Решение по делу № 21-33/2017 от 22.05.2017

судья Ангриков А.В. № 7-49/2017

Р Е Ш Е Н И Е

22 июня 2017 года г. Элиста

Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Кутланова Л.М., при секретаре Иванове С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу конкурсного управляющего закрытого акционерного общества Нефтяная компания «<Данные изъяты>» Каминова С.Б. на решение судьи Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 20 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении конкурсного управляющего закрытого акционерного общества Нефтяная компания «<Данные изъяты>» Каминова С.Б.,

у с т а н о в и л:

постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия ФИО1 от 9 декабря 2016 г. № <Данные изъяты> конкурсный управляющий закрытого акционерного общества Нефтяная компания «<Данные изъяты>» Каминов С.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в несоблюдении экологических требований при сборе, накоплении, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 руб. Кроме того, должностным лицом на основании статьи 29.13 КоАП РФ Каминову С.Б. вынесено представление от 9 декабря 2016 года N <Данные изъяты> об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Решением судьи Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 20 апреля 2017 года постановление Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия № <Данные изъяты> от 9 декабря 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении конкурсного управляющего закрытого акционерного общества Нефтяная компания «<Данные изъяты>» Каминова С.Б. и представление Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия N <Данные изъяты> от 9 декабря 2016 года оставлены без изменения, жалоба конкурсного управляющего закрытого акционерного общества Нефтяная компания «<Данные изъяты>» Каминова С.Б. - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, конкурсный управляющий закрытого акционерного общества Нефтяная компания «<Данные изъяты>» Каминов С.Б. просит решение судьи отменить. Ссылается на то, что на момент проведения проверки обществом был представлен проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещения, срок действия которого установлен по 11 января 2016 года. Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349, не устанавливают конкретных сроков оформления проекта. Следовательно, административным органом необоснованно и преждевременно вменено в вину обществу, выявленное при проведении проверки в октябре 2016 года, не представление проекта за 2016 год, так как общество было вправе осуществить указанные действия до окончания 2016 года. Административный орган не выяснил, имелась ли у общества, признанного 9 марта 2016 года несостоятельным (банкротом), возможность на оплату услуг по заключению договоров на составление нормативов образования отходов и лимиты на их размещение за 2016 год. Административному органу в ходе проверки было доведено, что ЗАО НК «<Данные изъяты>» не относится к объектам крупного бизнеса в связи с чем, в силу п. 4 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, не имеет обязанности утверждать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. С учетом положений п. 10 ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» общество до 1 августа 2016 года относилось к субъектам малого и среднего предпринимательства и на законных основаниях не предоставляло на утверждение нормативы образования отходов и лимиты на их размещение за 2016 год. Также протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания составлены по месту нахождения административного органа (г. Элиста), рассмотрение дела и вынесение оспариваемого постановления не по месту совершения правонарушения (Лаганский район Республики Калмыкия) является нарушением ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ.

В судебное заседание конкурсный управляющий закрытого акционерного общества Нефтяная компания «<Данные изъяты>» Каминов С.Б. не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен. Защитник Болдырев М.П. доводы жалобы поддержал, дополнительно пояснил, что для выполнения требований ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» конкурсному управляющему необходимо совершать действия по оплате различных договоров, однако в силу ст. 134 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсный управляющий не вправе нарушать очередность платежей. При вынесении постановления данное обстоятельство не было учтено.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Калмыкия Оконов У.С. с жалобой не согласился, просил постановление должностного лица и решение судьи оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статьей 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

В соответствии с пунктами 1,2,3,4,5 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и настоящим Федеральным законом; применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 г. N 50 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, пунктом 5 которого установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Абзацем первым пункта 12 Порядка установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, данными в пункте 5 Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - технический отчет).

Из материалов дела следует, что ЗАО НК «<Данные изъяты>» осуществляет деятельность по добыче углеводородного сырья на <Данные изъяты> нефтегазоконденсатном месторождении, в процессе которой образуются отходы производства и потребления.

В период с 12 сентября по 17 октября 2016 года уполномоченными должностными лицами Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия на основании приказов от 29 августа 2016 года № 167 и 30 сентября 2016 года № 200 была проведена плановая выездная проверка соблюдения ЗАО НК «<Данные изъяты>» обязательных требований законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

В ходе проверки установлено, что отходы производства и потребления образуются в результате текущего обслуживания технологического оборудования; производства регламентных, ремонтных и аварийно-восстановительных работ на эксплуатационных скважинах (прием и перекачка нефти, газоконденсата); эксплуатации сепарационных установок, установок подготовки к транспортированию нефти и газа; замены деталей технологического оборудования и т.п.; транспортировки нефти, очистки нефтепровода; эксплуатации, обслуживания и ремонта автотранспорта и автотракторной техники; обработки металла на металлообрабатывающих станках; вулканизации изношенных шин; работы аппарата управления; делопроизводства; производства ремонтно-строительных работ; приготовления пищи; проживания работников и т.п.

При проведении проверки Обществом представлены паспорта опасных отходов I-IV классов опасности; проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ЗАО НК «<Данные изъяты>», разработанный в 2010 г., а также документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ЗАО НК «<Данные изъяты>» № 0002-ОТ от 11 января 2010 года. Срок действия установлен по 11 января 2016 года, при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении № <Данные изъяты> от 16 ноября 2016 года, приказами о проведении плановой, выездной проверки и продлении срока проверки ЗАО НК «<Данные изъяты>» от 29 августа 2016 года № 167, от 30 сентября 2016 года № 200, актом проверки № <Данные изъяты> от 17 октября 2016 года и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, установлено, что ЗАО НК «<Данные изъяты>» осуществляется деятельность в области обращения с отходами в отсутствие утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что противоречит абзацу 3 части 2 статьи 11, частям 2, 3 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В силу пункта 1 статьи 129 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 27-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Таким образом, с момента признания должника банкротом и открытия конкурсного производства полномочия руководителя юридического лица, признанного банкротом, осуществляет конкурсный управляющий.

Решением Арбитражного Суда Республики Калмыкия от 9 марта 2016 года в отношении должника ЗАО НК «<Данные изъяты>» завершена процедура наблюдения и в отношении его имущества открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев, конкурсным управляющим утвержден арбитражный управляющий Каминов С.Б. Определением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 18 октября 2016 года срок конкурсного производства в отношении должника ЗАО НК «<Данные изъяты>», а также полномочия конкурсного управляющего Каминова С.Б. продлены на шесть месяцев (до 2 марта 2017 года).

Несоблюдение конкурсным управляющим Каминовым С.Б. экологических требований при сборе, накоплении, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Поскольку на момент проверки в ЗАО НК «<Данные изъяты>» отсутствовал документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, должностное лицо Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях конкурсного управляющего ЗАО НК «<Данные изъяты>» Каминова С.Б., осуществляющего полномочия руководителя общества, состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Доводы жалобы об отсутствии у ЗАО НК «<Данные изъяты>» обязанности по разработке и утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в связи с отнесением ЗАО НК «<Данные изъяты>» к субъектам малого и среднего предпринимательства несостоятельны.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 29 декабря 2015 г. № 408-ФЗ, от 23 июня 2016 г. № 222-ФЗ, действовавшей на момент проведения проверки) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным ч. 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

Вместе с тем, анализ условий, определенных в ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 29.12.2015 N 408-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ, действовавшей на момент проведения проверки), не позволяет сделать вывод о том, что ЗАО НК «<Данные изъяты>» является субъектом малого и среднего предпринимательства и на него не распространяются исключения, предусмотренные п. 4 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Доводы жалобы о том, что административным органом необоснованно и преждевременно вменено в вину обществу, выявленное при проведении проверки в октябре 2016 года, не представление проекта за 2016 год, так как право на утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение возможно до 31 декабря 2016 года являются несостоятельными.

Срок действия проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ЗАО НК «<Данные изъяты>», разработанный в 2010 г., а также документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ЗАО НК «<Данные изъяты>» № 0002-ОТ от 11 января 2010 года установлен до 11 января 2016 года при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья.

На момент проведения проверки (12 сентября - 17 октября 2016 года) ЗАО НК «<Данные изъяты>» утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение отсутствуют.

Приведенные в жалобе доводы жалобы о нарушении требований части 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не принимаются.

В соответствии с пунктом 1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Калмыкия, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24 августа 2016 года № 505, Управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования регионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Республики Калмыкия, а также в Каспийском море.

Судом установлено, что протокол составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах компетенции административного органа.

В связи с чем, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом не нарушен.

Доводы жалобы о том, что административным органом не выяснялась возможность у общества, признанного 9 марта 2016 года несостоятельным (банкротом), и у конкурсного управляющего Каминова С.Б. оплаты услуг по заключению договоров на составление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение подлежат отклонению.

Как установлено судом и не оспаривается защитником Каминова С.Б. Болдыревым М.П. ЗАО НК «<Данные изъяты>» осуществляет производственную деятельность по добыче углеводородного сырья, получает прибыль.

Исходя из диспозиции статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях субъектом данного административного правонарушения является, в числе прочих, должностное лицо - (руководитель) юридического лица. Решением Арбитражного Суда Республики Калмыкия от 9 марта 2016 года Каминов С.Б. утвержден конкурсным управляющим ЗАО НК «<Данные изъяты>» и должен был исполнять свои обязанности в соответствии с требованиями законодательства, в том числе природоохранного, а в случае нарушения таких требований он подлежит установленной законом ответственности.

Противоправность бездействия и вина должностного лица конкурсного управляющего ЗАО НК «<Данные изъяты>» Каминова С.Б. заключается в игнорировании публично-правовых обязанностей по соблюдению ЗАО НК «<Данные изъяты>» требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования в сфере обращения с отходами производства и потребления, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении им своих служебных обязанностей конкурсного управляющего. Объективных препятствий для соблюдения конкурсным управляющим требований к эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, и нормирования в области обращения с отходами, а равно принятие конкурсным управляющим исчерпывающих мер для соблюдения требований законодательства не установлено, что свидетельствует о наличии его вины в совершении правонарушения применительно к статье 2.4 КоАП РФ.

Выводы должностного лица и судьи о виновности конкурсного управляющего закрытого акционерного общества Нефтяная компания «<Данные изъяты>» Каминова С.Б. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основаны на положениях названного Кодекса, законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ними не имеется.

Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судьей районного суда обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Административное наказание назначено конкурсному управляющему закрытого акционерного общества Нефтяная компания «<Данные изъяты>» Каминову С.Б. в пределах санкции статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении конкурсного управляющего закрытого акционерного общества Нефтяная компания «<Данные изъяты>» Каминова С.Б. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Калмыкия

р е ш и л:

решение судьи Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 20 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении конкурсного управляющего закрытого акционерного общества Нефтяная компания «<Данные изъяты>» Каминова С.Б. оставить без изменения, жалобу конкурсного управляющего закрытого акционерного общества Нефтяная компания «<Данные изъяты>» Каминова С.Б. - без удовлетворения.

Судья Л.М. Кутланова

21-33/2017

Категория:
Административные
Другие
Каминов С.Б.
Суд
Верховный Суд Республики Калмыкия
Судья
Кутланова Людмила Матвеевна
Статьи

8.2

Дело на странице суда
vs.kalm.sudrf.ru
22.05.2017Материалы переданы в производство судье
14.06.2017Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее