Решение по делу № 2-1287/2017 от 14.03.2017

Дело № 2-1287/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Берниковой Е.Г.,

при секретаре Говязовой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухте Республики Коми 04 мая 2017 года гражданское дело по исковому заявлению Волокитиной Н.Ф. к администрации МОГО «Ухта» о признании постановления незаконным, обязании поставить на учет,

установил:

Волокитина Н.Ф. обратилась в суд с иском к администрации МОГО «Ухта» о признании незаконным постановления № 2365 от 05 сентября 2016 года о снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обязании поставить на учет, в обоснование требований указала, что 05 сентября 2016 года истец и её сын В.И. постановлением администрации МОГО «Ухта» № 2365 «О внесении изменений в постановление главы МО «Город Ухта» от 01.09.2003 года № 945 «Об утверждении списков учета граждан, имеющих права на получение жилищных субсидий, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», были сняты с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат, в связи со смертью <...> г. бывшего супруга истца – В.П., стоявшего ранее на учете, с чем истец не согласна, поскольку право на получение субсидии с учетом даты постановки на учет и очередности предоставления жилищной субсидии сохраняется за членами семьи умершего.

В последующем исковые требования уточнила, просила с 27.11.1997 года поставить её на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии выезжающим из районов Крайнего Севера, по категории «пенсионеры», в остальной части на исковых требованиях настаивала.

Определением суда от 12 апреля 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми.

В судебное заседание истец, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика администрации МОГО «Ухта» по доверенности Федосимова Е.А. требования истца не признала, указала, что разрешение спора о наличии права на получение жилищной субсидии у истца возможно только в судебном порядке, основанием к снятию с учета истца явилась только смерть лица, поставленного на учет.

Третье лицо Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направило, представило письменный отзыв, в котором полагало не установленным право умершего состоять на учете на получение социальных выплат для приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей до даты его смерти, указало, что действующая на момент смерти В.П. редакция Федерального закона не предусматривала возможности сохранения за членами семьи права на получение жилищной субсидии, просило в удовлетворении иска отказать, рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.

Суд с учетом мнения представителя ответчика и положений ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Как следует из доводов истца и представленных ответчиком документов, постановлением главы МО «Город Ухта» от 01.09.2003 года № 945 «Об утверждении списков учета граждан, имеющих права на получение жилищных субсидий, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (с учетом исправления описки постановлением администрации МОГО «Ухта» от 05.09.2016 года № 2365) В.П. с составом семьи 3 человека, в том числе истец, был включен в указанный список по категории «пенсионеры» с датой постановки на учет 27.11.1997 года.

<...> г. В.П. умер.

Пунктом 2 постановления администрации МОГО «Ухта» от 05.09.2016 года «О внесении изменений в постановление главы МО «Город Ухта» от 01.09.2003 № 945 «Об утверждении списков учёта граждан, имеющих права на получение жилищных субсидий, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» сняты с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных ним местностей в связи со смертью В.П. <...> г. рождения, члены его семьи: Волокитина Н.Ф. (супргуга), <...> г. рождения, В.И. (сын), <...> г. рождения.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125 – ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.

Действовавший с 31.07.1998 года до 01.01.2003 года Федеральный закон от 25.07.1998 года № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» также предусматривал право на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, для граждан, имеющих стаж работы или проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющих жилья в других регионах Российской Федерации.

Нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу названного Федерального закона на дату обращения за постановкой на учет Волокитина П.Д. предоставляли право на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет и состоящим на учете по улучшению жилищных условий (абзац четвертый пункта 5 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1993 года N 1278; абзац третий пункта 3 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 937; часть 2 статьи 5 Федерального закона от 17 августа 1996 года "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году").

Из объяснений представителя ответчика следует, что иных, кроме заявления В.П. и представленной им справки с места жительства, документов в учетном деле В.П. не сохранилось. Однако на дату принятия постановления главы МО «Город Ухта» от 01.09.2003 года № 945 трудовая книжка, пенсионное удостоверение, то есть документы, подтверждающие наличие у истца требуемого стажа работы, статус пенсионера на 27.11.1997 года были представлены.

Постановление главы МО «Город Ухта» от 01.09.2003 года № 945 до настоящего времени не отменено, не оспорено, как не оспаривается ответчиком и право В.П. на включение в соответствующий список с 27.11.1997 года. Из содержания постановления администрации МОГО «Ухта» от 05.09.2016 года № 2365 и доводов ответчика следует, что единственным основанием снятия истца с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, является смерь В.П. При таких обстоятельствах доводы третьего лица о необходимости устанавливать право В.П. на включение в список не могут считаться обоснованными.

Федеральным законом от 17 июля 2011 г. N 212-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" статья 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" изложена в новой редакции, в ней появилась норма о том, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

Федеральный закон от 17 июля 2011 г. N 212-ФЗ вступил в силу с 1 января 2012 года (статья 2 данного Закона).

До внесения указанных изменений Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" возможность сохранения за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, права на ее получение прямо в статье 1 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрена не была.

Вместе с тем прямого запрета на указанное правопреемство Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ в редакции, действовавшей на момент смерти В.П. не содержал.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

По смыслу подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, члены семей граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введения в действие Федерального закона N 212-ФЗ, то есть до 1 января 2012 года, так же как и члены семей граждан, состоявших на учете на получение жилищных субсидий, но умерших после 1 января 2012 года, сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к неоправданным различиям в объеме прав граждан, относящихся к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии), в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии.

Пунктом 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879, установлен исчерпывающий перечень оснований для снятия граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, при этом согласно пп. «з» в случае смерти гражданина, состоявшего на учете, получателем социальной выплаты становится один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности на право получения социальной выплаты, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

Поскольку каких – либо оснований для снятия с учета истца из материалов дела не усматривается, иных членов семьи умершего в настоящее время не имеется, постановление администрации МОГО «Ухта» от 05 сентября 2016 года № 2365 в части снятия с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, истца является незаконным, и ответчик обязан восстановить (принять) истца на соответствующий учет с 27.11.1997 года.

В остальной части оспариваемое постановление прав истца не затрагивает и не может быть в связи с этим признано незаконным по иску истца.

Таким образом, требования истца подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Требования Волокитиной Н.Ф. удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление администрации МОГО «Ухта» от 05 сентября 2016 года № 2365 в части снятия с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Волокитиной Н.Ф.

Обязать администрацию МОГО «Ухта» принять Волокитину Н.Ф. на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с 27.11.1997 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения 10 мая 2017 года.

Судья Ухтинского городского суда Е.Г. Берникова

2-1287/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Волокитина Н.Ф.
Ответчики
Администрация МОГО "Ухта"
Другие
Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
14.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.03.2017Передача материалов судье
20.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.03.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.04.2017Предварительное судебное заседание
12.04.2017Судебное заседание
04.05.2017Судебное заседание
10.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее