Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
30 июня 2017 года ****
Тулунский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Рыжовой Н.А., при секретаре Захарченко Е.Г., с участием помощника Тулунской межрайонной прокуратуры прокурора Городецкой Т.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1065/2017 по административному иску Тулунского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к административным ответчикам Администрации Гадалейского сельского поселения, главе Гадалейского сельского поселения о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным
У С Т А Н О В И Л
Тулунский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным административным иском к Администрации Гадалейского сельского поселения и главе Гадалейского сельского поселения Сафонову В.А., указывая в обоснование, что Тулунской межрайонной прокуратурой в муниципальных образованиях Тулунского района Иркутской области проведена проверка в сфере соблюдения земельного законодательства РФ.
Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ в Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ) были внесены существенные изменения порядка предоставления земельных участков. Полномочия по распоряжению земельными участками, собственность на которые не разграничена, были переданы от муниципального районного образования главам сельских поселений. Указанные изменения вступили в силу с 1 марта 2015 года.
В соответствии с п. 1 ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Согласно п. 1 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии с п. 2 ст. 11 ЗК РФ, п. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
На основании п.п. 2 ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), является деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
В силу п.п. 1 ст. 6, ст. ст. 11, 12 ФЗ № 210 органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Таким образом, администрация Гадалейского сельского поселения должна была разработать и включить в перечень муниципальных услуг административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг в сфере земельных правоотношений.
Проверкой установлено, что администрацией не разработаны и не приняты административные регламенты предоставления муниципальных услуг по предоставлению земельных участков на торгах (ст. ст. 39.3, 39.11 - 39.13 ЗК РФ), предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (ст. 39.18 ЗК РФ), подготовке и утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (ст. ст. 11.4, 11.10 ЗК РФ), переводу земель или земельных участков, находящихся в муниципальной или частной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, из одной категории в другую (ст. 8 ЗК РФ).
Прокурор указывает, что несмотря на необходимость восполнить правовой пробел, администрацией Гадалейского сельского поселения в нарушение требований земельного законодательства не приняты административные регламенты предоставления вышеуказанных муниципальных услуг в сфере земельных отношений.
Вместе с тем, действующая на территории Российской Федерации процедура предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок. Непринятие в течение столь длительного периода времени требуемых законом нормативных правовых актов свидетельствует об отсутствии на территории Гадалейского сельского поселения механизма реализации указанных норм закона, права неопределенного круга лиц (потенциальных заявителей) на в установленном порядке своих прав на приобретение земельных участков в соответствии с требованиями ЗК РФ, на своевременное получение качественных муниципальных услуг.
Пункт 1 ст. 12 ФЗ от 02.03.2007 № 25 «О муниципальной службе в Российской Федерации» одной из главных обязанностей органов местного самоуправления при осуществлении своих полномочий определяет соблюдение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, и обеспечение их исполнения.
Одним из способов защиты прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре (ст. 12 ГК РФ).
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Прокурор обращается в защиту неопределенного круга лиц, так как определить круг лиц, права которых либо могут быть нарушены в результате действия нормативных правовых актов, в которых могут содержаться коррупциогенные факторы, определить не представляется возможным.
В силу ст. ст. 27, 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ст. ст. 39, 125, 126 КАС РФ, просит суд признать бездействие администрации Гадалейского сельского поселения и главы Гадалейского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по разработке и принятию административных регламентов предоставления муниципальных услуг по предоставлению земельных участков на торгах, подготовке и утверждению положения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, переводу земель или земельных участков, находящихся в муниципальной или частной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, из одной категории в другую, незаконным. Обязать администрацию Гадалейского сельского поселения и главу Гадалейского сельского поселения в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу исполнить возложенную законом обязанность по разработке и принятию административных регламентов предоставления муниципальных услуг по предоставлению земельных участков на торгах, подготовке и утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, переводу земель или земельных участков, находящихся в муниципальной или частной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, из одной категории в другую.
В судебном заседании помощник прокурора Городецкая Т.О. требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддерживает, просит суд удовлетворить.
Представитель административного ответчика - Администрации Гадалейского сельского поселения и глава Гадалейского сельского поселения в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены судом надлежаще, о чем в деле имеются доказательства, в суд от представителя Абраменко С.Г. действующего по доверенности от имени администрации, поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, указывая, что по предоставлению земельных участков на торгах, подготовке и утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков, находящихся в муниципальной или частной собственности, за исключением земель, сельскохозяйственного назначения из одной категории в другую нормативно-правовые акты администрацией сельского поселения не принимались.
Выслушав административного истца, учитывая письменные пояснения представителя администрации, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ в ЗК РФ внесены существенные изменения порядка предоставления земельных участков. Полномочия по распоряжению земельными участками, собственность на которые не разграничена переданы от муниципального районного образования главам сельских поселений. Указанные изменения вступили в силу с 01.03.2015.
В соответствии с п. 1 ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Согласно ч. 3 ст. 14 ФЗ РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п. 3 ч. 1 данной статьи, а именно: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно п. 1 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии с п. 2 ст. 11 ЗК РФ, п. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
На основании п.п. 2 ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), является деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
В силу п.п. 1 ст. 6, ст. ст. 11, 12 ФЗ № 210 органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Информация, представленная прокурору, не содержит сведений, свидетельствующих о том, что администрацией сельского поселения принимались нормативно-правовые акты, регламентирующие предоставление муниципальных услуг в сфере земельных отношений по заявленным прокурором требованиям административного иска.
Таким образом, судом установлено, что администрация не разработала и не включила в перечень муниципальных услуг административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг в сфере земельных правоотношений, чем нарушила требования действующего законодательства, нормы которого изложены в настоящем решении, из чего следует, что требования административного иска подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ФЗ № 131-ФЗ, ст. ст. 39, 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л
Исковые требования административного истца Тулунского межрайонного прокурора - удовлетворить.
Признать бездействие администрации Гадалейского сельского поселения и главы Гадалейского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по разработке и принятию административных регламентов предоставления муниципальных услуг по предоставлению земельных участков на торгах, подготовке и утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков, на кадастровом плане территории, переводу земель или земельных участков, находящихся в муниципальной или частной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, из одной категории в другую, незаконным.
Обязать администрацию Гадалейского сельского поселения и главу Гадалейского сельского поселения в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу исполнить возложенную законом обязанность по разработке и принятию административных регламентов предоставления муниципальных услуг по предоставлению земельных участков на торгах, подготовке и утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, переводу земель или земельных участков, находящихся в муниципальной или частной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, из одной категории в другую.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Тулунский городской суд Иркутской области.
Судья Н.А. Рыжова