулированию цен, тарифов, наценок, надбавок на товары, работы и услуги субъектов ценового регулирования на 2012 г., оформлен приложением к протоколу заседания от ДД.ММ.ГГГГ

Вместе с тем, повышение управляющей организацией тарифа на содержание и текущий ремонт общего имущества собственников многоквартирного дома, управление домом в одностороннем порядке противоречит действующему законодательству, поскольку установление платы за указанные услуги возможно только в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Повышение платы <данные изъяты> не обсуждался на общих собраниях собственников многоквартирного <адрес>.

Данные обстоятельства представителем ответчика не оспариваются.

Согласно ч. 2 ст. 424 ГК РФ изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цен после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

В соответствии со ст. 2, 34 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования. Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями во решению вопросов местного значения.

Судом установлено, что Протоколом от 11.05.2011 г. за №3 заседания Комиссии по регулированию цен, тарифов, наценок, надбавок на товары, работы и услуги субъектов ценового регулирования Петрозаводского городского округа приняты размеры платы за содержание, текущий ремонт и управление общим имуществом многоквартирных домов по каждой категории жилищного фонда в зависимости от степени благоустройства.

В месте с тем, комиссии по регулированию цен, тарифов, наценок, надбавок на товары, работы и услуги субъектов ценового регулирования Петрозаводского городского округа с учетом положений ст.ст.2,34 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положений Устава Петрозаводского городского округа, органом местного самоуправления не является.

Согласно Положению о комиссии по регулированию цен, тарифов, наценок, надбавок на товары, работы и услуги субъектов ценового регулирования, утвержденному постановлением администрации Петрозаводского городского округа 18.08.2010 г. №2757, комиссия создается и ликвидируется Главой Петрозаводского городского округа (п. 1.4), она создается в администрации Петрозаводского городского округа с целью рассмотрения цен, тарифов, наценок, надбавок на товары, работы и услуги субъектов ценового регулирования, их согласования и вынесения рекомендаций о принятии цен, тарифов, наценок, надбавок Петрозаводскому городскому Совету, (п.1.3). Комиссия рассматривает заявления субъектов ценового регулирования об установлении или изменении цен, тарифов, наценок и надбавок, подлежащих регулированию Петрозаводским городским Советом, Администрацией Петрозаводского городского округа, в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, РК и органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа (п. 1.6). В протоколе комиссии указывается в т.ч. решение о рекомендации Главе Петрозаводского городского округа или администрации Петрозаводского городского округа совершать либо не совершать определенные действия (п.6.14). В течение 3 рабочих дней курирующий комитет осуществляет подготовку проектов соответствующих правовых актов органов местного самоуправления городского округа (п.6.17).

Учитывая обстоятельства дела, совокупность исследованных в судебном заседании доказательств, суд считает, что действия ответчика по установлению спорного размера платы (за управление, содержание и ремонт - <данные изъяты> не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права истца.

Размер переплаты, произведенной истцом в пользу ООО «ТРИАЛ» из расчета <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ, составляет <данные изъяты>

Расчет суммы, излишне оплаченной истцом в счет платежей за управление, содержание и текущий ремонт жилого помещения представителем ответчика в судебном заседании не оспорен.

При таких обстоятельствах данная сумма подлежат возмещению истцу со стороны ответчика.

В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Истец при подаче иска в суд в силу ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, размер которой в силу ст. 333.19 НК РФ по удовлетворенной части иска составляет <данные изъяты> (<данные изъяты> по требования материального характера, <данные изъяты> - признании действий незаконными).

Иск удовлетворен, в связи с чем государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в указанном выше размере.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора г. Петрозаводска в интересах Яковлева Э.М. к ООО «ТРИАЛ» о признании незаконными действий по установлению платы на управление, содержание и текущий ремонт жилого помещения, прекращении выставления счетов, взыскание денежных средств удовлетворить.

Признать незаконными действияООО «ТРИАЛ» по установлению платы на управление, содержание и текущий ремонт в отношении многоквартирного <адрес>.

Обязать ООО «ТРИАЛ» прекратить выставлять счета в отношении <адрес> по оплате за управление, содержание и текущий ремонт жилого помещения указанного дома из расчета размера платы <данные изъяты>

Взыскать с ООО «ТРИАЛ» в пользу Яковлева Э.М. необоснованно предъявленные в качестве платы за жилье денежные средства в размере <данные изъяты>

Взыскать с ООО «ТРИАЛ» в доход бюджета Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме через Петрозаводский городской суд.

Судья: С.А.Савина

Решение в окончательной форме принято: 26.11.12 г.

2-7998/2012 ~ М-7921/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор города Петрозаводска в интересах Яковлева Эйно Моисеевича
Ответчики
ООО ТРИАЛ
Другие
Администрацияю Петрозаводского городского округа
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Савина С.А.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
07.11.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.11.2012Передача материалов судье
08.11.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.11.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.11.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.11.2012Судебное заседание
21.11.2012Судебное заседание
26.11.2012Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.01.2013Дело оформлено
28.02.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее