дело № 2–5421/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 декабря 2017 года г. Красноярск
Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Глебовой А.Н.
при секретаре Макуриной А.В.
с участием истца Юшкова Н.М. , представителя истца Скрипальщиковой Ю.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юшкова Н.М. к администрации г. Красноярска, администрации Свердловского района г. Красноярска о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Юшкова Н.М. обратилась в суд с иском к администрации г. Красноярска, администрации Свердловского района г. Красноярска о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
Требования мотивированы тем, что Юшкова Н.М. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей сирот. Ее мать ФИО3 была лишена родительских прав решением Свердловского районного суда г.Красноярска от 20.04.2007г., отец – ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ. С 2007г. истец находилась под опекой своей бабушки ФИО8 и проживала по месту ее жительства по адресу: <адрес>. В 2011г. ФИО3 была предоставлена однокомнатная квартира по адресу: <адрес> в связи с тем, что она имеет право на внеочередное получение жилья, как страдающая <данные изъяты>, является <данные изъяты> группы бессрочно. Истец и ее мать стояли на очереди на получение жилья вместе, что подтверждается справкой от 2003г. 28.07.2010г. истцу исполнилось 18 лет, и в 2012г. ее бабушка попросила ее выехать с ее жилой площади, в связи с чем, истец была вынуждена проживать у своей матери, т.к. иного жилья у нее нет. При получении матерью истца квартиры, истице была зарегистрирована в данной квартире, а 29.02.2012г. ФИО3 заключила договор на передачу жилого помещения в собственность в порядке приватизации, без участия истца. Истец неоднократно обращалась в администрацию и Министерство образования, где ей сообщили, что ей будет предоставлено жилье, и выдали справку о включении в списки за номером № Истец считает, что она как лицо, относящееся к детям-сиротам, осталась нуждающейся в предоставлении жилого помещения, т.к. ее право не было реализовано после 18 лет, и до настоящего времени. Кроме того, за истцом не было закреплено реальное жилье, она находилась под опекой.
В связи с этим, истец просит обязать администрацию г.Красноярска предоставить ей изолированное благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, исходя из нормы площади предоставления, на территории г.Красноярска, из специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений; обязать администрацию Свердловского района г.Красноярска заключить с Юшкова Н.М. договор найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании истец Юшкова Н.М. , ее представитель Скрипальщикова Ю.Л. (доверенность от 04.12.2017г.) исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям, просили их удовлетворить. Представитель истца суду пояснила, что истец является сиротой, она вынуждена проживать в квартире с лицом, с которым не возможно проживание в силу его психического заболевания.
Представитель ответчика администрации г.Красноярска Углов А.А. (доверенность от 20.04.2017г.) в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, представил отзыв на иск, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований. Указал, что у истца отсутствует нарушенное право, требующее судебной защиты, т.к. истец в установленном порядке поставлен на учет для получения жилья, как лицо из числа детей-сирот. У администрации Свердловского района г.Красноярска отсутствуют полномочия по предоставлению жилых помещений для детей, оставшихся без попечения родителей.
Представитель ответчика администрации Свердловского района г.Красноярска Моисеева Э.А. (доверенность от 01.11.2017г.) в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела была уведомлена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, представила отзыв на иск, в котором просила отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что администрация Свердловского района г.Красноярска является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Представитель третьего лица УФК по Красноярскому краю Пучкова Е.В. (доверенность от 26.12.2016г.) в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела была уведомлена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд, в силу ст.167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. "ж", п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем.
В соответствии со ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Актом федерального законодательства, закрепляющим право указанных лиц на бесплатное получение жилья в пользование, являются Федеральный закон от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с п. 1, 3,7 и п. 9 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Статья 1 Закона Красноярского края № 9-4225 от 24.12.2009 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» наделяет на неограниченный срок исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае установления факта невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях.
В силу ч. 14 ст. 17 Закона Красноярского края "О защите прав ребенка" жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления).
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров.
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров.
Судом установлено, что Юшкова Н.М. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Вступившим в законную силу решением Свердловского районного суда г.Красноярска от 20.04.2007г. мать истца ФИО3 лишена родительских прав в отношении Юшкова Н.М. (л.д.8). согласно данному решению отец истца – ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ., что также подтверждается свидетельством о смерти (л.д.7).
Распоряжением администрации Свердловского района г.Красноярска от 07.02.2007г. ФИО8, проживающая по адресу: <адрес>, назначена попечителем Юшкова Н.М. (л.д.28). Истец проживала вместе со своей бабушкой-попечителем до своего совершеннолетия, по достижению совершеннолетия истец утратила право проживания по месту жительства опекуна, в связи с чем бабушка попросила ее выехать квартиры, что подтверждается письменными пояснениями истца.
Решением краевой комиссии по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим жилых помещений, от ДД.ММ.ГГГГ Юшкова Н.М. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по <адрес>, за №, что следует из справки администрации Свердловского района г. Красноярска от 07.08.2017 г. (л.д.9). Включение истца в указанные списки было произведено на основании ее заявления о предоставлении жилья в г.Красноярске от 07.07.2014г., по состоянию на 26.10.2017г. ее порядковый номер по указанному списку 2236 (л.д.63).
Ранее мать истца ФИО3 на основании постановления администрации Свердловского района г.Красноярска от 07.03.2003г. была поставлена на очередь для получения жилья по общей группе в составе семьи из 2 человек, включая истца (л.д.13).
Вступившим в законную силу решением Свердловского районного суда г.Красноярска от 02.04.2009г. признано право ФИО3 на предоставление ей жилого помещения по договору социального найма вне очереди; на администрацию Свердловского района г.Красноярска возложена обязанность учитывать ФИО3, состоящую в очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо, имеющее право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма (л.д.16-18).
08.12.2010г. с ФИО3 был заключен типовой договор социального найма жилого помещения, в соответствии с которым ей было предоставлено в бессрочное владение и пользование жилое помещение, общей площадью 29,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> (л.д.19-20).
Данное жилое помещение было предоставлено в собственность ФИО3 на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 29.02.2012г. (л.д.21), ее право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке (л.д.39-41). Юшкова Н.М. выразила нотариально удостоверенное согласие на приватизацию данного жилого помещения, без включения ее в число собственников, от участия в приватизации данной квартиры отказалась (л.д.25).
С 08.02.2011г. истец состоит на регистрационном учете в указанном жилом помещении, а также вынуждена проживать в нем в связи с отсутствием иного жилья.
09.06.2015г. Юшкова Н.М. выдан диплом бакалавра ФГБО УВО «Сибирский государственный технологический университет» г.Красноярска (л.д.29-30).
Согласно сообщению администрации Свердловского района г.Красноярска от 23.06.2014г. Юшкова Н.М. жилые помещения по договору социального найма не выделялись (л.д.27).
Разрешая заявленные требования, принимая во внимание, что Юшкова Н.М. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет она осталась без попечения родителей, до достижения возраста 23 лет заявила о своем намерении получить гарантированную государством меру социальной поддержки в виде обеспечения, не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет закрепленного жилого помещения, в надлежащем порядке включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, на момент рассмотрения дела жилым помещением не обеспечена, постоянно проживает в г. Красноярске, суд считает, что у администрации г.Красноярска возникла обязанность предоставить Юшкова Н.М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не менее нормы предоставления жилого помещения, предусмотренной на территории Красноярского края, то есть не менее 33 кв.м. общей площади с учетом допусков, предусмотренных ч.14 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка».
При этом суд учитывает, что регистрация в жилом помещении, расположенным по адресу: <адрес>, и принадлежащим на праве собственности ФИО3, а также проживание в нем носят вынужденный характер.
Согласно решению Свердловского районного суда г.Красноярска от 02.04.2009г. ФИО3 является инвалидом второй группы по общему заболеванию, инвалидность установлена по причине наличия заболевания: шизофрения, параноидная форма, приступообразно-прогредиентное течение, аффектно-бредовый синдром, шифр заболевания F 20.09. Указанное заболевание подпадает под Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. №378. Согласно заключению врачебной комиссии КГБУЗ «Красноярский краевой диспансер №1» от 24.01.2011г. ФИО3 наблюдается врачом психиатром, является <данные изъяты> (л.д.11).
Таким образом, фактическое проживание истца в квартире по адресу<адрес> совместно с матерью страдающей <данные изъяты>, не свидетельствует об обеспеченности истца жильем.
Доводы ответчика о том, что жилое помещение Юшкова Н.М. должно быть предоставлено в порядке очередности включения в список по дате обращения иных граждан, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных Юшкова Н.М. исковых требований, поскольку в п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и в других положениях названного закона, отсутствует указание на то, что жилое помещение должно быть предоставлено в порядке очередности по названному списку. Законодательством субъекта Российской Федерации – Красноярского края, также не предусмотрена очередность при предоставлении жилья лицам указанной категории.
Данный список необходим для учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют право на получение жилья по достижении им 18-летнего возраста, чтобы уполномоченные органы отслеживали наступление ими 18-летнего возраста и планировали предоставление жилья в связи с наступлением данного события.
Доводы о том, что внеочередное предоставление жилого помещения Юшкова Н.М. повлечет нарушение прав иных лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих в очереди перед ним, также основанием к отказу в иске являться не могут, поскольку ни статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, право граждан на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении иска Юшкова Н.М. к администрации г.Красноярска в полном объеме, поскольку судом установлено нарушение прав истца со стороны ответчика.
Разрешая требования Юшкова Н.М. к администрации Свердловского района г. Красноярска о заключении договора найма специализированного жилого помещения, суд не усматривает оснований для их удовлетворения, поскольку в настоящее время отсутствует нарушенное указанным ответчиком право истца подлежащее судебной защите. Основанием для заключения с истцом договора найма специализированного жилого помещения будет предоставление истцу такого помещения администрацией города Красноярска. При этом полномочия по предоставлению жилых помещений для категории граждан – детей, оставшихся без попечения родителей у администрации Свердловского района г. Красноярска отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Юшкова Н.М. к администрации г.Красноярска о возложении обязанности предоставить жилое помещение удовлетворить.
Обязать администрацию г. Красноярска предоставить Юшкова Н.М. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории г. Красноярска благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью 33 квадратных метра с учетом допусков, предусмотренных ч.14 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года №12-961 «О защите прав ребенка».
В удовлетворении требований Юшкова Н.М. к администрации Свердловского района г. Красноярска - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19.12.2017 года.
Председательствующий подпись
<данные изъяты>
Судья А.Н. Глебова