Решение по делу № 2-157/2017 от 14.03.2017

Дело <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<данные изъяты> г. Белоярский.

Белоярский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе: председательствующего федерального судьи Лаврова И. В., при секретаре Сыч Е. Н., с участием старшего помощника прокурора г. Белоярский Долженкова А.В., истца Артемьева И.А., представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации Сычевой С.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артемьева Ивана Анатольевича к казне Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации о взыскании морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования по уголовному делу,

у с т а н о в и л :

истец Артемьев И.А. обратился в суд с иском к казне Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования по уголовному делу.

Исковые требования мотивированы тем, что приговором Белоярского городского суда ХМАО – Югры от <данные изъяты> по уголовному делу <данные изъяты>, обвиняемый Артемьев И.А. был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 30 ч. 3, 228.1 ч. 3 п. «г», ст. 228 ч. 1 УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы: по ст. ст. 30 ч. 3, 228.1 ч. 3 п. «г» УК РФ сроком на 8 лет, по ст. 228 ч. 1 УК РФ сроком на 2 года. На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения, назначено 8 лет 6 месяцев лишения свободы. На основании ст. 79 ч. 7 УК РФ, Артемьеву И.А. отменено условно-досрочное освобождение по постановлению Сургутского городского суда от <данные изъяты> (2 года 9 месяцев 29 дней) и, в силу ст. 70 УК РФ, по совокупности приговоров, учитывая не отбытое наказание по приговору от <данные изъяты> (учитывая изменения на основании постановления Сургутского городского суда от <данные изъяты>) Артемьеву И.А. окончательно назначено 9 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Тем же приговором по преступлению, предусмотренному ст. 30 ч. 3, ст. 228.1. ч. 2 п. «а» УК РФ Артемьев И.А. оправдан. Приговор вступил в законную силу. Постановлением Белоярского городского суда от <данные изъяты> за Артемьевым И.А. признано право на реабилитацию. Считает, что в соответствии со ст. 133 и ч. 2 ст. 136 УПК РФ Артемьев И.А., как реабилитированное лицо, имеет право на компенсацию причиненного ему морального вреда.

В результате совершенных органами дознания и предварительного следствия незаконных действий, в виде уголовного преследования по уголовному делу <данные изъяты> Артемьеву И.А. причинен серьезный моральный вред (эмоциональные переживания, физические и нравственные страдая, ухудшение состояния здоровья и т.д.), который в общем размере оценивается в 500 000 рублей.

Истец просит взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в качестве компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования по уголовному делу в сумме 500 000 рублей.

Истец Артемьев И.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении <данные изъяты>

Представитель Министерства финансов Российской Федерации Сычева С.Х. в судебном заседании против удовлетворения искового заявления возражала по основаниям, изложенным в письменных возражениях <данные изъяты>

Прокурор Долженков А.В. в судебном заседании против удовлетворения искового заявления возражал, считает его необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Заслушав истца Артемьева И.А., представителя ответчика Сычевой С.Х., прокурора Долженкова А.В., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Артемьева И.А. обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В соответствии со ст. 6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.

В силу требований Уголовно-процессуального законодательства, лица незаконно или необоснованно подвергнутые уголовному преследованию, имеют право на реабилитацию. Под реабилитацией понимается порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда (п. 35 ст. 5 УПК РФ).

В соответствии со ст. 133 УПК РФ, право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда. Право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеет подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор.

В настоящем судебном заседании исследованы материалы уголовного дела <данные изъяты> по обвинению Артемьева Ивана Анатольевича в совершении преступлений, предусмотренных ст. 30 ч. 3, ст. 228.1. ч. 2 п. «а», ст. 30 ч. 3, ст. 228.1 ч. 3 п. «г», ст. 228 ч. 1 УК РФ.

Из материалов уголовного дела установлено, что <данные изъяты>. в отношении Артемьева А.И. возбуждено уголовное дело <данные изъяты> по ст. 30 ч. 3, ст. 228.1. ч. 2 п. «а», ст. 30 ч. 3, ст. 228.1 ч. 3 п. «г», ст. 228 ч. 1 УК РФ <данные изъяты>

Приговором Белоярского городского суда ХМАО – Югры от <данные изъяты> по уголовному делу <данные изъяты> Артемьев И.А. был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 30 ч. 3, 228.1 ч. 3 п. «г», ст. 228 ч. 1 УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы: по ст. ст. 30 ч. 3, 228.1 ч. 3 п. «г» УК РФ сроком на 8 лет, по ст. 228 ч. 1 УК РФ сроком на 2 года. На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения, назначено 8 лет 6 месяцев лишения свободы. На основании ст. 79 ч. 7 УК РФ Артемьеву И.А. отменено условно-досрочное освобождение по постановлению Сургутского городского суда от <данные изъяты> (2 года 9 месяцев 29 дней) и в силу ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров, учитывая не отбытое наказание по приговору от <данные изъяты> (учитывая изменения на основании постановления Сургутского городского суда от <данные изъяты>) Артемьеву И.А. окончательно назначено 9 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Тем же приговором по преступлению, предусмотренному ст. 30 ч. 3, ст. 228.1. ч. 2 п. «а» УК РФ Артемьев И.А. оправдан. Приговор вступил в законную силу <данные изъяты>

    Постановлением Белоярского городского суда ХМАО – Югры от <данные изъяты> за Артемьевым И.А. признано право на реабилитацию в порядке ст. 133 - 136 УПК РФ <данные изъяты>

Согласно ст. 1070 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

В силу ст. 1100 Гражданского кодекса РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

Вышеуказанные нормы содержат исчерпывающий перечень оснований для компенсации морального вреда, а именно: незаконное осуждение, незаконное привлечение к уголовной ответственности, незаконное применение меры пресечения в виде заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконное наложение административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, который расширительному толкованию не подлежит.

Согласно п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

По смыслу пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2011 года № 17 «О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве», при определении размера денежной компенсации морального вреда реабилитированному судам необходимо учитывать степень и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе продолжительность судопроизводства, длительность и условия содержания под стражей, вид исправительного учреждения, в котором лицо отбывало наказание, и другие обстоятельства, имеющие значение при определении размера компенсации морального вреда, а также требования разумности и справедливости.

При этом, обязанность по соблюдению, предусмотренных законом требований разумности и справедливости должна обеспечить баланс частных и публичных интересов с тем, чтобы выплата компенсации морального вреда одним категориям граждан не нарушала бы права других категорий граждан, учитывая, что казна Российской Федерации формируется в соответствии с законодательством за счет налогов, сборов и платежей, взимаемых с граждан и юридических лиц, которые распределяются и направляются как на возмещение вреда, причиненного государственными органами, так и на осуществление социальных и других значимых для общества программ, для оказания социальной поддержки гражданам, на реализацию прав льготных категорий граждан.

Таким образом, при определении размера компенсации морального вреда на основании, положений статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует исходить не только из обязанности максимально возместить причиненный моральный вред реабилитированному лицу, но и не допустить неосновательного обогащения потерпевшего.

Изучив материалы уголовного дела <данные изъяты>, суд приходит к выводу, что Артемьев Иван Анатольевич незаконно подвергнут уголовному преследования по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ст. 30 ч. 3, 228.1 ч. 2 п. «а» УК РФ.

Принимая во внимание, что человеческие страдания невозможно оценить в денежном выражении, компенсация морального вреда не преследует цель восстановить прежнее положение Артемьева И.А., поскольку произошло умаление неимущественной сферы гражданина, а лишь максимально сгладить негативные изменения в психической сфере личности.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд принимает во внимание приведенные положения закона, и учитывая характер физических и нравственных страданий, связанный с индивидуальными особенностями истца, фактические обстоятельства, при которых были нарушены личные неимущественные права истца, тяжесть преступления, в совершении которого истцу было предъявлено обвинение, а также длительность уголовного преследования в период неоднократного возобновления и приостановления предварительного следствия по уголовному делу.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований, поскольку имеющимися в материалах дела письменными доказательствами подтверждается факт осуществления в отношении истца уголовного преследования, незаконное осуждение, дальнейшее оправдание по предъявленному обвинению по ст. 30 ч. 3, 228.1 ч. 2 п. «а» УК РФ. Указанные обстоятельства в совокупности не могли не причинить истцу значительные нравственные страдания, так как к подобным событиям в жизни человеку невозможно отнестись безразлично.

Учитывая положения ст. ст. 1070, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, на Министерство финансов России возложена обязанность по исполнению судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействиями) государственных органов Российской Федерации или иных должностных лиц, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств на счет казны Российской Федерации (ст.ст. 165 и 242.2 БК РФ).

Определяя размер подлежащей взысканию с ответчика компенсации морального вреда, суд, принимает во внимание характер причиненных истцу нравственных страданий, и приходит к выводу о возможности взыскания в пользу истца компенсации морального вреда в размере 35 000 рублей с ответчика, признав заявленную истцом сумму в размере 500 000 рублей в качестве компенсации морального вреда завышенной и не соответствующей требованиям разумности и справедливости.

Учитывая данные обстоятельства, суд находит требования гражданского истца Артемьева И.А. о компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования по уголовному делу, подлежащими частичному удовлетворению в размере 35 000 рублей.

Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

исковые требования Артемьева Ивана Анатольевича к казне Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации о взыскании морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования по уголовному делу, удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счёт средств казны Российской Федерации в пользу Артемьева Ивана Анатольевича в счет компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования по уголовному делу, денежные средства в размере 35000 рублей.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение одного месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы, представления через Белоярский городской суд.

Председательствующий И. В. Лавров

Решение вступило в законную силу <данные изъяты>

Согласовано

2-157/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Артемьев И.А.
Ответчики
Министерство финансов РФ
Суд
Белоярский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Дело на странице суда
bel.hmao.sudrf.ru
14.03.2017Передача материалов судье
14.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.03.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2017Судебное заседание
02.05.2017Судебное заседание
02.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее