Дело 2-428/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
-- --
Мазановский районный суд -- в составе:
председательствующего судьи Тарасова А.Н.,
при секретаре --5,
с участием:
истицы --3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
--3 в своих интересах и в интересах --1, --2
к
--, Администрации Путятинского сельсовета --
о признании действия -- об отказе по включению в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации незаконным, о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории -- в августе-сентябре 2013 года, возложении обязанности на -- включить в списки на предоставление гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в августе-сентябре 2013 года на территории --, мер поддержки на цели капитального ремонта,
Установил:
Истица действуя в отношении себя и в интересах несовершеннолетних детей; --1 -- года рождения, --2-- года рождения обратилась в суд с иском о признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории -- в августе-сентябре 2013 года, обязании включить их в списки на предоставление гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в августе-сентябре 2013 года на территории --, для предоставления финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества. В обосновании предъявленных требований указала следующее.
Согласно ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» и ч.1 ст.18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на компенсацию ущерба своему имуществу, причиненного в результате чрезвычайной ситуации - обильного выпадения осадков.
В августе-сентябре 2013 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера - обильного выпадения осадков, на территории Путятинского сельсовета --, дом, расположенный по адресу: --, был повреждён. Данное жилое помещение принадлежит истице на праве собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Истица и её несовершеннолетние дети проживают в указанном жилом помещении с 2008 года, в том числе проживали и на момент чрезвычайной ситуации в августе 2013 года, что подтверждается справкой Администрации Путятинского сельсовета --.
В результате чрезвычайной ситуации жилое помещение было повреждено, а именно, неравномерная осадка фундамента с образованием многочисленных трещин, разрушение нижних венцов стен, выявлены выпирания перегородок, образовались трещины в сопряжении с наружными стенами, в чердачном перекрытии выявлены продольные и поперечные трещины и отслоения штукатурного слоя. Данное обстоятельство подтверждается актом обследования жилого помещения, составленного межведомственной комиссией, от --.
Принимая во внимание факт постоянного проживания в указанном доме, в том числе на момент чрезвычайной ситуации, факт повреждения жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, факт владения жилым помещением на праве собственности, истица обратилась в администрацию Путятинского сельсовета с заявлением о включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для получения за счет средств федерального бюджета финансовой помощи при частичной утрате имущества. Администрация Путятинского сельсовета признала их пострадавшими и включила в список.
Однако, Министерство пожарной безопасности и гражданской защиты --, данный список не утвердило и не согласовало, рекомендовав провести повторную проверку. При повторном обследовании жилого помещения межведомственная комиссия установила факт частичной утраты имущества, о чём составила соответствующий акт. Однако отказала во включении в список пострадавших.
Поскольку, подтопление жилого дома привело к повреждению его конструктивных элементов, истица полагает, что она и её несовершеннолетние дети имеют право на финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества.
В подготовительной части судебного заседания, уточняя и конкретизируя исковые требования, истица просит суд признать действия -- об отказе по включению в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации незаконным, признать её и несовершеннолетних детей пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории -- в августе-сентябре 2013 года, и возложении обязанности на -- включить их в списки на предоставление гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в августе-сентябре 2013 года на территории --, мер поддержки на цели капитального ремонта.
Ответчик в лице представителя -- --6 в письменном отзыве по существу заявленных требований истца возражал, полагая, об отсутствии оснований для их удовлетворения, по основаниям отсутствия у истицы и её несовершеннолетних детей в период ЧС права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: --.
Ответчик в лице главы Администрации Путятинского сельсовета --7 в письменном отзыве указала, что на момент чрезвычайной ситуации собственником квартиры являлась собственностью Администрация Путятинского сельсовета. Данная квартира была передана в собственность истице по договору от --.
Участвующее в деле третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство финансов --, и Министерство строительства и архитектуры -- по существу заявленных требований возражений суду не представили, и не возражали о рассмотрении материалов дела без их участия.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных о дате и времени представителя стороны ответчиков, и третьих лиц – министерства финансов --, и министерства строительства и архитектуры --
В судебном заседании истица --3.подтвердила обстоятельства, указанные в исковом заявлении, настаивала на удовлетворении исковых требований с учетом их конкретизации, и уточнений, дополнив суду, что на основании договора -- передачи жилого помещения в собственность от -- Администрация Путятинского сельсовета -- передала --3, --1, --2 в долевую собственность --, расположенную в --. Истица полагает, что она и несовершеннолетние дети имеют право пострадавших лиц в результате ЧС 2013 года, и в связи с их постоянном проживании в поврежденной в результате ЧС --, расположенной в --, имеют право быть включенными в списки граждан обладающих правом финансово помощи на цели капитального ремонта домовладения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы заявленных исковых требований, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с правилами ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Исходя из правил части 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ, к решениям действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия) в результате которых: нарушены права и свободы граждан; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая- либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности, или совершили оспариваемые действия (бездействия).
В настоящем судебном заседании суд рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам представленным суду спорящими сторонами.
Статьей 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характерам закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Исходя из этого право гражданина на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций, не носит абсолютный и безусловный характер, подлежит осуществлению в установленном законодательством порядке.
В связи, с чем в создавшейся спорной ситуации, суд принял во внимание Постановление Правительства РФ от -- N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которым, в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и статьей 18 Федерального закона "О противодействии терроризму", которым утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
В соответствии с Правилами предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, -- и -- иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, утверждённых Постановлением Правительства РФ от -- -- «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» (в ред. от 12.10.2013), трансферты могут быть направлены только на реализацию мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, а также являющихся собственниками жилых помещений либо муниципальным образованиям с целью оказания мер поддержки гражданам, проживавшим в поврежденном жилом помещении на основании договора социального найма на момент ввода режима чрезвычайной ситуации на территории --.
-- был издан Указ Президента РФ -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и --в, Амурской и Магаданской областей, --», действующий в настоящее время.
-- -- во исполнение пункта 6 указа Президента РФ -- от -- было принято постановление -- «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета». Пунктом 2 данного постановления утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.
-- от -- -- (далее Закон) «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории -- мер поддержки на цели капитального ремонта»- определены соответствующие меры социальной поддержки гражданам, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории -- (далее - чрезвычайная ситуация), в виде выплаты денежных средств на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений (далее - социальная выплата на капитальный ремонт).
Статьей 2 Закона определено понятие повреждение жилого помещения - это жилое помещение в отношение, которого принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с правилами ст. 3 Закона Право на социальную выплату на капитальный ремонт имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации (далее - поврежденное жилье, поврежденные жилые помещения), являющиеся собственниками поврежденного жилья и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этом поврежденном жилье на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания (далее - пострадавшие граждане, граждане).
Социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется однократно и в отношении одного жилого помещения.
При этом Закон наделил органы местного самоуправления государственными полномочиями -- по предоставлению гражданам социальной выплаты на капитальный ремонт на срок до --.
В соответствии со ст. -- от -- -- «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории --, мер поддержки на цели капитального ремонта» постановлением -- от -- -- утвержден Порядок расходования субвенции областного бюджета, предоставляемой бюджетам муниципальных образований на осуществления государственных полномочий по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года (далее Порядок).
В соответствии с названным Порядком главным распорядителем средств областного бюджета по предоставлению субвенции является Министерство строительства и архитектуры --.
Субвенция предоставляется за счет средств федерального бюджета, предоставленных бюджету -- в виде иного межбюджетного трансферта для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от -- № 923.
Анализ приведенных нормативно правовых актов позволяет суду признать, что в создавшейся спорной ситуации правовыми условиями для реализации права истицы и её несовершеннолетних детей на социальную поддержку, как лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 год на территории Путятинского сельсовета --, и включения их в списки для социальной выплаты, за счет бюджетных средств на капитальный ремонт поврежденного в связи крупномасштабным наводнением жилого помещения, необходимо наличие совокупности юридически значимых обстоятельств, свидетельствующих о постоянном проживании лиц в поврежденном в результата ЧС жилье, наличии вещных прав на поврежденное жилье, и отсутствие у лиц другого жилья, пригодного для проживания.
Распоряжением губернатора -- от -- № 123-р на территории -- с -- введен режим чрезвычайной ситуации.
Решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности -- с -- на территории -- введен режим чрезвычайной ситуации, действующий и в настоящее время.
Согласно Межгосударственному стандарту «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95», утвержденному постановлением Госстандарта России от -- № 267, приказу Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от -- -- различаются природные чрезвычайные ситуации: опасное метеорологическое явление и опасное гидрологическое явление.
Переувлажнение почвы в результате ливневых дождевых осадков отнесено к опасным метеорологическим явлениям.
В соответствии с договором социального найма жилого помещения -- от -- Администрация Путятинского сельсовета -- на основании устава именуемый в дальнейшем Наймодатель, передала Нанимателю --3 и членам её семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 3 комнат, в двухквартирном жилом доме общей площадью 45 кв. м расположенное с -- для проживания.
Согласно договору -- передачи жилого помещения в собственность от -- администрация Путятинского сельсовета -- передала на основании договора социального найма от -- в долевую собственность истице и её несовершеннолетним детям -- по адресу --. В силу пункта 2 договора, истец приобретает право собственности на жилой дом только с момента его регистрации в Управлении федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии --.
Согласно свидетельств о государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество серии 28 АА №№ 878768, 878679, 878670, истица и её несовершеннолетние дети на основании договора передачи жилого помещения в собственность, -- зарегистрировали право долевой собственности по 1/3 доли на -- по адресу --.
Из выводов акта -- обследования жилого помещения от --, следует, что межведомственная комиссия провела комиссионное обследование домовладения по адресу; --, пострадавшего в результате наводнения, и пришла к заключению о необходимости проведения капитального ремонта.
Как следует из материалов дела, --3, обратившись в суд с указанным иском, полагала о наличии у неё и её несовершеннолетних детей прав пострадавших лиц в результате ЧС в июле - августе 2013 года на территории Путятинского сельсовета --, и на включение в списки граждан для оказания им социальной помощи, за счет бюджетных средств в капитальном ремонте -- по адресу; --, подвергнутой подтоплению грунтовыми водами в период ЧС.
Представленными суду спорящими сторонами по делу доказательствами действительно подтверждаются фактические обстоятельства постоянного проживания истицы и её несовершеннолетних детей в домовладении по адресу; --, и отсутствие у истицы и несовершеннолетних детей иного жилого помещения.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, достоверно подтверждающие фактические обстоятельства о наличие у истицы вещных прав на жилое помещение, по адресу: --, на момент введения на территории --, в том числе и --, режима чрезвычайной ситуации. Так, из представленного истицей договора -- о передачи жилого помещения в собственность от -- администрация Путятинского сельсовета -- передала на основании договора социального найма от -- в долевую собственность истице и её несовершеннолетним детям -- по адресу --
При этом в силу пункта 2 указанного договора, истица приобретает право собственности на указанное домовладение только с момента регистрации своего права в Управлении федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии --.
Согласно свидетельств о государственной регистрации права Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии --, такая регистрация права на -- по адресу --, истицей проведена только --.
Установленные фактические обстоятельства исключают возможность признания истицы и её несовершеннолетних детей пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в августе-сентябре 2013 года на территории Путятинского сельсовета --, и включении их в списки граждан для оказания социальной помощи в капитальном ремонте -- по адресу --.
Само же по себе постоянное проживание истицы и её несовершеннолетних детей в указанном домовладении, поврежденном в результае ЧС 2013 года, и необходимости в связи с этим проведения жилому дому капитального ремонта, по мнению суда, не может служить основанием для оказания истице социальной помощи, за счет бюджетных средств в капитальном ремонте жилья по адресу --, поскольку это противоречит требованиям ст. -- от -- № 257.
Оценив, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, представленные суду сторонами доказательства, и принимая во внимание, что истицей в соответствии с правилами ст. ст. 56, 57 ГПК РФ не были представлены достоверные, допустимые и достаточные доказательства, подтверждающие, что она и её несовершеннолетние дети обладают правом быть признанными пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в августе-сентябре 2013 года на территории Путятинского сельсовета --, и быть включенными в списки граждан для оказания выплат за счет бюджетных средств социальной помощи для капитального ремонта жилого помещения по адресу --.
При таких установленных фактических обстоятельствах, исковые требования --3 удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199,258, ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований --3 действующей в отношении себя, и в интересах детей; --1, -- года рождения, --2 -- года рождения, к --, Администрации Путятинского сельсовета -- о признании действий об отказе по включению в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации незаконным, о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории -- в августе-сентябре 2013 года, возложении обязанности на -- включить --3, --1, -- года рождения, --2 в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации в августе-сентябре 2013 года на территории --, для оказания мер социальной поддержки за счет бюджетных средств, на цели капитального ремонта -- по адресу: --, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Мазановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться в канцелярии Мазановского районного суда --.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья А.Н. Тарасов.