Дело № 2а-1370/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 апреля 2017 года г. Иркутск
Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Глебовой Е.П.,
при секретаре Демьяновой К.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1370/2017 по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска к Кузнецовой С.М. о взыскании задолженности по налогу, пени,
УСТАНОВИЛ:
в обоснование иска указано, что Кузнецова С.М. состоит на учете в инспекции ФНС России по Свердловскому району г. Иркутска. В собственности Кузнецовой С.М. находились транспортные средства. В настоящее время административный ответчик имеет задолженность по транспортному налогу и пени на общую сумму ........ рубля. Данная задолженность включена в требования об уплате налогов, пеней от Дата №, от Дата №, от Дата №, от Дата №, от Дата №, от Дата №, от Дата №. До настоящего времени задолженность не погашена.
Административный истец просит суд взыскать с Кузнецовой С.М. задолженность по налогу в размере ........ рублей, пени в размере ........ рубля, восстановить срок для подачи административного искового заявления.
В судебное заседание представитель административного истца Инспекции Федеральной налоговой службы по Адрес, административный ответчик Кузнецова С.М. не явились, извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
Суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 289 КАС РФ.
Исследовав представленные доказательства, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
На основании ст. 14 НК РФ к региональным налогам относятся, в том числе транспортный налог.
В силу ч. 1 ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
Объектом налогообложения, согласно ч. 1 ст. 358 НК РФ признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений ч. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В силу п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Кузнецова С.М. состоит на учете в ИФНС России по Свердловскому г. Иркутска, имела в собственности имущество, признаваемое объектами налогообложения.
Административным ответчиком не исполнена обязанность по уплате транспортного налога. Сумма задолженности по уплате транспортного налога составляет ........ рублей.
В соответствии с пунктами 3, 4, 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляется пени. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязанности по уплате налога образовалась задолженность, на которую начислена пени в размере ........ рублей.
Налоговым органом в адрес административного ответчика в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ направлялись требования об уплате налога, пеней: № от Дата, согласно которому налогоплательщику был установлен срок для оплаты имеющейся задолженности до Дата, № от Дата, которым налогоплательщику был установлен срок для оплаты имеющейся задолженности по уплате транспортного налога за Дата год в сумме ........ рублей до Дата; № от Дата, согласно которому налогоплательщику был установлен срок для оплаты имеющейся задолженности по уплате транспортного налога за Дата года в размере ........ рублей и начисленных пеней в размере ........ рублей до Дата; № от Дата. в соответствии с которым административному ответчику предложено в срок до Дата уплатить начисленные пени в размере ........ рублей; № о Дата, согласно которому налогоплательщику был установлен срок для оплаты имеющейся задолженности по транспортному налогу и начисленным пеням до Дата; № от 28.11.25011 года об уплате имеющейся задолженности в срок до Дата; № от Дата, которым налогоплательщику был установлен срок для оплаты имеющейся задолженности до Дата. Факт направления требований подтверждается списками почтовых отправлений. В установленные сроки обязанность по уплате налога Кузнецовой С.М. не исполнена.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи настоящего административного искового заявления.
Положениями ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании налога подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абзацем вторым приведенного пункта, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб.
В абзаце третьем данного пункта установлено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).
То есть, восстановление срока является правом, а не обязанностью суда. В каждом случае устанавливаются, выясняются и оцениваются обстоятельства, которые повлекли пропуск срока.
Судом установлено, что административный ответчик требования по уплате налогов в установленные сроки не исполнил, а неисполнение требования по уплате налога является основанием для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании имеющейся задолженности, однако, в материалах дела отсутствуют доказательства обращения налогового органа в суд в установленный законом срок.
Исходя из положений ч. 2 ст. 48 НК РФ, в случае если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, то срок обращения с иском в суд следовало исчислять с истечением шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей; но, если общая сумма налога, пене не превысила 3 000 рублей, то срок обращения с иском в суд следовало необходимо исчислять с истечением шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока.
Из материалов дела следует, что административное исковое заявление о взыскании задолженности по налогу подано в суд лишь Дата.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административный истец на дату обращения с настоящим иском в суд утратил право на принудительное взыскание с административного ответчика задолженности по транспортному налогу, начисленных пеней.
В нарушение требований ст. 62 КАС РФ налоговым органом не представлено доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, доказательств уважительности причин пропуска установленного срока для обращения в суд.
При таких обстоятельствах с учетом того, что срок пропущен значительно, уважительных причин для его восстановления не указано, в удовлетворении заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска о восстановлении срока для подачи административного искового заявления к Кузнецовой С.М. следует отказать. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины в силу положений названных норм является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ........ ░░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░░ ........ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░░ 2017 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░